Покормите птиц зимой
проект по окружающему миру (старшая группа)
Экологический проект о птицах, остающихся в городе зимовать и нуждающихся в помощи человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pokormite_ptits_zimoy.docx | 216.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Покормите птиц зимой»
(средняя группа)
Выполнили: Вдовина Ю.В.
Маврина Л.А.
2021 г.
Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать; развивать коммуникативные способности.
Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
Обогащение и углубление представлений о зимующих птицах нашего края.
Способствование развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.
Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно, оценивать поступки других людей.
Формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.
Актуальность: Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы чередуются, с оттепелями все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц.
Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. Наиболее часто встречаются такие птицы как голубь, воробей, сорока, синица, снегирь и во второй половине зимы – свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Ожидаемые результаты: Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Тип проекта: творческий, информационно – познавательный.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта: с 25 января -29января.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: краткосрочный.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Реализация проекта по этапам:
Этапы | Название мероприятия | Форма проведения | Участники |
1 этап | Подготовительный этап (организационный) Выявить уровень знаний детей о птицах. Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте. | ||
25января | 1. Знакомство детей с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал. 2. Экскурсии по территории детского сада в зимний период. 3.Чтение стихов про птиц. Загадывание загадок о птицах. 5.Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей». | Беседа Литературный вечер(Прил. 6) (Прил. 15) ЧХЛ(Прил. 14) | Дети Воспитатели Родители |
2 этап | Основной этап (практический) Реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей. Создать единый детско-взрослый коллектив. | ||
26 января | 1. «Птицы зимой» Рассматривание иллюстраций 2. «Зимующие птицы» 3. «Птицы» В.Берестова 4. «Летает – не летает» 5. «Птицы на участке» 6. «Филин и пташки» 7. Наблюдение за птицами на участке 8. «Вместе с детьми кормим зимующих птиц» | Беседа НОД(Прил. 1) ЧХЛ Словесная игра(Прил. 5) Оригами Игра средней подвижности (Прил.8) Акция для родителей | Дети Воспитатели Родители |
27января | 1. «Кто заботится о птицах» 2. «Птички-невелички» 3. Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного» 4. «Прилетели птицы» 5. «Птички – невелички снегири» 6. «Птички в гнёздышках» 7. Наблюдение за птичьими следами 8. «Птичье кафе» | Беседа НОД(Прил. 2) ЧХЛ Дидактическая игра(Прил. 6) Рисование Подвижная игра(Прил. 9) Изготовление кормушек совместно с родителями | Дети Воспитатели Родители |
28 января | 1.Чтение пословиц и поговорок. Чтение народных примет о птицах. 2.«Такие разные птицы» 3. А. Прокофьева «Снегири» 4. «Крошки для крошки» 5. «Четвертый лишний» 6. «Снегирь на ветке рябины» 7. «Вороны и собачка» 8. Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках 9. «Птицы - наши друзья» | (Прил. 16) (Прил. 17) НОД(Прил.3) ЧХЛ Заготовка корма Дидактическая игра(Прил. 7) Лепка Подвижная игра (Прил. 10) Развлечение «Вечер поэзии» Прил.13 | Дети Воспитатели Родители |
3 этап | Заключительный этап (итоговый) Закрепить полученные знания о птицах. Воспитать в детях любовь и трепетное отношение к окружающей природе, животным и птицам. | ||
29января | 1.«Птичье кафе» 2Информация для родителей 3. «Птички и кошка» 4.Познакомить родителей с результатами работы по проекту «Покормите птиц зимой». | Выставка кормушек «Покормите птиц зимой» (Прил.12) Подвижная игра(Прил. 11) Он-лайн | Дети Воспитатели Родители |
Приложение
Приложение 1.
НОД с детьми средней группы
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.
Ход занятия:
Вводная беседа
(На мольберте силуэт зимнего дерева и силуэты зимующих птиц.)
Воспитатель начинает занятие со стихотворения «Птицы» В.Берестова.
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои.
«С добрым утром!» - написали
Непоседы-воробьи.
Кто рассыпал на снегу
Длинные цепочки?
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Длинные цепочки,
Крестики и точки.
Воспитатель приглашает детей к дереву и предлагает рассмотреть птиц.
Беседа по вопросам
- Какие птицы вам знакомы? Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать на нашем участке?
- Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и рассказать, как выглядит каждая птица, какого цвета оперенье на голове, туловище, крылышках, хвостике, вспомнить, какую песенку эта птица поет.
Рассказы детей. (Воспитатель дополняет и уточняет их.)
Воспитатель спрашивает у детей, почему эти птицы круглый год живут у нас.
- Легко ли птицам добывать корм зимой?
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
Рассказ воспитателя
Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.
Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба.
Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо.
Вороны – всеядные птицы.
Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи.
Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать ему еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
Физкультминутка
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Дидактическая игра «Что за птица?»
Воспитатель загадывает загадки о птицах. Птица-отгадка прикрепляется к кормушке, где ей приготовлен корм. В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать корм, который предпочитает каждая птица.
Итог занятия
Занятие заканчивается стихотворением «Покормите птиц зимой» А.Яшина
Приложение 2
НОД с детьми средней группы
Тема: «Птички-невелички»
Цели: Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года. Закрепить знания о зиме. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.
Ввести в словарь детей слова: стая, чирикать, нахохлиться. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру.
Оборудование: фотография воробья, синицы, снегиря. Фигурка птицы, запись пения воробья, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки;
Предварительная работа: развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за птицами.
Ход занятия:
Воспитатель: -Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку.
Коротка моя песенка, вот: Чик-чирик!
Другой никакой я не знаю.
Зимовать не улетаю,
А под крышей обитаю.
Увидев добычу, я вмиг
С крыши за нею слетаю.
Прыг-скок! Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей).
Воспитатель: -Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья).
Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!
Воспитатель: -Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы).
Воспитатель: -А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно. - Зимой птички-невелички мало чирикают, а больше молчат. - В холодную погоду они меньше двигаются, чем в теплую погоду. - В морозную погоду птички сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).
Физминутка: подвижная игра «Тепло, холодно»
А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).
Ребятки, взгляните за окошко.
Загадка о кормушке для птиц
-В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая, Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.
Что это? (Ответы детей).
Воспитатель: - Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей).
Воспитатель: - Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей).
Воспитатель: -Корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан. Вот таким образом. (Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит насыпать немного зерна на макет заснеженной полянки)
Пальчиковая гимнастика «Воробей»
Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.
(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).
Воспитатель: - Не забывайте кормить птиц зимой!
Приложение 3
НОД с детьми средней группы
Тема: «Такие разные птицы»
Цели:
— расширить и систематизировать представление о птицах.
— развивать умение сравнивать птиц, выделять общее и различия.
-совершенствовать речь.
— расширять и активизировать словарь по теме.
-развивать общую и мелкую моторику, интерес к подвижным играм, зрительное восприятие.
— развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.
— обогащать впечатления детей.
— прививать трудолюбие, аккуратность, развивать умение пользоваться ножницами, клеем, карандашом.
— учить детей расслабляться, представлять предложенную воспитателем ситуацию.
Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением птиц, запись птичьих голосов, клей, ножницы, карандаш, картон, цветная двухсторонняя бумага, веревочка, салфетки, макеты деревьев с гнездами, кочки, маски ворон, веселая мелодия, мягкая игрушка ворона
Предварительная работа:
— рассмотреть с детьми картинок с изображением птиц. Вспомнить их названия и внешний признаки (хвост, клюв, окраска, размер и т. д.)
— наблюдение за птицами на прогулке, кормление птиц.
— чтение стихотворений о птицах.
Ход занятия
Постановка проблемной ситуации, мотивация.
Я обратила внимание детей и попросила их прислушаться к странному звуку.
— мне кажется, что кто-то плачет. (вместе с детьми находим игрушку – ворону, сидящую на ветке дерева.)
— Ребята. А кто это плачет (дети находят птицу)
— Давайте спросим, что случилось?
— Ребята я заблудилась. А еще у меня нет друзей. Помогите мне найти друзей? И вернуться домой. (ребята дружно собираются помочь вороне)
— А как вы считаете, куда же мы с вами отправимся? Правильно. В лес.
-Но прежде чем отправимся, давайте вспомним как надо вести себя в лесу.
— Послушайте одно важное правило, слушайте внимательно:
Должны всерьез вы уяснить:
Без взрослых в лес нельзя ходить!
Ведь заблудиться там легко:
Уйти от дома далеко
И не найти назад пути…
И больше к маме не дойти…
— Вы запомнили правило?
(без взрослых в лес нельзя ходить)
— Ребята, а мы можем прямо сейчас отправиться в лес?
— Что интересного можно встретить в лесу?
— А почему вы так считаете?
-Чего мы с вами не должны делать? (Громко кричать, пугать птиц, не разорять птичьих гнезд)
— А как вы думаете, для чего мы пойдем в лес?
(рассуждение детей)
— Ну тогда в путь-дорогу. путь нам предстоит необычный. Дорога не простая.
Звучит веселая мелодия.
Только в лес мы вошли
Появились комары.
Руки вверх, хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки на голову кладем
И вразвалочку идем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке
Непоседе-шалунишки.
Но закончилась игра
И учиться нам пора.
Вокруг деревья и слышны голоса. Как вы думаете, чьи это голоса? Правильно. В лесу живет много птиц. Хотите послушать их пение?
Звучит музыка «голоса птиц».
Я буду загадывать загадки, а вы отгадаете, про кого они.
Загадки.
— Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее…. (ворона)
— Ходить не умеет,
Хочет сделать шажок-
Получается прыжок. (воробей)
– Кто из леса прилетит?
Кто на крыше затрещит?
Белобокая болтунья,
Говоруша, стрекотунья,
Белый бок и длинный хвост.
Что за птица- вот вопрос? (сорока)
— Как бы мне пошла корона! —
Важно каркнула … .(ворона)
Правильно. Молодцы ребята. А сейчас мы с вами будем играть в игру.
Давайте рассмотрим иллюстрации. На одной изображена- одна ворона. А на другой – стайка воробьев.
Дидактическая игра «Воробей и ворона»
Дети вместе с воспитателем на основе наблюдений составляют рассказ – сравнительную характеристику птиц.
-воробей маленький, а ворона крупная.
-воробей имеет серо-коричневую окраску, а ворона серо-черную.
-воробьи держатся стайкой, а ворона одна.
-у воробья клюв маленький, короткий, прямой, а у вороны он большой, несколько изогнут.
-воробей чирикает, а ворона ест корм молча.
-воробьям нравятся крошки хлеба, а ворона ест зерна кукурузы.
Замечательно. Вы очень наблюдательны. Я знаю игру «Птицы в гнезда летят». Хотите, научу? Каждый из вас превратится в птицу.
Подвижная игра «Птицы в гнезда летят»
Дети изображают птиц. Воспитатель называет птиц и животных. Если они слышат названия птиц (например слова: совы в гнезда летят, бегут и занимают «гнезда». Если названия не птиц. (например: щуки в гнезда летят) – стоят на месте.
Да вы не только наблюдательны, но и очень внимательны. Молодцы справились.
Хотите еще поиграть? Тогда я предлагаю вам такую игру.
Дети надевают маски ворон.
Подвижная игра «Вороны»
Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который на распев говорит воспитатель. Слова
«кар-кар-кар» произносят все дети.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны: «КАР-КАР-КАР» (ГРОМКО)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали. «КАР-КАР-КАР»
(ГРОМКО)
(ДЕТИ БЕГАЮТ ПО КОМНАТЕ, РАЗМАХИВАЮТ РУКАМИ КАК КРЫЛЬЯМИ)
Только к ночи умолкают.
И все вместе засыпают : «КАР-КАР-КАР» (ТИХО)
(САДЯТСЯ НА КОРТОЧКИ, РУКИ ПОД ЩЕКУ – ЗАСЫПАЮТ)
— Ребята, а вы не забыли о какой помощи просила ворона нас? А как вы думаете, что можно сделать, чтоб помочь ей? Чтоб у птички появилось много друзей- воронят?
— В любое время года мы радуемся яркой стайке птичек. Вот и мы с вами сегодня устроим веселый птичий переполох у себя в группе – сделаем вот таких ворон. Хотите? ну тогда приступим
Не забывайте «Правила 5 пальчиков»
Можно: правая рука:
1-й пальчик — задумываем, что будем делать,
2-й пальчик — какой материал нам нужен,
3-й пальчик — делаем, стараемся,
4-й пальчик — обязательно поднимем руку, когда нужна помощь, поможем товарищу, если просит,
5-й пальчик – уберем за собой рабочее место.
Нельзя: левая рука:
1-й пальчик – выкрикивать,
2-й пальчик – перебивать воспитателя и товарища,
3-й пальчик – вставать без дела,
4-й пальчик – неправильно сидеть (осанка)
5-й пальчик – обижать друга-товарища.
Приступаем к работе.
У нас есть готовые заготовки : 2 детали – туловище, 2 детали – крылья, 1 деталь – клюв, 1 деталь — хохолок, 4 детали – лапки, 1 веревочка, 2 глазика.
Берем туловище одну деталь и к ней приклеиваем сначала крылышки и хохолок. А потом веревочку — ножки. Заклеиваем заднюю сторону бумагой.
На лицевую сторону приклеиваем глазки и клювик. Закручиваем крылышки и хохолок.
Зарядка для глаз «Птички»
Представьте, что на указательный пальчик вам села птичка, понаблюдайте за ней:
Птичка вправо полетела,
Птичка влево полетела,
Полетела птичка вниз,
Ой, смотри – не ушибись!
Взмыла птичка за версту,
И уселась на носу!
Вот что у нас получилось:
Какие вы молодцы. Старались все. Давайте немного разомнемся.
Физкультминутка «деревья и птицы»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Руки подняли и помахали —
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сгибает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем:
Крылья сложили назад.
Мы очень устали, пока гуляли по лесу. Давайте немного отдохнем перед дорогой домой.
Птицы – наши друзья
Ход игры:
Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вы тянете к нему руки, ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно. По одному пальчику сложите на ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим дыханием. прижмите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони, чтобы птенец взлетел. Улыбнитесь ему, не грустите, он еще вернется к нам.
Ребята мы с вами помогли вороне найти друзей. И теперь мы можем возвращаться в детский сад.
А наши веселые вороны полетят к вам домой. На этом наша прогулка в лес завершается. Пора возвращаться в группу.
Звучит музыка, и дети вместе с воспитателем возвращаются из леса.
Вот мы и вернулись из леса.
Итог:
— Ребята, а вам понравилась прогулка в лес?
— Кому мы смогли помочь в лесу?
-Давайте будем беречь природу. Заботится о птицах. Пусть нас с вами всегда радует солнышко.
Звучит музыка «пение птиц».
Приложение 4
Копилка загадок о птицах.
Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.
Ход:
Воспитатель: – Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.)
– Кто присел на толстый сук
И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)
– Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее -… (Ворона.)
– Кто так громко всех стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)
– Мы построили вдвоем,
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей … (Скворец.)
– Всех прелестных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица… (Грач.)
– На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (Цапля.)
– В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится
Ку-ку…ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать? (Кукушка.)
– Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)
Что такое – посмотри!
Выпал снег, на нем огни
Это птицы - … (снегири).
Летом ловит он жуков,
Поедает червяков.
На юг не улетает,
Под крышей обитает.
«Чики-рики», - не робей.
Дам тебе крошек, …. (воробей).
Села на кормушку
Птичка с желтым брюшком (синица).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая,
Знатная персона.
Это же … (ворона)
Бела как снег,
Черна как жук,
Вертится как бес,
Стрекочет на весь лес. (сорока).
Приложение 5
Словесная игра «Летает – не летает».
Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Игровое правило: поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.
Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки, отыгрывание фантов.
Ход игры:
Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.
Воспитатель объясняет правила игры: я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?», например: «Голубь летает? Самолет летает? », если я назову предмет, который, в самом деле летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.
Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят «Поехали – поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает? » - и поднимает руку.
Дети отвечают: «Летает», - и тоже поднимают руки. «Дом летает? » - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.
У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.
Приложение 6
Дидактическая игра «Прилетели птицы».
Цель: развитие фонематического слуха.
– Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!
Приложение 7
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: Формировать представления о птицах, их общих признаках. Закрепить названия зимующих птиц.
1 Вариант: Воробей, синица, лебедь, голубь.
2 Вариант: Ворона, цапля, снегирь, голубь.
Приложение 8
Игра средней подвижности «Филин и пташки».
Цель: закрепить умение подражать голосам птиц, развивать ловкость, внимание, смекалку.
Ход игры: Перед началом игры выбирается филин, а дети делятся на две стайки: синиц и клестов. Каждая стайка встает в свой круг (круги находятся в противоположных сторонах). Филин стоит в центре. Подражая крику птиц (синички – «ци-фи, ци-фи», клесты – «кле-кле»), дети «летают» по залу. На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свой круг. Если птица попадает в чужой круг, то другие птицы ей говорят: «Кыш – кыш, лети в свою стаю». Пойманную пташку филин угадывает по птичьему крику.
Приложение 9
Подвижная игра «Птички в гнёздышках».
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Ход игры. С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила: разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.
Приложение 10
Подвижная игра «Вороны и собачка».
Цель: научить детей подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.
Ход игры: Выбирается «собачка», остальные дети - «вороны».
Возле ёлочки зелёной Дети прыгают, изображая ворону.
Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!»
Тут собачка прибежала
И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!» Дети убегают от «собачки».
Игра повторяется 2-3 раза.
Приложение 11
Подвижная игра «Птички и кошка».
Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.
Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом — «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.
Приложение 12
Информация для родителей «Покормите птиц зимой»
Птицам трудно приходится зимой. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.
Особенно страдают синицы (из десяти синиц зиму переживает только одна...). Чем мы можем помочь им? Нужно делать кормушки.
Кормушка
Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Cамая простая деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Крыша защищает корм от дождя и снега. Бортики нужно сделать достаточно высокими, чтобы корм не сдувало. В дне нужно просверлить дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Стенки и края у кормушки не должны быть острыми.
Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Колючие кустарники, такие как розы или боярышник, - подходящее убежище для птиц, где их не достанут хищники.
Прекрасно, если Вы сможете разместить кормушку для птиц так,чтобы Вам было удобно наблюдать за ними.
Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Воспользуйтесь подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку.
Меню для птиц
Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим .
Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.
Приложение 13
Развлечение «Вечер поэзии».
Тема: «Птицы - наши друзья»
Цель: Вспомнить с детьми стихотворения о зимующих птицах. Доставить детям радость от происходящего.
Задачи: Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Обучать выразительно, передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство.
Вызывать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.
Развивать умение слушать своего товарища, не перебивать его, дослушивать до конца. Развивать память, внимание.
Предварительная работа: Чтение стихов о зимующих птицах
Рассматривание иллюстраций на тему зимующие птицы
Аппликация, рисование на тему зимующие птицы.
Проведение развивающих и дидактических игр по интересующей теме.
Ход мероприятия:
Звучит аудиозапись, пение птиц , дети заходят и садятся на стульчики.
Воспитатель:
Сядьте удобно, не тесно,
Места займите скорей.
На вечер чтецов
Мы пригласили гостей.
Сегодня на нашем вечере присутствуют гости:
Этот вечер наш чудесный
Проведём мы на «ура».
И сегодня посвящаем
Мы в чтецов Вас, детвора!
В нашей группе «Солнышко» проводится вечер поэзии «Птицы - наши друзья». Жюри выберет победителей, ну и все ребята получат медали за участие на нашем вечере.
Воспитатель: Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои.
«С добрым утром!» - написали
Непоседы-воробьи.
Кто рассыпал на снегу
Длинные цепочки?
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Длинные цепочки,
Крестики и точки.
А сейчас ребята, прочтут свои стихи про птиц
Дети читают стихи по желанию
Воспитатель: Уважаемое жюри, я прошу Вас подвести итоги. А мы ребята давайте с вами поиграем в игру «Разрезная картинка»
Собрать из частей птиц (синица, снегирь)
Воспитатель: А сейчас, дорогие ребята, жюри огласит итоги.
Подводятся итоги, победителям вручаются грамоты, участникам - медали.
Приложение 14
Чтение художественной литературы.
Тема: Чтение Рассказа Е. Чарушина «Воробей».
Цель: приобщать детей к рассказам.
Задачи: учить слушать, оценивать поступки героев;
развивать память, мышление, внимание;
воспитывать любовь к птицам;
активизировать словарь детей: воробей, птенчик, летать.
Материалы и оборудование: иллюстрации к рассказу «Воробей»
Воробей.
Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит – кто-то чирикает:
— Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.
— Смотри-ка, папа, – закричал Никита, – воробей не настоящий!
А папа говорит:
— Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.
Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.
И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит – есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, – он зачирикает и всех разбудит.
Тогда Никита сказал:
— Я научу его летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.
— Ты крыльями вот так маши, – сказал Никита и показал руками, как надо летать.
А воробей ускакал под комод.
Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.
Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!
Вот он через карандаш перелетел.
Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.
— Плохо ты ещё летаешь, – говорит ему Никита. – Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.
Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.
Через стул перелетел.
Через стол с кувшином перелетел.
Вот только через комод не мог перелететь – свалился.
Видно, надо его ещё кормить.
На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.
Воробей через кирпич перелетел.
Через пенёк перелетел.
И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.
А на следующий день он и через забор перелетел.
И через дерево перелетел.
И через дом перелетел.
И совсем от Никиты улетел.
Вот как здорово научился летать!
Рефлексия:
Почему Никита решил, что воробей не настоящий?
Где стал жить воробей, когда Никита принес его домой,
Почему воробей всё время кричал?
Как Никита учил воробья летать?
Пальчиковая игра «Птицы»
(Большой и указательный пальцы правой руки замкнуть в «колечко» и надевать по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца.)
Птичек мы окольцевали, («Колечко» на большой палец.)
Наблюдали, узнавали, («Колечко» на указательный палец.)
Улетев в какие дали,(«Колечко» на средний палец.)
Где морозы переждали,(«Колечко» на безымянный палец.)
Что пернатые клевали,(«Колечко» на мизинец палец.)
Гнёзда где свои свивали.(Затем «колечко» из пальцев левой руки надевать на пальцы правой.)
Где вы яйца отложили,
Как вы бури пережили,
Сколько вы, в конце концов,
В гнёздах вывели птенцов?
Рефлексия. – Чем мы сегодня занимались? – Что вам понравилось больше всего?
Приложение 15
Стихи о птицах.
* *
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Автор: Т. Зайцева
* *
Снегирь сидит на ветке
В розовой жилетке,
А дятел в ярко-красной
Шапочке атласной.
Вдали мелькают сойки —
Синие ковбойки.
Автор: М. Пляцковский
* *
К нам с ветрами прилетели
Стайки ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Автор: Г. Ладонщиков
* *
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Эти красные фонарики
Засветили снегири.
Автор: Л. Татьяничева
* *
Жаворонок полевой,
Нет певца чудесней!
В чистом поле — домик твой.
В ясном небе — песня.
Автор: В. Берестов
* *
Воробушки
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы выжили!
— Мы живы, живы мы!
Автор: В. Берестов
* *
Зяблик согрелся
Зяблик: — Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь! —
Зяблик распелся —
Зяблик согрелся!
Автор: Э. Мошковская
* *
Кругом —
снег.
А на горке — нет!
Увидали грачи.
Каждый кричит,
Как матрос с корабля:
— Земля!
Автор: Э. Мошковская
* *
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
Автор: А. Барто
Воробей
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!
Автор: А. Барто
* *
Прилетай же!
Милый скворушка-скворец,
Прилетай же, наконец!
Для тебя я дом построил —
Не скворечник, а дворец!
Автор: М. Карим
* *
Ласточка
Ласточка
Сизокрылая
Под моим окном
Свила гнездышко —
И поет себе,
Заливается,
Весну красную
Прославляючи…
Автор: С. Дрожжин
* *
Чик-чирик!
Теплом уж веет. И порой
Из сада слышен шумный крик.
То там воробушки толпой
Кричат на ветках: «Чик-чирик!»
Довольны птички, что из туч
Им солнце выглянет на миг;
Они встречают этот луч
Веселым криком: чик-чирик!
Тот луч им шепчет, что земля
Вся скоро станет как цветник,
Утонут в зелени поля…
И громче слышно: чик-чирик!
Автор: И. Косяков
* *
Воробушек качаться захотел
Наш воробушек качаться
захотел,
В гости к тоненькой былинке
прилетел,
Сел на самую вершинку —
цинь-цвиринь:
«Покачай меня, былиночка,
подкинь!..»
Колыхается былинка на ветру.
Ой, как солнце ярко светит
поутру!
Ой, как весело, когда на свете
май!
Ты воробушка, былинка,
покачай!
Автор: М. Познанская
Приложение 16
Пословицы и поговорки о птицах.
Видно птицу по полету.
Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
Старого воробья на мякине не проведешь.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
Поменяли кукушку на ястреба.
Всякая ворона свой зобок набивает.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Знает птица, что без Родины не годится.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица по-своему поет.
Всякая птица своим клювом сыта.
У каждой пташки — свои замашки.
Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.
Вороне соколом не быть.
Вороненку гнездо — родимая хата.
Мала синичка, да коготок остер.
Немного синица ест, пьет, да весело живет.
Сорока без причины не стрекочет.
Сорока весть на хвосте принесла.
Пируют в ночи совы да сычи.
Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.
Соловей берет пением, а человек — умением.
Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
Кукушка кукует, по дому горюет.
Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.
Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.
Приложение 17
Народные приметы про птиц.
Аист совьет гнездо на трубе дома- хозяина ожидает богатая жизнь и счастье.
Ворон, каркающий над домом, предвещает болезнь кому-нибудь из домашних.
Птица села на окно (подоконник) — примета сулит небольшие материальные траты.
Дятел долбит крышу дома – быть беде.
Если аист удаляется прежде времени от какого-нибудь места – предзнаменует этому месту несчастье.
Птица парит над домом или летает вокруг — кто-то сильно заболеет.
Птица парит — берегитесь предательства, особенно если птица хищная.
Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет – это предвещает беду.
Птицы неожиданно меняют направление полета — к наблюдателю приближается опасность.
Если петух важно ходит у дверей и кричит, жди в гости незнакомца.
Птицы летят на вас – к удаче. Птицы летят от вас — дурной знак.
Сова близ дома кричит – к новорожденному.
Увидеть летящих птиц перед началом пути — успех, если они летят вправо; неудача, если они летят влево.
Сорока скачет на доме больного — к его выздоровлению. Если возле окна сидит сорока – скоро будут гости, а если в доме есть больной – он скоро выздоровеет.
Увидеть летящего аиста — к встрече с приятным вам человеком, приезду долгожданного гостя
Помет птицы попал на вас — примета считается благоприятной, возможны материальные улучшения.
Если человек увидел в небе жаворонка — это предвещает неожиданную и приятную встречу или получение добрых вестей.
Увидеть белую птицу — примета к несчастью. Увидеть мертвую птицу — примета к несчастью.
Галки и вороны, сидящие с криком перед домом, особенно утром – к худу; на крыше дома – в этом доме будет свадьба.
Услышать крик певчей птицы в полете — примета к удаче.
Список используемой литературы:
«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Москва-2005.
«Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
«Развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.
«Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
«Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
«Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
«Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.
«Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.
«Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.
«Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.
«Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)
Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....
Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...
Покормите птиц зимой( 15 января - день зимующих птиц !)
Консультация для родителей на тему: «Покормите птиц зимой».15 января - день зимующих птиц.Подготовила воспитатель: Юрченко Елена НиколаевнаГБДОУЦРР детский сад №48Красносельского рай...
Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...
«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)
Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...
«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)
Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...