Конспект НОД в старшей группе "Часы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гераськина Татьяна Сергеевна

Познакомить детей с часами, их видами и их назначением, активизировать словарь детей на основе знаний о часах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie._chasy.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с воспитателем заходят в группу. Здороваются с гостями.

Звучит песня «Часики» из мультфильма «Фикси-пелки». Дети под музыку свободно танцуют.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку: «Кто, ворочая усами,

                                              Раскомандовался  нами?

                                             Можно есть, пора гулять,

                                              Умываться и в кровать».

Ответы детей (часы)

Воспитатель: Правильно. Это часы. Вы много знаете о часах. Предлагаю вам рассказать нашим гостям о некоторых из них.

Воспитатель: В старину люди жили без часов. Как же узнавали они время?

Слайд 1 «Птицы. Растения»

Дети: Люди замечали вокруг себя поведение разных птиц и растений в разное время суток. Соловей пел ночью, петух кукарекал с восходом солнца, одуванчики раскрывали свои цветы как только солнце вставало, вьюны раскрывали свои грамофоны ближе к обеду, а цветы кувшинки белой раскрывались ближе к полуночи…

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, удобно ли было пользоваться людям природными часами? Почему?

Ответы детей: Птиц не возьмешь с собой, если надо было отлучиться . Если сорвешь цветы, то они быстро завянут.

Воспитатель: Шло время. Человеку стало необходимо знать более точное время. Он стал замечать, что при движении солнца по небу, от предметов падала на землю тень и она двигалась по кругу. Ее длина увеличивалась или уменьшалась. И человек придумал… посмотрите на экран. Как связаны между собой предметы?

Слайд 2 Солнце, песок, палка

Дети: при помощи палки, песка и солнца были изобретены первые часы. Они назывались «солнечными».

Слайд 3 «Солнечные часы»

Тень от палки двигалась по кругу и человек мог определить время.

Воспитатель: Удобны ли были такие часы ?

Дети: Нет, такие часы были не удобными. Ими  нельзя было пользоваться в пасмурную и дождливую погоду. В пасмурную погоду не было тени, а дождь смывал рисунок.

Слайд 4  Вода, сосуд в виде воронки, сосуд в виде большой емкости

Воспитатель: Вам, наверное, приходилось слышать такую фразу, что «время течет»? Предлагаю детям посмотреть на экран. А что общего между этими предметами?

Дети: Люди придумали «водяные» часы.

Слайд 5 «Водяные часы»

В водяных часах вода из одного сосуда переливалась по каплям в нижний сосуд. Такими часами можно было пользоваться в любую погоду, днем и ночью.

Воспитатель: А эти часы были удобными?

Дети: Такие часы тоже были не удобными. Нужен был человек, который следил бы за водой в сосуде. Воду надо было  постоянно доливать. Сосуды могли перевернуться и вода вся вытекла бы .

Воспитатель: Но человек не остановился, он все время искал и…. нашел…..

Слайд 6 Стекло, песок

Воспитатель: Ребята, скажите, чем же связаны эти предметы?

Дети: Человек научился делать стекло. При помощи стекла и песка он придумал «песочные часы».  

Слайд 7 «Песочные часы»

Между двумя стеклянными емкостями было маленькое отверстие, через которое сыпался песок.

Воспитатель: Эти часы были удобны в использовании?  Почему?

Дети: Такие часы все время надо было переворачивать. Их можно разбить. Или не заметить, когда надо переворачивать.

 Воспитатель: Можно ли встретить песочные часы в наше время и где чаще их можно увидеть?

 Дети: Да. Песочные часы можно встретить в лабораториях, в больницах, где люди проходят процедуры.

Слайд 8 Разные часы

Воспитатель. В наши дни люди изобрели множество разнообразных и удобных часов. Это наручные механические часы, которые показывают время, если их регулярно заводить, электронные часы, которые идут от вставленной внутрь батарейки, атомные часы, которые показывают всегда точное время. И все эти часы, если они ломаются, чинит и чистит человек.  Как называется профессия ?

Слайд 9 «Часовщик»

Дети: Профессия называется часовщик или часовых дел мастер.

Физминутка: Звучит песня «Часики» из мультфильма «Фикси-пелки». Дети под музыку свободно танцуют.

Воспитатель: Ребята, у нас в группе тоже есть часы. Придя утром на работу, под ними я увидела сундучок. Открывать я его не стала, решила открыть его вместе с вами. Интересно, что находится в сундучке? Открываем? ( в сундучке находятся разные предметы: разрезанная пластиковая бутылка, песок, палочка, кувшин для воды, круг , разделенный на части, цифры, стрелки, болт, гайка, клей- карандаш, маркер). Для чего нужны эти предметы и как они связаны между собой? Может, что- то надо собрать из них? Посмотрите внимательно…Какие есть предложения?

Дети: из этих предметов можно собрать разные часы .

Слайд 10 «Песочные, водяные часы, часы с циферблатом»

Воспитатель: (показываю песок, палочку). Какие часы можно сделать из песка и палочки? Ребята, не забудьте разделить круг на части и подписать цифры.

-  (показываю разрезную пластиковую бутылочку, маркер, кувшин для воды). Ребята, не забудьте разделить воронку на части и подписать цифры. Чтобы было удобно делит на части воронку, предлагаю воспользоваться песочными часами. Как песок пересыплется, сделайте маркером отметку. Так помогут вам песочные часы разделить воронку на равные промежутки времени.

-  На какие часы похожи эти предметы? (показываю круг, разделенный на сектора, стрелки, цифры,  клей, болт и гайку). Ребята, не забудьте про стрелки в часах, закрепить их вам поможет болт с гайкой.

Предлагаю детям подойти к столам и собрать разные часы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на изготовленные вами часы. Что между ними общего?

Дети: На всех часах есть циферблат

Воспитатель: Что такое циферблат?

Дети: Деление круга или воронки на равные части  с цифрами

Воспитатель: Предлагаю , ребята, поиграть в игру «Назови правильно». Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать одним словом. Спрашиваю только тех детей, кто поднимает руку и не выкрикивает ответы.

Как называются часы, которые вешают на стену?

Ставят на пол?

Ставят на столе?

Как называются часы, которые носят на руке?

Как называются часы, которые носят женщины?

Как называются часы, которые носят мужчины?

Как называются часы, которые носят дети?

Ставят на камин?

Как называются часы, которые нас будят?

Как называются часы, которые носят в кармане?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп

Образовательные области:речевая,  социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные  задачи: воспитывать патриотические  чувства, ...

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....