Использование игровых макетов в познании дошкольниками мира живой природы.
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Минаева Ксения Анатольевна

Использование игровых макетов в познании дошкольниками мира живой природы.

Цель: Создать условия для обобщение знаний детей по ознакомлению с миром живой природы.

Задачи:

• Активизировать лексический словарь.

• Развивать монологическую и связную речь.

• Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, фантазию.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Развивать коммуникативные навыки.

• Развивать у детей интерес к живой природе.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Непосредственно воспринимая природу, ребёнок имеет возможность видеть, слышать, осязать кожей, нюхать. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через уши, глаза, нос, рот, кожу. Сюда мы отнесём вопросы взаимосвязей, существующих в природе. Например, взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования. Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет игровое моделирование, которое делает общение с детьми более доступным, наглядным. Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношение объектов в реальном мире.

Для расширения и закрепления знаний о мире живой природы мною  были изготовлены макеты «Домашние животные», «Лесные жители», «Животные Африки», «Насекомые».

Макеты устойчивы, легко перемещаются с места на место, могут служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

Макет «Домашние животные»

Цель: Создать условия для знакомства  детей с  домашними животными.

Задачи:

• Закрепить знания детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки животных.

• Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.

• Формировать умения различать животных и их детенышей.

• Формировать навык составления короткого рассказа о животных.

• Развивать у детей память, мышление, воображение.

• Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

 

Методические приемы работы с макетом:

Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры «Кто, где живёт», «Назови членов семьи» «Назови ласково», «Отгадай животное», «Четвёртый лишний», «Кто, что ест», «Кто, что даёт» и др.

Макет «Лесные жители»

Цель:  Создать условия для  систематизации знаний о лесных жителях, повадках и местах их обитания.

Методические приемы работы с макетом:

Используется для описания животных, составления небольших рассказов, отгадывания загадок. А также при заучивании стихотворений и потешек, тем самым, развивая речь ребенка. Дети учатся грамотно использовать в речи предлоги (на дереве, под кустом, в озере и т. д., части речи.

В игре ребенок получает знания и представление о детенышах лесных жителей. Также играя, ребенок развивает внимание, память, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы.

Макет «Животные Африки»

Цель:  Создать условия для знакомства  детей с животными  других стран.

Задачи:

• Развивать активную речь детей.

• Формировать лексико-грамматический строй речи.

• Развивать словесно-логическое мышление.

• Формировать целостную картину мира.

 

Методические приемы работы с макетом:

Ситуативная беседа «Африка! Вот так Африка!», дидактические игры: «Узнай по голосу!», «Отгадай, что за животное?», «Животные и их детёныши», «Четвёртый лишний», «Травоядные – хищники», «Кто у кого», составление описательных рассказов о животных Африки, организация сюжетно-ролевой игры «Зоопарк».

Макет «Насекомые»

Цель: Создать условия для знакомства  детей с миром насекомых.

Задачи:

• Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых.

• Воспитывать любознательность, интерес к природе.

• Учить анализировать, делать обобщения.

• Обогащать словарный запас.

• Учить бережному отношению к природе и живым существам.

 

Методические приемы работы с макетом:

Беседа «Кто такие насекомые?», дидактические игры «Узнай по описанию»,

«Полезные и вредные насекомые», «Что будет, если…», «Один - много», «Кто как голос подаёт?», «Кто, как передвигается?», отгадывание загадок, составление описательного рассказа и т. д.

Макет: «Времена года»

Цель: Создать условия для ознакомления детей с природой родного края.

Задачи:

• Пробуждать в душе каждого ребенка чувство ответственности за судьбу природы родного края.

• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развитие умения видеть и понимать её красоту.

 

Методические приемы работы с макетом:

Беседа о красоте родного края в разные времена года . Дидактические игры «Когда это бывает?», «Узнай по описанию», «Закончи предложения», «Кто лишний», отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о природе .

Дети любят макеты за многофункциональность, красочность, привлекательность. Используемые экологические макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.

Подводя итог, следует отметить, что макет-это центральный элемент, организующий предметную среду, способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает, как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов.

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

г. Усолье-Сибирское Иркутской области

Использование игровых макетов в познании дошкольниками мира живой природы.

 

Автор:

Минаева Ксения Анатольевна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 5»

Использование игровых макетов в познании дошкольниками мира живой природы.

Цель: Создать условия для обобщение знаний детей по ознакомлению с миром живой природы.

Задачи:

• Активизировать лексический словарь.

• Развивать монологическую и связную речь.

• Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, фантазию.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Развивать коммуникативные навыки.

• Развивать у детей интерес к живой природе.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Непосредственно воспринимая природу, ребёнок имеет возможность видеть, слышать, осязать кожей, нюхать. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через уши, глаза, нос, рот, кожу. Сюда мы отнесём вопросы взаимосвязей, существующих в природе. Например, взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования. Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет игровое моделирование, которое делает общение с детьми более доступным, наглядным. Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношение объектов в реальном мире.

Для расширения и закрепления знаний о мире живой природы мною  были изготовлены макеты «Домашние животные», «Лесные жители», «Животные Африки», «Насекомые».

Макеты устойчивы, легко перемещаются с места на место, могут служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

Макет «Домашние животные»

Цель: Создать условия для знакомства  детей с  домашними животными.

Задачи:

• Закрепить знания детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки животных.

• Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.

• Формировать умения различать животных и их детенышей.

• Формировать навык составления короткого рассказа о животных.

• Развивать у детей память, мышление, воображение.

• Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

 

Методические приемы работы с макетом:

Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры «Кто, где живёт», «Назови членов семьи» «Назови ласково», «Отгадай животное», «Четвёртый лишний», «Кто, что ест», «Кто, что даёт» и др.

Макет «Лесные жители»

Цель:  Создать условия для  систематизации знаний о лесных жителях, повадках и местах их обитания.

Методические приемы работы с макетом:

Используется для описания животных, составления небольших рассказов, отгадывания загадок. А также при заучивании стихотворений и потешек, тем самым, развивая речь ребенка. Дети учатся грамотно использовать в речи предлоги (на дереве, под кустом, в озере и т. д., части речи.

В игре ребенок получает знания и представление о детенышах лесных жителей. Также играя, ребенок развивает внимание, память, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы.

Макет «Животные Африки»

Цель:  Создать условия для знакомства  детей с животными  других стран.

Задачи:

• Развивать активную речь детей.

• Формировать лексико-грамматический строй речи.

• Развивать словесно-логическое мышление.

• Формировать целостную картину мира.

 

Методические приемы работы с макетом:

Ситуативная беседа «Африка! Вот так Африка!», дидактические игры: «Узнай по голосу!», «Отгадай, что за животное?», «Животные и их детёныши», «Четвёртый лишний», «Травоядные – хищники», «Кто у кого», составление описательных рассказов о животных Африки, организация сюжетно-ролевой игры «Зоопарк».

Макет «Насекомые»

Цель: Создать условия для знакомства  детей с миром насекомых.

Задачи:

• Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых.

• Воспитывать любознательность, интерес к природе.

• Учить анализировать, делать обобщения.

• Обогащать словарный запас.

• Учить бережному отношению к природе и живым существам.

Методические приемы работы с макетом:

Беседа «Кто такие насекомые?», дидактические игры «Узнай по описанию»,

«Полезные и вредные насекомые», «Что будет, если…», «Один - много», «Кто как голос подаёт?», «Кто, как передвигается?», отгадывание загадок, составление описательного рассказа и т. д.

Макет: «Времена года»

Цель: Создать условия для ознакомления детей с природой родного края.

Задачи:

• Пробуждать в душе каждого ребенка чувство ответственности за судьбу природы родного края.

• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развитие умения видеть и понимать её красоту.

 

Методические приемы работы с макетом:

Беседа о красоте родного края в разные времена года . Дидактические игры «Когда это бывает?», «Узнай по описанию», «Закончи предложения», «Кто лишний», отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о природе .

Дети любят макеты за многофункциональность, красочность, привлекательность. Используемые экологические макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.

Подводя итог, следует отметить, что макет-это центральный элемент, организующий предметную среду, способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает, как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей среднего дошкольного возраста «В гости к бабушке Матрёне» с использованием игрового макета.

Программное содержание: - Расширить и обобщить знания детей о домашних животных в деревне.-Закрепить названия домашних животных и их детёнышей.- Формировать знания о пользе домашних животных для ...

Макеты как средство ознакомления дошкольников с живой природой

Макеты, которые можно использовать для обогащения развающей предметно-пространственной среды в группе...

Изготовление и использование игровых макетов со старшими дошкольниками

laquo;Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности&raqu...

Беседа с использованием презентации с детьми старшего дошкольного возраста о растительном мире живой природы

Беседа с использованием презентации с детьми старшего дошкольного возраста о растительном мире живой природы...

Консультация для родителей «Использование игровых макетов для развития дошкольников»

Уважаемые родители!Сегодня я хочу поделиться с вами опытом организации игр ребенка при помощи макетов в домашних условиях.Макет – это уменьшенная модель объекта. Он должен быть устойчив, л...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МАКЕТОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ЮЖНОГО УРАЛА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)

Статья посвящена вопросу использования игровых макетов в рамках экологического, патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Авторами описан опыт разработки и последующего использования игро...