Проект для детей средней группы по теме: "Путешествие в мир посуды"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Сычёва Ольга Александровна

Проект для детей средней группы по теме: "Путешествие в мир посуды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._puteshestvie_v_mir_posudy.srednyaya.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №1»

 городского округа Самара

Краткосрочный проект для детей  средней группы № 10.

Тема: «Путешествие в мир посуды»

Подготовили и провели воспитатели:

                                                                  Сычёва Ольга Александровна

                                                                           Рассадина Надежда Александровна

                      Самара, 2022 год

Тема проекта: «Путешествие в мир посуды»         

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий. 

По характеру контактов: открытый, в контакте с семьей.

По количеству участников проекта: групповой.

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный - 1 неделя (22.01.2022 - 26.01.2022) 

Участники:воспитатели: Сычёва Ольга Александровна и Рассадина Надежда Александровна, дети средней  группы №10 , родители воспитанников.

Итоговое мероприятие проекта: оформление выставки детских работ на тему: «Посуда».

Образовательная область: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое развитие. 

Проблема:

Детям необходимо как можно больше знать о истории появления посуды, о том, как и из чего делается посуда, о мире посуды, которая нас окружает, о видах росписи, иметь представления о русской народной посуде и труде людей, ее создающих и многое другое, но в ходе ООД, совместной и самостоятельной деятельности невозможно охватить тот объем информации, который хотелось бы. Поэтому в своей работе я использую метод - проектов для достижения поставленной цели, для решения проблемы, для получения практического результата, оформленного в виде некоего конечного продукта.

Актуальность:

Дети 4-5 лет в недостаточной степени имеют представление о посуде, ее видах, свойствах, назначении. Они не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предмет, т. к. в этом возрасте имеют бедный словарь прилагательных и глаголов. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о посуде, ее частях и видах, свойствах, назначении; развить их связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта. 

Задачи проекта:

1. Формировать умение классифицировать предметы посуды по одному признаку - назначению: столовая, кухонная, чайная.

2. Создать условия для самостоятельного творческого преобразования ранее полученных знаний.

3. Развивать связную речь, умение описывать предметы посуды.

4. Развивать собственный познавательный опыт, применяя доступные для детского восприятия материалы.

5. Закреплять правила поведения за столом, правила сервировки стола.

6. Закрепить представления о материалах, из которых сделана посуда.

7. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам быта.

8. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

Этапы проекта:

I Этап – подготовительный:

1. Определение цели и задач проекта.

2. Сбор информационного материала:

изучение методических пособий и литературы по теме;

подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки);

изготовление дидактических игр по теме, наглядных пособий

3. Привлечение родителей к участию в тематических выставках.

4. Составление перспективного плана мероприятий.

II Этап – практический (проведение мероприятий с детьми по реализации проекта)

 Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:

-чтение художественной литературы;

-беседы;

-игры;

-рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта.

-дидактические игры по теме поекта;

-художественно-эстетическая деятельность (аппликация, рисование);

-Сюжетно-ролевая игра: «Ждем гостей» .

Итоговое мероприятие - оформление выставки детских работ на тему: «Посуда».

Работа с родителями.

Консультации:

1. Рекомендую рассмотреть и побеседовать с ребенком о посуде, которая имеется дома, ее предназначении .

Сформировать обобщающее понятие "посуда"

2
. Объясните ребенку назначение посуды, различных ее видов.

3
. Рассмотрите на иллюстрациях различную посуду .

4
. Расскажите ребенку, для чего нужна посуда .  

III Этап – заключительный

(обсуждение проделанной работы, что нового о посуде узнали дети).

План проведения проекта.

Понедельник (22.11.21г.)

МЕРОПРИЯТИЯ

1. Беседа с детьми на тему: «Что мы знаем о посуде?».

Цель: выявить знания детей о посуде.

2.Чтение художественной литературы.

К.И.Чуковский «Федорино горе».

3. Рассматривание иллюстраций с изображением  посуды,

Цель: учить внимательно рассматривать картинки и составлять по ним рассказ.

Вторник (23.11.21г.)

МЕРОПРИЯТИЯ

1.Дидактическая игра :«Назови правильно»

Развивать  логическое мышление.

2. Загадки о посуде.

Чтение стихотворений о столовых приборах

 3. Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей».

Среда (24.11.21г.)

МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Рассматривание детьми иллюстраций по теме проекта.

Беседа ««Какая бывает посуда».

Цель: рассказать о классификации посуды: чайная, столовая, кухонная.

2. Организация выставки книг, принесённых из дома

3. Д/И: «Опиши посуду».

Рассматривание сюжетной картинки с изображением детей, расставляющих на столе столовую посуду к обеду.

Четверг (25.11.21г.)

МЕРОПРИЯТИЯ :

1. Рисование: «Украсим тарелочку»

Учить равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными, в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы.

Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, узоров.

Развивать чувства ритма, композиции, цвета. 

2. Беседа с детьми на тему: «Из чего сделана посуда?».

Цель: ознакомить с признаками материала, из которого изготовлена посуда.

3. Д/И: «Посуда какая?»

Пятница (26.11.21г.)

Мероприятия:

1. Чтение русской народной сказки «Три медведя».

Лепка на тему: «Тарелочки для трёх медведей».

2. Сюжетно-ролевая игра: «Ждем гостей» .

3. Оформление выставки детских работ на тему: «Посуда»

Предполагаемый результат:

- Знать и называть предметы посуды, их части;

- Владеть обобщающими понятиями;

- Узнавать по описанию и назначению;

- Находить сходство и различия предметов посуды по нескольким признакам;

- Знать, из какого материала сделаны предметы посуды;

- Владеть навыками пользования столовыми приборами, культуры поведения за столом.

Приложение

Беседа: «Что мы знаем о посуде»

Цели: расширять запас слов по теме «Посуда»; познакомить с классификацией предметов посуды; учить употреблять названия предметов посуды в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах, описывать их; учить соблюдать соотношение величин.

Содержание:

1. Повторение названий предметов посуды.

Воспитатель. На занятиях мы с вами говорили, о том, что нужно беречь деревья, леса. Что можно изготовить из дерева? (Ответы детей). Из дерева делают посуду, например деревянные ложки. А какую еще посуду вы знаете? (Дети называют, воспитатель показывает картинки с изображением посуды)

2. Классификация посуды.

Воспитатель. Посуда бывает разная.

Чайная посуда: чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник, сухарница. Для чего нужна чашка? Что можно пить из чашки, стакана? Что мы кладем в сахарницу, сухарницу, конфетницу? Что наливаем в молочник?

Столовая посуда: тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, масленка, салатница, соусница. Давайте вместе назовем столовую посуду. (Дети хором повторяют за воспитателем название посуды и рассматривают картинки). К столовой посуде относятся еще нож, вилка, ложка – столовые приборы. Зачем нужна супница, хлебница? Что находится в масленке, солонке, перечнице, соуснице, салатнице?

Кухонная посуда – это кастрюля, сковородка, миска, половник, сито, кувшин. В этой посуде люди готовят еду. Для чего нужны кастрюли, половник? Как используют сковородку, сито? (Показывает изображение кухонной посуды, дети ее называют). Для чего нужна чайная посуда? Когда мы пользуемся столовой посудой? Зачем нужна кухонная посуда? Какая посуда есть у вас дома?

3.Ознакомление с признаками материала, из которого изготовлена посуда.

Воспитатель показывает образцы посуды из фарфора, глины, стекла, дерева, металла, пластмассы. Дети берут посуду в руки, определяют ее легкость, прозрачность, гладкость или шероховатость. Воспитатель подсказывает, что пластмассовая посуда легкая, но готовить в ней нельзя, она расплавится, металлическая посуда тяжелая, в ней можно готовить, стеклянная посуда хрупкая, она может лопнуть от горячей пищи, в фарфоровой посуде нельзя готовить, в ней подают готовое блюдо, глиняная посуда – тяжелая, готовить в ней можно в печке или в духовке.

Дети осматривают посуду и называют свойства материала: стекло – прозрачное, тонкое, холодное, гладкое, хрупкое; глина – толстая, гладкая, непрозрачная; металл – тяжелый, прочный, твердый и т.д.

Беседа «Из чего сделана посуда».

Цели: упражнять в употреблении существительных в именительном и родительном падежах множественного числа; учить сравнивать предметы посуды, называть их составные части, описывать предмет.

1. Повторение названий посуды.

Картинки с изображением посуды лежат на столе перевернутые. Дети берут по одной картинке и называют посуду.

2. Сравнение.

Вопрос: чем отличаются и чем похожи: тарелка и блюдце; чашка и бокал; бокал и стакан; кастрюля и чайник?

3.Описание предметов посуды.

Дети описывают предметы посуды по схеме:

          1)Название.

          2)Материал, из которого изготовлен предмет.

          3)Признаки (гладкая, шершавая, тонкая, хрупкая, легкая, тяжелая).

          4)Составные части.

          5)Назначение.

4.Игра «Назови, какая посуда»

Если тарелка из пластмассы, то она (какая?) - …

Если ложка из металла, она - …

Если чашка из фарфора, она - …

Если чайник из глины, он - …

Если стакан из стекла, он - …

Если сахарница из стекла, она - …

Если половник из металла, он - …

Конспект

Лепка «Тарелочки для трёх медведей».

Цели:

1. Обучать детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями. Обучать сплющивать и оттягивать края мисочки вверх. Закреплять понятия «большой», «поменьше», «маленький», «больше», «меньше».

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, словарный запас

3. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Воспитывать интерес к лепке. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества

4. Актуализировать знания детей о материалах, из которых изготавливают посуду;

5. учить детей лепить из пластилина, используя новые приёмы вдавливания и оттягивания краёв, уравнивания их пальцами;

6. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;

7. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, речь, логическое мышление, тренировать мелкую мускулатуру рук.

Материалы:

посылка, письмо, иллюстрации медведей, миска глиняная, пластмассовая, стеклянная, железная, деревянная; поднос. Доска для лепки, три кусочка пластилина одинакового цвета, но разного размера.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Три медведя», беседа о персонажах сказки, рассматривание иллюстраций. Подбор и рассматривание с детьми три разные по величине мисочки. Предложение расставить их по величине и сказать, для какого медведя предназначается каждая мисочка.

Ход занятия:

Дети находятся на паласе (раздается стук в дверь. Вам посылка, распишитесь. Воспитатель открывает посылку там письмо.

Чтение письма:

Здравствуйте, ребята. Мы знаем, что вы очень любите русские народные сказки. Поэтому решили обратиться к вам за помощью. Но сначала отгадайте, кто мы такие?

«Возле леса на опушке

Трое нас живёт в избушке.

У нас три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Из какой мы дети сказки?

Ответы детей: Три медведя

Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка

Верно, ребята, у нас случилась беда. Настасья Петровна разбила наши тарелочки и теперь нам срочно нужны новые. Мы не смогли приехать к вам сами, но высылаем вам наши фотографии.

Воспитатель: Дети, из чего же были сделаны тарелочки, если они разбились?

Ответы детей:

дети предлагают варианты ответов (стеклянные, деревянные, пластмассовые)

Воспитатель: Кто знает, из чего еще делают посуду?

Игра «Из чего делают посуду?»

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о материалах, из которых изготавливают посуду.

Дети подходят к столу, на котором находятся миски, изготовленные из разного материала.

- Что стоит на столе? (миски)

- Из чего сделаны миски? (из стекла, из дерева, и т. д.)

- Как называется миска из стекла? Из дерева? (стеклянная, деревянная) и т. д.

Воспитатель: предлагаю вам сделать тарелочки для медведей из пластилина.

Вспоминаем, у кого какие были мисочки, рассматриваем картинки.

Показ иллюстраций, беседа.

1 Михаил Иванович (большая или маленькая тарелочка)

2 Настасья Петровна (большая или маленькая тарелочка)

3 Мишутка (большая или маленькая тарелочка)

Верно, нам нужно слепить три тарелочки (большую, маленькую и среднюю)

Но сначала мы немножко отдохнем.

Пальчиковая игра.

Медвежата в чаще жили - Сжимают, разжимают кулачки

Головой они крутили - Крутят сжатыми кулачками

Целый день они играли - Пальчиками одной руки стучат по ладони другой

Очень к вечеру устали - Стучат ладонью о ладонь

Сели отдыхать - Сжатые кулачки ставят на колени

Этот мишка хочет спать - Загибают мизинец

Этот мишка лег в кровать - Загибают безымянный палец

Этот мишка уж заснул - Загибают средний палец

Этот рядом прикорнул - Загибают указательный палец

Ну, а этот давно спит - Загибают большой палец

Кто у нас еще шумит? - Грозят пальчиком

Тише, тише, не шумите - Пальчик у губ

Медвежат не разбудите - Грозят пальчиком вправо – влево.

Показ образца, поэтапное выполнение работы.

Воспитатель: Мы с вами сделаем вот такие мисочки. Сначала необходимо размять пластилин, потом скатать колобок, из колобка сделать лепешку. Напоследок оттягиваем края. (Воспитатель поэтапно показывает процесс изготовления мисочек). В процессе лепки, воспитатель помогает тем, кто затрудняется лепить мисочки. Какие замечательные мисочки у нас получились, хорошо постарались. Теперь давайте изобразим медведей. Встаньте.

Три медведя шли домой.

Папа был большой – большой,

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок - малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

Дзинь - дзинь, дзинь – дзинь.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, какие красивые мисочки вы вылепили для семьи медведей! Теперь нужно сложить тарелочки в посылку и отправить ее.

Итог занятия.

Что мы сегодня делали?

Для кого?

Что вам больше всего понравилось?

Что для вас оказалось трудным.

                       

                     

                                     

                                     

                                     

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес» Цель: продолжать учить детей вниматель...

НОД по ФГОС области " познание" для детей средней группы по теме: " Путешествие в страну цветных карандашей"

Закрепление  знаний детей об окружающей действительности, соотносить цвета с предметами. Учить правильно употреблять в речи прилагательные, образовывать слова при помощи суффиксов. Продолжать раб...

Конспект итогового комплексного занятия для детей средней группы по теме :"Путешествие в зимний лес в гости к диким животным"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи по теме : " Дикие животные"  с использованием компьютерных технол...

Конспект итогового комплексного занятия для детей средней группы по теме :"Путешествие в зимний лес в гости к диким животным"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи по теме : " Дикие животные"  с использованием компьютерных технол...

Конспект занятия по образовательной области «Физическое развитие» для детей средней группы по теме «Путешествие на волшебный остров».

Конспект занятия "Путешествие на волшебный остров" среднего возраста формирует  у детей умение бегать врассыпную с остановкой по сигналу; обучает  ходьбе по доске с мешочком на голове; упраж...

Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС области «познание» для детей средней группы по теме: «Путешествие в страну цветных карандашей»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, ИКТ.Цели: развивать диалогичес...