Проект по социально-коммуникативному развитию и формированию экологического сознания дошкольников «Мы любим окружающий мир»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Арькова Мария Михайловна

Воспитание бережного и заботливого отношения возможно тогда, когда дети:

1. Располагают элементарными знаниями об окружающем мире;

2. Владеют несложными способами выращивания растений ;

3. Умеют наблюдать за природой и видеть её красоту.

Это является актуальным в современном воспитании дошкольника. Формирует нравственную культуру личности ребенка, способной трудиться и успешно социализироваться в обществе. Успешная социализация детей  дошкольного возраста зависит от того, как у него сформированы трудовые навыки и отношение к труду человека. Ведь через труд дети проявляют активность и смекалку, настойчивость, стремление достичь результата; формируется желание оказать помощь своим товарищам. Поэтому воспитывая у детей любовь к окружающему миру, созидательные чувства необходимо развивать и формировать трудовые навыки и творческую трудовую деятельность. И это будет является актуальным в экологическом воспитании и образовании детей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_my_lyubim_okruzhayushchiy_mir.docx530.98 КБ

Предварительный просмотр:

89174538_c8.jpg

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                         «Детский сад комбинированного вида №169» г. Оренбурга

Проект

по социально-коммуникативному развитию

 и формированию экологического сознания дошкольников

«Мы любим окружающий мир»

для детей от 5 до 6 лет.

Подготовила:

                                                                                                         Арькова М. М.

                                                                                             

г. Оренбург 2018г.

hello_html_2061d27f.jpg

                           Тип проекта: исследовательский,  творческий.


                          Продолжительность: краткосрочный  (с 12.03.18г. по 23.03.18г.)


                         Участники проекта: воспитатели; дети группы  от 5 до 6 лет; родители.


         Цель: Формировать экологическое сознание дошкольников через развитие

         трудовой деятельности.
          Задачи:
         1. Развивать познавательный интерес к окружающему их миру, взаимосвязи с

          окружающей средой.
         2. Формировать умение детей вести наблюдение за живой и неживой  природой;
         3. Стимулировать совместную трудовую деятельность  детей при посадке  

          «огорода на окне», уходе за комнатными растениями.
         4. Закрепить знания детей о комнатных растениях, находящихся в группе.
         5. Формировать умение детей сравнивать растения, находить сходство и

            различия во внешних признаках, условиях выращивания.
        6. Воспитывать любовь к природе, к социальной среде и умение создавать

                прекрасное вокруг себя.

        

hello_html_2061d27f.jpg

        

Содержание проекта

                                «…. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

                               пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

                                                                       в которых воплощается Родина. » 
                                                                                            В. А. Сухомлинский

 
     

     1. Обоснование актуальности. 

Воспитание бережного и заботливого отношения возможно тогда, когда дети:

1. Располагают элементарными знаниями об окружающем мире;

2. Владеют несложными способами выращивания растений ;

3. Умеют наблюдать за природой и видеть её красоту.

Это является актуальным в современном воспитании дошкольника. Формирует

нравственную культуру личности ребенка, способной трудиться и успешно

социализироваться в обществе. Успешная социализация детей  дошкольного

возраста зависит от того, как у него сформированы трудовые навыки и

отношение к труду человека. Ведь через труд дети проявляют активность и

смекалку, настойчивость, стремление достичь результата; формируется

желание оказать помощь своим товарищам. Поэтому воспитывая у детей

   любовь к окружающему миру, созидательные чувства необходимо

развивать и формировать трудовые навыки и творческую трудовую

деятельность. И это будет является актуальным в экологическом

воспитании и образовании детей ДОУ.

hello_html_2061d27f.jpg

2. Проблема.

                   

Велика роль природы в духовной и нравственной жизни общества.

В наше время взаимодействие современного общества с окружающим

миром становится проблематичным, так как происходит

нарушение экологического пространства, загрязнение окружающей среды,

     обесценивание сельского хозяйственного труда, редкое общение с

   природой  и ее преобразования. Все это негативно сказывается на

   жизнедеятельности человека. Чтобы разрешить эту проблему необходимо

   еще с детского возраста приобщать ребенка к окружающему миру,

   воспитывать чувство созидательности и бережливости ко всему живому.

Что касается образовательной и воспитательной системы ДОУ экологическое воспитание расценивается как приоритетное направление. Именно в

      дошкольном возрасте необходимо формировать у детей правильное

    отношение к различным объектам природы, так как в это время

закладываются основные способы познания окружающей действительности,

     развивается ценностное отношение к ней. Экологическое воспитание в

  детском саду, это не только подача детям каких – либо знаний о природе, но

      и возможность воспитать у них эмоциональную отзывчивость, любовь к

природе, желание трудиться и обогащать окружающий мир.

hello_html_2061d27f.jpg

Этапы проекта:

     1.Подготовительный этап.

     Задача: планирование работы, прогнозирование результатов (продуктов)

      проекта.

Запланированные мероприятия:

     - Выявление первоначальных знаний детей о живой и неживой  природе,  

     основ  экологически правильного поведения;

     - Подбор научно-познавательной литературы, иллюстраций,

      видеоматериалов   экологической тематики совместно с родителями;

     - Составление плана предстоящей работы совместно с детьми группы;

     - Составление сценариев и  конспектов  мероприятий проекта;

     - Подготовка материалов и предметной среды.

        


2. Практический этап.

 Задача: Реализация совместного проекта детей, воспитателей и родителей.

Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:

Перспективное планирование проектной деятельности.

Дата проведения.

Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми.

Интеграция образовательных областей.

Взаимодействие с родителями, другими специалистами детского сада.

12.03.18г.

- Познавательная беседа с детьми «Что такое природа?».

- Рассматривание вместе с детьми фотоматериала, картинок, наглядных пособий на тему: «Живая и неживая природа».

- Подготовка к сюжетно – ролевой игре «Семья» сюжет «Мы сажаем огород».

- Подвижная игра «Заря-заряница»

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие

Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»

13.03.18г.

- Беседа на тему: «Бережное отношение к природе»;

    -Просмотр познавательного мультфильма «Да здравствует, природа!».

- Начало оформления и посадка «огорода на окне».

- Конкурс на лучший плакат на тему " «Люби и охраняй природу!» (коллективная работа)

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательно-речевое  развитие.

Художественно-эстетическое развитие

Организация выставки художественной литературы на тему:

-Рассказы и сказки В. Бианки о животных и природе 

14.03.18г.

- Беседа на тему: «Жалобная книга природы»;

- Чтение стихотворений экологического содержания из сборника экологических игр, сказок, материалов «Окно в природу»;

- Аппликация (мини-макет): «Уголочек природы».

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетичское развитие

Создание совместно с родителями сборника

сказок, рассказов, стихотворений, материалов экологического содержания.

15.03.18г.-16.03.18г.

- Познавательная беседа на тему: «Царство растений»Творческая мастерская:

- Налеп из пластилина «Ранняя весна» 

- Наблюдение и периодическое заполнение дневника наблюдений за «огородом на окне» совместно с детьми

- Чтение экологической сказки А. Лопатиной «Почему у земли платье зеленое?» (Сборник экологических игр, сказок, материалов «Окно в природу»)

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно- эстетическое развитие.

Конкурс совместной поделки детей и родителей "Природа и мы" (природный или бросовый материал).

19.03.18г.

- Беседа «Уход за комнатными растениями»

- Дидактическая игра «Собери растение»- упражнять детей в составлении целого растения из отдельных его частей. (с помощью дидактического пособия «Экологическая пирамида»)

 - Подвижные игры татарская народная  игра «Земля, вода, огонь, воздух».

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие

Создание дидактического пособия «Экологическая пирамида»

.

20.03.18г.

 -Дидактическая игра «Найди растение по описанию».

- Чтение экологической сказки А. Лопатиной   «Кто землю украшает?»;

- Наблюдение в уголке природы за ростом луковиц, которые находятся в разных условиях: на свету и под колпаком.

- Эксперимент: «Как влияет солнечный свет на рост растений?».

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

21.03.18г.

-  Игра-занятие «Берегите природу!»

- Просмотр экологического мультфильма для детей «Мальчик и Земля»

- Дидактическая игра «Разрезные картинки» (тема: «Растения нашей страны»)

- Наблюдение и периодическое заполнение дневника наблюдений за «огородом на окне» совместно с детьми.

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Консультация «Дидактические и подвижные игры с экологическим содержанием».

22.03.18г.

 Прослушивание                 композиций:

- «Родная песенка» (Слова: П.Синявского

Музыка: Ю.Чичкова

- "Юные  спасатели природы» (музыка и слова Т. Гуляевой)

 - "Планета с именем Земля" (музыка и слова Т. Гуляевой).

- Создание мини-макета «Весенняя полянка».

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

23.03.18 г

- Итоговое мероприятие на тему: «Мы любим окружающий мир».

- Наблюдение и периодическое заполнение дневника наблюдений за «огородом на окне» совместно с детьми.

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие

hello_html_2061d27f.jpg

                                           3. Заключительный этап.

   Запланированные мероприятия:

   - Открытое итоговое мероприятие для детей старшей группы, родителей и

    педагогов: «Мы любим окружающий мир»;

   - Организация выставки детских работ на тему «Люби и охраняй природу!»;

   - Организация выставки совместной поделки детей и родителей "Природа и мы"

    (природный или бросовый материал).

   - Презентация «Огорода на окне»

                    Предполагаемые итоги (продукты)  реализации проекта.


            1. Повышение уровня экологической культуры педагогов, родителей и

        воспитанников;

       2. Расширение знаний по  экологической культуре воспитанников.
      3. Формирование навыков экологического и нравственного поведения;

            4. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям

             растительного мира – комнатным цветам.
           5. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе

 совместной практической деятельности с воспитателем.

       6.Повышение уровня активности участия родителей в  педагогическом 

           процессе, а также их компетентности по данной теме.

 

hello_html_2061d27f.jpg

                              Реализация проекта

    1.  Подготовительный этап

       С целью определения уровня знаний детей  в области  живой и неживой

                природы, я провела  игру-опрос . К детям «в гости» приходил

       Дед - Природовед. Он пригласил ребят в интересное путешествие в мир

  природы, но сначала решил проверить, что дети знают о природе и правилах

   поведения в природе. В этом ему помогли разнообразные   вопросы и задания.

   Оказалось, что знаний детей  недостаточно, чтобы они смогли отправиться в

   путешествие. Результаты опроса показали, что некоторые дети уже имеют

     отдаленное представление об объектах живой и неживой природы, хотя

   большинство затруднялись с ответом. Все дети были заинтересованы в новых

    знаниях, задавали много вопросов. Поэтому я не могла обойти стороной

    данную проблему и решила организовать с родителями выставку книг для

    чтения детям по теме: «Рассказы и сказки В. Бианки о животных и природе». 

      В течение двух дней мы с родителями подбирали материалы для выставки.

       Все книги дети могли посмотреть, полистать. Некоторые из них мы

        успели прочитать за время реализации проекта. Дети с интересом

            рассматривали иллюстрации в книгах. Далее мной были

            разработаны конспекты мероприятий, подготовлена развивающая

                                        среда  для проведения работы.

hello_html_2061d27f.jpg

                    hello_html_2061d27f.jpg

                            2 . Практический этап (Проведение мероприятий)

    Мероприятия проводились в соответствии с утвержденным расписанием

  занятий   и режимом дня: 

     1.) Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

    - Цикл бесед: «Что такое природа?»; «Бережное отношение к природе»;

    «Жалобная книга природы»; «Царство растений»; «Уход за комнатными

   растениями»;

    - Дидактические игры:  «Собери растение», «Найди растение по описанию»,

    «Разрезные картинки» (тема: «Растения нашей страны»);

    - Сюжетно-ролевая  игра «Семья», сюжет «Мы сажаем огород»;

                2) Образовательная область «Познавательное развитие»:

    - Просмотр мультимедийных приложений, мультфильмов: «Мальчик и

    Земля», «Да здравствует, природа!», «На лесной тропе»;

   - Наблюдение в уголке природы за ростом луковиц, которые находятся в

    разных условиях: на свету и под колпаком.

       - Эксперимент: «Как влияет солнечный свет на рост растений?».

       - Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий.

hello_html_2061d27f.jpg

                           

   

                      3) Образовательная область «Речевое развитие» :

   - Экологические сказки А. Лопатиной «Почему у земли  платье зеленое?»;

  «Кто землю украшает?»; 

  -  Рассказы, сказки о природе и животных В. Бианки.

  - Энциклопедическая информация («Энциклопедия дошкольника»).

  - Чтение  и разучивание стихотворений экологического содержания из

  сборника экологических игр, сказок, материалов «Окно в природу»

      4) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  - Налеп из пластилина «Ранняя весна»

  - Аппликация (мини-макет): «Уголочек природы».

   - Рисование плаката на тему " «Люби и охраняй природу!» (коллективная

   подгрупповая работа)

      - Создание мини-макета «Весенняя полянка»;

      - Прослушивание музыкальных композиций: «Родная песенка» (Слова:

            П.Синявского, Музыка: Ю.Чичкова, "Юные  спасатели природы»

            (музыка и слова Т. Гуляевой), "Планета с именем Земля" (музыка

             и слова Т. Гуляевой

hello_html_2061d27f.jpg

   

                       5) Образовательная область «Физическое развитие»:

     -   Подвижные игры «Земля, вода, огонь, воздух»;  «Заря-заряница»

                     

               В ходе реализации проекта были созданы следующие продукты:

  1.Организована выставка детских рисунков на темы:  «Люби и охраняй

   природу!», «Ловкий карандашик» (раскраски на тему «Природа и мы»).

  2.Организована выставка творческих работ детей: «Ранняя весна» (налеп из

   пластилина);

   3.Организована выставка познавательной литературы на тему «Рассказы и

   сказки В. Бианки о животных и природе» для детей и родителей.

   4.Совместно с родителями созданы  поделки  из природного и бросового

   материала на тему "Природа и мы".

     5. Совместно с родителями был создан сборник сказок, рассказов,

       стихотворений, материалов экологического содержания.

           6. Оформлен огород на окне «Весёлый огород».

 

hello_html_2061d27f.jpg

  Конечный результат.

 1. Повышение уровня компетентности детей по теме «Живая и неживая  природа»,

     «Основы  экологически правильного поведения», мотивации  к занятиям.

 2. Позитивные изменения в поведении детей. 

 3. Обобщение и распространение опыта.

 4.Повышение уровня активности участия родителей в  педагогическом  процессе,

 а также их компетентности по данной теме.

hello_html_2061d27f.jpg

                                                                           

        Литература:

     1. Кондратьева Н. Н. и др. «МЫ». Программа экологического

     образования  детей. – СПб: «Детство-пресс», 2002.

     2.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург

    «Детство-Пресс», 2003.

     3.Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий

     по экологическому воспитанию дошкольников. М.:  «Вако», 2007.

     4.Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования

     детей, 2004.

     5.Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и

     младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.    

                                                                           

     6. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.

     7. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Проект по социально - коммуникативному развитию и формированию экологического сознания

Цель: Цель:формирование экологического сознания дошкольников через развитие трудовой деятельности.Задачи:1. Закрепить знания детей о комнатных растениях (2-3 комнатных растений).2. Учить сравнива...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников

Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...

Проект по социально-коммуникативному развитию и формированию экологического сознания дошкольников «Мы любим окружающий мир» для детей от 5 до 6 лет.

       Цель: Формировать экологическое сознание дошкольников через развитие         трудовой деятельности....

Экологические акции в детском саду как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников

VI Межрегиональный открытый экологический фестиваль "Будущее в руках живущих"На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное отношение к природе стало залогом  выживания челове...