Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Сундучок добра"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Сундучок добра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sunduchok_dobra.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

МДОУ ДС №7 «Жар – птица»

Воспитатель: Сидорук Л.О.

ТЕМА:                                «Сундучок добра»

Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству — глиняной и деревянной игрушке, установить связь между поделками и людьми, их сделавшими; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки. Воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи

Материал: сундук, игрушки: матрешка, богородская деревянная, филимоновская, дымковская; запись «Русская плясовая».

Ход занятия:

Дети проходят в горницу. Их встречает воспитатель в русском народном костюме.

- Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу!

Садитесь поудобнее, начнем наш разговор.

А поговорить я хочу с вами сегодня о добре.

Как вы думаете, что такое добро?

(В ходе ответов и рассуждений делается вывод, что самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете — это добрые дела: доброта, забота о людях, любовь к ним)

- Это самое бесценное добро. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Этот сундук подарила мне моя матушка. Дарила, да такие слова говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя оставила. Береги его — он полон добра. Я его сберегла и теперь тебе наказываю — Береги!» Вот я и берегу!

- А как вы думаете, ребята, что в нем?

(Предположения детей)

- Может быть, загадка поможет вам? Послушайте внимательно:

         Много в сундуке добра

        Да не злата — серебра

        Кони, барышни, барашки

        Все красивы и стройны

        И различные узоры

        На боках у них видны

        Свистульки, куколки, индюшки —

        Все это русские        (игрушки)

- Правильно! Давайте-ка в него заглянем.       (Открывают сундук)

-  Ой, да здесь столько игрушек, что у меня глаза разбежались. Угадайте загадку про одну из них:

Ростом разные подружки

Все похожи друг на дружку

1,2,3,4,5

Даже всех не сосчитать        (матрешки)

- Правильно, матрешки, да какие красивые! Для чего этих матрешек делали? Чтобы деткам играть, развлекаться, ума-разума набираться.

-  Из чего мастер их вырезал? Но ведь дерево светлое, а матрешки

цветные, яркие. Как это получилось?

- Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой?

- Почему вы так решили?

- Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешек любят и взрослые и дети.

А теперь послушайте загадку еще про одну деревянную игрушку:

Тук-тук, щелк-щелк

Медведь, мужик, коза и волк…

Деревяные игрушки:

И медведи и старушки

То сидят, а то спешат

Ребятишек всех смешат        (Богородская игрушка)

- Эту игрушку тоже придумали в старину. Называется — дергунчик. Как вы думаете, почему игрушку так назвали?

- Что можно сказать о мастерах дергунчиков?

- Конечно, но еще надо добавить, что они умные: ведь это надо придумать, сообразить, что с чем соединить, чтобы получилась такая забавная игрушка. Но игрушки на Руси мастерили не только деревянные, но и лепили из глины.

- А давайте еще в сундучок заглянем: нет ли там какой-нибудь глиняной игрушки?

(Достают филимоновскую игрушку)

- Какие замечательные птички да зверюшки! Да это, кажется, не простая игрушка, а свистулька — свистит. Не помните, как называются такие игрушки?        (филимоновские)

- Где их сделали?

Однажды мужик да баба из деревни Филимоново, которая расположена в Тульской области, копались в огороде и обнаружили в земле глину, мягкую, гладкую. Попробовал мужик из нее птичку сделать — ладная получилась. Сложили глину в корыто, да в избу принесли — пригодится. Урожая в саду в огороде осенью собрали, сена скотине заготовили, пшеницу, рожь убрали — муку намолотили. К зиме дел поубавилось, вот про глину и вспомнили. Намесили глины, налепили птичек да зверюшек. Мужик ловко так дырочки в них сделал — игрушки и засвистели, получились свистульки. Чтобы глина крепче была, зверюшек да птичек в печи обожгли, а потом белым мелом побелили.

Говорит баба мужику: «Что-то белая игрушка — не веселая, деток не порадует. Давай красками цветными разрисуем»

Так и сделали. Разрисовали игрушки полосками красными, желтыми да зелеными. И получились игрушки вот такие. Вот уж детям радости было! Свистят да приплясывают! А потом дед да баба детей своих научили игрушку делать. Те выросли - своим сыновьям и дочкам показали. Так все село Филимоново стало заниматься этим делом. А игрушки эти торговые люди по всей Руси разнесли. И стали их называть - Филимоновская игрушка.

- Смотрю я на эти игрушки, и самой поплясать хочется. Вижу по глазам, что и вам тоже!

(Музыка: «Русская плясовая» — произвольная пляска)

- После такого веселья можно и опять в сундучок заглянуть. А вдруг там еще какая-нибудь игрушка осталась?

(Достаёт из сундука дымковскую игрушку)

- Смотрите-ка, это тоже глиняная игрушка, но совсем другая. Никто не подскажет, как ее называют? Ну конечно, это дымковская игрушка из села Дымково.

Давайте поставим Филимоновскую и дымковскую игрушки рядом из поиграем в игру «Найди сходство и различия»  (Игра)

- Теперь мы с вами всегда сможем отличить, какая игрушка — Дымковская, а какая — Филимоновская, а уж матрешку да Богородскую игрушку тем более не перепутаем.

Игра «Собери игрушку из частей»

-  Давайте, дети, еще раз полюбуемся на деревянную и глиняную русскую народную игрушку.

- Положите все руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло? Все почувствовали? А знаете, почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселилась в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушку, подарили вам любовь. Вот о каком добре говорила моя мама, когда дарила мне этот сундук. Такие игрушки — матрешки, Богородские, Дымковские, Филимоновские — делают только в нашей России, только русские люди. А радует и греет душу русская игрушка всех добрых людей на земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку.

- Как вы думаете, почему игрушку называют народной?

(Ответы детей)

— Ребята, а вы хотели бы подарить своим близким частичку любви и добра? Вот вам на память силуэты русских народных игрушек, а расписать их и оживить я предлагаю вам. Я надеюсь, вы сможете вложить в них свою любовь, ласку и добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Добро и Зло»

Конспект занятия в старшей группе «Добро и Зло»     Цель:Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и не красоту злых. Дать понять, что каждому дан...

Конспект занятия "Путешествие в страну Добра"

Конспект занятия целью которого является: формирование доброжелательнго, вежливого отношения к окружающим....

Конспект занятия «Русская матрешка и добрые дела» (для 2-ой младшей группы)

Программное содержание:Цель: Формировать интерес к прикладному искусству. Активизировать в речи детей слова: мастер, художник Образоват...

Конспект занятия в подготовительной группе "Добро и зло"

Занятие помогает:1.     Формировать моральные представления о добре и зле.2.     Развивать способности понимать и оценивать эти понятия на когнитивном и эмоцион...

Конспект занятия из авторской программы "Добрая сказка"

Цель занятия: коррекция агрессивного поведения у старших дошкольников, основной метод, используемый в программе - сказкотерапия....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, А...

Патриотическое воспитание в младшей группе. Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Белая береза» (младшая группа)

Цель. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Формировать образ белоствольной красавицы-березы; учить передавать в рисунке характерные особенности бе...