Картотека недельных наблюдений
учебно-методический материал по окружающему миру

Поникарова Мария Леонидовна

Организация недельных наблюдений в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelnaya_metodika_nab-y.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

444

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 441 «Кузнечик»

603136, город Нижний Новгород, улица Ванеева, 120,  ИНН 5262085811,

тел.(831)468-29-44, тел. /факс 468-29-43,  e-mail:sad4412007@yandex.ru

Организация наблюдений                                                                                     

                                   

Наблюдение за луком (февраль – март)

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Уточнить представление детей о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Учить сажать луковицы в землю и в воду, зарисовывать лук в банке.

Учить отмечать изменения (луковица дала корни). Напомнить детям о том, что корнями луковица пьет воду, поэтому надо доливать воду в банку. Учить сравнивать луковицы в календаре. Включать детей в процесс зарисовки луковиц. Обратить внимание на то, что луковицы растут, потому что тепло и потому что он стоит в банке с водой, которую пьет

Учить сажать лук, замечать изменения, которые произошли за неделю, - проросли корни, подросла зелень.

Подвести детей к пониманию, что луковица прорастает благодаря хорошим условиям – тепло, свет, вода. Осмотр другой луковицы, которая находится в банке без воды, повреждает значение влаги для роста растения.

Учить точно прорисовывать луковицу, считать перышки, обратить внимание на то, что одни – подлиннее, другие – покороче, третьи – только начинают расти.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий, учить создавать ситуацию опыта (проращивать луковицы в разных условиях – у одной будет три необходимых условия: свет, тепло, вода; у другой будет вода и тепло, но не будет света; у третей будет свет и вода, но она будет стоять в прохладном месте), делать зарисовки. Учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании и связывать ее с тем, что все луковицы находятся разных условиях; учить связывать причину и следствие, правильно делать выводы и строить суждения.

Уточнить представления детей о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать благоприятные условия, то есть посадить в воду, поставить в теплое и светлое место.

Наблюдение за ветками (март-апрель)

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Учить наблюдать за срезанными ветками тополя и берёзы. Обращать внимание на набухающие почки, появляющиеся листочки. Обратить внимание на необходимость доливания воды в вазу.

Обращать внимание, что с каждым днем листья становятся больше, и их становится больше, чем больше листьев, тем красивее ветки. У веточек появляются корни, через которые веточки «пьют» воду.

Учить наблюдать за срезанными ветками тополя и берёзы. Обращать внимание на набухающие почки, появляющиеся листочки. Обратить внимание на необходимость доливания воды в вазу.

Сравнить ветки в вазе с ветками за окном, отметить разницу и объяснить ее: в группе тепло и вода, поэтому распустились почки и появились нежные, зеленые листочки. 

Показать детям, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (теплое помещение, теплая вода). Свет на первых порах не нужен. Учить зарисовывать 2-3 ветки, точно передавать строение. Учить замечать изменения в состоянии веток, добавлять питательные вещества (сахар)

Наблюдение за цветами на участке (август-сентябрь)

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Учить называть цветы «по-имени», показать, где строение цветов: стебель, листья, цветы.

Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения), разные по окраске, названиям, но все красивые; на них приятно смотреть.

Учить детей в назывании цветов, их строения, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля. Включать в обследование цветов разные органы чувств: предложить понюхать цветы, прижаться щекой, погладить пальчиками. Учить сравнивать их.

Воспитывать желание и умение продлевать красоту срезанных цветов.

Уточнить с детьми названия цветов, которые растут на участке, обратить внимание на особенности их окраски, продолжать сравнивать цветы по высоте, форме, окраске, запаху. Выяснить условия для роста цветов. Уточнить представления детей о том, какие изменения происходят во время их роста.

Обратить внимание на появление семян у цветов на месте цветков.

Показать семена дикорастущих, выяснить, как они распространяются, кто им питается.

Наблюдение за елью (декабрь)

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Познакомить детей с елью, объяснить, чем он отличается от березы (зелёное, колючие).

Показать, что у ели есть ствол, ветви покрыты иголками; из много, они маленькие, зеленые, колючие; ветви на ели разные: внизу – большие, раскидистые, вверху – маленькие, редкие, ель – стройное, красивое дерево, оно похоже на пирамидку.

Показать, как человек ухаживает за ель во время зимы: стряхивает снег, чтобы он под своей тяжестью не сломал ветви, прикапывает снег, чтобы корням было теплее.

Показать отличие живой ели от искусственной.  

Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному-двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что ветки короткие, а к низу становятся длиннее).

Уточнить представления детей о ели: ствол покрыт корой; верхушка, много веток, коричневые шишки.

Показать, что красота ели заключается в ее пирамидальной форме, зеленом наряде.

Учить сравнивать живую и искусственную ель  

Рассмотреть детьми ель, назвать характерные признаки особенности ее строения, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в разные стороны, не опадают если дотрагиваешься.

Показать детям, как можно определить возраст ели: сосчитать снизу-вверх ветви, сверху ветви – молодые, снизу – старые.

 Показать, что разные обстоятельства и люди могут навредить елочке.

Уточнить характерные особенности ели. Учить различать ель, сосну и лиственницу: у сосны иголки длиннее, более мягкие и светлые, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твердые. Сосна выше ели, ветви у нее наверху, ствол прямой и голый. У лиственницы иголочки мягкие, как листочки, на зиму они опадают. Ветки шишковатые, на них весят шишки с семенами.

Учить определять – возраст ели: каждый год у елочки появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По разветвлениям можно сосчитать, сколько ели лет. Показать, как сломанные ветки уродуют дерево.

Наблюдение за водой, снегом (январь-февраль (март)

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Показать, как снег становится водой. Уточнить представления детей о том, что в помещении вода появляется из водопроводного крана. Познакомить со свойствами воды (прозрачна), но ее можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной, сквозь нее ничего не видно.

Развивать тактильные ощущения детей (кожей) – учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать ее словами, радоваться воде: холодная – освежает, бодрит; теплая – согревает, ласкает.

Показать, что вода на морозе превращается в лед.

 

Познакомить со свойствами воды (прозрачна), но ее можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной, сквозь нее ничего не видно.

Показать и рассказать детям, снег, принесенный в теплое помещение, постепенно тает, из нег образуется талая вода, она содержит мусор, грязь, поэтому снег не следует в рот брать, но талой водой хорошо поливать комнатные растения.

Показать детям, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается в лед (а не снег), из подкрашенной воды можно сделать красивые льдинки.  

Познакомить детей с паром, объяснить, как он образуется, показать, что пар – это мельчайшие легкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду. Объяснить, что в теплом месте можно увидеть пар, когда кипит вода, легкими полупрозрачными клубами, он поднимается вверх. Он очень горячий, можно обжечь тело.

Знакомить со свойствами воды. Учить превращать снег в воду. Знакомить со свойствами снега, учить определять чистоту снега. Знакомить со льдом. Знакомить со свойствами парами, учить обнаруживать пар, знакомить с условиями, когда пар превращается в воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека осенних наблюдений

С помощью этой картотеки воспитатели смогут провести наблюдение в природе....

Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста

Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека Экологические наблюдения в детском саду старшая группа

Экологические наблюдения в детском садустаршая  группа...

Картотека циклов наблюдений (младшая группа)

В картотеке размещены циклы наблюдений на все сезоны за деревьями, травянистыми растениями, птицами и насекомыми....

Картотека осенних наблюдений

В картотеке подобраны осенние наблюдения для детей для детей средней группы....

Картотека экологических наблюдений на прогулке.

Суть наблюдений по экологии в природе заключаетя в чувственном познании ребенком природных объектов, в познании их через различные формы восприятия....

Картотека прогулок (наблюдения)

Картотека наблюдений в природе, подвижныз игр, индивидуальных заданий, трудовые поручения для воспитанников подготовительной группы....