Отчет по теме: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
статья по окружающему миру

Дрюкина Алена Федоровна

Все хорошее из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб Земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного  возраста».

Все хорошее из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб Земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Пояснительная записка.

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить ее и охранять. Ребята учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

        При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств.  Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.  

        Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитание ее защитников.

        Я планировала дать экологические знания, активизировать мыслительно – поисковую деятельность детей, научить их быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.

        Задачи:

        Прививать любовь к природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

        формировать представления о том, что человек-часть природы и , что он должен беречь, охранять и защищать ее;

        познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

        развивать эмоционально – ценностное восприятие произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

        совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

        расширять представления о растениях и животных ближайшего окружения;

        развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе исследования объектов и экспериментирования с ними.

        Для успешной реализаций поставленных задач, мною разработаны:

        план мероприятий по экологии;

        создан уголок экспериментирования с необходимым оборудованием;

        создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе;

        подобран демонстрационный материал.

        С целью повышения эффективности НОД с детьми создана серия презентаций, которая помогает доступно и в совершенной форме донести до детей нужную информацию.

        По данному направлению разработала ряд занятий по экологии: «Осень в гости к нам пришла», «Деревья», «Спасем птиц», «Комнатные растения», «Символ жизни на Земле - вода», «От куда берутся яблоки?», «Зимующие птицы», «Зима», «Весна пришла!», «Лекарственные растения», «Пчелы и мед», «Подводный мир» и т. д.

        Природа-это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, он учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают  в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Для реализации этой цели я разработала картотеку наблюдений за объектами и явлениями в природе.

        Все это дает возможность  знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и не живой природы.

        Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качество предмета использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.

        Большую помощь в работе по экологии оказывают книги:

        Н. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». Нравятся детям рассказы, стихи, сказки Г. Тукая, М. Джамиля, в которых очень интересно говорится о растениях, животных, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи.  Вместе с детьми были просмотрены мультфильмы, презентации, а после этого  проходили обсуждения сюжетов с экологической точки зрения.

        Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания  использую, прежде всего,  с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний.

        Это:  «Чудесный мешочек»,  «Найди листок, какой покажу», «Где, чье гнездо?», «Зайка беленький сидит», «Воробышки  и кошка», «Назовем, что видим», «Загадки и отгадки», «Зимняя столовая», «Зимующие птицы», «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Кто, где живет?», «Найди дерево по описанию».

        Играя, дети лучше усваивают знания об  объектах  и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязь между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания,  о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю их в процесс НОД, целевые прогулки, а так же в экспериментальную деятельность воспитанников.

        Наиболее эффективный способ реализации задач  экологического воспитания – это организация проектной деятельности.

        Мною разработаны и реализованы экологические проекты: «Символ жизни на Земле – вода», «Пчелы и мед», «Нет жизни без деревьев», «Яблоки в саду».

        Так же, в течение года провела:

  1. Беседы: «Куда уходит лето?», «Кто живет на подоконнике?», «Как мы играем зимой?», «Что ты знаешь о птицах?», «Зачем помогать птицам зимой?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?», «На что похожи облака?», «О птицах», «Мамы и их малыши», «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?».
  2. Вместе с ребятами изготавливала дидактические игры: «Найти тень птицы», «Найди птицу».
  3. Оформляла альбом «Насекомые».
  4. Собрала с ребятами коллекцию шишек, желудей, каштанов.
  5. Подбирала материал для оформления картотеки по темам: «Деревья», «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые»,  «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные» и т. д.
  6. Изготовила игру «Найди такую же снежинку».
  7. Изготовила стенгазету со стихами и фотографиями детей: «Зимняя прогулка в детском саду».
  8. Изготовила альбом «Домашние и дикие животные».

Большое участие в экологическом воспитании детей принимали родители. Вместе с детьми изготовили: папки – передвижки: «Прогулка с детьми осенью», организовали сбор листьев деревьев разной формы и размера, организовали сбор книг о природе в книжный уголок, участвовали в конкурсе «Осенний вернисаж».  Создали папки – передвижки «Природа - общий дом».  Совместно с детьми изготавливали кормушки для птиц, участвовали в изготовлении снежинок из бумаги.

        Дала онлайн- консультации: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе», «Весенние прогулки».

Приняли участие в  конкурсе «Деревья» в номинации декоративно-прикладное творчество.

        Итогом работы с детьми по экологическому воспитанию явилось театрализованное представление «Лесная сказка», где дети, превратившись в птиц, насекомых,  зверей,  решали вопросы охраны леса и его обитателей.

        В результате проделанной работы  у детей:

        сформировано начало экологической культуры;

        сформировано осознанное правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

        Дети учились практическим действиям по охране природы;

        Развивались умственные способности детей, которые проявлялись в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

        У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

        В следующем году планирую организовать проект «Красная книга», который позволит детям понять, что если не беречь и не охранять природу, то многие ее объекты исчезнут навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"....

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание - это уникальное  воздействие на детей, которое охватывает все психические процессы детского развития. Это и развитие памяти, различных видов мышления, речи, внимания, во...

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (средняя группа)

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»  (средняя группа)...