Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Сундучок добра"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Сундучок добра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sunduchok_dobra.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
МДОУ ДС №7 «Жар – птица»
Воспитатель: Сидорук Л.О.
ТЕМА: «Сундучок добра»
Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству — глиняной и деревянной игрушке, установить связь между поделками и людьми, их сделавшими; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки. Воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи
Материал: сундук, игрушки: матрешка, богородская деревянная, филимоновская, дымковская; запись «Русская плясовая».
Ход занятия:
Дети проходят в горницу. Их встречает воспитатель в русском народном костюме.
- Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу!
Садитесь поудобнее, начнем наш разговор.
А поговорить я хочу с вами сегодня о добре.
Как вы думаете, что такое добро?
(В ходе ответов и рассуждений делается вывод, что самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете — это добрые дела: доброта, забота о людях, любовь к ним)
- Это самое бесценное добро. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Этот сундук подарила мне моя матушка. Дарила, да такие слова говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя оставила. Береги его — он полон добра. Я его сберегла и теперь тебе наказываю — Береги!» Вот я и берегу!
- А как вы думаете, ребята, что в нем?
(Предположения детей)
- Может быть, загадка поможет вам? Послушайте внимательно:
Много в сундуке добра
Да не злата — серебра
Кони, барышни, барашки
Все красивы и стройны
И различные узоры
На боках у них видны
Свистульки, куколки, индюшки —
Все это русские (игрушки)
- Правильно! Давайте-ка в него заглянем. (Открывают сундук)
- Ой, да здесь столько игрушек, что у меня глаза разбежались. Угадайте загадку про одну из них:
Ростом разные подружки
Все похожи друг на дружку
1,2,3,4,5
Даже всех не сосчитать (матрешки)
- Правильно, матрешки, да какие красивые! Для чего этих матрешек делали? Чтобы деткам играть, развлекаться, ума-разума набираться.
- Из чего мастер их вырезал? Но ведь дерево светлое, а матрешки
цветные, яркие. Как это получилось?
- Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой?
- Почему вы так решили?
- Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешек любят и взрослые и дети.
А теперь послушайте загадку еще про одну деревянную игрушку:
Тук-тук, щелк-щелк
Медведь, мужик, коза и волк…
Деревяные игрушки:
И медведи и старушки
То сидят, а то спешат
Ребятишек всех смешат (Богородская игрушка)
- Эту игрушку тоже придумали в старину. Называется — дергунчик. Как вы думаете, почему игрушку так назвали?
- Что можно сказать о мастерах дергунчиков?
- Конечно, но еще надо добавить, что они умные: ведь это надо придумать, сообразить, что с чем соединить, чтобы получилась такая забавная игрушка. Но игрушки на Руси мастерили не только деревянные, но и лепили из глины.
- А давайте еще в сундучок заглянем: нет ли там какой-нибудь глиняной игрушки?
(Достают филимоновскую игрушку)
- Какие замечательные птички да зверюшки! Да это, кажется, не простая игрушка, а свистулька — свистит. Не помните, как называются такие игрушки? (филимоновские)
- Где их сделали?
Однажды мужик да баба из деревни Филимоново, которая расположена в Тульской области, копались в огороде и обнаружили в земле глину, мягкую, гладкую. Попробовал мужик из нее птичку сделать — ладная получилась. Сложили глину в корыто, да в избу принесли — пригодится. Урожая в саду в огороде осенью собрали, сена скотине заготовили, пшеницу, рожь убрали — муку намолотили. К зиме дел поубавилось, вот про глину и вспомнили. Намесили глины, налепили птичек да зверюшек. Мужик ловко так дырочки в них сделал — игрушки и засвистели, получились свистульки. Чтобы глина крепче была, зверюшек да птичек в печи обожгли, а потом белым мелом побелили.
Говорит баба мужику: «Что-то белая игрушка — не веселая, деток не порадует. Давай красками цветными разрисуем»
Так и сделали. Разрисовали игрушки полосками красными, желтыми да зелеными. И получились игрушки вот такие. Вот уж детям радости было! Свистят да приплясывают! А потом дед да баба детей своих научили игрушку делать. Те выросли - своим сыновьям и дочкам показали. Так все село Филимоново стало заниматься этим делом. А игрушки эти торговые люди по всей Руси разнесли. И стали их называть - Филимоновская игрушка.
- Смотрю я на эти игрушки, и самой поплясать хочется. Вижу по глазам, что и вам тоже!
(Музыка: «Русская плясовая» — произвольная пляска)
- После такого веселья можно и опять в сундучок заглянуть. А вдруг там еще какая-нибудь игрушка осталась?
(Достаёт из сундука дымковскую игрушку)
- Смотрите-ка, это тоже глиняная игрушка, но совсем другая. Никто не подскажет, как ее называют? Ну конечно, это дымковская игрушка из села Дымково.
Давайте поставим Филимоновскую и дымковскую игрушки рядом из поиграем в игру «Найди сходство и различия» (Игра)
- Теперь мы с вами всегда сможем отличить, какая игрушка — Дымковская, а какая — Филимоновская, а уж матрешку да Богородскую игрушку тем более не перепутаем.
Игра «Собери игрушку из частей»
- Давайте, дети, еще раз полюбуемся на деревянную и глиняную русскую народную игрушку.
- Положите все руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло? Все почувствовали? А знаете, почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселилась в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушку, подарили вам любовь. Вот о каком добре говорила моя мама, когда дарила мне этот сундук. Такие игрушки — матрешки, Богородские, Дымковские, Филимоновские — делают только в нашей России, только русские люди. А радует и греет душу русская игрушка всех добрых людей на земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку.
- Как вы думаете, почему игрушку называют народной?
(Ответы детей)
— Ребята, а вы хотели бы подарить своим близким частичку любви и добра? Вот вам на память силуэты русских народных игрушек, а расписать их и оживить я предлагаю вам. Я надеюсь, вы сможете вложить в них свою любовь, ласку и добро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе «Добро и Зло»
Конспект занятия в старшей группе «Добро и Зло» Цель:Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и не красоту злых. Дать понять, что каждому дан...
Конспект занятия "Путешествие в страну Добра"
Конспект занятия целью которого является: формирование доброжелательнго, вежливого отношения к окружающим....
Конспект занятия «Русская матрешка и добрые дела» (для 2-ой младшей группы)
Программное содержание:Цель: Формировать интерес к прикладному искусству. Активизировать в речи детей слова: мастер, художник Образоват...
Конспект занятия в подготовительной группе "Добро и зло"
Занятие помогает:1. Формировать моральные представления о добре и зле.2. Развивать способности понимать и оценивать эти понятия на когнитивном и эмоцион...
Конспект занятия из авторской программы "Добрая сказка"
Цель занятия: коррекция агрессивного поведения у старших дошкольников, основной метод, используемый в программе - сказкотерапия....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, А...
Патриотическое воспитание в младшей группе. Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Белая береза» (младшая группа)
Цель. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Формировать образ белоствольной красавицы-березы; учить передавать в рисунке характерные особенности бе...