Конспект НОД "Удивительный мир насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Алахвердянц Роза Борисовна

Увлекательное занятие в форме квеста, где после выполнения командных заданий можно будет посетить Музей насекомых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_udivitelnyy_mir_nasekomyh.docx25.49 КБ
Файл muzey_nasekomyh.docx537.18 КБ
Файл nasekomye_tangram_i_razreznye_kartinki.docx921.63 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (НОД)

Тема: «Удивительный мир насекомых»

Название: «ИГРА-КВЕСТ: ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЕЙ НАСЕКОМЫХ»

Возраст детей: 6-7 лет

Цель:  Создание предпосылок для расширения представлений детей о мире насекомых, их видах, особенностях.

Задачи:

Обучающие:

  • О1. Расширить представления детей о многообразии представителей мира насекомых и их отличиях.
  • О2. Закрепить при помощи  игровых приемов (распределение по определенным группам (насекомые-вредители, насекомые, приносящие пользу человеку)) представления детей о видах насекомых.
  • О3. Расширить кругозор (знакомство с редкими названиями насекомых (цикада, фонарница, иероглифус, шершень, бронзовка, эуфолюс, стерноцера).
  • Развивающие:

Р1. Развивать речь, память, логическое, критическое и креативное мышление дошкольников.

Р2. Развивать восприятие, умение сравнивать предметы, обозначать  их сходства и отличия,  умение обобщать, делать выводы по проделанной работе.

Воспитывающие:

В1. Формировать у детей навыки положительного общения в совместных игровых действиях

В2. Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм.

Дидактический материал:

Демонстрационный: Письмо. Конверты с заданиями. Образцы мира членистоногих в прозрачных акриловых брусках с пояснительными записками. Танграмы стрекозы и бабочки (образцы,  элементы в разрезанном варианте). Фигурки насекомых, животных, птиц. Карточки с изображением насекомых.

Оборудование: универсальный зал либо групповое пространство, включая игровую и рабочую зоны, две корзинки (тары) (для животных, птиц, насекомых), две тары меньшей величины (для выборки насекомых), по две тарелки белого, синего и зеленого цвета.

Раздаточный материал: Жетоны, Грамоты «Умники», «Знатоки».

В группе в разных местах размещаются пронумерованные конверты с заданиями (размещаются таким образом, чтобы путь «разгадок» вел к «Музею насекомых». МУЗЕЙ (брусочки с насекомыми -  в отдельном уголке группы (оформлены, как выставочные экспонаты музея, могут быть накрыты, спрятаны за ширмой).

Продолжительность: 30 мин.

Форма работы: групповая (игра-квест).

Список источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
    дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования./Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336.

Ход занятия

Подготовительный этап (2 минуты)

Ребята, пожалуйста, прослушайте отрывок из сказки:

Но жуки-червяки испугалися,

По углам, по щелям разбежалися:

Тараканы под диваны,

А козявочки под лавочки,

А букашки под кровать –

Не желают воевать!

И никто даже с места не сдвинется:

Пропадай-погибай, Именинница!

Кто знает, из какого произведения этот отрывок? Верно. А кто герои этой сказки? (Ответы детей, пояснения воспитателя) Как их можно назвать одним словом? Верно.

Ребята, посмотрите скорее, сегодня нам пришло письмо от директора «Музея насекомых». В нем говорится, что вчера директор музея подготовил пригласительные для посещения в Музей, но все пригласительные украл Злой Паук. И теперь, чтоб попасть в музей, нужно выполнить ряд заданий, который приготовил коварный паук.  

Задания будут выполняться командами. За правильно выполненные задания каждая команда будет получать жетоны. По окончании игры команде, набравшей наибольшее количество жетонов, будет присвоено звание «Знатоки», соответственно, команде, набравшей меньшее количество жетонов -  звание «Умники».

Согласны? Готовы? Давайте разобьемся на две команды (воспитатель делит детей на две команды).

Отправляемся в путь.

Основной этап (23 минут)

Воспитатель открывает конверт под номером №1.

Итак, Задание 1.

Злой паук решил всех нас запутать и смешать насекомых птиц и зверей. Перед каждой из команд корзинка, в которой находятся звери, птицы и насекомые. Для выполнения первого задания необходимо отобрать из корзинки только насекомых и переложить их в лежащую рядом корзинку. За полностью правильно выполненное задание команда  получает 3 жетона, 1 ошибка- 2 жетона, 2 ошибки – 1 жетон. Больше 3 ошибок – без жетона. Время на выполнение задания – три минуты. Задание командное. А что значит работа в команде? (ответы детей, пояснения воспитателя).

Время пошло.

Время закончилось. Давайте посмотрим, что в корзине 1 команды, и что в корзине 2 команды (проверка). Получите жетоны.

Здание 2. Злой паук сомневается в ваших знаниях о мире насекомых и подготовил для вас сложные вопросы. Командам необходимо выстроиться друг против друга. Батл на знания о мире насекомых. Вопросы будут задаваться поочередно.  За каждый правильный ответ команда получит 1 жетон.

1. Где живут пчелы? (в улье)

2. Чем полезна божья коровка? (поедает тлю, спасает урожай)

3. Что насекомые делают зимой? (спят)

4. Как пчелы-разведчики сообщают, что рядом есть мед? (танцуют)

5. Самое назойливое насекомое? (муха)

6. Сколько частей тела у насекомых? (3 части: голова, грудь, брюшко)

7. Есть ли дом у бабочки? (нет)

8. Почему насекомых называют насекомыми? (на брюшке есть насечки)

9. Как называется жук – вредитель картофеля? (колорадский)

10. Где у кузнечиков уши? (на ногах)

11. Самое прожорливое насекомое? (стрекоза: 40 мух за 2 часа)

12. Для чего пчелам нужно жало? (защищать жилище)

13. Какое насекомое самое опасное? (комар, муха – разносчики инфекций)

14. Сколько ног у насекомых? (6 ног)

15. Где живут муравьи? (в муравейнике)

16. Чем питаются бабочки? (нектаром)

Отлично, вы ответили правильно на большинство вопросов. Получите ваши жетоны.

Задание третье (танграм):  Перед вами разрезанные части целой картинки. Вам необходимо собрать картинку воедино и определить, какое насекомое изображено на картинке. Образцы закреплены на доске. За каждый правильно собранный и отгаданный танграм команда получит жетон. Помните, что это работа в команде. Время на выполнение задания – 3 минуты. Время пошло.

Итак, время закончилось. Что получилось? Получите жетоны.

Динамическая пауза «Кузнечики»

Поднимайте плечики,(Поднимать и опускать плечи)

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок. (Прыжки)

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем. (Присесть на корточки)

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко. (Прыжки)

(выполняют задание)

           А теперь посмотрите, кто спрятался в клумбе? (Находят в клумбе кузнечика)

Задание 4.

Перед вами, у каждой команды,  на белых тарелочках карточки с изображением насекомых. Злой паук перемешал всех насекомых. Ваша задача: правильно разделить насекомых по группам.

В тарелочку зеленого цвета необходимо положить картинки с изображением тех насекомых, которые, по вашему мнению, приносят пользу человеку и природе (пчела, муравей, бабочка, оса, богомол, божья коровка, стрекоза), а в тарелочку синего цвета  - тех, которые приносят вред (колорадский жук, комар, гусеница, шмель, таракан, муха). За правильно выполненное задание команда получит жетон. Время на выполнение задания – 3 минуты.

Время закончилось. Проверяем (Ответы  детей, пояснения воспитателя)

Замечательно, давайте посмотрим, что у вас получилось (проверка). Получите жетоны.

Замечательно. Теперь давайте посчитаем жетоны  и определим «Умников» и «Знатоков».

Награждение.

Ребята, вы все очень старались. Вы большие молодцы! Теперь злой паук не сможет нам помешать посетить Музей насекомых.

Двери Музея открыты! Пойдемте (ширма открывается, на столах выложены насекомые (брусочки) с пояснительной к ним записками).  Двери музея теперь открыты для нас. Давайте рассмотрим экспонаты. (Дети рассматривают экспонаты, слушают пояснения воспитателя, задают вопросы).

Заключительный этап (2 минуты)

Скажите, пожалуйста, где мы сегодня с вами побывали?

Какие задания нужно было выполнить, чтобы попасть в Музей насекомых?

На какие группы делили насекомых? Каких насекомых собирали по частям?

Наше путешествие окончено. Всем спасибо.



Предварительный просмотр:

МАНЬЧЖУРСКИЙ ЗОЛОТОЙ СКОРПИОН

Его хвост заканчивается ядовитой иглой, яд используется в восточной медицине для приготовления лекарств

https://i59.fastpic.org/big/2014/0126/dd/b3245b07a01d1a8a4f5c1623061390dd.jpg

ЭУФОЛЮС ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ

Этого долгоносика легко узнать по яркой окраске надкрыльев с поперечными зелеными, черными и синими полосами

https://espacepourlavie.ca/sites/espacepourlavie.ca/files/39601-11rl-eupholus-schoenherri-p_0.jpg

ЦИКАДА КРИТОТИПМАНА

Эти крупные цикады очень популярны в восточной кулинарии и медицинеhttps://www.cicadamania.com/cicadas/wp-content/uploads/2020/03/1176988401_d80daec07e_o.jpg

АЗИАТСКИЙ ЖУК УСАЧ

Родина этого жука – Китай, он был завезен в Северную Америку и Европу, очень опасный вредитель лиственных пород деревьевhttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/Anoplophora_glabripennis.jpg

АЗИАТСКАЯ ЦИКАДА

Фонарница получила свое название за сходство с фонарем: резко раскрывающиеся крылья напоминают вспыхивающую лампу

https://i.pinimg.com/736x/63/71/38/637138c444467d91cdee42031e518400--the-head-buggies.jpg

СТЕРНОЦЕРА ХИЛЬДЕБРАНДТА

Стерноцеры относятся к семейству жуков-златок,  названных так за яркую блестящую поверхность надкрыльев

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/29/Sternocera_castanea_castanea_%28Olivier%2C_1790%29_%283029788642%29_%282%29.jpg

 

ИЕРОГЛИФУС

Иероглифусы – средних размеров кобылки, близкие родственники саранчи, внешне отличатся от сходных по размеру и окраске кузнечиков более короткими антеннамиhttps://grizun-off.ru/wp-content/uploads/7/c/b/7cbe2656eb8d1c879fd204f6a96b946b.jpeg

ШЕРШЕНЬ

Шершни – очень крупные родственники ос, длина тела у них достигает 5 смhttps://tursar.ru/image/img2435_0.jpg

ПАУК КРЕСТОВИК

Крестовики известны своим умением развешивать между ветвями большую круговую паутину для ловли насекомых

https://cs10.pikabu.ru/post_img/2019/10/03/5/og_og_1570085937293981230.jpg

СКОРПИОН ГЕТЕМЕТРУС

Крупные темноокрашенные скорпионы из юго-восточной Азии, которых часто можно увидеть в домашних террариумах

https://www.aquariumist.ru/_sh/1170/117030.jpg

БРОНЗОВКА ВОСТОЧНОАЗИАТСКАЯ

Блестящие крылья этого жука отливают зеленым цветомhttps://cherepah.ru/wp-content/uploads/d/2/6/d26978d1e6b70cd20483c313815106a6.jpeg

ЯПОНСКИЙ КЛОП

Защитная окраска этого клопа помогает ему скрываться от хищниковhttps://www.cirrusimage.com/hemiptera/brown_stink_bug.JPG



Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/736x/d5/61/89/d561894aac57fd88dbf9bbac0ff05441.jpg

https://123timetothink.files.wordpress.com/2015/06/64655_palmtree_oa_md.gif

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614547937_40-p-mukha-na-belom-fone-43.jpghttps://2d-cdr.ru/image/data/photo/16428_raznoe_1012.jpghttps://avtostickers.ru/wa-data/public/shop/products/73/17/1773/images/12182/12182.750x0.png

https://fs01.vseosvita.ua/01000uqr-d3ec/003.jpghttps://ck.ot7.ru/uploads/1/2/5/Bogomol-samka_125838.jpghttps://tatufoto.com/wp-content/uploads/2020/01/sketch-for-wasp-tattoo-07.01.2020-%E2%84%96056-wasp-tattoo-sketch-tatufoto.com-.jpg

https://detskoevremya.org/x/c_40/3564/d/gusenica_0.jpghttps://w1.pngwing.com/pngs/643/143/png-transparent-potato-beetle-colorado-potato-beetle-rhinoceros-beetles-ladybird-beetle-lucanus-ibericus-ground-beetle-weevil.pnghttps://papik.pro/uploads/posts/2022-04/thumbs/1649089925_36-papik-pro-p-komar-risunok-37.jpg

https://i.etsystatic.com/6644874/r/il/100b59/1531833843/il_794xN.1531833843_d54k.jpghttps://raskraskino.com/drawing/animals/coloring-ant-7018.jpg

https://papik.pro/uploads/posts/2021-12/thumbs/1640360799_46-papik-pro-p-malenkii-tarakan-risunok-53.jpghttps://xn----8sbafpvmb4ccfed.xn--p1ai/media/posts/nasekomye-i-prochie/nasekomoe-osa.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия тема "Насекомые" старшая группа

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете....

Конспект логопедического занятия: "Насекомые"

1.знакомство с насекомыми2.умение описывать предметы, выделяяхарактерные и второстепенные признаки.3.закрепреление знаний о частях тела насекомых.4.воспитывать бережное отношение к живой природе.5.игр...

Конспект образовательной деятельности: «Насекомые — наши друзья».

Закреплять представления детей о насекомых, их названия, особенности внешнего вида и их образа жизни....

Конспект интегрированного занятия " Насекомые" (подготовительная группа)

УТОЧНЕНИЕ И АКТИВИЗЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ТЕМЕ " НАСЕКОМЫЕ"...

Конспект познавательной НОД «Насекомые» (с использованием ИКТ)

1. Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о насекомых.2. Задачи:Образовательные:·        Расширять представления детей о насекомых, как живых существах, жив...