Проект по социально-коммуникативному развитию и формированию экологического сознания дошкольников «Мы любим окружающий мир» для детей от 5 до 6 лет.
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Формировать экологическое сознание дошкольников через развитие
трудовой деятельности.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к окружающему их миру, взаимосвязи с
окружающей средой.
2. Формировать умение детей вести наблюдение за живой и неживой природой;
3. Стимулировать совместную трудовую деятельность детей при
уходе за комнатными растениями и животными.
4. Закрепить знания детей о комнатных растениях, находящихся в «Зимнем саду».
5. Формировать умение детей сравнивать растения, находить сходство и
различия во внешних признаках, условиях выращивания.
6. Воспитывать любовь к природе, к социальной среде и умение создавать
прекрасное вокруг себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii_2021_g.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрация муниципального района Туймазинский район
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 с.Серафимовский муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Проект
По социально-коммуникативному развитию
И формированию экологического сознания дошкольников
«Мы любим окружающий мир»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Чистоступова Н.В.
Туймазы, 2021 г.
Тип проекта: исследовательский, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (с 09.08.21г. по 20.08.21г.)
Участники проекта: воспитатели; дети группы от 5 до 6 лет; родители.
Цель: Формировать экологическое сознание дошкольников через развитие
трудовой деятельности.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к окружающему их миру, взаимосвязи с
окружающей средой.
2. Формировать умение детей вести наблюдение за живой и неживой природой;
3. Стимулировать совместную трудовую деятельность детей при
уходе за комнатными растениями и животными.
4. Закрепить знания детей о комнатных растениях, находящихся в «Зимнем саду».
5. Формировать умение детей сравнивать растения, находить сходство и
различия во внешних признаках, условиях выращивания.
6. Воспитывать любовь к природе, к социальной среде и умение создавать
прекрасное вокруг себя.
Содержание проекта
«…. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина. »
В. А. Сухомлинский
1. Обоснование актуальности.
Воспитание бережного и заботливого отношения возможно тогда, когда дети:
1. Располагают элементарными знаниями об окружающем мире;
2. Владеют несложными способами выращивания растений ;
3. Умеют наблюдать за природой и видеть её красоту.
Это является актуальным в современном воспитании дошкольника. Формирует
нравственную культуру личности ребенка, способной трудиться и успешно
социализироваться в обществе. Успешная социализация детей дошкольного
возраста зависит от того, как у него сформированы трудовые навыки и
отношение к труду человека. Ведь через труд дети проявляют активность и
смекалку, настойчивость, стремление достичь результата; формируется
желание оказать помощь своим товарищам. Поэтому воспитывая у детей
любовь к окружающему миру, созидательные чувства необходимо
развивать и формировать трудовые навыки и творческую трудовую
деятельность. И это будет является актуальным в экологическом
воспитании и образовании детей ДОУ.
2.Проблема
Велика роль природы в духовной и нравственной жизни общества. В наше время взаимодействие современного общества с окружающим миром становится проблематичным, т.к. происходит нарушение экологического пространства загрязнение окружающей среды, обесценивание сельскохозяйственного труда, редкое общение с природой и её преобразования. Всё это негативно сказывается на жизнедеятельность человека. Чтобы разрешить эту проблему необходимо ещё с детского возраста приобщать ребёнка к окружающему миру, воспитывать чувство созидательности и бережливости ко всему живому. Что касается образовательной и созидательной системы ДОУ экологическое воспитание расценивается как приоритетное направление. Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей правильное отношение к различным объектам природы, т.к. в это время закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Экологическое воспитание в детском саду, это не только подача детям каких-либо знаний о природе, но и возможность воспитывать у них эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание трудиться и обогащать окружающий мир.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап:
Задача: планирование работы, прогнозирование результатов (продуктов) проекта.
Запланированные мероприятия:
- Выявление первоначальных знаний детей о живой и неживой природе,
основ экологически правильного поведения;
- Подбор научно-познавательной литературы, иллюстраций,
видеоматериалов экологической тематики совместно с родителями;
- Составление плана предстоящей работы совместно с детьми группы;
- Составление сценариев и конспектов мероприятий проекта;
- Подготовка материалов и предметной среды.
2. Практический этап.
Задача: Реализация совместного проекта детей, воспитателей и родителей.
Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:
Перспективное планирование проектной деятельности.
Дата проведения. | Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми. | Интеграция образовательных областей. | Взаимодействие с родителями, другими специалистами детского сада. |
09.08.21г. | - Познавательная беседа с детьми «Что такое природа?». - Рассматривание вместе с детьми фотоматериала, картинок, наглядных пособий на тему: «Живая и неживая природа». - Подготовка к сюжетно – ролевой игре «Семья» сюжет «Мы сажаем огород». - Подвижная игра «Заря-заряница» | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие | Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье» |
10.08.21г. | - Беседа на тему: «Бережное отношение к природе»; -Просмотр познавательного мультфильма «Да здравствует, природа!». - Начало оформления и посадка «огорода на окне». - Конкурс на лучший плакат на тему " «Люби и охраняй природу!» (коллективная работа) | Социально-коммуникативное развитие. Познавательно-речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие | Организация выставки художественной литературы на тему: -Рассказы и сказки В. Бианки о животных и природе |
11.08.21г. | - Беседа на тему: «Жалобная книга природы»; - Чтение стихотворений экологического содержания из сборника экологических игр, сказок, материалов «Окно в природу»; - Аппликация (мини-макет): «Уголочек природы». | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетичское развитие | Создание совместно с родителями сборника сказок, рассказов, стихотворений, материалов экологического содержания. |
12.08.21г.-13.08.21г. | - Познавательная беседа на тему: «Царство растений» Творческая мастерская: - Налеп из пластилина «Ранняя весна» - Наблюдение и периодическое заполнение дневника наблюдений за «огородом на окне» совместно с детьми - Чтение экологической сказки А. Лопатиной «Почему у земли платье зеленое?» (Сборник экологических игр, сказок, материалов «Окно в природу») | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно- эстетическое развитие. | Конкурс совместной поделки детей и родителей "Природа и мы" (природный или бросовый материал). |
16.08.21г. | - Беседа «Уход за комнатными растениями» - Дидактическая игра «Собери растение»- упражнять детей в составлении целого растения из отдельных его частей. (с помощью дидактического пособия «Экологическая пирамида») - Подвижные игры татарская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух». | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие | Создание дидактического пособия «Экологическая пирамида» . |
17.08.21г. | -Дидактическая игра «Найди растение по описанию». - Чтение экологической сказки А. Лопатиной «Кто землю украшает?»; - Наблюдение в уголке природы за ростом луковиц, которые находятся в разных условиях: на свету и под колпаком. - Эксперимент: «Как влияет солнечный свет на рост растений?». | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие. | |
18.08.21г. | - Игра-занятие «Берегите природу!» - Просмотр экологического мультфильма для детей «Мальчик и Земля» - Дидактическая игра «Разрезные картинки» (тема: «Растения нашей страны») - Наблюдение и периодическое заполнение дневника наблюдений за «огородом на окне» совместно с детьми. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. | Консультация «Дидактические и подвижные игры с экологическим содержанием». |
19.08.21г. | Прослушивание композиций: - «Родная песенка» (Слова: П.Синявского Музыка: Ю.Чичкова - "Юные спасатели природы» (музыка и слова Т. Гуляевой) - "Планета с именем Земля" (музыка и слова Т. Гуляевой). - Создание мини-макета «Весенняя полянка». | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. | |
20.08.21 г | - Итоговое мероприятие на тему: «Мы любим окружающий мир». - Наблюдение и периодическое заполнение дневника наблюдений за «огородом на окне» совместно с детьми. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие |
3. Заключительный этап.
Запланированные мероприятия:
- Организация выставки детских работ на тему «Люби и охраняй природу!»;
- Организация выставки совместной поделки детей и родителей "Природа и мы"
(природный или бросовый материал).
- Презентация «Огорода на окне»
Предполагаемые итоги (продукты) реализации проекта.
1. Повышение уровня экологической культуры педагогов, родителей и воспитанников;
2. Расширение знаний по экологической культуре воспитанников.
3. Формирование навыков экологического и нравственного поведения;
4. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям
растительного мира – комнатным цветам.
5. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе
совместной практической деятельности с воспитателем.
6.Повышение уровня активности участия родителей в педагогическом
процессе, а также их компетентности по данной теме.
Реализация проекта
1. Подготовительный этап
С целью определения уровня знаний детей в области живой и неживой
природы, я провела игру-опрос . К детям «в гости» приходил
Дед - Природовед. Он пригласил ребят в интересное путешествие в мир
природы, но сначала решил проверить, что дети знают о природе и правилах
поведения в природе. В этом ему помогли разнообразные вопросы и задания.
Оказалось, что знаний детей недостаточно, чтобы они смогли отправиться в путешествие. Результаты опроса показали, что некоторые дети уже имеют
отдаленное представление об объектах живой и неживой природы, хотя
большинство затруднялись с ответом. Все дети были заинтересованы в новых знаниях, задавали много вопросов. Поэтому я не могла обойти стороной данную проблему и решила организовать с родителями выставку книг для чтения детям по теме: «Рассказы и сказки В. Бианки о животных и природе».
В течение двух дней мы с родителями подбирали материалы для выставки.
Все книги дети могли посмотреть, полистать. Некоторые из них мы
успели прочитать за время реализации проекта. Дети с интересом
рассматривали иллюстрации в книгах. Далее мной были
разработаны конспекты мероприятий, подготовлена развивающая
среда для проведения работы.
2 . Практический этап (Проведение мероприятий)
Мероприятия проводились в соответствии с утвержденным расписанием
занятий и режимом дня:
1.) Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Цикл бесед: «Что такое природа?»; «Бережное отношение к природе»;
«Жалобная книга природы»; «Царство растений»; «Уход за комнатными
растениями»;
- Дидактические игры: «Собери растение», «Найди растение по описанию»,
«Разрезные картинки» (тема: «Растения нашей страны»);
- Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет «Мы сажаем огород»;
2) Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Просмотр мультимедийных приложений, мультфильмов: «Мальчик и
Земля», «Да здравствует, природа!», «На лесной тропе»;
- Наблюдение в уголке природы за ростом луковиц, которые находятся в
разных условиях: на свету и под колпаком.
- Эксперимент: «Как влияет солнечный свет на рост растений?».
- Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий.
3) Образовательная область «Речевое развитие» :
- Экологические сказки А. Лопатиной «Почему у земли платье зеленое?»;
«Кто землю украшает?»;
- Рассказы, сказки о природе и животных В. Бианки.
- Энциклопедическая информация («Энциклопедия дошкольника»).
- Чтение и разучивание стихотворений экологического содержания из
сборника экологических игр, сказок, материалов «Окно в природу»
4) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Налеп из пластилина «Ранняя весна»
- Аппликация (мини-макет): «Уголочек природы».
- Рисование плаката на тему " «Люби и охраняй природу!» (коллективная
подгрупповая работа)
- Создание мини-макета «Весенняя полянка»;
- Прослушивание музыкальных композиций: «Родная песенка» (Слова:
П.Синявского, Музыка: Ю.Чичкова, "Юные спасатели природы»
(музыка и слова Т. Гуляевой), "Планета с именем Земля" (музыка
и слова Т. Гуляевой
5) Образовательная область «Физическое развитие»:
- Подвижные игры «Земля, вода, огонь, воздух»; «Заря-заряница»
В ходе реализации проекта были созданы следующие продукты:
1.Организована выставка детских рисунков на темы: «Люби и охраняй
природу!», «Ловкий карандашик» (раскраски на тему «Природа и мы»).
2.Организована выставка творческих работ детей: «Ранняя весна» (налеп из
пластилина);
3.Организована выставка познавательной литературы на тему «Рассказы и
сказки В. Бианки о животных и природе» для детей и родителей.
4.Совместно с родителями созданы поделки из природного и бросового
материала на тему "Природа и мы".
5. Совместно с родителями был создан сборник сказок, рассказов,
стихотворений, материалов экологического содержания.
6. Оформлен огород на окне «Весёлый огород»
Конечный результат.
1. Повышение уровня компетентности детей по теме «Живая и неживая природа»,
«Основы экологически правильного поведения», мотивации к занятиям.
2. Позитивные изменения в поведении детей.
3. Обобщение и распространение опыта.
4.Повышение уровня активности участия родителей в педагогическом процессе,
а также их компетентности по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Проект по социально - коммуникативному развитию и формированию экологического сознания
Цель: Цель:формирование экологического сознания дошкольников через развитие трудовой деятельности.Задачи:1. Закрепить знания детей о комнатных растениях (2-3 комнатных растений).2. Учить сравнива...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...
Проект по социально-коммуникативному развитию и формированию экологического сознания дошкольников «Мы любим окружающий мир»
Воспитание бережного и заботливого отношения возможно тогда, когда дети:1. Располагают элементарными знаниями об окружающем мире;2. Владеют несложными способами выращивания растений ;3. Умеют наблюдат...
Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"
Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...
Методическая разработка на тему "Экологическая игра как метод формирования экологического сознания дошкольников"
Методическая разработка воспитателя...
Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников
Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...
Экологические акции в детском саду как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников
VI Межрегиональный открытый экологический фестиваль "Будущее в руках живущих"На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное отношение к природе стало залогом выживания челове...
- Мне нравится (1)