Консультация для воспитателей Наблюдение за природой летом в старшей группе в детском саду Тема «В мире насекомых»
консультация на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Наблюдение за природой летом в старшей группе в детском саду
Тема «В мире насекомых»
Подготовила: старший воспитатель ЧЕРНЫХ Т.А.
Задачи:
— формировать знания о том , что бабочка, жук, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза — насекомые;
— совершенствовать представления о некоторых особенностях внешнего вида насекомых (форма тела, количество ног, наличие крыльев);
— учить сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха, стрекоза летают, кузнечик прыгает), определять насекомых по издаваемым звукам и правильно называть (пчела, муха, жук жужжат, кузнечик стрекочет);
— дать знания о некоторых особенностях сезонной жизни, местах обитания (муравьи, пчелы живут большими группами, сами себе строят жилища), о том, что пчела и муравей — полезные насекомые, их нельзя уничтожать;
— подвести детей к пониманию некоторых защитных свойств насекомых (зеленый кузнечик на зеленой траве незаметен).
Словарная работа: насекомые, бабочка, капустница, крапивница, павлиний глаз, жук, пчела, муха, кузнечик, божья коровка, муравей, стрекоза, оса, шмель, жужелица, майский жук, гусеница, куколка, яйца; муравейник, дупло, улей, соты, норка; голова, туловище, крылья, ноги, на голове — усики, глаза, челюсти, шестиногие; нектар, мед; летают, перелетают, ползают, прыгают, раскрывают крылышки, складывают крылышки, защищаются от врагов, жужжат, стрекочат, зудят, маскируются от врагов, откладывают яйца, питаются; мягкие, прозрачные, плотные, узорчатые крылья; полезные насекомые, вредные насекомые, покровительственная окраска, химическая защита, незаметный, едкие выделения.
Наблюдения за насекомыми в течение лета
Наблюдения проводятся с небольшими подгруппами детей в естественных условиях, на утренней и вечерней прогулках (участок, сад, огород, цветник). В крайних случаях насекомое на небольшое количество времени можно посадить для наблюдения в инсектарий.
Вопросы и задания
♦ Назовите части тела насекомого.
♦ Сколько ножек у насекомого?
♦ Короткие или длинные у него усы?
♦ Как насекомое передвигается? Почему оно может летать?
♦ Какие звуки издает насекомое?
♦ Чем оно питается?
♦ Чем отличаются и чем похожи бабочка и жук по внешнему виду и способу передвижения?
♦ Чем отличаются и чем похожи бабочка и стрекоза?
♦ Чем отличаются и чем похожи майский жук и божья коровка? (Клоп-солдатик и клоп-водомерка, навозник весенний и жужелица, бронзовка золотистая и долгоносик.)
♦ Можно ли назвать божью коровку жуком? Сравните ее с майским жуком — что у них схожего?
♦ Чем похожи и чем отличаются пчела, шмель и оса?
♦ В какой среде обитает это насекомое?
♦ Какой дом строит себе это насекомое?
♦ Каковы особенности групповой жизни пчел, муравьев?
♦ Как способ передвижения данного насекомого зависит от строения его конечностей?
♦ Какую пользу приносит данное насекомое?
♦ Как насекомое маскируется в окружающей среде? Как защищается от врагов?
♦ Что есть у всех бабочек?
♦ Что есть у всех жуков?
♦ Что появится из яичек бабочки? Чем станет гусеница? Что появится из куколки?
♦ Почему насекомые могут приносить вред людям?
♦ Узнайте насекомое по издаваемым им звукам.
♦ Как называется это насекомое?
♦ Опишите особенности внешнего вида насекомого (цвет, форма, величина).
(При наличии условий организуйте наблюдения за водными насекомыми: стрекозами, ручейником, жуком-водолюбом, жуком- плавунцом, личинками: стрекозы, плавунца, ручейника, жука- водо- люба.)
Загадывание загадок о насекомых
Задача: развивать логическое мышление, доказательную речь, умение выделять характерные признаки насекомого.
* * *
Заберется на пенек
И зажжет свой огонек.
Светит нам ночной порой,
Чтоб мы путь нашли домой. (Светлячок.)
* * *
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
* * *
Хоть я мал, да удал,
Очень многих покусал.
Песню звонкую пою,
Ночью спать вам не даю. (Комар.)
* * *
Он строитель настоящий,
Деловитый, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
* * *
Любит солнечный денек
Беззаботный... (мотылек).
* * *
В окна, двери залетаем
И назойливо жужжим.
Очень нас не любят люди,
Потому что им вредим. (Мухи.)
* * *
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют ее... (стрекоза).
* * *
Я — мохнатый червячок,
Полосатый бочок.
Скоро бабочкою стану,
Закружусь я над поляной. (Гусеница.)
* * *
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
* * *
Он большой, лохматый,
Жилет носит полосатый.
В норке под землей живет
И нектар цветочный пьет. (Шмель.)
* * *
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок,
Пьет хоботком душистый сок. (Бабочка.)
* * *
Строим восковые
Себе кладовые,
В них храним мы целый год
Золотистый сладкий мед. (Пчелы, соты.)
* * *
Я всегда без приглашенья
Прилетаю за вареньем.
Кто мне есть мешает,
Того могу ужалить.
Вьюсь я, лезу на глаза,
А зовут меня... (оса).
Заучивание и использование в играх считалок
Задачи:
— развивать чувство ритма, умение сочетать слово и движение память;
— активизировать знания о насекомых.
* * *
Дятел сел на сучок
И стучит: «Тук, тук!
Открывай-ка двери, жук!»
А жучок —
В теремок
И дверь на замок:
«Лучше, дятел, не стучи,
От дверей ищи ключи!
Если ключик не найдешь,
Значит, ты водить пойдешь».
Автор: Т. Шорыгина
* * *
Чок-чок, чок-чок,
Сел жучок на сучок —
Потерял башмачок.
Есть хочет,
Листья точит.
Раз — листок,
Два — листок,
А третий листок —
Выходи за порог.
Автор: Т. Шорыгина
Чтение и заучивание стихотворений о насекомых
Задачи:
— уточнять знания о насекомых;
— развивать внимание, память, выразительность речи;
— формировать интерес к поэтическому слову, поэтическим образам;
— развивать кинестетическую память, чувство ритма.
Т. Шорыгина «Надоедливая гостья»
Вопросы
♦ Почему дети прогнали муху?
♦ Какой вред могут нанести мухи здоровью человека?
Т. Шорыгина «Рыжеусый хулиган»
Вопросы
♦ В какое время суток тараканы становятся активными?
♦ Почему для человека опасно присутствие тараканов в доме?
♦ Какие меры защиты от тараканов можно использовать?
И. Токмакова «Разговор лютика и жучка»
Вопросы
♦ Почему лютик захохотал?
♦ Для чего нужны насекомые цветам, а цветы — насекомым?
Е. Серова «Шмелик»
Вопросы
♦ Чем питаются шмели?
♦ Где они находят нектар?
♦ О какой кашке говорится в стихотворении?
В. Паспалеева «Пчелка»
Вопросы
♦ Почему пчела укусила мальчика?
♦ С какого цветка пчела собирала мед?
♦ Почему нельзя ловит пчел?
♦ Какую пользу они приносят?
В. Пальчинскайте «Муравей»
Вопросы
♦ Куда муравей тащит листик? Для чего?
♦ Как автор описывает поклажу муравья?
♦ Почему нельзя ходить по муравьиной тропе?
♦ Какую пользу приносят муравьи?
Л. Квитко «Жучок»
Вопросы
♦ Что случилось с жучком?
♦ Как он преодолел препятствие?
♦ Как вы думаете, что чувствовал жучок, попав в водный поток?
♦ Кто помог жучку выбраться из бурного потока?
♦ Правильно ли поступил мальчик, что выпустил жучка?
Р. Деснос стихотворение-игра «Муравей» (пер. с фр.)
Воспитатель читает двустишие, а дети произносят строчки: «Не бывает так! Не бывает так!», покачивая отрицательно головой и указательным пальцем.
Муравей восьмиметровый
Обзавелся шапкой новой...
— Не бывает так! Не бывает так!
Муравей в телеге длинной
Возит уток и пингвинов...
— Не бывает так! Не бывает так!
Говорит он по-французски,
По-латыни, по-зулусски...
— Не бывает так! Не бывает так!
Ну а если так?
Чтение рассказов и сказок о насекомых
Задачи:
— формировать знания о внешнем виде насекомых, их образе жизни, способности маскироваться и защищаться от врагов, значении для животных, растений и человека;
— активный интерес к насекомым, желание их защищать, узнать о них больше, к рассказам и сказкам о насекомых;
— развивать внимание, память, воображение, диалогическую речь, умение рассуждать, делать выводы, выразительность речи и пантомимики, умение взаимодействовать с партнером по сценке при разыгрывании сюжетов произведений.
А. Клыков «От кого польза, от кого и вред»
Вопросы
♦ Комар — это насекомое или птица?
♦ Каких еще насекомых вы знаете?
♦ Какой вред приносят комары?
♦ Какую пользу приносят комары?
♦ Как называется личинка комара?
♦ Для чего рыбаки используют мотыля?
♦ Какую пользу приносит божья коровка?
♦ Как можно ее отличить от других жуков по внешнему виду?
♦ Почему нужно уничтожать мохнатую бронзовку и ее личинку?
♦ Кто из животных питается жуками и личинками?
♦ Каких еще вредных насекомых вы знаете?
♦ Какую пользу приносит пчела растениям?
♦ Какую пользу пчела приносит людям?
♦ Какие продукты пчеловодства вы знаете?
♦ Почему человек должен употреблять в пищу продукты пчеловодства?
♦ Чем жизнь диких пчел отличается от жизни домашних пчел?
♦ Кто из животных любит лакомиться медом диких пчел?
♦ Почему жука-навозника нельзя назвать вредителем? Для чего он собирает навоз?
♦ Как по поведению жука-навозника можно узнать о погоде?
♦ Почему бабочку-капустницу можно назвать вредителем огородов?
♦ Как вы думаете, что будет, если исчезнут все вредные насекомые?
А. Дитрих «Почему цветы красивые и душистые»
Вопросы и задание
♦ Какие признаки цветов важны для насекомых?
♦ Для чего насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок? Как они это делают?
♦ Какие цветы любят разные насекомые? Почему?
♦ Каких насекомых привлекают цветы, распускающиеся к ночи?
♦ Чем занимаются насекомые весной?
♦ Покажите, как насекомые собирают нектар и пыльцу.
К. Ушинский «Капустная белянка»
Вопросы и задания
♦ Как называется бабочка, о которой автор написал рассказ?
♦ Почему маленькая, хрупкая бабочка может нанести столько вреда капусте?
♦ Кто съедает капустные листы, делая в них дырки?
♦ Как из бабочки появляется гусеница?
♦ Чем питается гусеница?
♦ В кого превращается гусеница?
♦ Как живет куколка?
♦ Кто появляется из куколки?
♦ Можно ли назвать капустную белянку вредителем?
♦ Нарисуйте последовательность превращения бабочки в гусеницу и куколку.
♦ Покажите через пантомиму этапы превращения бабочки.
Н. Сладков «Крапивница и лимонница»
Вопросы и задания
♦ О каких бабочках говорится в сказке? Чем по внешнему виду отличаются эти бабочки?
♦ Как произошли названия этих бабочек?
♦ Каких еще бабочек вы знаете? Чем они отличаются?
♦ Разыграйте сценку по сказке.
♦ Разукрасьте раскраски с изображением бабочек в соответствии с их названием.
Н. Сладков «Бабочки»
Вопросы и задание
♦ От каких природных условий бабочки впадают в особый сон?
♦ Почему бабочкам хорошо живется?
♦ Как вы понимаете поговорку «Порхает, как бабочка»?
♦ Нарисуйте бабочку с раскрытыми крылышками и с закрытыми, когда она спит.
Н. Сладков «Веселые старушки»
Вопросы и задания
♦ О каком насекомом говорится в рассказе писателя?
♦ Как называются бабочки, о которых говорится в рассказе?
♦ Чем отличается их раскраска от раскраски других бабочек?
♦ Что происходит с перезимовавшими бабочками?
♦ Как ведут себя бабочки после холодной зимы?
♦ Каких еще бабочек вы знаете?
♦ Покажите, как бабочкам сначала было холодно, а потом весело и радостно от солнечного тепла.
Н. Романова «Где ее дом?»
Вопросы
♦ Какие цветы любит бабочка?
♦ Почему, сидя на цветке, она становится вся покрытая пыльцой?
♦ Как бабочка пробирается через тучу мошек?
♦ Что может случиться с бабочкой, если она попадет в паутину?
♦ Как бабочки пьют нектар из цветов?
♦ Почему бабочка прилетела на капустное поле? Как называется эта бабочка?
♦ Какой кочан она выбирала? Для чего?
♦ С чем сравнивает автор мертвую бабочку?
♦ Есть ли постоянный дом у бабочки?
♦ Что может быть ее домом?
♦ Сколько примерно дней живет бабочка?
Н. Сладков «Бабачка и солнце»
Вопросы и задание
♦ Как вела себя бабочка до появления птицы-мухоловки?
♦ Почему бабочка стала закрывать свои прекрасные крылышки?
♦ Как она скрывает даже свою тень?
♦ От чего произошло название птицы-мухоловки?
♦ Как ведут себя бабочки, когда вы к ним подходите?
♦ Почему нельзя брать бабочку в руки?
♦ Покажите, как летает бабочка, как складывает свои крылышки.
В. Песков «Лечебница под сосной»
Вопросы и задание
♦ Почему лесные птицы прилетают к муравейнику?
♦ Как муравьи лечат птиц?
♦ Какую еще пользу приносят муравьи?
♦ Нарисуйте птиц, которые лечатся на муравьиной куче.
Г. Ганейзер «Гнездо из бумаги»
Вопросы и задание
♦ О каких осах говорится в рассказе?
♦ Почему они называются земляными?
♦ Как осы строят свое гнездо?
♦ Делают ли осы запасы на зиму? Почему?
♦ Где, кроме норок в земле, осы строят свои гнезда?
♦ Почему нельзя трогать гнезда ос?
♦ Какие правила безопасности надо соблюдать при общении с осами?
♦ Рассмотрите и нарисуйте осиное гнездо.
Г. Ганейзер «Кузнечик-невидимка»
Вопросы
♦ Какие звуки издают кузнечики?
♦ Почему их трудно разглядеть в траве?
♦ Как можно поймать кузнечиков?
♦ На что похожи ноги и крылышки кузнечиков?
♦ Как передвигаются кузнечики?
B. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Вопросы и задания
♦ Как называется сказка?
♦ Почему Муравьишка так спешил в муравейник?
♦ Как случилось, что он ушиб ножку? Кто первым помог Муравьишке?
♦ Почему Муравьишка чуть не укусил Гусеницу-Землемера?
♦ Как передвигается Гусеница-Землемер?
♦ Кто помог Муравьишке после Гусеницы?
♦ Как передвигался Паук-Сенокосец?
♦ Почему Муравьишка и его чуть не укусил?
♦ Кто помог Муравьишке после Паука?
♦ С кем сравнил автор Жужелицу?
♦ Кто выручил Муравьишку на картофельном поле?
♦ Почему Жучок-Блошачок высоко прыгал?
♦ Кто помог Муравьишке перепрыгнуть через забор?
♦ Почему Жучок не смог перепрыгнуть через забор, а Кузнечик смог?
♦ Кто помог Муравьишке переплыть через речку?
♦ Как передвигается Клоп-Водомерка?
♦ Почему к Майскому Хрущу Муравьишке пришлось забираться на голову?
♦ Как пыхтел и жужжал Жук?
♦ Почему Жук не полетел прямо к муравейнику?
♦ Почему с помощью Гусеницы-Листовертки Муравьишка смог спуститься с большой березы?
♦ Почему Муравьишке пришлось укусить Гусеницу?
♦ Успел ли Муравьишка вернуться в муравейник до закрытия?
♦ Перечислите всех насекомых, которые помогли Муравьишке вернуться домой.
♦ Разыграйте сценки из сказки по ролям.
♦ Нарисуйте героев сказки по эпизодам.
К. Чуковский «Тараканище»
Вопросы и задание
♦ Какое насекомое испугало всех животных?
♦ Почему такие большие животные испугались таракана?
♦ Как вел себя таракан по отношению к животным?
♦ Чем закончилась сказка?
♦ Разыграйте сценки из сказки.
Творческие мастерские по теме «Насекомые» (арт-терапевтическая техника)
Задачи:
— закреплять знания о насекомых;
— расширять знания об иллюстрации, художниках-иллюстраторах;
— развивать умение делать эскиз, работать с восковым материалом, акварелью;
— развивать внимание, умение рассуждать, составлять рассказ, память, умение сравнивать, воображение, творчество, чувство формы и цвета;
— формировать познавательные интересы, эстетические ценности.
* * *
Работа проводится по подгруппам или целой группой. Для детей младшего возраста предлагаются более простые задания.
Тема «Букашки-таракашки»
Оборудование: иллюстрации к сказкам К. Чуковского «Муха- цокотуха» и «Тараканище», цветные фотографии насекомых, бумага, простые карандаши, пастельный и восковые карандаши, акварель, кисти, аудиозаписи (на выбор): звуков природы, голосов птиц, «Малыш у реки», «Малыш в деревне» и др.
* * *
1-й этап: психологическое вхождение. Беседа с чаепитием о насекомых, просмотр цветных фотографий, чтение вслух сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха».
2-й этап: игровой. Инсценировка сказки (распределение и заучивание ролей).
3-й этап: познавательный. Повторение понятий: «иллюстрация», «художник-иллюстратор», рассматривание фотографий насекомых, сравнение их с нарисованными в книжке; рассуждение, чем отличаются сказочные насекомые от настоящих.
4-й этап: практический. Дети делают эскизы к сказке «Муха- цокотуха».
5-й этап: рассматривание работ детей, комплименты друг другу.
1-й этап: психологическое вхождение. Пение песни о насекомых («В траве сидел кузнечик»),
2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Волшебные картинки» (на столе лежат картинки разных насекомых. Каждый ребенок выбирает себе одну картинку и рассказывает историю или сказку про свою букашку, обязательно дав ей имя и обозначив характер).
Изучение форм насекомых. Игра «Скульптор» (передача внешнего вида насекомых с помощью движений). Повторение сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха».
3-й этап: практический. Начало работы на большом листе: построение композиции простым карандашом.
4-й этап: психофизическая разгрузка — релаксация.
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация под аудиозапись звуков летнего леса.
2-й этап: практический. Начало работы пастельными или восковыми карандашами над композицией.
3-й этап: психофизическая разгрузка. Игра «Ожившие букашки» (маркером на листах формата А4 дети рисуют крупно насекомых и руками вместо ножниц их «вырезают», затем каждый ребенок играет со своей букашкой, подкидывает, беседует).
1-й этап: психологическое вхождение. Слушание и анализ сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха».
2-й этап: познавательно-практический. Сравнение детьми своего рисунка со строками из сказки. Исправление неточностей. Рассказ детей о характере нарисованного персонажа. Работа в цвете акварельными красками.
3-й этап: психофизическая разгрузка. Игра «Веселые букашки» (все «букашки» летают, а водящий ловит их сачком; пойманной «букашке» придумывается смешное задание).
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация под аудиозапись звуков природы.
2-й этап: практический. Завершение работы в цвете акварельными красками, уточнение мелких деталей черным маркером.
3-й этап: познавательный. Анализ работ издалека.
4-й этап: презентация выставки родителям.
Тема «Бабочки»
Красавица-бабочка
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Волшебный клубок» (клубок ниток передается от воспитателя к ребенку и так по кругу, при этом каждый наматывает нить на палец и говорит что-то хорошее; затем воспитатель персонально задает детям вопросы о насекомых летом, подводящие к теме занятия).
2-й этап: познавательный. Рассматривание книг, энциклопедий, тематических словарей с изображением бабочек, анализ формы и расцветки крыльев, ознакомление с термином «симметрия», исполнение танца бабочек.
3-й этап: практический. Работа на листе (рисование бабочки карандашом).
4-й этап: психофизическая разгрузка. Рассказывание случаев из жизни бабочек, историй встречи с бабочками в природе, чтение стихов.
Я — бабочка
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Волшебный клубок» (вопросы и ответы по теме).
2-й этап: познавательно-игровой. Рассказывание истории про себя — бабочку (как зовут, окраска, любимые занятия), изображение движениями тела бабочек, процесс превращения в бабочку (яйцо — гусеница — куколка — бабочка), изображение того, как бабочка садится на цветок, пьет нектар и т.п.
3-й этап: практический. Начало работы в цвете: покрытие фона (цвет неба, травы и др.), работа над бабочкой (покрытие частей тела цветом).
4-й этап: психофизическая разгрузка. Игра «Полет бабочек» (дети рвут бумагу на мелкие части, подбрасывают вверх, смотрят, как летят «бабочки»).
Утро в лесу
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация «Утро в лесу».
2-й этап: познавательный. Рассматривание узоров на крыльях бабочек, их цвета.
3-й этап: практический. Работа в цвете. Исполнение танцев ядовитых бабочек, бабочек-притворщиц, молей, мотыльков.
4-й этап: презентация выставки детских работ родителям.
Чернильные пятна и бабочки
1-й этап: психологическое вхождение. Дети берут чернила и капают ими на бумагу.
2-й этап: практический. Дети сворачивают лист пополам, приглаживают, разворачивают, преобразуют пятна в образ, дорисовывают.
3-й этап: познавательно-игровой. Без ножниц, руками дети «вырезают» из бумаги получившийся образ бабочки, играют с ним, сочиняют историю.
4-й этап: психофизическая разгрузка. Беседа о чувствах и настроении детей.
Бабочки на летнем лугу (коллективная работа)
1-й этап: психологическое вхождение. Воспитатель излагает краткое содержание занятия.
2-й этап: познавательно-игровой. Дети составляют рассказ про бабочек. Воспитатель записывают его на CD-диск, затем они прослушивают, анализируют (понравился ли, какое настроение, ощущения, что можно пожелать). Игра «Найди свою пару» (воспитатель подбрасывает вверх бумажные крылья бабочек, дети ловят и ищут парное, одинаковое крыло от бабочки).
3-й этап: практический. Детям предлагается для работы большой лист зеленого (голубого) цвета, где они должны парами прикрепить (приклеить) крылья и дорисовать к ним все части бабочек, нанести симметричные узоры на крылья. Работая в паре, они создают композицию бабочек на летнем лугу с цветами, насекомыми, солнцем, причем все, что они хотят приклеить к ватману, «вырезается» руками без ножниц.
4-й этап: психофизическая разгрузка. Презентация своей композиции; рассказ о чувствах, возникающих в процессе совместной деятельности.
Тема «Хоровод крылатых» (коллективная работа)
Оборудование: лист ватмана, заколерованный зеленым, голубым или желтым цветом; гуашь, акварельные краски, маркеры, цветные карандаши, пастель, фломастеры, восковые мелки.
Предварительная работа: воспитатель заранее готовит пары крыльев из белой бумаги: птицы, бабочки, жука, стрекозы, самолета.
1-й этап: психологическое вхождение. Каждый ребенок из общей массы крыльев выбирает одно понравившееся.
2-й этап: познавательно-практический. Ребенок ищет своего напарника с таким же крылом; дети начинают прикреплять крылья на лист с учетом туловища и головы; в паре работают любым материалом над созданием образа; воспитатель напоминает детям понятие «симметрия» при раскраске крыльев; разрабатывается общая композиция.
3-й этап: психофизическая разгрузка. Дети рассказывают о своих переживаниях и придумывают коллективную историю.
Мастерские проводятся по теме ежедневно в течение недели, каждое занятие рассчитано на два часа, поэтому может проводиться с перерывом, к нему можно возвращаться после какого-либо непродолжительного режимного момента. Главное — не разрушать целостности восприятия, погруженности в тему.
Рисование сотовых ячеек по шаблонам
Задачи:
— уточнять форму ячеек в сотах улья;
— развивать точность движений, мелкую моторику.
Ручной труд «Насекомые из природного материала»
Задачи:
— закреплять знания об особенностях внешнего вида насекомых;
— навыки пользования шилом, соединения частей поделки;
— развивать мелкую моторику, точность движений;
— формировать умение проговаривать подготовительный этап к работе, последовательность действий.
Оборудование: крылатки клена, засушенные листья, желуди, каштаны, палочки, тонкая проволока, пластилин.
* * *
Готовые поделки располагают на полянке с искусственными цветами. Каждый ребенок рассказывает о своей поделке: кого сделал, из чего, почему выбрал именно этот материал.
Работы выставляются на конкурс поделок из природного материала.
Беседа «Что дети знают о насекомых?
Задачи:
— уточнять знания о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, способе передвижения;
— развивать диалогическую речь, активизировать словарь по теме;
— формировать активный интерес к миру насекомых.
Оборудование: книги и картинки с изображением насекомых.
Вопросы и задание
♦ Насекомые относятся к миру растений или животных?
♦ Чем насекомые отличаются от других животных?
♦ Чем похожи все насекомые?
♦ Почему насекомых так много?
♦ Чем питаются насекомые?
♦ Какие животные питаются насекомыми?
♦ Что случилось бы, если бы все насекомые исчезли?
♦ Что произошло бы, если бы другие животные перестали питаться насекомыми, а человек перестал бы их уничтожать?
♦ Выберите и назовите насекомых на картинках.
Дидактическое упражнение «Последовательность событий»
Задачи:
— учить устанавливать правильную последовательность событий в жизни насекомых в зависимости от времени года, причинно-следственные связи;
— развивать речь.
Оборудование: карточки с изображением весны, поздней осени, зимы, летающих насекомых, насекомых в коре дерева, насекомоядных птиц, улетающих на юг.
* * *
Дети показывают и рассказывают, почему весной насекомые появляются, а поздней осенью исчезают.
Дидактическая игра «Собери цветок»
Задача: развивать логическое мышление, умение обобщать, классифицировать, объяснять принцип обобщения.
Оборудование: кружки и лепестки для составления цветка (по количеству участников), у каждого цветка на лепестках нарисованы объекты, относящиеся к одной обобщающей группе (цветы, птицы, рыбы, звери, насекомые и т.п.)
* * *
Каждый играющий становится садовником, собирающим и «сажающим» цветок, состоящий из лепестков с нарисованными растениями или животными, которых можно объединить в одну группу и назвать ее одним словом.
Дидактическое упражнение «Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница»
Задачи:
— закреплять особенности внешнего вида гусеницы и бабочки;
— развивать точность движения руки, воображение.
* * *
На карточке нанесено изображение гусеницы и точечное изображение бабочки. Ребенок должен обвести точечное изображение и рассказать, в кого превращается гусеница.
Дидактическое упражнение «Составь рассказ по этапам развития бабочки»
Задачи:
— закреплять знания о стадиях развития бабочки;
— развивать связную речь.
* * *
Ребенку предлагается последовательно разложить картинки с изображением этапов превращения бабочки и рассказать о них.
Дидактическая игра «Где живет насекомое?»
Задачи:
— закреплять знания о местах обитания разных насекомых;
— развивать память, фразовую речь, пополнять словарный запас.
Оборудование: коллективная аппликация с изображением мест обитания разных насекомых (норка, муравейник, улей, дупло, цветок, осиное гнездо, кора дерева и т.п.) и картинки с их изображением.
* * *
Ребенок должен «поселить» насекомое в его место обитания и рассказать, чем оно питается, какие звуки издает, чем отличается от других насекомых. Если «домика» для какого-то насекомого нет, ребенку предлагается его нарисовать.
Малоподвижная игра «Летает — не летает»
Задачи:
— активизировать знания о насекомых;
— развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
* * *
Воспитатель называет летающих (пчела, шмель, оса, муха, стрекоза, бабочка, майский жук, комар, мотылек) и нелетающих насекомых и животных, а дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда воспитатель назовет летающее насекомое. Тот, кто ошибся, должен назвать любое другое насекомое.
Конкурс знатоков насекомых
Задачи:
— активизировать знания о насекомых;
— развивать быстроту реакции, память, умение точно отвечать на вопрос, строить предложение развернутой фразой.
Вопросы
♦ Кто из насекомых живет большими семьями?
♦ Кто из насекомых доит тлей?
♦ Как различают муравьи «своих» и «чужих»?
♦ Как муравьи находят дорогу к муравейнику?
♦ Какое насекомое можно назвать ночным фонариком?
♦ Какие насекомые помогают лесным птицам избавляться от паразитов?
♦ Стенки гнезда какого насекомого напоминают бумагу серого цвета?
♦ Кто из насекомых танцем рассказывает другим насекомым о том, в какой стороне и на каком расстоянии растут цветы со сладким нектаром?
♦ Какая команда быстрее разделит карточки с насекомыми на группы: летающие и нелетающие; правильно выстроит цепочку превращений бабочки; знает больше стихов, пословиц, поговорок, песенок о насекомых?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа на тему «Лето» в старшей группе в детском саду
Познавательное занятие на тему «Лето» в детском саду для детей 4-6 лет...
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «В мире дорожных знаков»
Методическая разработка конспекта занятия подготовлена для воспитателей ГБДОУ, с целью активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.Конспект ...
Консультация для родителей "Наблюдения за природой летом"
quot;Наблюдения за природой летом...
Консультация для родителей "Наблюдение за природой летом"
Консультация для родителей "Наблюдение за природой летом."...
Беседа на тему «Лето» в старшей группе в детском саду
Лето — самое короткое и долгожданное время года для детей и ихродителей. Пока есть возможность, хочется успеть всё: вволю погулять,искупаться, покататься на велосипеде, и заняться другими увлека...
Консультация для родителей. Наблюдения за природой летом.
Летом дети должны быть на свежем воздухе как можно дольше. В летний период актуально использовать возможности для укрепления здоровья детей и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе полож...
Консультация для родителей "Наблюдения в природе летом"
Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в нём, станут для детей прогулки–походы, экскурсии. Естественные природные условия подарят детям массу вп...