Наблюдения летом в старшей группе
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Карточки наблюдений, игр и труда детей в природе летом в старшей группе
1.1. Наблюдения за неживой природой летом
Цикл наблюдений за погодой
Карточка № 1
Наблюдение за солнечной погодой
Цель: продолжать формировать представления детей о солнечной погоде летом; развивать умение устанавливать взаимосвязи: солнце днём стоит высоко—на улице жарко, утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее; летом дни долгие, а ночи короткие, светлые; учить детей замечать путь движения солнца в течение дня по небу.
Методические приемы:
Чтение стихотворения: Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни глянешь,
Всё кругом светло. И.Суриков
Дидактическая игра «Объясни почему»: предложить детям самостоятельно понаблюдать в солнечную погоду за изменениями в природе и аргументировано доказать по результатам наблюдений:
· Сегодня светит солнце - это хорошо. Почему?
· Летом днем на улице жарко. Почему?
· Долго гулять под ярким солнцем - это плохо. Почему?
· Вечером на улице становится прохладно. Почему?
· Прогулки летним вечером в прохладную погоду - это хорошо. Почему?
Игровое упражнение «Предскажи погоду»: предложить детям посоревноваться, кто больше назовет народных примет, которые говорят о летней солнечной погоде:
· Солнце село в тучу - (к дождю или буре)
· Ласточки летают высоко - (к ясной погоде)
· Облака или тучи быстро движутся - (к ясной погоде) и др.
Внесение и рассматривание самодельных солнечных часов и их назначения: в виде картонного диска, в середине которого укрепить пластилин и воткнуть в него карандаш.
Познавательно-практическая деятельность:
- определить путь движения солнца по небу с помощью самодельных солнечных часов: положить диск на солнечное место и отмечать на нём положение тени от карандаша в разные части суток: утром, в начале дневной прогулки, по окончании дневной прогулки, на вечерней прогулке, перед уходом детей домой, указывая время с помощью часов;
- измерить температуру воздуха с помощью градусника в разные части суток с фиксацией результатов в дневнике наблюдений.
Обсудить итоги познавательно-практической деятельности в конце дня.
Подвижная игра «День и ночь»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро действовать по сигналу. Развивать двигательное творчество.
Описание игры: на сигнал «день» дети ходят или бегают по площадке, не наталкиваясь друг на друга. На сигнал «ночь» должны замереть на месте в интересной придуманной позе. Водящий выбирает ребенка, у которого получилась самая интересная фигура.
Карточка № 2
Наблюдение за ветреной погодой
Цель: продолжать формировать у детей представления о ветре; учить определять его свойства (силу, направление) по различным признакам: раскачивание веток деревьев, тень на земле, колыхание травы, вращение вертушки; показать, что ветер - это движение воздуха, его сила влияет на жизнедеятельность человека, состояние растений и животных.
Методические приемы:
Загадывание загадки: Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер)
Игровое упражнение «Какой ветер?»: предложить детям самостоятельно понаблюдать за ветром и определить, какой он: ураганный, сильный, тёплый, пронзительный, ласковый и.др.
Чтение стихотворения:
Бывает он в холод,
Бывает и в зной.
Бывает он добрый,
Бывает и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то зашепчет,
То вдруг загудит.
Сделать вывод по результатам самостоятельных наблюдений, какой сегодня ветер.
Решение проблемной ситуации: предложить определить, что может произойти с растениями, животными и человеком, если ни окажутся на улице во время бури, урагана, смерча.
Физическое упражнение «Обгони ветер»: предложить детям побегать поочередно по 3-4 человека, постепенно ускоряя бег.
Ручной труд: предложить детям изготовить веер или вертушку (по желанию).
Познавательно-практическая деятельность:
- предложить детям определить направление ветра, его силу с помощью вертушек;
- показать, что ветер – это движение воздуха с помощью веера.
Карточка № 3
Наблюдение за дождливой погодой
Цель: формировать представления детей об особенностях дождливой погоде летом, ее влиянии на состояние живой природы; формировать представления о том, что в дождливую погоду бывает гром и молния, после дождя радуга. Развивать наблюдательность.
Методические приемы:
Загадывание загадки: Посмотрите, посмотрите:
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить? (Дождь).
Игровое упражнение: «Придумай предложение»: предложить детям самостоятельно понаблюдать и составить предложения со словом «дождь», отвечая на вопросы: Какой сегодня дождь? Что дождь делает? Кому помог дождь?
Рассказ воспитателя о дожде. Всё начинается с того, что солнце греет воду в океане, реке, озере, луже - везде, где есть вода. Вода начинает испаряться, превращаться в пар и подниматься вверх, потому что тёплый воздух легче холодного. Пар поднимается всё выше и выше, туда, где холодно, а там, где он соприкасается с холодным воздухом, получаются маленькие капельки воды. Капельки соединяются, становятся большими. Когда их становится много, они превращаются в облака. В верхней части капельки замерзают, растут, тяжелеют и падают вниз, так как не могут удержаться. Падая, они тают, потому что внизу теплее. И вот на земле идёт дождь.
Дидактическая игра «Я загадаю, а вы отгадайте»: предложить детям отгадать загадки о явлениях, которые происходят в дождливую погоду:
Громко стучит,
Звонко кричит,
А что говорит,
Никому не понятно
И мудрецам не узнать.
(Гром)
Раскаленная стрела
Дуб свалила и ушла.
(Молния)
Крашеное коромысло
Над рекою повисло.
(Радуга)
Физическое упражнение: предложить детей поупражняться в перешагивании лужиц широким шагом.
Подвижная игра «Не замочи ног».
Цель: Упражнять детей в перепрыгивании на двух ногах с продвижением вперед. Развивать умение действовать согласовано.
Описание игры: на площадке из палок или веревок сделать несколько ручейков. Предложить детям погулять по лужайке после «дождя»: по сигналу «прыг» перепрыгнуть через ручейки, отталкиваясь двумя ногами, разойтись по площадке; по сигналу «домой», перепрыгивая через ручейки, вернуться домой.
Карточка № 4
Наблюдение за облачной погодой
Цель: продолжить формировать представления о летних погодных явлениях; уточнить представления об облачной погоде: облака бывают пушистые, перистые, кучевые (держатся на небе кучками); движутся то медленно, то быстро, меняют свою форму; развивать воображение.
Методические приемы:
Загадывание загадки:
Шатёр огромный над землёй Бывает чёрный, звёздный,
Так часто цвет меняет свой. Бывает очень грозный.
Бывает синий, голубой, Он посылает дождь и снег.
Бывает серый и седой. К нему стремится человек.
Он радугой порой играет,
И нет ему конца и края. (Небо)
Вопросы:
Какое сегодня небо? Где расположены облака? На что они похожи? Как движутся: быстро или медленно?
Коллективное исполнение песенки «Облака» с импровизацией танцевальных движений: Облака, белогривые лошадки,
Облака, что вы мчитесь без оглядки?..( сл.С.Козлов)
Игровое упражнение «Какое облачко»: предложить детям самостоятельно рассмотреть облака и описать, какие они: маленькие, огромные, воздушные, кучевые, перистые, подвижные, пушистые и др.
Чтение стихотворения:
Видишь: облако летит;
Слышишь: с нами говорит:
«В ясном небе я лечу,
Подрасти скорей хочу.
Стану тучей, а потом
Всех порадую дождем».
З.Александрова
Физическое упражнение «Попади в облако»: предложить детям взять ватные комочки поочередно бросить в цель «облако», вертикально расположенное на стенде для метания. Посчитать, сколько раз каждый попал точно в облако.
Карточка № 5
Наблюдение за туманной погодой
Цель: формировать представления детей о том, что летом бывают туманы; дать знания об особенностях их образования, влиянии на жизнь растений, животных и деятельность людей; развивать познавательный интерес.
Методические приемы:
Загадывание загадки: Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (Туман).
Минутка познания «Что такое туман»: рассказать детям, что туман похож на дым. Но дым имеет запах, а туман не имеет. Туман белой пеленой закрывает все вокруг. Туман состоит из капелек воды. Под теплыми солнечными лучами туман рассеивается и исчезает.
Знакомство с народной приметой: утром туман – к хорошей погоде. Дидактическая игра «Хорошо или плохо»: предложить детям определить, чем туман полезен или вреден (опасен) для людей, растений, транспорта.
Чтение стихотворения «Туман»
Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез:
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда ж за грибами теперь?
И. Токмакова
Беларуская рухомая гульня «Замарожаныя»
Мэта: удасканальваць навыкі бегу, змяняючы темп і напрамак; развіваць смеласць, сумленнасць..
Апісанне гульні: з дапамогай лічылкі дзеці выбіраюць дзядулю Тумана:
Дзеці, деці, детвара,
Уцякайце са двара,
Хто з вас не схаваецца-
Той вадзіць застанецца
І разбягаюцца па пляцоўцы. Дзед Туман бяжыць за імі і імкнецца дакрануцца да каго-небудзь рукой; дзіця, якога “затуманіў” кропелькамі дожджа дзед Туман павінны спыніцца і расставіць рукі ў бакі. Гульня заканчваецца, калі будуць запятнаны большасць дзяцей. Для поутору выбіраецца новы дед Туман.
Цикл наблюдений за почвой
Карточка № 1
Наблюдение за почвой
Цель: закрепить и конкретизировать представления детей о почве и ее свойствах, влиянии на состояние растений.
Методические приемы:
Загадывание загадки: На чёрном покрывале
Зелёный узор. ( Земля и трава)
Поисковые действия: предложить детям отыскать на участке зеленый газон и грядку с питательной почвой. Что такое черное покрывало? Зеленый ковер?
Познавательно-практическая деятельность:
Опыт 1: «Из чего состоит почва»: исследовать с помощью лупы горстку сухой почвы, расположенной на белой бумаге.
Опыт 2: «Есть ли в почве воздух»: предложить проверить, есть ли в почве воздух, опустив комочек в стакан с водой; выяснить, как воздух, содержащийся в воде можно обнаружить.
Опыт 3: «Влажный комочек почвы»: исследовать комочек рыхлой почвы, в котором есть «пустые места»- там прячется воздух; выяснить, почему комочек уменьшился, если его сжать в ладошке.
Опыт 4: «Почему на дорожке не растёт трава?»: выяснить, почему в рыхлой почве хорошо растениям, а на утрамбованной площадке в результате вытаптывания почвы воздух не поступает к корням растений.
Трудовое поручение: предложить детям подрыхлить почву на грядках и рабатках.
Подвижная игра «Не оставайся на земле».
Цель: развить ловкость, умение быстроту реагировать на сигнал.
Описание игры: с помощью считалки выбирается ловишка. Дети занимают места так, чтобы не касаться земли. По сигналу «на прогулку» бегают по площадке, по команде «лови» ловишка начинает детей пятнать, а они стараются занять места, не оставаясь на земле.
Карточка № 2
Наблюдение «Роль почвы в жизни растений»
Цель: формировать представления детей о роли питательной почвы в жизни растений; влияние состава почвы на их рост и развитие; развивать наблюдательность.
Методические приемы:
Загадать загадку: Хороши малыши.
Как один, кругляши.
В темном домике сидят,
Друг на друга не глядят.
А как лопнет их дом-
Все на улицу бегом. (Семена гороха)
Внести и рассмотреть семена гороха.
Проблемная ситуация: предложить детям рассказать, что нужно для того, чтобы семена гороха проросли.
Предложить насыпать в 3 емкости разную по составу почву (чернозем, почва, смешенная с глиной и песком). Сравнить ее по внешнему виду.
Познавательно-практическая деятельность:
Опыт: «Влияние качества почвы на рост и развитие растений»: предложить детям посадить редис в 2 стаканчика: 1- в питательную черноземную почву, 2- в песчаную. В последующем организовать наблюдения за его ростом и развитием.
Чтение стихотворения:
Чтоб растение росло,
И питалось, и цвело,
Его надо поливать,
Пыль с листочков вытирать,
Рыхлить землю,
Удобрять и опрыскивать.
Надо помнить нам всегда:
Ему плохо в холода,
И во тьме не может жить,
Лучик света должен быть!
Имитационная игра «Красивый цветок»:
Воспитатель:
Что сделать, чтобы вырос красивый цветок?
Дети:
Почву лопаткой нужно взрыхлить,
Бережно семечки посадить. имитируют посадку семян.
Воспитатель:
Что семечку нужно, чтоб подрасти?
Дети:
Дождику нужно почаще идти! отрывистые движения рук сверху вниз
Стебель у семечка к солнцу пробьется. сложить ладошки ковшиком
Воспитатель:
Что же ростку помогает расти?
Дети:
Солнышку надо поярче светить! поднимают руки высоко над головой
К солнышку тянется стебелек,
И за листком вырастает листок. приседают, руки вытянуты вперед,
ладони вверх, медленно поднимаются
Почва, солнце, и дождик, и руки мои показывают
Вместе ростку подрасти помогли!
Карточка № 3
Наблюдение «Могут ли животные жить без почвы»
Цель: выяснить, есть ли в почве условия, необходимые для жизни живых организмов (животных); познакомить с приспособительными особенностями подземных обителей (червяки) к обитанию в почве.
Методические приемы:
Подвести детей к грядке, на которой в питательной почве растут растения.
Предложить сравнить почву сухую и влажную (по окраске, сыпучести).
Познавательно-практическая деятельность:
Опыт: «Есть ли в почве воздух?»: предложить детям опустить в банку с водой комочек влажной почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха, которые нужны для дыхания, поэтому в ней могут жить животные, расти растения.
Вопросы: Какие животные живут в почве? Отгадайте загадки:
Он носит поясок,
Хотя без рук, без ног.
В земле живет.
Когда ползет.
Рыхлит ее и удобряет,
Так плодородье повышает. (Червяк)
В одежде богатой,
А сам слеповатый.
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
Под землей коридоры,
Переходов целых сто.
Там сидит хозяин в темном
Меховом своем пальто. (Крот)
Два рога, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит - так воет,
Сядет – землю роет. (Жук)
Как животные приспособились к жизни под землей?
Познавательно-практическая деятельность:
Опыт: «Роль дождевого червяка в почве»: предложить детям в банку, в которой слоями насыпан песок и питательная почва, опустить дождевого червяка, понаблюдать за тем, как он смешивает почву и песок, таким образом, рыхлит почву, дает к корням доступ воздуха.
Игровое упражнение «Дождевые червячки»: предложить детям стать дождевыми червячками, погрузить руки в песок. Пояснить, что под землю солнечный свет не проникает, поэтому большинство животных, обитающих там, зрение просто не нужно. Детям предложить закрыть глаза и, медленно продвигаясь в песке, постараться найти друг друга.
1.2. Наблюдения за растениями летом
Цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями цветника [ 7 ]
Карточка № 1
Наблюдение «Что цветет на нашем участке?»
Цель: развивать умение детей различать цветущие культурные растения, определять их название, выделять отличительные особенности внешнего вида; вызвать чувство радости от восприятия красоты цветущих растений.
Методические приемы:
Минутка любования: полюбуйтесь красотой цветущей клумбы, ее разноцветием, ощутите аромат цветов.
Вопросы: Какие растения растут на нашей летней клумбе? Одинаковые ли они по окраске, высоте? Чем отличаются? Чем похожи? Где расположены (в центре, по краю клумбы)? и почему?
Игровое упражнение «Найди цветок, какой назову»: предложить детям на клумбе найти и показать цветок (настурция, календула, полынок, гвоздика, бархатцы), рассказать о его внешнем виде.
Подвижная игра «Садовник и цветы».
Цель: развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от «ловишки», развивать ловкость, быстроту реакции.
Описание игры: дети берут на себя роль цветов, размещаются на одной стороне клумбы, водящий «садовник» - на противоположной. Приближаясь к цветам, он произносит: «Я иду сорвать цветок из цветов сплести венок». Цветы отвечают: «Не хотим, чтоб нас срывали,
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в саду остаться.
Будут нами любоваться.
С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а садовник старается поймать кого-нибудь.
Карточка № 2
Наблюдение «Кто помогает цветам расти?»
Цель: уточнить и конкретизировать представления детей о назначении всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов образуются семена; формировать представления о том, что растения хорошо растут потому, что клумба для них хороший «дом», в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет; расти цветам помогают солнце, дождь, земля и уход людей; познакомить с правилами срезки и сохранения цветов в букете.
Методические приемы:
Минутка любования: как удивителен цветник ранним летним утром после полива дворником цветов из шланга с водой.
Вопросы: Что помогает цветам расти? Для чего нужны растению солнце, дождь, питательная почва, воздух? Кто помогает в цветнике создать хорошие условия для роста растений?
Чтение стихотворения:
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать. С.Вургун.
Познавательно-практическая деятельность: предложить детям назвать части растения и определить назначение каждой из них с помощью моделей.
Пальчиковая игра «Цветок»:
Вырос высокий цветок на поляне, показывают руками цветок
Утром лучистым раскрыл лепестки. разводят пальцы рук
Всем лепесткам красоту и питание движение пальцами вместе-врозь
Дружно дают под землёй корешки. ладони вниз, пальцы разводят
Дидактическая игра «Поможем растению»: воспитатель описывает состояние растения, нуждающегося в поливе (свете, питательной почве) и предлагает детям определить с помощью моделей, какого условия недостаточно для его роста.
Трудовое поручение: предложить детям определить необходимость выполнения трудовых действий в цветнике и оказать помощь растениям (подрыхлить почву, прополоть, подвязать, обрезать растения, которые отцвели). Срезать цветы для украшения групповой комнаты.
Карточка № 3
Наблюдение «Что было сначала, что будет потом?»
Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений, благоприятных условиях для их жизни.
Методические приемы:
Минутка любования: полюбуйтесь, растения цветника такие разные: молодые только что распустившиеся, цветущие и отцвёвшие.
Вопросы: Из чего растение можно вырастить? Каким растение было до того, как на нем появились цветы? Что образуется после цветения? Вырастут ли на будущий год на участке цветущие растения? Что нужно для этого сделать? Какие необходимо создать условия для роста растений?
Имитационная игра «Расцвел цветок»:
Представьте, то вы – маленькое семя, дети приседают, обхватывают голову
оно лежит в земле.. руками
Но вот пригрело солнышко, дети поднимают голову, раскрывают
и семечко начало прорастать. ладони
Это маленький слабый росток.
Солнышко греет все сильнее,
прошел теплый дождик,
и росток стал подниматься дети поднимаются, руки вверх, в стороны
все выше и выше
Ветерок его раскачивает, дети поворачивают туловище вправо-влево
солнышко пригревает,
Цветки улыбаются солнышку, дети подставляют свое лицо, ладошки
Как хорошо, как приятно!
Поисковые действия: предложить детям отыскать в цветнике растения в стадии бутонов, цветущие растения, растения с образовавшимися семенами.
Дидактическая игра «Что было сначала, что будет потом?»: предложить детям устроить «живую цепочку», продемонстрировать стадии роста и развития календулы: семена, росток, листок, цветок, семена.
Карточка № 4
Наблюдение «Какие они ноготки - цветущие растения?»
Цель: конкретизировать представления детей о ноготках (календуле), ее строении; развивать умение отличать от других растений по высоте стебля, форме и окраске листьев, цветов, по запаху; дать знания о том, что календула – «живой барометр».
Методические приемы:
Внесение загадки- приглашения:
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
Поисковые действия: поиск на участке детского сада цветка, от которого приглашение получили дети (на нем нарисован цветок календулы).
Вопросы: Как узнать этот цветок на клумбе среди других? Чем он примечателен по сравнению с другими цветами? Рассмотрите и расскажите о нем: какой высоты стебель, какой формы и окраски листья и цветы, есть ли запах у цветов.
Минутка познания: рассказать детям, почему эти цветы называются ноготками: у них удивительные семена, похожие на срезанный ноготок. Календула дружит с солнышком: в солнечную погоду у нее раскрыты все лепестки, а перед дождем головки цветов закрываются. Поэтому его называют живым барометром, он помогает предсказывать погоду.
Трудовое поручение: предложить детям полить цветы из лейки.
Поливаем мы цветы.
Пусть растут скорее:
Будет больше красоты,
Будет веселее.
Карточка № 5
Наблюдение «Соберем семена садовых цветов»
Цель: развивать умение детей различать цветущие растения по семенам; вызвать желание участвовать в сборе семян цветов для озеленения участка и ближайшей территории.
Методические приемы:
Осмотр цветника: как выглядит наш цветник? Что на нем растет? Расскажите о цветке, который тебе больше всего понравился и почему? Чем вас сегодня цветы удивили?
Поисковые действия: предложить детям отыскать в цветнике растения, у которых созрели семена (календула, настурция, бархатцы). Сравнить семена, выделить отличительные особенности каждого: у календулы коричневые, похожи на срезанный ноготок; у бархатцев – черная длинная семянка и белый хохолок; у настурции – коричневая сморщенная горошинка.
Трудовое поручение: предложить детям собрать семена в индивидуальные бумажные пакеты. Обратить внимание детей на то, что цветок один, а семян много - значит, на будущий год можно вырастить много цветущих растений на нашем участке и в ближайшем окружении.
Карточка № 6
Наблюдение «Где еще растут садовые цветы?»
( на целевой прогулке в парк)
Цель: расширить представления детей о местах произрастания культурных цветущих растений (в парке, в сквере, в школьном дворе, на площади); вызвать чувство гордости за созданную руками человека красоту родного города.
Методические приемы:
Минутка любования: как чудесен парк в солнечный летний денек! Что вас больше всего привлекло и понравилось? На что обратили внимание?
Рассматривание цветников, расположенных в парке: где они расположены? Что на них растет? Какие цветы расцвели? Кто высадил эти цветы в парке и ухаживает за ними?
Игровое упражнение «Я загадаю, а вы отгадайте»: предложить детям отгадать растение по описанию, отыскать и показать его в цветниках парка.
Решение проблемной ситуации: предложить детям прослушать стихотворение и объяснить, как бы дети вели себя в данной ситуации.
Цветок во дворе я сорвал на заре.
Сорвал, а зачем - объяснить не могу.
В стакане он простоял и завял,
А сколько бы он
В цветнике простоял?
Предложить вспомнить, где еще в нашем городе расположены цветники и чем они удивительны. Объяснить детям смысл пословицы «Растение - земли украшение».
Цикл наблюдений за ростом овощных культур
Карточка № 1
Наблюдение «Что растет на нашем огороде?»
Цель: развивать умение детей различать огородные растения, определять их название, выделять отличительные особенности внешнего вида; вызвать чувство уважения к труду людей по выращиванию овощей.
Методические приемы:
Минутка любования: полюбуйтесь, какой огород у нас в детском саду. Подросли и лучок, и горох, и капуста, и фасоль.
Вопросы: Какие овощи растут на каждой грядке? Как вы узнали их? Одинаковые ли овощи на разных грядках? Чем отличаются? Чем похожи? Кто их выращивает, ухаживает за ними?
Игровое упражнение «Найди овощную культуру, какую назову»: предложить детям на грядках найти и показать овощи (редис, горох, лук, капуста, огурцы), рассказать об их внешнем виде.
Подвижная игра «Овощи на грядке».
Цель: Упражнять детей в беге врассыпную. Развивать умение детей быстро реагировать на сигнал.
Описание игры: Дети устраивают круг. Воспитатель- хозяюшка ходит по кругу, приговаривает: Вот пришла на огород!
Репка, свеколка растёт,
И картошка, и капуста,
И морковочка, и лук.
Детям я сварю сегодня
Овощной полезный суп. В.Волина.
На последние слова дети разбегаются, хозяюшка ловит детей, тому, кого словила, задаёт вопрос: «Что это за овощ на грядке растёт?». Ребёнок должен назвать овощ для овощного супа.
Карточка № 2
Наблюдение «Какие они - подсолнухи?»
Цель: конкретизировать представления детей о подсолнухе, его строении; развивать умение отличать от других растений по высоте стебля, форме и окраске листьев, цветов, по семенам; познакомить с пищевой ценностью семян подсолнуха.
Методические приемы:
Загадка-приглашение: Я семечко посадила,
Поливать его ходила,
А сейчас смотрю в оконце:
Выросло из семя солнце! ( Подсолнух)
Поисковые действия: поиск подсолнуха на огороде.
Вопросы: Как узнать подсолнух на огороде среди других овощных культур? Чем он примечателен по сравнению с другими овощными культурами? Рассмотрите и расскажите о нем: какой высоты стебель, какой формы и окраски листья и цветы, на что похож.
Минутка познания: рассказать детям, для чего люди выращивают целые поля подсолнухов: из семян подсолнуха делают подсолнечное масло, которое люди используют для салатов, для жарки мяса, рыбы, овощей; из семян делают халву, сладкую, ароматную. Семечками подсолнуха можно лакомиться взрослым и детям, соблюдая правила их употребления (снимать шелуху, не плеваться, не сорить).
Угощение детей семечками подсолнуха. Уточнить, какие они на вкус.
Трудовое поручение: предложить детям полить растущие на огороде подсолнухи из лейки.
Карточка № 3
Наблюдение «Что было сначала, что будет потом?»
Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития овощных культур, благоприятных условиях для их жизни.
Методические приемы:
Минутка любования: полюбуйтесь, как подросли подсолнухи на нашем огороде.
Вопросы: Из чего можно вырастить растение? Каким растение было до того, как на нем появились стебель и цветы? Что образуется после цветения? Вырастут ли на будущий год на участке подсолнухи? Что нужно для этого сделать? Какие необходимо создать условия для роста растений?
Рассматривание семян подсолнуха. Какого цвета семечки? Какой формы? Чем покрыты семечки? Что у семечек внутри? Из чего выросли семечки? Что помогало им расти?
Дидактическая игра «Разложи по порядку»:
Предложить детям разложить карточки в ряд в такой последовательности, в какой изменяется растение: семя - проросшее семя-побег с корнем- цветок без семян- цветок с семенами- семечки- бутылка растительного масла и халва.
Карточка № 4
Наблюдение «Подсолнух - солнышка портрет»
Цель: уточнить представления детей об особенностях внешнего вида подсолнуха: высокий стебель, большое соцветие, похожее на солнце; формировать представления о том, что подсолнух реагирует на движение солнца, поворачивая соцветие с его сторону в течение дня.
Методические приемы:
Загадывание загадки: Желтый Антошка вертится на ножке,
Где солнышко стоит, туда он и глядит. (Подсолнух)
Вопросы: Растет ли «желтый Антошка» на нашем огороде? Почему его называют портретом солнышка? Какая часть растения похожа на солнышко? Что у них общего?
Познавательно – практическая деятельность: предложить детям в течение дня понаблюдать за поворотом соцветия подсолнуха в соответствие с движением солнца: как подсолнух реагирует на движение солнца по небосводу. Результаты наблюдений зафиксировать в дневнике.
Обсуждение результатов наблюдения с рассматриванием дневника.
Чтение стихотворения «Подсолнечник»:
Под солнышком подсолнечник,
Когда денек погожий,
Весь день глядит на солнышко –
Сам на него похожий.
Плывет кораблик – солнышко,
Вокруг лучи кольцом,
И целый день подсолнечник
Стоит к нему лицом.
Е.Трутнева
Рисование на асфальте «Солнышка портрет»: предложить детям нарисовать подсолнухи цветными мелками и угольком.
Карточка № 5
Наблюдение «Подсолнух и воробей»
Цель: формировать представления детей о взаимодействии растения с птицами, необходимости поиска средств защиты подсолнуха до полного созревания семян.
Методические приемы:
Загадывание загадки:
Я на сонейка падобна,
Я для ўсіх ласунак добры
Не тады, калі свячуся,
А як згасну і сагнуся. (Сланечнік)
Вопросы: Какое растение огорода похоже на солнышко? Какое угощение приготовит нам подсолнух, когда полностью созреет? Кто еще любит лакомиться семенами подсолнуха?
Поисковые действия: предложить детям на огороде отыскать подсолнухи со зрелыми семенами и недозревшими. Уточнить, чем они различаются.
Решение проблемной ситуации: как помочь полностью созреть подсолнуху, у которого воробьи склевали часть семян.
Трудовое поручение: предложить сделать для подсолнуха “шляпку”, надеть ее, это защитит недозревшие семена от воробьев, а птиц угостить зрелыми семечками из пакета.
1. 3. Наблюдения за животными летом
Цикл наблюдений за божьей коровкой [ 7 ]
Карточка № 1
Наблюдение «Божья коровка – красный жучок»
Цель: учить детей выделить и назвать основные части тела божьей коровки, ее отличительные особенности (маленькое круглое туловище, покрытое сверху двумя жесткими надкрыльями; под ними два мягких прозрачных крылышка; на маленькой черной голове усы, глаза; надкрылья красного (оранжевого, желтого) цвета с темными крапинками; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко ползает по любой поверхности).
Методические приемы:
Внести божью коровку в садке. Пояснить, что утром, когда поливала цветы на участке, встретила маленького жучка, который пригрелся на солнышке. Усадила его осторожно в садок и решила ребятам показать. Садок разместить на столе и предложить детям за ней понаблюдать.
Вопросы: Узнали ли вы жучка? Как его зовут? Рассмотрите и расскажите о его внешнем виде: какой формы туловище? Сколько крыльев? Какие надкрылья по окраске и плотности? Сколько на них черных крапинок? Зачем ей такие надкрылья? С помощью каких крыльев летает? Почему ей нужны такие тонкие прозрачные крылышки? Как божья коровка предвигается на земле? Сколько у нее ног? Почему она ползает медленно?Какие ноги по длине? Предложить 2-3 детям составить о жучке описательный рассказ.
Чтение стихотворения «Божая кароўка»
Божая кароўка,
Чорная галоўка,
Белыя два вочкі,
Чырвоная сарочка
У кропачках чарнявых,
Як намаляваных.
Решение проблемной ситуации: можно ли долго оставлять божью коровку в стеклянном садке.
Выпустить жучка на волю, проговаривая русскую народную потешку:
Божья коровка, улети на небо,
Там твои, детки, кушают конфетки,
Всем по одной, а тебе ни одной.
Карточка № 2
Наблюдение «Где можно найти божью коровку?»
Цель: развивать умение детей распознавать божью коровку по внешнему виду (маленький, круглый, яркой окраски - красной, желтой, оранжевой - с темными точками на спине, хорошо заметен); развивать умение находить божью коровку в ближайшем окружении на открытых, хорошо освещаемых солнцем местах; формировать у детей внимательное отношение к миру насекомых.
Методические приемы:
Поисковые действия: предложить детям поискать на участке жучка по описанию: на ветках кустарника, на заборе, стене здания, в траве можно увидеть маленького жучка - он круглый, спинка выпуклая, яркой окраски (красная, оранжевая, жёлтая) с чёрными или белыми точками. Его легко заметить - жучок греется на солнечных местах. Имеет 6 лапок, 2 мягких прозрачных крылышка и 2 твёрдых надкрылья. При помощи лапок он быстро ползает по листьям, руке. Крылья позволяют ему летать.
Организация самостоятельного наблюдения детей за местами распространения божьих коровок в участке детского сада.
Вопросы: на каких местах - солнечных или теневых - чаще можно встретить божью коровку? Почему жучки выползают на солнце? Почему они чаще сидят на одном месте, чем ползают?
Решение проблемной ситуации: как будет чувствовать себя божья коровка, если мы ее поместим в темную коробку.
Чтение стихотворения:
Платок в горошек у божьей коровки. Божьей коровки плохо в коробке.
Божью коровку пальцем не трогай,
Пусть уползает зеленой дорогой!
Пусть улетает синей дорогой!
Божью коровку не надо, не тронь!
Ю.Вронский
Обобщение наблюдений детей: божьи коровки чувствуют тепло, вылезают из своих укрытий, чтобы погреться на солнце. Те, что ползают, уже погрелись и отправились искать корм. Значит, жучка следует искать на освещаемых солнцем местах, особенно на деревянных постройках, так как дерево быстрее прогревается и дольше остается теплым. Всем, взрослым и детям следует внимательно относиться миру насекомых.
Карточка № 3
Наблюдение «Как божья коровка передвигается?»
Цель: уточнить представления детей о том, что божья коровка передвигается двумя способами (летает и ползает), имея для этого специальные части тела - крылья и три пары ног; дать знания о том, что передвигается божья коровка в разной среде - по воздуху и по твердой основе (ветки, ствол дерева и др.) с помощью хорошо приспособленных для этого частей тела (крыльев и ног).
Методические приемы:
Игровое упражнение «Ходит, бегает, ползает…»: воспитатель становится в центр круга, бросает детям поочередно мяч, называя разных животных, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать, как данное животное передвигается.
Поисковые действия: предложить детям назвать и попытаться отыскать на участке животных, которые могут и летать, и ползать.
Вопросы: как передвигается божья коровка? Что ей в этом помогает? Что помогает божьей коровке летать? Какие крылышки у божьей коровки? Почему она их прячет под надкрыльями? Почему крылья тонкие, мягкие, а надкрылья жесткие, крепкие? Что помогает ей передвигаться по земле? Какие ножки у жучка? Сколько их? Быстро ли он ползает? Зачем божьей коровке надо и летать и ползать?
Поисковые действия: предложить детям провести эксперимент, определить, как божья коровка переберется через препятствие (положенную на земле соломинку).
Подвижная игра «Кто как через ручеек переберется»
Цель: Учить детей соотносить движение с названием животного. Упражнять в прыжках в длину с места, ползании на четвереньках, перешагивании. Развивать координацию движений.
Описание игры: Дети размещаются на одной стороне ручейка, водящий на другой. Водящий называет животное (например: жук, червяк, воробей, грач, кузнечик, корова и др.), дети перебираются через ручеек в зависимости от того, как данного животное передвигается по земле.
Карточка № 4
Наблюдение «Чем питается божья коровка?»
Цель: формировать у детей представления о том, что жучок – хищник: поедает очень много букашек - тлей; тля бывает на многих травянистых растениях, она темного или зеленоватого, желтоватого цвета, ползает по растениям и ест листья и стебли, принося им большой вред; божья коровка, питается тлей, лечит растения.
Методические приемы:
Решение проблемной ситуации: что случилось с комнатным растением – бальзамином, пораженный тлей. Как ему можно помочь?
Рассказ воспитателя о том, что божья коровка – хищник: поедает очень много букашек - тлей; которая бывает на многих травянистых растениях, она темного или зеленоватого, желтоватого цвета, ползает по растениям и ест листья и стебли, принося им большой вред; божья коровка – «зеленый доктор», питается тлей, тем самым оздоравливает растения.
Познавательно-практическая деятельность: разместить «больной» бальзамин в высоком террариуме, закрытом сеткой, поместить туда несколько божьих коровок и понаблюдать за поведением и действиями божьих коровок.
Чтение стихотворения: Божья коровка- красный жучок.
Переползет с сучка на сучок.
Не садовод, но о саде заботится,
Целыми днями за тлями охотится.
Карточка № 5
Наблюдение «Как божья коровка защищается от врагов?»
Цель: Формировать представления детей о приспособительных особенностях божьей коровки к защите от врагов (жучок обладает специальной жидкостью ,как молочко желтого цвета, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются словить; яркая окраска предостерегает всех вокруг, как бы говоря: «меня есть нельзя - я невкусный).
Методические приемы:
Поисковые действия: предложить детям догадаться, кто оставил желтое пятно на ладони воспитателя, которая до этого держала божью коровку и выпустила в садок.
Рассказ воспитателя: божья коровка обладает специальной жидкостью, похожей на молочко только желтого цвета и горькая, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются люди взять в руки, склевать птицы. Как бы говорит: «Меня есть нельзя - я невкусный».
Познавательно-практическая деятельность: предложить детям подумать и сказать, почему жучка легко найти и почему он яркой (красной, оранжевой) окраски. Что может означать красный цвет?
Подвижная игра «Перелет жуков»
Цель: Упражнять детей в беге с увертыванием. Развивать умение быстро реагировать на сигнал.
Описание игры: Дети - маленькие «божьи коровки» размещаются на одной стороне площадки, воспитатель – «мама» божьих коровок на противоположной. Воспитатель проговаривает потешку:
Божья коровка, лети на небо,
Там твои, детки, кушают конфетки,
Всем по одной, а тебе ни одной.
Дети пытаются перелететь на другую сторону площадки, а ловишка-«птица» их «склевать»-запятнать.
Цикл наблюдений за птицами
Карточка № 1
Наблюдение «Птицы нашего участка»
Цель: уточнить и закрепить представления детей о птицах, посещающих участок детского сада; учить выделять отличительные особенности внешнего вида и поведения; развивать умение классифицировать птиц (зимующие и перелетные); правильно вести себя рядом с ними; вызвать познавательный интерес к жизни птиц.
Методические приемы:
Знакомство детей с народной пословицей:
«Ласточка день начинает, а соловей кончает».
Помочь детям понять и объяснить ее смысл.
Вопросы: Каких вы знаете птиц? Какие из них посещают наш участок летом? Как нужно себя вести по отношению к птицам?
Дидактическое упражнение «Узнай птицу по описанию»: предложить детям составить загадки- описания о знакомых птицах с использованием схемы описания. Один ребенок загадывает загадку-описание, остальные отгадывают.
Сравнение «Летом – зимой»: предложить детям закончить фразу:
Летом птицы находят корм самостоятельно, а зимой …
Перелетные птицы зиму проводят в теплых краях, а лето …
Зимой птицам страшен холод, а летом …
Летом птицы живут парами, а зимой …
Летом на пруду можно встретить лебедей, а зимой …
Летом для выкармливания птенцов птицам нужно гнездо, а зимой …
Дидактическая игра «Прилетели птицы»: воспитатель называет птиц ( зимующих или перелетных), ошибаясь: например, прилетели птицы: голуби, синицы и стрижи; скворцы, ласточки и вороны). Дети, услышав, что-то другое, должны хлопать в ладоши, топать ногами.
Карточка № 2
Наблюдение «Ласточка к нам летит»
Цель: конкретизировать представления детей об отличительных особенностях внешнего вида ласточек (оперение двухцветное: черный кафтанчик и белая рубашка, хвост раздвоен и похож на вилочку, на голове острый тонкий клюв); расширить представления о поведении (летают высоко стайками, усаживаются на провода, издают звуки – тивикают, питаются мелкими насекомыми: комарами и мошками).
Методические приемы:
Загадывание загадки: Спереди шильце, сзади - вильце,
А на груди - белое полотенце. (Ласточка)
Вопросы: Как вы узнаете ласточек среди других птиц? Можно ли за ними понаблюдать: близко ли они приближаются к человеку? Какая ласточка по размеру по сравнению с грачами? Чем отличается их оперение? В чем своеобразие в строении хвоста? Зачем ласточке тонкий острый клюв? Чем они питаются? Где встречали ласточек? Они летают по одной или стайками? Где чаще всего усаживаются отдохнуть? Какие звуки издают ласточки?
Чтение отрывка: Ласточка – тивит-тивит!
К нам летит.
Ах, к нам летит! (армянская народная песенка)
Физическое упражнение «Ласточка»: предложить детям полетать как ласточки, издавая звуки «тивит-тивит», на сигнал воспитателя сделать упражнение на равновесие – стойка на одной ноге.
Карточка № 3
Наблюдение «Ласточка живет под крышей»
Цель: продолжать знакомить детей с жизнью птиц летом; конкретизировать представления о том, что птицы выкармливают в гнезде своих птенцов мелкими насекомыми, помогая сохранять растения; воспитывать заботу о птицах.
Методические приемы:
Решение проблемной ситуации: предложить детям объяснить, почему месяц июнь в жизни птиц называют месяцем тишины.
Чтение стихотворения «Ласточка»:
Не шумите…Тише… Тише…
Ласточка у нас под крышей
Гнездышко себе свила.
Словно школьница, скромна,
Платье темное надела
С белым фартухом она.
Н.Гончаров
Вопросы: Где ласточки устраивают себе гнездо? Из чего они его делают? Для чего птицы строят гнезда?
Чтение стихотворение:
Это ласточки – взгляни!
Дружно трудятся они.
И у них, в конце концов,
Будет домик для птенцов.
Носят глину и песок,
Соломинки и пушок.
Наконец, построен дом
И зовут его гнездом.
Самостоятельное наблюдение: предложить детям тихонько понаблюдать за ласточками: чем занимаются, как часто прилетают в гнездо, почему, что носят в своем клюве, чем кормят своих птенцов, как нужно себя вести у мест гнездования птиц.
Внесение и размещение экологического знака «Как себя вести рядом с птицами».
Чтение стихотворения:
Поют на ветке соловей,
И ласточка, и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери-
Зачем они тебе?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад-
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат».
Карточка № 4
Наблюдение «Ласточки перед дождем»
Цель: формировать представления детей о возможности предсказывать погоду по народным приметам; показать, как меняется поведение ласточек перед дождем (летают низко, потому что перед дождем комары прижимаются к земле); развивать наблюдательность.
Методические приемы:
Дидактическая игра «Живой барометр»: предложить детям закончить фразу, которая поможет предсказать, какая будет погода:
- Цветки календулы раскрыты - ……
- Божья коровка, взятая в руку, быстро слетает с нее - …..
- Облака плывут низко - …..
- Расквакались лягушки - …
- Утром на траве роса - ….
- Воробьи купаются в пыли - …
- Ветки елей опускаются - ….
Вопросы: Какая сегодня погода? Как вы определили, что скоро будет дождь? Как ведут себя птицы перед дождем? Понаблюдайте за поведением ласточек.
Чтение стихотворения: Ласточка проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если летает она низко,
Значит, дождик где-то близко.
Решение проблемной ситуации: предложить детям определить, почему перед дождем ласточки низко летают над землей?
Дидактическая игра «Птицы»
Цель: Закрепить умение различать разные классы животных (птицы, насекомые, земноводные, звери). Развивать умение быстро реагировать на слово.
Описание игры: перед игрой воспитатель поясняет, что в игре будет называть птиц, а если дети услышат, что названа не птица, то должны дать знать - можно топать или хлопать.
Воспитатель: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи. (дети топают).
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: Мухи!
Воспитатель: А кто – мухи?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Прилетели птицы:
Голуби, куницы… (дети топают).
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: Куницы!
Воспитатель: А кто – куницы?
Дети: Звери.
Воспитатель:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Лягушки и кукушки…(дети хлопают)
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: Лягушки!
Воспитатель: А кто – лягушки?
Дети: Земноводные.
Воспитатель:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека "Наблюдений летом в старшей группе"
картотека наблюдений летом на прогулке в старшей группе...
Сценарий выпускного утренника "Летите, голуби, летите..." в старшей группе - 2015 год
Сценарий содержит развлекательный материал, посвященный выпуску детей в школу. Сюжет праздника построен на разнообразном материале, позволяющим показать чему научились дети-выпускники, посещая д...
Консультация для воспитателей Наблюдение за природой летом в старшей группе в детском саду Тема «В мире насекомых»
Задачи:— формировать знания о том , что бабочка, жук, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза — насекомые;— совершенствовать представления о некоторых особенностях внешнего вида насекомых (форма тела, коли...
Консультация на тему: "Организация прогулок и наблюдений летом в старшей группе."
Консультация на тему: "Организация прогулок и наблюдений летом в старшей группе."...
Сценарий летнего праздника « Яркие краски лета» на примере сказки Г. Скребицкого «Четыре художника. Лето» в старшей группе
Сценарий летнего праздника « Яркие краски лета»на примере сказки Г. Скребицкого «Четыре художника. Лето» в старшей группе...
наблюдение за деревьями и кустарниками летом в старшей группе
наблюдение за деревьями и кустарниками летом в старшей группе...
Наблюдения летом в старшей группе
Летние наблюдения...