Конспект ОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Зимушка-зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Леонова Наталья Николаевна

Данный материал поможет обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки зимы,   формирует умение детей словообразованию. Активизирует употребление в речи ранее усвоенных слов, закрепляет умение образовывать слова, обозначающие названия предметов в уменьшительно - ласкательной форме.  Учит детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением, умению заканчивать стихотворные строки словами, подбирая их по рифме и смыслу( игра «Доскажи словечко»). Обогащает знания детей через стихотворения и загадки о зиме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Зима»

Конспект ОД по развитию речи и ознакомлению  с окружающим 

«Зимушка-зима»

 КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки зимы.  Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее усвоенных слов. Закрепить умение образовывать слова, обозначающие названия предметов в уменьшительно - ласкательной форме. Упражнять в подборе слов-признаков, родственных слов. Составлять предложение, распространять его. Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Учить заканчивать стихотворные строки словами, подбирая их по рифме и смыслу( игра «Доскажи словечко»). Упражнять детей в произнесении звука «с»   в подборе слов, начинающихся на этот звук.

Обогащать знания детей через стихотворения и загадки о зиме.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: Расширять словарный запас по теме, учить составлять небольшой рассказ по картинке.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы на основе активного использования фольклора (загадок, закличек).

МАТЕРИАЛЫ: Волшебная палочка, изображение волшебницы Зимы, картинки сосулек, снежинок, снеговика, снежков; снежинки на ниточках; серия картин по теме «Зима», письмо от Зимы; альбомные листы и фломастеры., трафареты с зимней тематикой.

Ход ОД

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся) .

Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.

Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Зима) .

- А точно это зима? А может, это весна (Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным покрывалом)

- Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.

Ребенок читает стихотворение о зиме

Зима

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ,ложится..

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы

И зима настала.

И. Суриков

- Ребята, зима (какая ?) – (снежная, холодная, морозная, вьюжная)…Кто из вас любит зиму? Почему? (можно лепить снеговиков, делать снежные постройки, кататься на санках, лыжах, коньках).

- Зимой на улице тепло или холодно?(холодно). Что происходит с человеком, если он долго находится на холоде? (Мы мерзнем).

Игра «Мы замерзли»

Мы замёрзли с вами                      Дети хлопают в ладоши, похлопывают себя

И стучим зубами,                           по плечам, коленям, топают ногами.

Хлопаем руками,

Топаем ногами.  

- Когда мы мерзнем, что нужно сделать? (одеться). Одежда, которую мы носим зимой, как называется? (зимняя). Ребята, давайте оденемся. (Дети имитируют одевание) Сначала мы надеваем …(брюки, штаны, теплые джинсы),потом …(кофту, свитер), затем… - шапку, куртку или шубу, обуваем сапоги, завязываем шарф, надеваем варежки. Все, пошли гулять. Посмотрите, пошел снежок!

Физкультминутка «Падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. Поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки

А вокруг сугробы,

Снегом замело дороги

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом.

Ходьба на месте

Потягивания – руки в стороны

Дети садятся

- А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей-помощников. Давайте назовем их! (Выставляются по очереди иллюстрации называемых воспитателем «помощников» )

- А вот и первая ее подружка – сосулька.

- Ребята, давайте расскажем о сосульке. А поможет нам вот эта волшебная палочка, которую мне дала волшебница-зима. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот и отвечает.

Дидактическая игра «Подберите признаки» (до кого дотронется палочка, тот и отвечает) .

- Сосулька (какая?) – длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…

Воспитатель: А еще сосулька сладкая, вкусная и полезная! Так ведь ребята?(нет, сосульки кушать нельзя, может заболеть горло)

- А вот еще один ее друг – «снежок». Давайте вместе с вами слепим снежок.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Мы с тобой снежок лепили:

Круглый, сладкий, и совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем.

Какой формы снежок? (круглой). А что еще бывает круглым? -

Дидактическая игра «Что бывает круглым» (дети называют круглые предметы)

- Ребята, посмотрите, под снежком лежит открытка. Давайте ее прочитаем. Только некоторые слова на ней стерлись. Вы поможете мне? (да)

Дидактическая игра «Доскажите словечко».

На поселки, на лужок –Все снижается… (снежок) .

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки) .

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик) .

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири) .

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег) .

Ребята, как мы сказали – снежок. Мы назвали его ласково. А как можно ласково сказать?

Дидактическая игра «Назови ласково»

Снеговик – снеговичок

Снежинка-снежиночка

Лед – ледок

Ветер-ветерок

Елка-елочка

Дерево- деревце

Мороз-морозец

Шапка-шапочка

Шуба-шубка

Зима-зимушка

- А вот еще одна подружка зимы – снежинка. Но что-то она очень грустная.

Что же могло с ней случиться? Что можно ей предложить? (Может у нее нет друзей; может, на день рождение не получила подарок).

- Давайте ее развеселим.

- Как же ее развеселить? Давайте расскажем стихотворение.

Дети читают стихи о Новом годе.

- Ребята, кажется, снежинка стала веселее! А какая она ещё?

(Легкая, белая, узорная, холодная, нежная, резная, красивая). Посмотрите, все равно снежинке грустно.

- А может, с ней поиграть (Упражнение на дыхание – развитие длительного, плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку, щеки не раздувать) .

- Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть.

- А вот у нас в гостях друг зимы - Снеговик

У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами

1. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт -

Заплачет она и умрёт (сосулька)

2. Всё лето стояли, зимы ожидали.

  Дождались поры. Помчались с горы. (Санки)

3. Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось

И не кроилось,

С неба на землю свалилось

(снег)

4. Без рук рисует, без зубов кусает

(мороз)

5 Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(зима)

7 Белые звёздочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали

(снежинки)

- Ребята, нашему Снеговику скучно одному, давайте, нарисуем ему друзей.

Рисование по трафаретам.

Нарисованных снеговиков размещают рядом со снеговиком-помощником.

Рефлексия: расскажите, чем вам нравится зима?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Презентация по ознакомлению с окружающим "Зимушка-зима"

Презентация по ознакомлению с окружающим "Зимушка-зима"...

Нод в подготовительной группе Ознакомление с окружающим " Зимушка -зима"

Расширить и обобщить знания детей о времени года зима.Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.Воспитывать любовь к красоте зимней природы....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Зимушка -зима"

Занятие для детей младшей группы детского сада по теме"ЗИМА"...