"Путешествие в город мастеров"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Завьялова Наталья Александровна

конспект занятия по окружающему миру в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_gorod_masterov.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в город мастеров».

Конспект занятия в средней группе

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с народными промыслами.
  • Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, богородской игрушкой, матрёшкой.
  • Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
  • Учить понимать образный смысл загадок.
  • Закрепить умение сочетать движения и речь.
  • Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской, городецкой игрушки
  • Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
  •  Учить изображать и расписывать матрёшку.
  • Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
  •  Воспитывать любовь к народному творчеству.
  • Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
  • Воспитывать эстетические и этические чувства.
  • Воспитывать любознательность.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности детей.
  • Развивать чувство цвета, композиционные умения.
  • Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент. «дымковская, филимоновская игрушка, ярмарка.

Ход занятия

Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Сегодня по дороге в детский сад я заглянула в почтовый ящик и обнаружила там письмо, оно адресовано именно вам. Хотите я его вам прочту»

Дети«Да»

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте дорогие ребята! Приглашаю вас посетить наш город. Замечательный город мастеров. Я устраиваю ярмарку игрушек разных мастеров. У нас весело и интересно. С нетерпением жду вас в гости» Веселый петрушка!

Воспитатель предлагает детям отправится в загадочный и интересный город.

Дети садятся в автобус (из стульев) и едут. Анализируют, как положено вести себя в автобусе и в гостях.

(Появляется первый слайд)

Воспитатель: «Ребята посмотрите, куда это мы приехали? А приехали мы с вами в гости к Дымковским мастерам

Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной.

По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это вылепленные из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов, коров и козлов. История дымковской росписи упоминает, что основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота.»

(Рассматривают игрушки из презентации)

Воспитатель предлагает отправиться дальше

Дети, отгадайте загадку:

«Толстушка покупается,

В средине открывается -

Племяшка улыбается.

Племяшка открывается -

Внучка в ней вмещается.

Как тётя называется?»

(Матрёшка)

Вот мы с вами и прибыли в гости к другим мастерам

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более.

Воспитатель предлагает выйти и превратиться в матрёшку:

«Покружились, покружились и в матрёшек превратились»

 Физкультминутка "Нарядные Матрешки":

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Дети садятся, и появляется кукла на руку Петрушка!

«Здравствуйте ребятишки - девчонки и мальчишки

Я веселый, озорной, кто подскажет кто такой… Петрушка

Приглашаю вас на ярмарку.

Вы ребятки поспешите, и уменья свои покажите

А за это вам в награду. я игрушку подарю,

Но со мной не будет сладу, я вам честно говорю»

Пальчиковая игра «Колпак»

Сшит колпак, - руки над головой «колпаки»

Да не по – колпаковски – руки опускают в низ.

Надо колпак перекалповать – вращение кистей от себя и к себе.

Да перевыколпаковывать - вращение кистей от себя и к себе.

Петрушка дарит матрёшку и исчезает.

Воспитатель предлагает детям сесть за стол и раскрасить матрёшку и дымковскую игрушку (кто что выберет) знакомит детей с элементами росписи (растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент.)

Ребята! А теперь попробуйте догадаться, к мастерам, какой игрушки мы сейчас с вами попали? .

Раскинулась близ Тулы деревня Филимоново

Что издавна прославилась игрушкою своей

Из глины: белой, красной, розовой и черной

Лепили барышень, зверюшек и коней

Игрушки эти не простые

А только лишь свистульки расписные

Дети. Филимоновские игрушки.

Воспитатель: «А хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил здесь когда-то дед Филимон, он и делал эти игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново. Это очень забавные игрушки. Мне они напоминают африканских жирафов и зебр. Как вы думаете, почему эти зверюшки схожи с жирафами и зебрами?»

Дети. У них вытянутые шеи и раскрашены как зебры.

Воспитатель«Кто мне скажет, какими элементами расписаны эти игрушки?»

Дети. Тонкие полоски, звездочки, елочки, кружочки.

Воспитатель«Какие краски использовали мастера

Дети. Красные, желтые, белые и зеленые.

Воспитатель: «Ребята, это игрушки расписывали не кисточкой, а гусиным пером, а краску разводили на молоке. Эти игрушки любят дети и взрослые. Знаете почему? Потому что это игрушки-свистульки. Незатейливы эти игрушки, но радуют всех – значит, делали их добрые руки.

Снова в путь зовет дорога

Нам идти совсем не много

Вот ворота перед нами…

Тук- тук, щёлк- щёлк,

Медведь, мужик, коза и волк.

Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки-

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.

Скажите, вы знаете, какие игрушки всех смешат? Это игрушки-забавы. В них любят играть все дети. А еще они называются Богородские, потому что сделаны в селе Богородское.

Давайте все вместе произнесем их название… Богородские

Воспитатель: «Скажите, из чего вырезаны эти игрушки?

Дети. Эти игрушки сделаны из дерева.

Воспитатель: «Чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют натуральный цвет дерева. И у них есть своя хитрость. Хотите узнать какая?

Дети. Да.

Воспитатель. Богородские мастера придумали такую хитрость, что игрушки двигаться умеют: потянешь за две палочки – вот уже медведь и мужик пилят дрова. А на этой дощечке куры быстро, быстро, клюют зерно. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам Богородским говорят.

Воспитатель: «Ребята а хотите попасть в мастерскую и посмотреть как работают мастера

(Рассматривают последние слайды)

Появляется снова петрушка

«Ой, ребята, ну скажите чем порадовать хотите?

Воспитатель, вместе с детьми - дарят петрушке свои рисунки

Петрушка дарит Дымковскую барыню

Воспитатель. Ну а теперь нам пора расставаться, мне тоже уже домой возвращаться пора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия (познавательное и ручной труд) в подготовительной группе: «Путешествие в город мастеров-дизайнеров.»

Знакомство детей с профессиями дизайнера, флориста, декоратора.Обучение оформлению помещений, декорированию рамочек для фотографий, составлению букетов.(автор-составитель Хорольская Светла...

Интегрированное занятие "Путешествие в город Мастеров"

Формировать умение детей-классифицировать предметы по родовым и видовым признакам, варьируя во времени;- составлять рассказ о происхождении предмета;- понимать и реализовывать в своем поведении нравст...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по математике с элементами развития речи «Путешествие в Город Мастеров»

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по математике с элементами развития речи «Путешествие в Город Мастеров»Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество...

"Путешествие в город мастеров"

Ознакомление дошкольников со свойствами дерева и металла....

Проект "Путешествие в город Мастеров"

Проект для старшей группы позволяет более глубже познакомить детей с народно- прикладным творчеством....

Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».

Нетрадиционная форма работы с родителями....