Проект по социально-коммуникативному развитию и формированию экологического сознания дошкольников «Мы любим окружающий мир»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)
Воспитание бережного и заботливого отношения возможно тогда, когда дети:
1. Располагают элементарными знаниями об окружающем мире;
2. Владеют несложными способами выращивания растений ;
3. Умеют наблюдать за природой и видеть её красоту.
Это является актуальным в современном воспитании дошкольника. Формирует нравственную культуру личности ребенка, способной трудиться и успешно социализироваться в обществе. Успешная социализация детей дошкольного возраста зависит от того, как у него сформированы трудовые навыки и отношение к труду человека. Ведь через труд дети проявляют активность и смекалку, настойчивость, стремление достичь результата; формируется желание оказать помощь своим товарищам. Поэтому воспитывая у детей любовь к окружающему миру, созидательные чувства необходимо развивать и формировать трудовые навыки и творческую трудовую деятельность. И это будет является актуальным в экологическом воспитании и образовании детей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii_my_lyubim_okruzhayushchiy_mir.docx | 530.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №169» г. Оренбурга
Проект
по социально-коммуникативному развитию
и формированию экологического сознания дошкольников
«Мы любим окружающий мир»
для детей от 5 до 6 лет.
Подготовила:
Арькова М. М.
г. Оренбург 2018г.
Тип проекта: исследовательский, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (с 12.03.18г. по 23.03.18г.)
Участники проекта: воспитатели; дети группы от 5 до 6 лет; родители.
Цель: Формировать экологическое сознание дошкольников через развитие
трудовой деятельности.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к окружающему их миру, взаимосвязи с
окружающей средой.
2. Формировать умение детей вести наблюдение за живой и неживой природой;
3. Стимулировать совместную трудовую деятельность детей при посадке
«огорода на окне», уходе за комнатными растениями.
4. Закрепить знания детей о комнатных растениях, находящихся в группе.
5. Формировать умение детей сравнивать растения, находить сходство и
различия во внешних признаках, условиях выращивания.
6. Воспитывать любовь к природе, к социальной среде и умение создавать
прекрасное вокруг себя.
Содержание проекта
«…. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина. »
В. А. Сухомлинский
1. Обоснование актуальности.
Воспитание бережного и заботливого отношения возможно тогда, когда дети:
1. Располагают элементарными знаниями об окружающем мире;
2. Владеют несложными способами выращивания растений ;
3. Умеют наблюдать за природой и видеть её красоту.
Это является актуальным в современном воспитании дошкольника. Формирует
нравственную культуру личности ребенка, способной трудиться и успешно
социализироваться в обществе. Успешная социализация детей дошкольного
возраста зависит от того, как у него сформированы трудовые навыки и
отношение к труду человека. Ведь через труд дети проявляют активность и
смекалку, настойчивость, стремление достичь результата; формируется
желание оказать помощь своим товарищам. Поэтому воспитывая у детей
любовь к окружающему миру, созидательные чувства необходимо
развивать и формировать трудовые навыки и творческую трудовую
деятельность. И это будет является актуальным в экологическом
воспитании и образовании детей ДОУ.
2. Проблема.
Велика роль природы в духовной и нравственной жизни общества.
В наше время взаимодействие современного общества с окружающим
миром становится проблематичным, так как происходит
нарушение экологического пространства, загрязнение окружающей среды,
обесценивание сельского хозяйственного труда, редкое общение с
природой и ее преобразования. Все это негативно сказывается на
жизнедеятельности человека. Чтобы разрешить эту проблему необходимо
еще с детского возраста приобщать ребенка к окружающему миру,
воспитывать чувство созидательности и бережливости ко всему живому.
Что касается образовательной и воспитательной системы ДОУ экологическое воспитание расценивается как приоритетное направление. Именно в
дошкольном возрасте необходимо формировать у детей правильное
отношение к различным объектам природы, так как в это время
закладываются основные способы познания окружающей действительности,
развивается ценностное отношение к ней. Экологическое воспитание в
детском саду, это не только подача детям каких – либо знаний о природе, но
и возможность воспитать у них эмоциональную отзывчивость, любовь к
природе, желание трудиться и обогащать окружающий мир.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап.
Задача: планирование работы, прогнозирование результатов (продуктов)
проекта.
Запланированные мероприятия:
- Выявление первоначальных знаний детей о живой и неживой природе,
основ экологически правильного поведения;
- Подбор научно-познавательной литературы, иллюстраций,
видеоматериалов экологической тематики совместно с родителями;
- Составление плана предстоящей работы совместно с детьми группы;
- Составление сценариев и конспектов мероприятий проекта;
- Подготовка материалов и предметной среды.
2. Практический этап.
Задача: Реализация совместного проекта детей, воспитателей и родителей.
Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:
Перспективное планирование проектной деятельности.
Дата проведения. | Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми. | Интеграция образовательных областей. | Взаимодействие с родителями, другими специалистами детского сада. |
12.03.18г. | - Познавательная беседа с детьми «Что такое природа?». - Рассматривание вместе с детьми фотоматериала, картинок, наглядных пособий на тему: «Живая и неживая природа». - Подготовка к сюжетно – ролевой игре «Семья» сюжет «Мы сажаем огород». - Подвижная игра «Заря-заряница» | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие | Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье» |
13.03.18г. | - Беседа на тему: «Бережное отношение к природе»; -Просмотр познавательного мультфильма «Да здравствует, природа!». - Начало оформления и посадка «огорода на окне». - Конкурс на лучший плакат на тему " «Люби и охраняй природу!» (коллективная работа) | Социально-коммуникативное развитие. Познавательно-речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие | Организация выставки художественной литературы на тему: -Рассказы и сказки В. Бианки о животных и природе |
14.03.18г. | - Беседа на тему: «Жалобная книга природы»; - Чтение стихотворений экологического содержания из сборника экологических игр, сказок, материалов «Окно в природу»; - Аппликация (мини-макет): «Уголочек природы». | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетичское развитие | Создание совместно с родителями сборника сказок, рассказов, стихотворений, материалов экологического содержания. |
15.03.18г.-16.03.18г. | - Познавательная беседа на тему: «Царство растений»Творческая мастерская: - Налеп из пластилина «Ранняя весна» - Наблюдение и периодическое заполнение дневника наблюдений за «огородом на окне» совместно с детьми - Чтение экологической сказки А. Лопатиной «Почему у земли платье зеленое?» (Сборник экологических игр, сказок, материалов «Окно в природу») | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно- эстетическое развитие. | Конкурс совместной поделки детей и родителей "Природа и мы" (природный или бросовый материал). |
19.03.18г. | - Беседа «Уход за комнатными растениями» - Дидактическая игра «Собери растение»- упражнять детей в составлении целого растения из отдельных его частей. (с помощью дидактического пособия «Экологическая пирамида») - Подвижные игры татарская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух». | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие | Создание дидактического пособия «Экологическая пирамида» . |
20.03.18г. | -Дидактическая игра «Найди растение по описанию». - Чтение экологической сказки А. Лопатиной «Кто землю украшает?»; - Наблюдение в уголке природы за ростом луковиц, которые находятся в разных условиях: на свету и под колпаком. - Эксперимент: «Как влияет солнечный свет на рост растений?». | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие. | |
21.03.18г. | - Игра-занятие «Берегите природу!» - Просмотр экологического мультфильма для детей «Мальчик и Земля» - Дидактическая игра «Разрезные картинки» (тема: «Растения нашей страны») - Наблюдение и периодическое заполнение дневника наблюдений за «огородом на окне» совместно с детьми. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. | Консультация «Дидактические и подвижные игры с экологическим содержанием». |
22.03.18г. | Прослушивание композиций: - «Родная песенка» (Слова: П.Синявского Музыка: Ю.Чичкова - "Юные спасатели природы» (музыка и слова Т. Гуляевой) - "Планета с именем Земля" (музыка и слова Т. Гуляевой). - Создание мини-макета «Весенняя полянка». | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. | |
23.03.18 г | - Итоговое мероприятие на тему: «Мы любим окружающий мир». - Наблюдение и периодическое заполнение дневника наблюдений за «огородом на окне» совместно с детьми. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие |
3. Заключительный этап. Запланированные мероприятия: - Открытое итоговое мероприятие для детей старшей группы, родителей и педагогов: «Мы любим окружающий мир»; - Организация выставки детских работ на тему «Люби и охраняй природу!»; - Организация выставки совместной поделки детей и родителей "Природа и мы" (природный или бросовый материал). - Презентация «Огорода на окне» Предполагаемые итоги (продукты) реализации проекта.
воспитанников; 2. Расширение знаний по экологической культуре воспитанников. 4. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – комнатным цветам. совместной практической деятельности с воспитателем. 6.Повышение уровня активности участия родителей в педагогическом процессе, а также их компетентности по данной теме.
Реализация проекта 1. Подготовительный этапС целью определения уровня знаний детей в области живой и неживойприроды, я провела игру-опрос . К детям «в гости» приходилДед - Природовед. Он пригласил ребят в интересное путешествие в мирприроды, но сначала решил проверить, что дети знают о природе и правилахповедения в природе. В этом ему помогли разнообразные вопросы и задания.Оказалось, что знаний детей недостаточно, чтобы они смогли отправиться впутешествие. Результаты опроса показали, что некоторые дети уже имеютотдаленное представление об объектах живой и неживой природы, хотябольшинство затруднялись с ответом. Все дети были заинтересованы в новыхзнаниях, задавали много вопросов. Поэтому я не могла обойти сторонойданную проблему и решила организовать с родителями выставку книг длячтения детям по теме: «Рассказы и сказки В. Бианки о животных и природе».В течение двух дней мы с родителями подбирали материалы для выставки.Все книги дети могли посмотреть, полистать. Некоторые из них мыуспели прочитать за время реализации проекта. Дети с интересомрассматривали иллюстрации в книгах. Далее мной былиразработаны конспекты мероприятий, подготовлена развивающаясреда для проведения работы.2 . Практический этап (Проведение мероприятий)Мероприятия проводились в соответствии с утвержденным расписанием занятий и режимом дня: 1.) Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: - Цикл бесед: «Что такое природа?»; «Бережное отношение к природе»; «Жалобная книга природы»; «Царство растений»; «Уход за комнатными растениями»; - Дидактические игры: «Собери растение», «Найди растение по описанию», «Разрезные картинки» (тема: «Растения нашей страны»); - Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет «Мы сажаем огород»; 2) Образовательная область «Познавательное развитие»: - Просмотр мультимедийных приложений, мультфильмов: «Мальчик и Земля», «Да здравствует, природа!», «На лесной тропе»; - Наблюдение в уголке природы за ростом луковиц, которые находятся в разных условиях: на свету и под колпаком. - Эксперимент: «Как влияет солнечный свет на рост растений?». - Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий.
3) Образовательная область «Речевое развитие» : - Экологические сказки А. Лопатиной «Почему у земли платье зеленое?»; «Кто землю украшает?»; - Рассказы, сказки о природе и животных В. Бианки. - Энциклопедическая информация («Энциклопедия дошкольника»). - Чтение и разучивание стихотворений экологического содержания из сборника экологических игр, сказок, материалов «Окно в природу» 4) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: - Налеп из пластилина «Ранняя весна» - Аппликация (мини-макет): «Уголочек природы». - Рисование плаката на тему " «Люби и охраняй природу!» (коллективная подгрупповая работа) - Создание мини-макета «Весенняя полянка»; - Прослушивание музыкальных композиций: «Родная песенка» (Слова: П.Синявского, Музыка: Ю.Чичкова, "Юные спасатели природы» (музыка и слова Т. Гуляевой), "Планета с именем Земля" (музыка и слова Т. Гуляевой
5) Образовательная область «Физическое развитие»: - Подвижные игры «Земля, вода, огонь, воздух»; «Заря-заряница»
В ходе реализации проекта были созданы следующие продукты: 1.Организована выставка детских рисунков на темы: «Люби и охраняй природу!», «Ловкий карандашик» (раскраски на тему «Природа и мы»). 2.Организована выставка творческих работ детей: «Ранняя весна» (налеп из пластилина); 3.Организована выставка познавательной литературы на тему «Рассказы и сказки В. Бианки о животных и природе» для детей и родителей. 4.Совместно с родителями созданы поделки из природного и бросового материала на тему "Природа и мы". 5. Совместно с родителями был создан сборник сказок, рассказов, стихотворений, материалов экологического содержания. 6. Оформлен огород на окне «Весёлый огород».
Конечный результат. 1. Повышение уровня компетентности детей по теме «Живая и неживая природа», «Основы экологически правильного поведения», мотивации к занятиям. 2. Позитивные изменения в поведении детей. 3. Обобщение и распространение опыта. 4.Повышение уровня активности участия родителей в педагогическом процессе, а также их компетентности по данной теме. |
Литература:
1. Кондратьева Н. Н. и др. «МЫ». Программа экологического
образования детей. – СПб: «Детство-пресс», 2002.
2.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург
«Детство-Пресс», 2003.
3.Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий
по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.
4.Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования
детей, 2004.
5.Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и
младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.
6. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.
7. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Проект по социально - коммуникативному развитию и формированию экологического сознания
Цель: Цель:формирование экологического сознания дошкольников через развитие трудовой деятельности.Задачи:1. Закрепить знания детей о комнатных растениях (2-3 комнатных растений).2. Учить сравнива...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...
Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"
Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...
Методическая разработка на тему "Экологическая игра как метод формирования экологического сознания дошкольников"
Методическая разработка воспитателя...
Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников
Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...
Проект по социально-коммуникативному развитию и формированию экологического сознания дошкольников «Мы любим окружающий мир» для детей от 5 до 6 лет.
Цель: Формировать экологическое сознание дошкольников через развитие трудовой деятельности....
Экологические акции в детском саду как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников
VI Межрегиональный открытый экологический фестиваль "Будущее в руках живущих"На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное отношение к природе стало залогом выживания челове...