Консультация для воспитателей: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»
консультация по окружающему миру на тему
Консультация для воспитателей:«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.pptx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экологическое образование – это процесс воспитания, обучения и развития детей средствами природы. Экологическое воспитание – это организованный процесс общения детей с природой, направленный на познание основных биологических закономерностей. Экологическое образование дошкольников предлагает для реализации следующие задачи независимо от возраста детей. Формирование представлений детей о природе, биологических закономерностях; Развитие познавательной активности. Формирование практических умений и навыков по уходу за растениями и животными; Формирование эмоционально-положительного отношения у детей к природе, эстетического восприятия природы.
Формы экологического образования организованная образовательная деятельность; образовательная деятельность в режимных моментах; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников.
Организованная образовательная деятельность 1. Экологические занятия; 2. Уроки доброты; • «Что значит быть добрым?»; • «Когда я был добрым по отношению к природе»; • «Кто может считаться заботливым?»; • «Как заботиться о комнатных растениях?»; 3. Экологические праздники и фестивали; 4. Экологические наблюдения; 5. Опыты и экспериментирование.
Образовательная деятельность в режимных моментах 1. Экологические экскурсии: В парк, лес, на водоем; На сельскохозяйственные объекты (в теплицу, оранжерею, в поле, на ферму). 2. Экологические акции: • лучшая кормушка для птиц; • раздача изготовленных детьми листовок на тему «Покормите птиц зимой». 3. Экологические кружки: • «Юный эколог»; «Природа и фантазия» (изготовление игрушек из природного материала). 4. Экологические сказки; экологические тренинги; инсценировки, театрализации и т. д. 5. Экологические выставки и экспозиции: • «Лес — друг человека»; • «Богатства недр нашей Земли»; • «Человек и его добрые дела на Земле»; • «Родные просторы» и т. д.
Самостоятельная деятельность детей 1. Коллекционирование; запахи, звуки, краски природы. открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми. 2. Экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.): • Угадай чей дом. • Игры на скакалке. • Загадай, мы отгадаем. 3. Лаборатория юного эколога; 4. Ведение фенологических календарей природы.
Взаимодействие с семьями воспитанников 1. КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес": • Знакомство детей с охраняемыми растениями; • Обитатели нашего двора; • «Зеленые» друзья. 2. Экологические тренинги; 3. Эколого – краеведческие семейные маршруты; 4. Экологический музей; 5. Акции.
Методы Наглядные Словесные Практические соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний наблюдение рассматривание картин демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов чтение художественных произведений о природе, рассказы воспитателя и детей игра, элементарные опыты, моделирование
Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.) развитие у детей умения пользоваться приборами - помошниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.) формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения; формирование способов познания путем сенсорного анализа; социально-личностное развитие: развитие коммуникативности , самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции . Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Мартынова Е.А. Сучкова И. М
Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей Первая младшая группа Направления экспериментальной деятельности Темы занятий Экспериментирование с песком, глиной, камешками Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков. Наблюдения за природными материалами. Глина. Лепка печений для кукол. Песок и глина. Свойства песка и глины. Камни. Сравнение глины и камня. Экспериментирование с водой Вода льется из крана. Вода жидкая - она может течь. Свойства воды. Узнаем, какая вода. Вода бывает холодная и горячая. Вода прозрачная. Вода не имеет формы. Растворимость веществ в воде. Разноцветная вода. Искусство дождя. Забавы жарким летом. Экспериментирование с воздухом Надувание мыльных пузырей. Ветер но морю гуляет. Познакомьтесь, одуванчик. Знакомимся с одуванчиком. Одуванчиков много они разные и красивые. Наблюдения за жизнью растений Посадка лука. Маленький цветочек. Наблюдения за жизнью насекомых Интересные насекомые. Наблюдения за погодой Наблюдения за состоянием погоды. Наблюдения за солнцем. Экспериментирование с предметами Сокровища природы. Играем на бобах.
Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей Вторая младшая группа Направления экспериментальной деятельности Темы занятий Экспериментирование с песком, глиной, камешками Почему песок хорошо сыплется? Глина, её качества и свойства. Глиняные игрушки. Родственники стекла. Ветер. Экспериментирование с водой Свойства и признаки воды. Откуда берётся вода. Пар - это тоже вода. Замерзание жидкостей. Разноцветные сосульки. Экспериментирование с воздухом Реактивный шарик. Упрямый воздух. Где теплее? Ветер в комнате («живая змейка»). Вертушка. Наблюдения за жизнью растений На свету и в темноте. В погоне за светом. В тепле и в холоде. Фабрика питания. Что внутри? Как увидеть движение воды через корни? Может ли растение дышать? Где лучше расти? Что есть в почве? Наблюдения за жизнью животных Дышат ли рыбы? У кого какие клювы? Как пчёлки переносят пыльцу? Кто чистит аквариум? Экспериментирование с солнечным светом Уличные тени. Солнечные «зайчики». Экспериментирование с предметами Бумага, её качества и свойства. Ткань, её качества и свойства. Пластмасса, её качества и свойства. Резина, её качества и свойства. Кораблик. Игрушки из ниток. Мы фокусники. Почему всё падает на землю? Защитим себя от солнца. Почему лампочка светит? Твёрдые, жидкие. Как измерить тепло? Человек Наши помощники - органы чувств. Носарий . Умный нос. Глаза - орган зрения. Язычок - наш помощник. Проверка зрения. Ухо - орган слуха. Как распространяется звук? Где живёт эхо? Почему не слышно? Спичечный телефон. Как появляется песенка. Починим игрушку.
Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей Средняя группа Направления экспериментальной деятельности Темы занятий Экспериментирование с песком, глиной, камешками Посадим дерево. Где вода? Волшебный материал. Экспериментирование с водой Окрашивание воды. Играем с красками. Водяные весы. Реактивный кораблик. Друзья. Вода бывает тёплой, холодной, горячей. Экспериментирование с воздухом Танец горошин. Поиск воздуха. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Весёлая полоска. Подводная лодка из винограда. Делаем облако. Наблюдения за жизнью растений Что любят растения. Где живут зёрнышки. Где прячутся детки? Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении? Хитрые семена. Соревнование. Экспериментирование с солнечным светом Чёрное и белое. Солнечные зайчики. Радуга. Экспериментирование с предметами Необычные кораблики. Секрет сосновой шишки. Мыло фокусник. Как замесить тесто? Мой весёлый, звонкий мяч. Узнай всё о себе, шарик. На чём полетят человечки. Стеклянный город. Угадай-ка. Естественная лупа. В мире стекла. Волшебная рукавичка. Умывальников начальник. Волшебные зеркала или 1? 3? 5? Чудесные спички. Необычное рисование. Почему всё звучит? Человек Потеря воды во время дыхания. Вкусовые зоны языка. Значение расположения ушей. Отгадай на вкус. Угадай по запаху. Откуда берётся голос? Рукам своим не верю. Исследование природы с помощью органов чувств. Ящик ощущений. Тайный похититель варенья.
Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей Старшая группа Направления экспериментальной деятельности Темы занятий Экспериментирование с песком, глиной, камешками Песок, глина - наши помощники. Песчаный конус. Экспериментирование с водой У воды нет запаха. С водой и без воды. Экспериментирование с воздухом Этот удивительный воздух. Парусные гонки. Вдох - выдох. Сухой из воды. Наблюдения за жизнью растений Нужен ли корешкам воздух? Земля - наша кормилица. Земля - наша кормилица. Что выделяет растение? Есть ли у растения органы дыхания? Почему цветы осенью вянут? Наблюдения за жизнью животных Могут ли животные жить в земле? Экспериментирование с предметами Как действуют магниты на предметы. Мир бумаги. Мир ткани. Наряды куклы Тани. Лёгкая пластмасса. Как достать скрепку из воды, не замочить рук. Представления о полюсах магнита. Путешествие в мир стеклянных вещей. Меня зовут Стеклянчик . Термометр. Опыт с металлом и пластмассой. Как поднять единицу? Испытание магнита. Разные отражения. Удивительные плоды. Человек Проверим слух. Наши помощники - глаза. Как устроена дыхательная система человека? Зачем человеку глаза? Есть ли у глаз помощники? Что я вижу одним глазом? Взаимосвязь органов вкуса и запаха. Определение пищи на вкус. Большой – маленький.
Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей Подготовительная группа Направления экспериментальной деятельности Темы занятий Экспериментирование с песком, глиной, камешками Удивительный песок. Сухая и влажная почва. Экспериментирование с водой Фильтрование воды. Бережём воду. Где же пятый океан? Экспериментирование с воздухом Соломенный буравчик. Парашют. Вертушка. Наблюдения за жизнью растений Запасливые стебли. Куда тянутся корни. Бережливые растения. Упрямое растение. Листья и стебли могут вести себя как соломинки. Много - мало. Почему меньше? Экспериментирование с предметами Мир ткани. Мир металлов. Мир пластмасс. Разведчики. В мире животных. Наша группа. Земля – магнит. Комнатный садик. Автомобиль будущего. Вулкан. Полярное сияние. Жилище человека в древности. Дом из ткани. Необычная картина. Дом, в котором я живу. Парашют – зонтик. Дом будущего. Лодка. Дом на курьих ножках. Покорение космоса. Мы пишем книгу. Как не обжечься? Экспериментирование с солнечным светом Передача солнечного «зайчика». Радуга на стене. Человек Выяснение причины храпа человека. Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности. Связь уха с носоглоткой. Опыт Мариотта. Осязательный центр человека. Тепловые и Холодове точки у человека. Обоняние человека. Вдох и запах. Вкус и запах. Острота слуха и её измерение при разных ситуациях. Определение частоты дыхания. Экспериментирование со звуком Поющая струна. Экспериментирование с электричеством Как увидеть «молнию».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Организация исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания». Воспитатель высшей квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
Ребенок - это, прежде всего эстет:Он реагирует на внешность,На видимость, на очертания и формы.И. Бродский Дошкольники - прирожденные исследователи. И подтверждение тому – их любознательность, по...
Консультация для воспитателей «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми».
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем ...
Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Организация самостоятельной поисковой деятельности дошкольников».
Как правильно организовать поисковую деятельностьдошкольников....
Консультация для воспитателей «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное внимание необходимо уделять организации познавательной, поисковой деятельности детей, которая понимается как поиск зн...
Консультация для воспитателей "Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования "
Консультация "Развитие позавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе зкспериментирования "...
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания
В процесс экологического воспитания дошкольников входят и такие виды деятельности, как экспериментирование и практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающиеся наблюдениями...
Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей«Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исс...