Конспект НОД "Мой город"
план-конспект занятия по окружающему миру

Дурасова Ирина Владимировна

Конспект НОД "Мой город". Цель: раскрыть историческое понятие "город"; продолжать знакомить с родным городом, обогощая и расширяя знания о памятных местах города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД "Мой город"26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

познавательное развитие (формирование целостной картины мира)

по теме: «Мой город – моя малая Родина»

Цель: раскрыть историческое понятие «город»; познакомить с разными городами, определить их отличительные черты: продолжать знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города, воспитывать любовь к родному городу; развивать речь, обучая составлению рассказов; познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле.

Виды детской деятельности: игровая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая.

Материал и оборудование: фотографии памятников родного города, репродукция К. Юона «Русская зима», схема составления рассказа.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Вводное слово воспитателя.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Но прежде чем отправиться в путь, нужно подумать, что взять с собой. Как вы думаете, зачем я принесла карту? Что на карте обозначают эти точки? Почему точки разные – большие и маленькие?

- Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Произнесите слово «город» медленно, вслушайтесь в это слово. В сказках, былинах город по-старинному называли град: Киев-град, Москва-град. В давние времена велись частые войны за землю, и, чтобы защитить себя от врагов, люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».  

2. Традиции родного края.

- Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как и у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали?

- Полюбуйтесь на наш город с высоты (фотографии г. Охи). Это не очень большой город если сравнивать, например, с Южно-Сахалинском или Москвой. Спокойный город, в нем есть дома пятиэтажные и одноэтажные. По улицам нашего города двигается много машин. В городе есть площадь нефтяников. На площади нефтяников находится мэрия г. Охи, недалеко есть Дворец культуры, Молодежный центр. Также в нашем городе есть достопримечательности: самая первая нефтяная вышка Зотова, памятник первому паровозу, памятник «Вечный огонь» посвящённый солдатам погибшим в Великой Отечественной войне. Мы получили приглашение на телестудию ТВ Оха.

Расскажите, в каком городе мы живем. А чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю из символов составить схему этого рассказа.

   

- Как назывался поселок, когда его только начинали строить? Какое название города вам больше нравится? Почему?

- Мы с вами – одна большая дружная семья, живущая в одном городе. Про нас говорят – это земляки.

- В каком городе мы живем? В Москве – москвичи, в Томске – томичи, а как следует называть жителей нашего города?

- Мы любим свой родной город, свою землю. Издавна народ русский свою землю славит. Много в народе об этом пословиц и поговорок.

  • Всякому мила родная сторона.
  • Где кто родится, там и пригодится.
  • Дома и стены помогают.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Родная землица и во сне снится.

3. Слушание музыки «Метель» Г. Свиридова.

4. Рассматривание картины К. Юона «Русская зима» и составление рассказа на тему «Русские забавы».

- Рассмотрите репродукцию картины К. Юона «Русская зима».

- Снег, снег и снег – царство снега. Вся деревенская улица в сказочно белых сугробах. Зима – волшебница торжествует, властвует.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.   А.С. Пушкин

- Березки в этом зимнем царстве, словно яблони в цвету, и рядом ель сквозь иней зеленеет. Рядом с маленькими елочками-сестричками, припорошенными снегом, растет елочка постарше, одетая еще наряднее, как для новогоднего праздника. Тишиной, спокойствием и чистотой веет от спящей красавицы природы. Но жизнь людей идет своим чередом. Группа ребятишек шагает с неизменной спутницей Жучкой. Дорогу замело. Утопая по колено в снегу, они оживленно разговаривают, размахивая руками.

Мягких очертаний канава у дороги огибает пригорок с избушками, оттуда высыпали гурьбой ребята. Работы у них непочатый край: лепить снежную бабу, покататься на санках, протоптать дорогу в глубоком снегу… Им не страшен мороз. Возле изб на пригорке остановились лошади, запряженные в сани; колхозник едет верхом на лошади.

В этом поэтическом изображении русской зимы чувствуется восторженная любовь художника к родной природе.

К этому можно добавить, что в пейзаже «Русская зима» есть народные основы. Юона всегда отличали любовь и бережное отношение к народному творчеству в различных его проявлениях – будь то архитектура старинных русских городов и деревень или прикладное искусство.

- Какое время года изображено на картине? (Зима)

- А какая зима в нашем крае: суровая (очень холодная, снежная) или мягкая?

- Кто из вас любит зиму? Почему?

- В какие игры можно играть зимой?

- Посмотрите на картину и скажите: что делают ребята?

- Кто из вас умеет лепить снежную бабу?

- Кто умеет кататься на лыжах, коньках?

5. Рефлексия.

- Вспомните картины, где изображена осень. (Пейзажи И. Левитана, А. Остроухова). Как изменилась природа зимой в сравнении с осенью?

- Кто из вас знает зимние загадки и пословицы? (Белая скатерть все поле покрыла, В огне не горит, в воде не тонет, Береги нос в большой мороз).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Город мастеров" подготовительная группа

Итоговое занятие по развитию художественно-творческих способностей дошкольников с использованием различных  нетрадиционных техник...

конспект занятия "Город Р"

Это конспект группового логопедического занятия для закрепления произношения звука Р в экспресивной речи детей 6 - 7 лет....

Фото приложение к конспекту "Транспорт города"

Фото приложение к конспекту "Транспорт города"...

Конспект занятия "Город мой, Березники"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с родным городом...

Конспект занятия "Город и горожане"

Конспект занятия в средней группе "Город и горожане". Знакомство с Петром Первым....

Конспект занятия "Города и поселки помнят имя твое"

В содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы включены материалы региональной направленности, материалы правового воспитания (право н...

Конспект НОД "Город четырех вокзалов"

Представлен конспект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Конспект рассказывает о том, что в городе Перми много вокзалов и каждый может к нам доплыть, доехать или дол...