Образовательный проект «Весна идёт- весне мы рады!» для детей первой младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа)
В ходе данного проекта хотелось обогатить знания детей об изменениях, происходящих весной в природе. Продолжать так же развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать интерес и любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vesna.docx | 43.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №37 города Кузнецка
Образовательный проект
«Весна идёт- весне мы рады!»
для детей первой младшей группы
Составила: Терешина С.В.
Воспитатель МБДОУ №37 г. Кузнецка
Долгосрочный проект в первой младшей группе
«Весна идёт- весне мы рады!»
Тип проекта: познавательный.
Участники проекта: дети 2 – 3 лет.
Вид проекта: долгосрочный, 3 месяца.
Образовательная область: познавательное развитие.
Участники: дети первой младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность:
Одно из наиболее эффективных способов воспитания и развития малышей является ознакомление с природой. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Разнообразный мир растений и животных пробуждает живой интерес к природе, любознательность, пробуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают развивать у малышей реальные знания об окружающем мире, бережное отношение к животным.
Формирование любви и внимательного отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда малыши будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, формирует у малышей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задач и каждого педагога.
В ходе данного проекта хотелось обогатить знания детей об изменениях, происходящих весной в природе. Продолжать так же развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать интерес и любовь к природе.
Цель проекта:
формирование представлений о весенних природных явлениях через разные виды деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять представления о характерных особенностях весенней природы (таяние снега, сосулек, появление птенцов у птиц весной, солнце светит ярко, земля и вода прогревается солнцем, в разных видах деятельности.
2. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе
экспериментирования.
Развивающие:
3. Развивать познавательную активность, внимание, мышление, воображение
4. Побуждать детей совершенствовать навыки рисования и лепки, воспитывать аккуратность.
Воспитательные:
5. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру, трудолюбие, и любознательность.
Планируемый результат:
-Расширение представлений о характерных особенностях весны (узнавать время года, называть признаки весны, называть деревья, травы, цветы; узнавать и называть разных насекомых, знать о поведении птиц весной, называть диких животных по картинкам), отвечать на вопросы по теме, подбирать предметы по назначению.
-Развитие познавательной активности, внимания, мышления, воображения, коммуникативных навыков.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
-Формирование экологической культуры, трудолюбия и любознательности.
Методы и формы работы:
Рассматривание иллюстраций, беседы, рассказ воспитателя, прогулки, пальчиковая гимнастика, дидактические и подвижные игры, чтение и рассматривание художественной литературы (рассказы, потешки, стихотворение, сказки), НОД, игровые ситуации, художественное творчество (рисование, лепка, конструирование).
Изготовление с родителями книжек-малышек «Хорошо весной!»,
наблюдение родителей с детьми «По пути в детский сад и домой».
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный
- определение проблемы, цели, задач проекта.
- изучение методической литературы.
2.Основной
Перспективное планирование работы по реализации проекта.
- Беседа по картине «Весна идет!».
-Рассматривание иллюстраций с весенними явлениями (обогатить знания детей об особенностях весенней природы).
-Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Курица с цыплятами», «Птицы прилетели».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Собираемся на прогулку».
-Наблюдения за птицами, животными, деревьями ,за кустарниками, молодой травкой.
Презентация: «Птицы весной»,
«Пробуждение медведя после зимней спячки.
Экспериментирование:
«Лодочка», «Тень», «Солнечные зайчики».
Презентация: «Птицы весной»,
«Пробуждение медведя после зимней спячки.
Приобщение к художественной литературе:
Чтение художественной литературы.
Чтение стихотворений о весне.
-Чтение стихотворения Н. Наденовой «Птичка» (рассказать детям о строении тела птиц, об их жизнедеятельности, формировать доброе отношение к пернатым; вызвать интерес к художественной литературе).
-Повторить выученные стихи А. Барто «Птичка», «Лошадка», «Зайка». развивать память, речь.
-Познавательный рассказ «Где ночуют птицы» ( активизировать познавательный интерес детей, обогащать словарный запас).
-Разучивание стихотворений:
«Ласточка» Б. Заходер, песенки, потешки «Как у нашего кота», «Жили у бабуси», «Травка муравка», «Заря заряница», «Тень тень потетень», «Иди весна, иди красна», «Одуванчик», «Божья коровка».
Л. Толстой «Пришла весна…»
Г. Ладонщиков. Медведь.
-Сказки: «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка»,
«Пых» Белорусская народная сказка в пер.Н.Мялика.
Дидактические игры по развитию речи:
«Мостики через лужи», «Весенняя поляна», «Времена года» «Когда это бывает?» «Разрезные картинки», «Цветик – семицветик», «Капельки-дождинки», «Подбери действие», «Волшебный мешочек», «Рассели животных по домам».
НОД
Лепка: «Птичка», «Подснежник», «Фиалка».
Аппликации: «Весенний букет», «Скворечник».
Рисование «Сосульки», «Рыбки в пруду», «Дерево весной».
Объёмное моделирование:
Игра с прищепками «Тучки и солнышко», «Сосульки».
Конструирование:
«Скворечник».
Музыкальная деятельность: Слушание: Вивальди «Весна», «Весенняя пляска», «Весна-красна», Чайковский «Времена года», «Бабочка» муз Э.Грига, «Жаворонок» муз. М.Глинки
«Воробей» муз. А. Руббах, «Игра в лошадки» муз. П. Чайковского
Пение: «Птичка» муз. М.Раухвергера, «Весенняя песенка», танец «Весенняя пляска».
Физическое развитие: Физкультминутки: «Подснежники просыпаются», «Весна пришла», «В путь», «Ласточка», «Весна».
Труд в природе: Беседа: «Покормим птиц», «Для чего нужны скворечники», «О труде дворника», организовать труд на участке (кормление птиц, сбор сухих веток, наведение порядка в беседке), знакомить детей с трудом взрослых в весенний период в детском саду, воспитывать у детей любовь к труду и желание оказывать взрослым посильную помощь. Воспитывать у детей уважение и бережное отношение к труду дворника.
Игровая :
Проведение подвижных игр на прогулке: «Птички в гнездышках», «Солнечные зайчики», «Зайка серый умывается», «Пчелки», «У медведя во бору», «Через ручеек», «Кошка и цыплята», «Скворечники», «Солнышко и дождик», «Поймай комара», «Медведь».
Пальчиковые игры:
«Весна», «Подснежник», «Росточек», «Кораблик», «Насекомые над лугом», «Ласточка», «Заботливое солнышко».
Март
Беседы о весне.
Беседа по картинкам «К нам пришла весна», «Птицы прилетели», Презентация: «Птицы весной».
Наблюдения:
За воробьями: маленькие, серые, драчливые, зимующие. Цель: Закрепить части тела: на голове клювик, два крылышка, хвостик, две лапки.
За птицами: Цель: В ходе наблюдения находить ответы на вопросы об особенностях внешнего вида, передвижения птиц. Активизировать в речи детей понятия, связанные с названиями птиц, частей тела.
Подкармливаем птиц: Цель: Рассказать о важности этой работы. Воспитывать бережное отношение к ним, стремление им помогать.
Экспериментирование:
«Тень». Цель: Познакомить детей со свойствами тени.
Труд в природе:
Беседы: «Покормим птиц», «Для чего нужны скворечники»,
Чтение художественной литературы:
Песенки, потешки «Как у нашего кота», «Жили у бабуси», «Травка муравка».
Л. Аграчёва «Весело аукнула».
К нам пришла сказка…
Тема: р.н.с. «Заюшкина избушка».
Задачи: познакомить детей с новой сказкой; помочь понять её содержание; учить отвечать на вопросы воспитателя; учить оценивать поступки героев; активизировать и расширять словарный запас словами: коса, трус, лубяная, ледяная избушка, заюшкина; развивать умение детей играть в сказку; прививать интерес к сказкам; воспитывать усидчивость.
Рисование.
Тема: «Сосульки».
Задачи: Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев; закреплять знание о синем цвете; формировать интерес к рисованию; развивать бытовые навыки.
Выставка рисунков «Уж тает снег…».
Лепка.
Тема: «Птичка».
Объёмное моделирование.
Тема: «Сосульки».
Музыкальная деятельность
Слушание: Вивальди «Весна»,
Пение: «Птичка» муз. М.Раухвергера
Слова:
Села птичка на окошко!
Посиди у нас немножко!
Подожди! Не улетай!
Улетела! Ай!
Физкультминутки.
«Подснежники просыпаются».
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.
(Выполняют движения по тексту)
«Весна пришла»
Солнце, солнце высоко
(На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло
(Легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей,
(Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните,
(Ходьба по кругу).
Проведение подвижных игр на прогулке:
«Солнечные зайчики»
Задачи. Повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.
«У медведя во бору…»
Задачи. Повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.
«Зайка белый умывается»
Задачи: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием.
Папка – передвижка «Сезонные наблюдения с детьми за изменениями в природе».
Дидактические игры:
«Подбери картинку», «Разрезные картинки».
«Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
«Мостики через лужи».
Ход игры: После дождя все ямки наполнились водой и получились лужи. Нам нужно приложить к черным ямкам синие лужи подходящего размера. А теперь подберите мостики, так, чтобы по ним можно было перейти через лужу.
Пальчиковые игры:
«Весна»
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем
руки вверх, раскрываем ладони, боковые
части остаются прижатыми, пальцы
растопырены.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
Выполняем руками волнообразные движения
А из под старой травки Ладони сомкнуты "ковшом".
Уже глядит цветок...
Раскрылся колокольчик
Ладони раскрываются, боковые стороны
рук соединяются, пальцы раскрыты,
полусогнуты (чашечка цветка)
В тени там, где сосна, Руки стоят на столе, опираясь на локти.
Пальцы сжаты в кулак.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
Качаем кистями рук в разные стороны,
проговаривая "динь-динь".
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
Качаем кистями рук в разные стороны,
проговаривая "динь-динь".
«Подснежник»
Их видимо-невидимо,
Показать все пальцы на обеих руках
Не сосчитаешь ты.
Кто смог такие выдумать
Красивые цветы?
Загибать по очереди все пальчики
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Поглаживать пальцы правой, затем левой руки
Чуть-чуть поколдовали –
И сделали цветок!
Соединить руки, вместе изображая цветок
Сюжетно-ролевая игра
«Семья готовится к весне»
Цель: Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления в самостоятельной деятельности детей. Помогать детям объединяться для игры в группы. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
Апрель
Беседы:
«Покормим птиц», «Для чего нужны скворечники», «Правила поведения в лесу».
Наблюдения:
За погодой. Цель: Формировать представления о весенних изменениях в природе, воспитывать интерес к окружающему.
Наблюдение за дождём. Цель: Формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе, знакомить с доступными явлениями природы.
Наблюдение за таянием снега. Цель: Привлекать детей к наблюдениям за доступными явлениями природы, развивать мышление, речь. Зрительная гимнастика «Рыбка» - развивать умение фиксировать взор, развивать пространственную ориентацию.
Труд в природе:
Беседа: «Животные весной», «О труде дворника».
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворения – Е. Серова «Подснежник», В Нищев «Мимоза», Ю. Капотов «Подснежник», И. Токмакова «Где спит рыбка?», К. Ушинский «Петушок с семьёй». Потешки «Заря заряница», «Тень тень потетень», «Иди весна, иди красна».
К нам пришла сказка…
Тема: р.н.с. «Лиса и Заяц».
Задачи: прочитать малышам новую сказку ; помочь понять её содержание; учить отвечать на вопросы воспитателя; учить оценивать поступки героев; активизировать и расширять словарный запас; развивать умение детей играть в сказку; прививать интерес к сказкам; воспитывать усидчивость.
Рисование.
Тема: «Рыбки в пруду».
Задачи: Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев; познакомить детей с разновидностью рыб, местами их обитания (аквариум, река). Рассказать ребятам о рыбах.
Выставка рисунков «Животные весной…».
Лепка.
Тема: «Подснежник».
Музыкальная деятельность
Слушание: », «Весенняя пляска», «Весна-красна», М.Раухвергера, «Весенняя песенка», танец «Весенняя пляска».
Физкультминутки:
«В путь»
В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом).
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки (Идут топающим шагом).
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке (Идут на носках).
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках).
В лес весенний прибежали.
«Ласточка»
Улетела Ласточка
За тридевять земель…
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна!
Проведение подвижных игр на прогулке:
«Пчелки»
Задачи. Совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве, подражать пчелкам.
«Солнышко и дождик»
Цель: учить выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке; упражнять в ходьбе и беге. Развивать ловкость, внимание.
«Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте). Развивать умение согласовывать движения со зрительным сигналом.
Дидактические игры:
«Подбери картинку», «Разрезные картинки».
«Рассели животных по домам»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
Пальчиковые игры:
«Подснежник», «Росточек».
Сюжетно-ролевая игра
«Семья».
Цель: Вырабатывать интерес к игровым действиям сверстников. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления в самостоятельной деятельности детей. Помогать детям объединяться для игры в группы. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
Май
Беседы: «Весна- красна», «Наседка и цыплята», «Жизнь насекомых весной».
Наблюдения:
За погодой. Цель: Формировать представления о весенних изменениях в природе, воспитывать интерес к окружающему.
Наблюдение за насекомыми. Цель: Учить детей отличать насекомых от других живых существ. Познакомить с разными группами насекомых.
Наблюдение за берёзкой. Цель: Воспитывать бережное отношение к деревьям, развивать умение любоваться красотой природы.
Экспериментирование:
«Солнечные зайчики». Цель: Научить детей играть с солнечным зайчиком. Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком.
Труд в природе: Беседа: «Наблюдение за трудом взрослых». (воспитатель и помощник воспитателя сажают картофель на огороде). Цель:Формировать интерес к труду взрослых, поддерживать желание помогать.
Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Пришла весна…», Г. Ладонщиков «Медведь», потешки, «Божья коровка».
«Одуванчик».
Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится в беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
К нам пришла сказка…
Тема: «Пых». Белорусская народная сказка в пер.Н.Мялика
Задачи: Познакомить детей со сказкой; учить запоминать героев сказки; развивать речь, воспитывать доброту и отзывчивость.
Рисование.
Тема: «Дерево весной».
Задачи: Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев; познакомить детей с разновидностью деревьев.
Выставка рисунков «Майское дерево».
Лепка.
Тема: «Фиалка».
Музыкальная деятельность
Слушание: «Бабочка» муз Э.Грига, «Жаворонок» муз. М.Глинки
«Воробей» муз. А. Руббах, «Игра в лошадки» муз. П. Чайковского
Объёмное моделирование
Тема: Игра с прищепками «Тучки и солнышко».
Физкультминутки:
«Весна»
Весна, весна! Пришла весна!
(Хлопки в ладоши).
Тепло на крыльях принесла.
(Короткие взмахи руками-крыльями)
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордой головой
(Ходьба. Приподнять повыше подбородок).
Расцвел подснежник голубой.
(Руки в стороны).
Он весь пушистый, серебристый
(Приседания).
На солнце маленький стоит.
(Прыжки).
Посланец он весны надежный,
(Наклоны туловища).
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие,
(Повороты влево-вправо).
Он первенец среди цветов.
Проведение подвижных игр на прогулке:
«Скворечники»
Задачи: учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в
пространстве; выполнять правила игры. Развивать внимание, ловкость.
возвращаются, у каждого оказывается скворечник.
«Кошка и цыплята»
Цели. Совершенствовать бег, влезание и слезание с предметов; развивать внимание и ориентировку в пространстве; поддерживать интерес к взаимодействию со сверстниками; побуждать к подражанию животным, развивать воображение.
Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Цветик – семицветик».
«Капельки-дождинки»
«Времена года»
Цель: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор. Развивать и активизировать словарь.
Материал: четыре карты с изображением времени года, карточки с изображением характерных особенностей каждого времени года.
Пальчиковые игры: «Кораблик», «Ласточка», «Заботливое солнышко».
«Насекомые над лугом»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
- Жу - жу - жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека.
(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)
- Зу - зу - зу, - комар пищит.
(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)
- Уф - уф - уф, - как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
(ритмично притоптывают ногами)
Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,
Я любого разбужу»
(ритмично хлопают в ладоши).
Сюжетно-ролевая игра
«Собираемся на прогулку».
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Выводы:
Тематика данного проекта выбрана не случайно. Я в ходе планирования учитывала возрастные особенности малышей. Ведь это положительно влияет на различные виды деятельности ребят (познавательную, художественную, речевую). Дети таким образом проявляют интерес и желание знакомиться с признаками природы – быть ближе к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по математическому развитию «Поможем петушку» для детей первой младшей группы.
Непосредственно образовательная деятельность по математическому развитию «Поможем петушку» для детей первой младшей группы....
Конспект игровой - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей первой младшей группы по теме «Весна»
Материал конспекта поможет закрепить знания о диких и домашних животных,поможет развивать умение группировать и сравнивать овощи и фрукты....
«Весна пришла» занятие по лепке для детей первой младшей группы.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.Цели:&bull...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Ниточки для шариков» для детей первой младшей группы
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цель: учить дет...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Домики для матрешек» для детей первой младшей группы
Целью занятия является обобщение знаний детей, полученных в течение года, повышение интереса детей к познавательной деятельности....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных Экологических представлений для детей первой младшей группы «Рыбка плавает в воде»
Дать детям элементарное представление об аквариумных рыбках. Формировать интерес к обитателям аквариума....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей первой младшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «В гости к петушку».
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: цвете, размере, количестве, форме....