Конспект "Экологическая тропа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Программное содержание: Расширять представление детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Закреплять знания детей о деревьях, цветах, птицах, насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Экологическая тропа" старший возраст | 289.67 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
Непосредственно – образовательной деятельности
Составила и провела
воспитатель Селютина Л.И
Программное содержание: Расширять представление детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Закреплять знания детей о деревьях, цветах, птицах, насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материал: Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев. Игровой персонаж Старичок - Боровичок.
Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «любознательный, активный».
Словарная работа: крона, кустарник.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев и цветов, растущих на участке. Рисование деревьев.
Ход НОД
Создаем игровую ситуацию.
Младший воспитатель вносит корзинку и сообщает, что не видела, кто её оставил. Воспитатель удивляется, делая вид, что не понимает, откуда она взялась и предлагает детям поразмышлять и высказаться о том, как эта корзина могла оказаться в нашей раздевалке. Вместе с детьми осматривают корзинку, где находят письмо (записку).
«Здравствуйте!
Если вы читаете это письмо,
Значит, нашли мою корзинку.
Я иногда бываю немного рассеян
И наверно забыл её где-то.
Очень прошу её вернуть,
Ведь она не простая!
И она мне очень нужна,
А я за это обещаю вам рассказать
И показать много интересного.
Старичок-Боровичок
После воспитатель, пытается выяснить у детей кто такой Старичок-Боровичок и где его можно найти, чтобы вернуть ему корзинку. Дети высказывают различные предположения. Вместе с детьми приходят к мысли, о том, что он нас может ждать на участке детского сада. Дети одеваются (воспитатель незаметно меняет корзинку на похожую, где лежат иллюстрации, загадки, картосхемы и др.) и выходят на улицу, где их встречает младший воспитатель со Старичком - Боровичком.
Старичок-Боровичок: Ребята, здравствуйте! Вы нашли мою корзинку, спасибо большое. (Берет корзинку.) А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная.
(Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке сверху лежит картосхема.) Ой, посмотрите, что это в корзиночке? (Дети берут картосхему, разворачивают её, рассматривают.) Моя корзиночка приглашает вас в путешествие.
Воспитатель берет куклу у младшего воспитателя, и дальше уже сама от лица сказочного персонажа проводит путешествие.
Остановки экологической тропы:
Остановка 1. «Клумба».
Воспитатель: Экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести.
Стихи о цветах:
- Поэты очень часто пишут стихи о прекрасном. Много стихов написано
и о цветах. Послушайте строчки из стихотворений
Астра
Красивые цветочки Расцвели в саду,
Запестрели красками, А осень на носу
Георгин
На клумбе у окошка
Посажена картошка.
Цветки её огромные
И светлые, и тёмные.
Гладиолус Календула
На шесте - флаги, Ноготок короток,
Под шестом – шпаги А сквозь землю прошёл -
Шапку золота нашёл.
Колокольчик
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Старичок-Боровичок: Можно ли срывать цветы с клумбы? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Ответы детей.) Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.) Вы стоите рядом с этими чудесными цветниками. Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам? (Дети обмениваются своими впечатлениями.) Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают село, радуют жителей.) Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Какие цветы растут еще на клумбе? (Ответы детей.) Здесь мы видим георгины, флоксы, физалис, бархотки, кислицу и другие. Клумбы бывают разной формы и величины.
Остановка 2. «Веселый скворечник»
Воспитатель предлагает отгадать загадку
Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)
Воспитатель: Дети, а вы знаете, кто живет в этом домике? (Ответы детей.) А как домик называется? А где же птицы? (Ответы детей.) Осенью птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.
Воспитатель: Какие птицы еще осенью улетаю на юг? (Ответы детей.)А теперь давайте вспомним правила поведения в природе.
Дети называют: нельзя топтать траву, корни деревьев, кустарников; ходить нужно по тропинкам; нельзя разводить костер, не разорять птичьих гнезд, не рвать цветов, подкармливать птиц зимой…
Подвижная игра: «Вороны, скворцы, воробей»
Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия
предназначенные определенной птице:
Скворец – машем руками,
воробей - прыгаем,
вороны – кружимся. С каждым разом темп игры увеличивается.
3.Стоянка: «Яблонька»
Рассматривание яблони
Само с кулачок, румяный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. Что это? (яблоко)
- Вопросы для беседы
- Это фрукт или овощ? (ответы детей).
- А где растет яблоко? (это фрукт, растет в саду, на яблоне).
- Дети, как рождается яблоко? (ответы детей).
Растет яблоко долго от ранней весны до поздней осени. Весной Яблонька радует нас белорозовыми нежными цветами. Летом цветочки преображаются в маленькие плоды-яблочки.
А кто знает, от чего зависит вкус яблочка? (Предполагаемые ответы детей): Если мало было солнышка, влаги, то и яблочко будет кислым, не сочным. О нем надо заботиться. Правильно, чтобы яблочко налилось спелостью, стало румяным и сочным человек должен заботиться. Но как нужно заботиться о яблоне? (ответы детей). Конечно, поливать, рыхлить землю, бороться с вредными насекомыми, подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и от тяжелых плодов.
Рассказ «Старичок-Боровичок»
В Сибири не растут южные сорта яблонь, потому что не выдерживают суровой зимы. Садоводы вывели множество сортов, которые хорошо растут в Сибири; такие, как ранет. Он хорошо переносит зиму, правда яблочки у них мелкие, но не менее вкусные. Наша яблонька тоже называется ранеткой.
Есть у яблонь и заслуги в лечении человека. В английской пословице говориться: «В день по яблоку и врач не нужен». Одно яблоко хорошо, но лучше два-три. Очень много в яблоках витаминов.
- Кто из лесных жителей любит полакомиться яблочками?
- Едят ли яблоки домашние животные? Каким образом?
- Как человек использует яблоню?
- Как вы думаете, полезно ли есть яблоки и почему?
- Как вы понимаете пословицу: «В день по яблоку и врач не нужен»?
Проводится подвижная игра «Яблоко».
Дети встают в круг, передают друг другу яблоко, хором произносят считалку.
Дети.
Завертелось, закружилось
И по кругу покатилось.
Где остановилось,
С тем и подружилось.
Выходи, не зевай,
Свою пляску начинай!
Ребенок у которого по окончании считалки в руках оказалось яблоко, исполняет импровизированную пляску под русскую народную мелодию (аудиозапись – по выбору воспитателя).
Остановка 4. «Пень».
Воспитатель: Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.)
Старичок-Боровичок: В этом пне тоже идет жизнь. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке. (Ответы детей.) Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму. Пенек их согревает, это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.
Остановка 5: «Чудесный огород»
Вопросы:
- Дети, скажите, что растет на грядке? (Ответы детей - морковь, огурец, помидор и др).
- Как всё это назвать одним словом? (Ответы детей - это овощи).
- Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).
- А кто выращивает овощи? (Ответы детей).
- Расскажите, зачем люди выращивают овощи? (Ответы детей).
- А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).
Рассказ «Старичок-Боровичок»:
Солнце согревает землю, даёт растениям свет.
Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.
Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.
Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.
Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.
А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.
Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).
Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов.
А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (Ответы детей - да, оно ест тлю). Вот сколько помощников у растений. Загадки об овощах:
«Старичок-Боровичок»: -Я знаю много загадок об овощах, давайте их вспомним, а вы попробуете их отгадать.
Я – и свежий, и соленый. Золотистый и полезный, Как на грядке под листок
Весь пупырчатый, зеленый. Витаминный, хотя резкий, Закатился чурбачок -
Не забудь меня, дружок, Горький вкус имеет он… Зеленец удаленький,
Запасай здоровье впрок. Обжигает… Не лимон. Вкусный овощ маленький.
(Огурец) (Лук) (Огурец)
Огородная краля Зелёная толстуха Красный, детки, но не мак.
Скрылась в подвале, Надела уйму юбок. В огороде - не бурак.
Ярко-жёлтая на цвет, Стоит как балерина, Сочный лакомый синьор.
А коса-то, как букет. Из листьев пелерина. Угадали?
(Морковь) (Капуста) (Помидор)
В огороде - жёлтый мяч. В зелёной палатке Что это за рысачок
Только не бежит он вскачь, Колобки спят сладко. Завалился на бочок?
Он как полная луна. Много круглых крошек! Сам упитанный, салатный.
Вкусные в нём семена. Что это? Верно, это…
(Тыква) (Горошек) (Кабачок)
Бурая - не мишка, Горлодёрку потри сквозь тёрку, Фиолетовым вдруг стал,
В норке - но не мышка. Добавь кваса да хлеба кусок Любят овощ Ваня, Жан...
(Картошка) Эта еда продлит года Так ведь это...
(Редька) (Баклажан)
Остановка 6. «Деревья».
Воспитатель: Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
- Дети, а какое сейчас время года? Что происходит с растениями осенью? Для чего нужны растениям листья, корень? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.
Воспитатель:
Стоит Аленка:
Платочек зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза.)
Раз, два, три – к березе беги!Дети бегут к березе.
Воспитатель: Ребята, а как ты узнали, что это береза? (Ответ детей) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета? (Ответы детей.) А что вы можете о дереве рассказать? Берёза - это единственное дерево на земле с белой корой. Белая кора березы – береста - отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева. У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком. Березка считается символом России. Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Осенью листья березы зеленого и желтого цвета. Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.
Старичок-Боровичок: Береза лечит людей своими почками, листьями, соком; из веток делают банные веники и метлы; березовые дрова дают много тепла, ими топят печи.
Воспитатель: А почему дерево не падает?
Дети: Корни держат.
Старичок-Боровичок: Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. Попробуйте выдернуть дерево, силачи?
Старичок-Боровичок: Ну что, не получилось? Корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево!
Воспитатель: А это что за дерево? (Обращает внимание детей на хвойное дерево – ель.) Какие изменения произошли осенью с елью? На деревьях висят еловые шишки. Внутри шишек находятся крылатые семена. Эти семена являются пищей для некоторых животных. Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие. У дерева очень приятный еловый запах. Ель - хвойное дерево.
«Кто может обидеть ель, и как мы можем ей помочь?»
Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.
Старичок-Боровичок: Каким деревом является ель? (хвойным) Как называются иголочки на ели? (хвоинки) Как называется лес, где растут только ели? (ельник) Ель снабжает диких животных и птиц шишками с семенами; очищает воздух от вредных веществ и примесей; выделяет кислород круглый год; летом служит источником прохлады и тени.
Ель – одно из древнейших растений в русском лесу. Растет ель в среднем около 500 лет, цветет один раз в 5-6 лет.
Вывод: У лиственных деревьев листья к зиме желтеют и опадают, потому что зимой, в стужу, корни почти не могут брать из земли воду, а листья испаряют много воды – тянут ее из дерева. Иголки у хвойных деревьев – ели и сосны – хвоинки, смолистые, жесткие; они испаряют меньше воды, чем обычные листья. Поэтому и держится хвоя зимой и летом.
Воспитатель: Что бы вы хотели взять себе на память о наших друзьях-растениях? Но помните, можно только собирать на земле. (Сбор листьев для нетрадиционного рисования).
Старичок-Боровичок: Вы все правильно сделали не надо брать из леса, парка много. Можно с собою взять только то, что не навредит растению или жителям парка. Ведь скоро парк порадует нас новыми загадками. Давайте его охранять, и он снова нас встретят своей красотой. Заигрался я с вами. Мне пора домой, в лесную избушку. Я буду скучать без вас.
Воспитатель: Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропе. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Старичок-Боровичок вам дарит на память листочки (бумажные силуэты), которые нужно раскрасить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....