Экологическая тропа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природными объектами и воспитание бережного отношения к природе, посредством проведения экскурсии по экологической тропе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_konspekt.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Экология
Экологическая тропа
Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природными объектами и воспитание бережного отношения к природе, посредством проведения экскурсии по экологической тропе детского сада.
Задачи:
Образовательная – расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах); учить детей употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, использовать многозначные слова (иголка), подбирать однокоренные слова.
Воспитательные – воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе.
Развивающие - развивать диалогическое общение, умение слушать, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы. Развитие мышления, умения обобщать, развитие пространственного мышления. Развитие умения ориентироваться по карте-схеме.
Оборудование и материалы: письмо от Лесовичка, схема экологической тропы, фломастеры, большой лист ватмана.
Предварительная работа: беседа с детьми о деревьях, растениях, насекомых.
Интеграция образовательных областей «Познание. Экологическое воспитание», «Художественное творчество», «Коммуникация. Развитие речи», «Чтение художественной литературы», «Безопасность»
Вводная беседа (в группе):
Сегодня нас ждёт необычное путешествие в прекрасное царство природы. И вот что удивительнее всего: чудес с каждой вашей прогулкой будет всё больше. Если вы полюбите природу, она откроет вам постепенно все свои тайны. Но прежде, чем отправиться на прогулку, вспомним правила поведения в природе.
Стихотворение Н.Рыжовой «Если в лес пошел гулять…»
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Послушайте кто-то стучится.
(Воспитатель из раздевалки вносит письмо)
Письмо от Лесовичка:
Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лесовичок. Вот что я вам хочу рассказать: много людей посещают лес, но не все правильно ведут себя в лесу. Я хотел нарисовать плакат «Правила поведения в лесу», но сороки унесли и растеряли мои фломастеры. Прошу вас помочь мне найти фломастеры. В помощь вам высылаю карту на которой отмечены все места, где побывали сороки. Ваш Лесовичок»
Ребята, поможем Лесовичку?
А вот и карта! (Приложение 1)
использование аудиозаписи «Голоса птиц»
(ОО «Чтение художественной литературы»)
2
Экскурсия по экологической тропе детского сада:
Пункт «Лиственные деревья»
Беседа с детьми о том, какие деревья растут на данном участке, почему они называются лиственными. Образование прилагательных, новых существительных, множественного числа от названия деревьев. (Береза – как назвать ласково? - березонька, березка; как называется роща, где растут только березы – березовая роща; липа – как назвать ласково? – липочка, липонька; пьют чай с цветочками липы – какой? – липовый); рябина – как назвать ласково? – рябинка, рябинушка)
Ребята, около деревьев можно ли бегать? (Ответы детей: Надо ходить по дорожкам. Нельзя ходить около )
Бегать, ходить возле деревьев нельзя, потому что земля станет твёрдой, утоптанной, как камень. И дождевым червякам будет трудно делать ходы под землей. Почву становится твердой, ее тяжело взрыхлить, и к корням деревьев не будут поступать воздух, вода. Корни засохнут, отомрут, и дерево погибнет.
Мы правильно ответили на вопрос и что же нашли на веточке? (Дети находят красный и синий фломастеры)
Пункт «Хвойные деревья»
Проводится работа аналогичная предыдущей. (Ель – елочка, еловая шишка, сосна – сосенка, сосновая шишка, ели, сосны – еловый лес, ельник, сосновый лес, сосновый бор)
Как вы думаете, можно рубить деревья?
(Ответы детей: Нельзя, их надо беречь)
Деревья рубить нельзя, потому что они очищают воздух, являются домом для очень многих обитателей леса.
И на этот раз мы справились, посмотрите, что-то лежит под елочкой.
(Дети находят зеленый и желтый фломастеры)
Пункт «Цветник»
Рассматривание цветов, называние. (Анютины глазки, петуньи, бархатцы)
Можно ли рвать цветы?
(Ответы детей: Нельзя, цветами надо любоваться)
Нельзя рвать цветы огромными букетами, чтобы потом их выбросить. Цветами надо любоваться. Смотри, какие они красивые! Цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам. Пчёлы собирают нектар, а бабочки пьют сок из стебельков своим длинным хоботком. Посмотрите, вот бабочка крапивница:
Мне очень, очень нравится
Крапивница-красавица.
Над ромашкой пляшет, пляшет
И цыганской шалью машет.
Видите, какими разными бывают бабочки! Давайте дадим друг другу слово, никогда не ловить бабочек и других насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться издали, можно их нарисовать или сфотографировать на память.
Ребята, в лес часто приходят недобрые люди. Ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и даже убивают животных. Послушайте, какая история случилась недавно в лесу.
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
зажал под мышкой ветви;
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий...
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно. (Г. Ладонщиков)
Педагог незаметно берет из цветов божью коровку.
Дети, посмотрите на мою ладошку. Вам знакомо это насекомое? Это – божья коровка!
Она красивая? Кто держал её в руках? А знаете ли вы, что такая маленькая букашка приносит большую пользу природе, но сама часто страдает из-за неумеренного любопытства человека. Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные. Посмотрите, какая она по цвету, форме, как вы думаете какая она на ощупь?
(Ответы детей: Божья коровка красная, круглая, яркая.) Да, божьи коровки бывают круглые, яркие, блестящие. Но оказывается, их ещё и за то можно любить, что они наши верные друзья. Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползёт по ладони, и приговариваем(проводится игра –пятиминутка «Божья коровка улети на небо).: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба». Мы понимаем, конечно, что хлеба коровки не могут взять и принести батон или буханку принести. Но они помогают нам сохранить урожай на полях, в садах, в огородах. Но чтобы коровок везде и всегда было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более, что приносят они не только хлеб, но и, как утверждают старинные книги, счастье. Как вы теперь будете относиться к божьим коровкам? Почему?
(Ответы детей: Будем беречь, не будем ловить и мучить.)
Посмотрите, в цветах что-то лежит.
(Дети находят коричневый и черный фломастеры)
(ОО «Познание. Экология», «Коммуникация. Развитие речи»)
3
Возвращение на участок группы.
Беседа о том, что видели дети.
Ребята, где мы с вами побывали?
(Ответы детей: У лиственных деревьев – березы, рябины, липы. У хвойных – ели, сосны. Побывали у цветника)
Составление с детьми правил поведения в природе.
Что же нельзя делать в природе ?
(Ответы детей: Рубить деревья, топтать траву и землю, рвать цветы, ловить и мучить насекомых, разжигать костры, мусорить.)
Ребята, мы нашли все фломастеры Лесовичка, а у меня есть еще много разноцветных фломастеров, давайте мы с вами нарисуем плакат «Правила поведения в природе» и отправим его в подарок нашему другу Лесовичку.
Детям предлагается нарисовать коллективную работу «Правила поведения в природе»
(ОО «Познание. Экология», «Безопасность», «Художественное творчество. Рисование»)
Предлагается лист ватмана, фломастеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....