НОД дидактическая игра "На лесной опушке"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Грудьева Алена Ивановна

НОД "На лесной опушке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_didakticheskaya_igra_na_lesnoy_opushke.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

Дидактическая игра

«На лесной опушке»

                                   

Выполнили: Грудьева Алёна Ивановна(воспитатель)

Сценарный план дидактической игры

с детьми 5 -7 лет

по теме «На лесной опушке»

Цель: Развитие математических представлений детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

 Формирование  у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Задачи:

- обучающая: тренировать умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд; - закреплять знания о геометрических фигурах;

- упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;

- формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.

 - тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.

- развивающая: развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;

- развивать мелкую моторику рук.

- воспитательная: - воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к математике; - воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.

Образовательная среда:

 характер взаимодействия субъектов деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно – исследовательская; восприятие художественной литературы и малых фольклорных форм; двигательная.

- средства обучения и воспитания: демонстрационные; визуальные; аудивизуальные; раздаточный материал.

- предметно-практическая среда: столы; стулья; ноутбук; музыкальный центр; многофункциональный коврик; демонстрационный материал; раздаточный материал.

Ведущая образовательная область: Познавательное развитие. Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» и  «Физическое развитие».

Планируемые результаты: Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

 Успешно решает логические задачи

Соотносит   изображение с реальными предметами

 Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства

Активно включается в игры; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Мотивационно-побудительный

(Неожиданно раздается стук в дверь. В группу приходит почтальон, что привлекает внимание детей).

Почтальон: Здравствуйте, ребята. Это группа «Знайки»

Дети: Да.

Почтальон: Тогда разрешите вручить   посылку.

                     (Почтальон вручает посылку детям).

Воспитатель:  Кто же нам ее отправил?

Дети вскрывают посылку, рассматривают ее, воспитатель читает письмо «Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам Лесовичок. Я приглашаю вас в лес на лесную полянку. А чтобы показать свои знания, вам нужно выполнить  задания. Тот, кто справиться с этими заданиями, получит приз»

Воспитатель: Ребята, интересно какие же задания отправил Лесовичок ? Хотите отправиться на лесную полянку, тогда вперед.

Мы играем в паровоз

Не беда, что без колес.

Есть, зато, труба, гудок,

Мы прибудем точно в срок.

Начинается игра,

Отправляться нам пора.

Дети проговаривают вместе с воспитателем:

Колесики, колесики

По рельсам тарахтят.

Везут в страну чудесную

Компанию ребят.

Воспитатель.   – Приехали

Основной

ИГРА «ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ» В: Смотрите, Лесовичок оставил  цифры.  А здесь все цифры разбежались, на полянке заигрались - Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд!

Какие цифры не на своем месте? (ответы детей).

- Какая цифра стоит перед цифрой 5?

- Какая цифра стоит после цифры 3?

- Какая цифра стоит между цифрами 2 и 4.

ИГРА «ПЕРЕСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ»

В: Смотрите: Лесовичок пытался пересчитать свои богатства, но видимо не смог. Пересчитайте предметы и обозначьте количество предметов - Сколько деревьев? Покажите цифру.

- Сколько елочек? (и т.п.)

Все правильно пересчитали? Может у кого то не получилось?

Как надо правильно считать?

 Воспитатель: — скажи, Дима, сколько цветочков на полянке? 

- правильно!

- с какого цветка ты начал считать? - в каком направлении ты считал? (сверху – вниз)

- а можно посчитать по-другому?

- Диана, посчитай вот с этого цветка.

- сколько всего? (10)

- с какого цветка ты считал? (с нижнего)

- в каком направлении? (снизу — вверх)

- изменилось ли количество цветов? (нет)

- почему?

- верно, считать предметы можно в любом направлении, результат счета не изменится.

(Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды).

ИГРА «УГОСТИ ЗАЙЦЕВ МОРКОВКОЙ»

Воспитатель: - Посмотрите, как много моркови выросло на грядке, Как вы думаете для кого она?  Попробуйте отгадать загадку.

От лисы и волка убегают ловко

И за это мама им дает морковку

Воспитатель- да, это зайчишки- трусишки. Не знаю, хватит ли им морковок …

Кто жует морковку с грядки  

Кто играет с волком в прятки

Постоянно всех пугаясь

Убегает шустрый заяц.

ИГРА «ПРЯТКИ»

Воспитатель:-  Ребята, посмотрите- вот бежит колючий еж

Что ж ты еж такой колючий

Это я на всякий случай

Знаешь, кто мои соседи
Волки, лисы и медведи

Сосчитай до десяти

И  попробуй всех найти

Отвернись, закрой глаза,

Чур подглядывать нельзя

Дети внимательно разглядывают лесную полянку, определяя кто где спрятался: за грядкой с морковкой, за кустиком, в  дупле дерева…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воспитатель: -  Шли мы, шли, шли мы, шли,  ждет привал нас  впереди. А называется он «Физкультминутка». Посмотрите, ребята, сколько здесь деревьев. А ветер, какой поднялся, деревья качает, листочки срывает.  

«Ветер с листьями играет, То поднимет, то бросает.

Кружит в вальсе листопад. Поздней осени наряд.

На ветвях берёзки белой 5(3,4,6…) листочков уцелело».

 Дети становятся  по столько- сколько называет педагог.

ИГРА «ЗАГАДКИ  МУДРОЙ СОВЫ»

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Шли мы, шли, шли мы, шли к мудрой совушке пришли.

 Совушка-совушка, мудрая головушка

 Про что думаешь, гадаешь

Расскажи нам то, что знаешь.

Нет мудрее головы

Нашей совушки совы.

- Ребята, попробуем отгадать загадки   тетушки Совы

 1) Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. (Круг.)

2) Моя загадка коротка: Три стороны и три угла. Кто я? (Треугольник.)

 3) С детства я знакомый твой, Каждый угол здесь прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам представиться я рад. А зовут меня … (Квадрат.)

4) Нет углов у меня, Нет сторон у меня. И похож на дыню я. Ну и кто же отгадал, Что зовут меня … (Овал.) 5) Есть четыре стороны - Противоположные равны. Еще четыре прямых угла Похож на холодильник я. Ну, подумайте, друзья Как же все зовут меня? ( Прямоугольник.)

Во время ответов детей выкладываются геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник, а дети еще раз называют их.

- Ну, как тетушка Сова, ребята всё правильно отгадали?  Затем педагог говорит: «Ночь». Дети закрывают глаза, а он прячет одну фигуру. Педагог говорит: «День». Дети открывают глаза и показывают геометрическую фигуру, которой нет. И тогда педагог, возвращает фигуру на место. Игра в прятки повторяется для всех геометрических фигур. Также педагог может просто поменять фигурки местами, не убирая их.

ИГРА «ПОДАРОК»

В: А вот здесь Лесовичок оставил свои  подарки для вас

Игровое упражнение «Правильно пойдешь — подарок  возьмешь».

 Если ребенок правильно выполняет задание, то он находит спрятанную игрушку

Что в правом верхнем углу?

Что в правом нижнем углу?

Что в левом верхнем углу?

Что в левом нижнем углу? А посередине?

Правильно. Молодцы

(Дети выкладывают числовой ряд в прямом порядке)

(дети пересчитывают предметы и приклеивают рядом нужную цифру).

Дети озвучивают свои предположения. (надо найти  зайчат, сказать им ласковые слова, спеть им веселую песню, предложить им поиграть и т.п.)

Далее дети считают зайцев. Сравнивают количество зайцев и морковок. Сообщают, что морковок не хватает, что надо еще 2 морковки. Берут необходимое количество и уравнивают 2 группы.

Зайчиха благодарит и просит еще разделить 4 яблока.

Дети высказываю предположения, как можно разделить яблоки (разрезать пополам. Каждому зайчонку и маме зайчихе по половинке). Зайчиха очень рада, ведь не забыли и про неё. Яблоки поделены поровну

- Ребята, давайте тетушке Сове составим  картинку из геометрических фигур.

Ребёнок находит заданный предмет.

Рефлексивный

Воспитатель: А теперь оцените своё участие в путешествие. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красное яблоко на подносе и наклейте его на яблоню, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте зеленую грушу. (Дети оценивают свою работу.) – Вот и подошло к концу наше путешествие по волшебной лесной опушке. Спасибо Старичку – лесовичку.

Перечень методической литературы:

1. Ирина Пономарева Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

2.Колесникова Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра "Лесные игрушки"

«Лесные зверушки»Основной вид деятельности: музыкальная деятельность .Продукт деятельности (результат): развитие тембрового слуха.Форма: интегрированная.Длительность:10-15 минут.Задачи:1. ...

Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"

Закрепить понятие детей о лесных и садовых ягодах....

Дидактическая игра "Лесная полянка"

Разработка дидактической игры для детей 4-5лет...

Дидактическая игра "Лесные считалки"

Дидактическая игра  по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста «Лесные считалки»Воспитатель: Дедикова Е.С.Важное значение в позн...

Дидактическая игра "Лесное кафе"

Познокомить с понятиями деньги, заработная плата, товар....

Музыкально-дидактическая игра «Лесные зверята - музыканты»

Цель: развитие тембрового и ритмического слуха.Задача: научиться определять музыкальный инструмент и передавать ритм.Первый уровень сложности: К детям, на экране, приходят лесные жители: птичка, мишка...

Дидактическая игра " Лесные ягоды"

Дидактическая игра" Лесные ягоды"...