Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: "Удивительные свойства магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бабкова Татьяна Михайловна

Данный материал предназначен для детей старшей группы.Знакомит детей со свойствами магнита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnit.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать представления детей о магните.

2Расширять представления детей опытным путём о свойствах магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

Развивающие:

1. Развивать активность, речь,  мыслительные операции, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослым и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

2. Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.

3. Воспитывать самостоятельность.

4. Закреплять умение работать в команде.

Интеграция образовательных областей. социально-коммуникативное развитиепознавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Методы и приемы:

  •  Наглядный (показ способов действий, карточки-символы).
  • Практический (проведение опытов)
  • Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
  • Игровой ( сюрпризный момент - видеописьмо).

         Материалы и оборудование:

          Технические средства – ноутбук, телевизор, магнитофон.

          Раздаточные материалы: магниты (каждому ребенку, различные      металлические предметы для опытов (скрепки, монеты, шайбы, предметы из пластмассы, дерева, ткань, стаканы с водой, тарелки с крупой (на каждого ребенка, игрушка – солнце, видеописьмо от  Лунтика и т. д.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

 Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

 Сегодня в нашу группу пришли гости, поздороваемся с ними.

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила видеописьмо, а от кого узнаете сами. Давайте посмотрим его. Ребята, Лунтику нужна ваша помощь? Ваши предположения: с помощью чего можно найти иголку? Молодцы! Конечно же это так. Но вот беда Лунтик ничего не знает о магните и его свойствах и просит нас этот предмет. Поможем ему?

Воспитатель:  А как вы думаете, где мы можем заниматься изучением магнита и его свойств? (Ответы детей) В лаборатории.

-А кто работает там? (Ученые, исследователи, лаборанты, научные сотрудники).

Воспитатель: - Что делают в лаборатории? (проводят опыты, эксперименты, изучают предметы)

Воспитатель: — Ребята! Вы хотите на некоторое время стать учеными — исследователями?

Воспитатель: Чтобы попасть в лабораторию нужно сказать волшебные слова и выполнить движение. Нот для начала наденем спецодежду. (Топни, хлопни, повернись, в лаборатории очутись).

- Посмотрите, я превратилась в старшего учёного, а вы стали моими помощниками.

Вот мы и оказались в лаборатории. Но для начала вспомним правила поведения, правила работы в лаборатории: (Карточки)

- внимательно слушать;

- работать на своих местах, не мешая другому;

- нельзя ничего брать в рот (скрепки, мелкие предметы);

- нельзя бегать, чтобы не уронить со стола предметы, не опрокинуть стаканы с водой.

Воспитатель:  Идем к площадке №1

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним мы можем непременно

Найти иголку в стоге сена.

Ребята, давайте потрогаем  магнит и скажем какой он на ощупь? (твердый, тяжелый, холодный).

Теплый или холодный?

• Твердый или мягкий?

• Какого цвета магнит?

• Как вы думаете, магнит тонет в воде или нет? Давайте проверим, я сейчас опущу магнит в воду, что произошло?

Ребята, как вы думаете, что это за камень? Этот камень называют железная руда. Из нее в жизни изготавливают разные магниты. А вы где –нибудь в жизни встречали магниты?

Воспитатель: Вывод: итак, магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая,  чёрного цвета, тяжелый».

Воспитатель: Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней? (ответы детей).А все ли предметы притягивает магнит?

Пройдем на площадку  №2

Воспитатель: перед вами лежат различные предметы. Какие это предметы?

Из каких материалов изготовлены эти предметы? Карандаш из дерева, значит он деревянный. А как узнать, какие предметы притягиваются? Итак в квадратную тарелочку положите предметы, которые притягиваются, а в круглую, которые не притягиваются.

Какие предметы притянул магнит? (Скрепка, гайка).

А какие не притянул? (Кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу).

Способность предмета притягивать к себе другие предметы называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. 

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Давайте отметим это на схеме.

Физкультминутка.

Лунтик на луне родился ( руки сцеплены над головой)

Лунтик очень удивился (руки разведены в стороны)

Почему трава растет

И куда пескарь плывет

Руку другу протяни

Все узнаем вместе мы.

Воспитатель: давайте продолжим знакомство с другими свойствами магнита.

-Пройдем на площадку №3

У меня в руках игровое поле, посмотрите, как легко перемещается бабочка с одного цветка на другой. Как можно перемещать бабочку с цветка на цветок? Почему это происходит? Посмотрите, что находится между бабочкой и цветком? Какой вывод можно сделать? (магнит способен притягивать предметы через картон. ткань)

-Отправляемся  на площадку №4

Проведем еще один эксперимент и узнаем, действует ли магнитная сила через стекло и воду.

Обратите внимание, ребята, у вас на столах стоят стаканы с водой. Что же еще мы видим в стаканах? (скрепку). Правильно, а как вы думаете, можно ли достать скрепку, не замочив руки? (Ответы детей). Молодцы. Нужно провести по внешней стенке стакана магнитом, и скрепка притянется. Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?

Вывод: какой мы сделаем вывод? (магнит способен действовать через стекло и воду)

Воспитатель: Ребята о магните существует легенда. Я предлагаю послушать эту легенду и ответить на вопросы.

-Как звали храброго рыцаря?

-Где стояла гора?

Что носил Магнитолик?

-Почему гора его притянула?

-Какая была гора?

- Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться?

-Молодцы, ребята!

А сейчас пройдем к площадке №5

 Мы с вами проведем еще один эксперимент. К магниту поднесите скрепку. Она примагнитилась?

Воспитатель: Теперь к скрепке поднесите еще одну скрепку.  Что вы наблюдаете? Скрепки примагнитились друг к другу?

Воспитатель: Оказывается верхняя скрепка притягивает нижнюю.

Воспитатель: А теперь аккуратно уберите магнит. Цепочка из скрепок разорвалась?

Воспитатель: Это значит, что скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились, но магнетическими свойствами они обладают незначительное время. Магнитные свойства можно передать металлу. Повторите пожалуйста «Магнитные свойства можно передавать металлу».

Воспитатель:  Молодцы ребята. Посмотрите на экран, где еще может человек применять магниты.

Воспитатель показывает слайды с применением магнита.

Люди используют магниты при строительстве и ремонте подводных сооружений: с помощью магнита удобно удерживать инструменты. С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Показ картинок «Где используют магниты». А где в нашей группе можно встретить магниты? (Ответы детей

Воспитатель: А теперь нам пора вернуться в группу

(Топни, хлопни, повернись, в детском саду окажись,).

Воспитатель: ребята, какой предмет мы сегодня исследовали? (прикрепить на доску картинку)

Какие предметы он притягивает?

Какие свойства мы изучили?

Магнит действует через картон, воду, стекло.

Мы подсказали  и доказали Лунтику, что с помощью магнита  он может найти иголку Дяди Шнюка. Давайте мы отправим Лунтику все наши схемы о магните, чтобы он не забывал  о волшебных свойствах этого камня.

А в подарок нам Лунтик выслал вот такие магниты в виде смайликов.

Ребята, что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Дети высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированной ООД Познавательно- речевое ФЦКМ "Дикие животные" старшая группа

интегрированной ООД Познавательно-речевое. ФЦКМТема: «Дикие животные»(старшая группа)...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Снег и его свойства»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Снег и его свойства»...

Конспект занятия по познавательно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Необыкновенный мир магнитов»

Конспект занятия по познавательно – экспериментальной деятельности  в старшей группе на тему: «Необыкновенный мир магнитов»Интеграция образовательных областей: познавательное ра...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в сказочную страну Доброты»

Тема занятия:     «Путешествие в сказочную страну Доброты»Цель: создание условий для формирования нравственных взаимоотношений дошкольников через формирование...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Удивительные свойства воздуха».

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитиеинтереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через о...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Удивительный мир восковых мелков»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах восковых мелков через организацию совместной экспериментальной деятельности Задачи:Образовательные:1. Учить детей устанавливат...