Проект «Посадка лука на подоконнике»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях; узнать о его пользе; помочь понять почему так говорят: «Лук – от семи недуг»; создать условия, стимулирующие интерес к исследовательской деятельности; раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал детей в процессе практической деятельности по выращиванию растений (репчатый лук).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posadka_luka.docx | 42.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Посадка лука на подоконнике»
Возрастная группа: младший возраст
группа № 5
Реализация проекта 18.04. - 29.04.2022
Воспитатели: Цветкова М.А., Тимофеева Е.Е.
Возростосообразность и актуальность проекта:
Детский сад – это одно из первых звеньев, где ребёнок учится любить природу и чувствовать её красоту. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся наблюдать, понимать состояние растений, сопереживать, ухаживать и заботится о них.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, испытывать положительные эмоции, так как детей увлекает сам процесс такой деятельности.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации данного проекта дети узнают много новых слов, понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов.
Путем исследования дети познакомятся с изменениями, происходящими с растением в период весеннего пробуждения.
А также узнают:
- как можно вырастить зеленый лук на подоконнике;
- чем может быть полезен лук;
- что можно делать с луком;
Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях; узнать о его пользе; помочь понять почему так говорят: «Лук – от семи недуг»; создать условия, стимулирующие интерес к исследовательской деятельности; раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал детей в процессе практической деятельности по выращиванию растений (репчатый лук).
Понедельник- вторник. Актуализация проблематики недели:
Утренние обсуждения:
- обсуждение рассказов и сказок, прочитанных ранее: Саша Черный сказка «Лук в клетке», Ирвис Ревю сказка «Лук на гряде», армянская сказка «Отчего лук стал горьким», притчи: «Три брата луковки», «Луковая семья»;
- рассматривание дидактических картинок, альбомов «Растения», «Овощи - целители», «Лук. Свойства лука»;
Активизирующая ситуация:
Развивать способность пересказывать с помощью воспитателя понравившиеся отрывки и эпизоды.
- Какой рассказ (сказка) понравился больше всего?
- Чем похожи персонажи?
- Какие они?
- Чем отличаются?
- Чему учит рассказ (сказка)?
- Почему вырос луковый росток?
- Кто знает, как разбудить луковицу?
- Как вы думаете, можно ли вырастить зеленый лук на подоконнике в нашей группе?
Игры - пантомимы: «Семечко проснулось», «Росток», «Угадай, кем я стану?»
Физкультминутка «Лук делает зарядку»
Понедельник 18. 04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Развитие речи: чтение сказок Джулиано Ферри «Дедушкин подарок», Ирвис Ревю сказка «Лук на гряде» Цель: познакомить детей с художественными произведениями, поиграть в сказку; поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения; учить употреблять в речи существительные с предлогами. Активизирующая ситуация: - Какая сказка понравилась больше? - Можно ли вырастить лук в нашей группе | - Разместить в РППС тематические альбомы «Лук репчатый», атлас «Полезные свойства лука», «Что потом?», «На свету и в темноте» и т. д - Подобрать художественную литературу, дидактические и настольно - печатные игры: «Вершки и корешки», «Где растет?», «Что лишнее?» Подвижные игры «Кто больше соберет овощей», «Прятки» Работа с родителями: предложить детям совместно с родителями выбрать любимую книгу о весне, пробуждении природы, посадке семян и растений и рассказать о ней. |
Вторник 19. 04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Познавательное развитие: игра - ситуация «Мы будем выращивать овощи» Цель: формировать умение слушать рассказ воспитателя о случае из жизни; познакомить с инвентарем для обработки грядок на огороде; прививать интерес к труду в природе (посадка лука). Театрализованные игры: Игры-пантомимы: «Семечко проснулось», «Росток», «Угадай, кем я стану?»
| Обсудить эксперимент по высадке лука на перо: - высадка в грунт; - высадка в воду; высадка без воды, грунта и света; Установить последовательность различных событий: что будет если: - луковицы замочить и поставить в теплое светлое место; - поместить в грунт и поливать; - оставить сухими без грунта и света; Работа с родителями: предложить найти информацию о посадке лука: пословицы, поговорки, приговорки, загадки, приметы, сказки, рассказы, стихи. |
Среда 20. 04 Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Художественно – эстетическое развитие. Аппликация: тема «Огород на подоконнике». Цель: учить передавать в работе условия, необходимые для пробуждения семян лука (свет, тепло, влага); развивать интерес детей к изображению знакомых предметов, состоящих из нескольких частей; формировать навык работы по объяснению воспитателя, образцу; развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Активизирующая ситуация: - Что нужно для того, чтобы луковица ожила? | Изучить дидактический материал «Строение лука в картинках». Учить находить у луковицы донце, корешки, росток (стрелка, перо) и т.д. Выбор «Дневника наблюдений» (готовый блокнот, самостоятельное изготовление). Работа с родителями: фиксируем предполагаемый результат исследования в рисунках, рассказах. Учимся фантазировать: «что было бы…»
|
Четверг 21.04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
ФЭМП: кроссворд «Жил-был Лук» Цель: учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами, «один, много»; совершенствовать умение формировать группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Физкультминутка «Чиполлино раз нагнулся, два нагнулся…» Активизирующая ситуация: - Почему появляются корешки из донца луковицы? | Подготовить и пронумеровать стаканчики для проведения опытов. Выбрать луковицы для эксперимента. Провести высадку лука в соответствии с условиями эксперимента. Обсудить последовательность событий, которые могут произойти с луковицей (в зависимости от условий). Работа с родителями: предложить подготовить сообщение по теме «Витамины на подоконнике», «Что мама готовит из лука», «Чем хорош лук». |
Пятница 22. 04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Художественно-эстетическое развитие.Рисование тема «В нашей группе на окне» Цель: развивать желание и умение самостоятельно определять содержание своего рисунка; закреплять приемы рисования красками; развивать чувство цвета, эстетическое восприятие. Активизирующая ситуация: - Как изобразить в рисунке, что происходит с саженцами в определенных условиях? (свет, вода, тепло, и т.д.) | Рассматривание объектов наблюдения. Выяснить что нужно делать, чтобы саженцы не погибли? Уточнить, зачем нужен «Дневник наблюдений» Выбрать зарисовки для «Дневника наблюдений» Обсудить истории из опыта наблюдений. Работа с родителями: предложить провести и зафиксировать на фото или видео посадку лука в домашних условиях; вести наблюдение, делать зарисовки и т.д. |
Понедельник 25. 04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Развитие речи. Беседа «Полезные свойства лука» Цель: развивать представления детей о свойствах лука, его пользе; формировать интерес к растениям, их особенностям; воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость. Активизирующая ситуация: - Что можно приготовить из лукa? | Разместить в РППС наглядное пособие «Модель роста растений» (семя – росток – взрослое растение – цветок – плод); внести научную литературу, детские энциклопедии «Растения», «Полезная зелень», «Витамины для детей»; художественную литературу по теме недели: сказки «Репка», «Вершки и корешки», стихи и загадки про овощи; дидактические и настольно -печатные игры: лото «Овощи - фрукты», «Найди пару», «Полезно - не полезно»; Работа с родителями: предложить понаблюдать с ребенком за весенними изменениями в природе, сделать иллюстрации, придумать загадку, кроссворд, ребус. |
Вторник 26.04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Познавательное развитие. Ситуативный разговор: «Нужен ли корешкам воздух?» Цель: побуждать детей принимать участие в общем разговоре; упражнять в исследовательской деятельности; учить называть части растений; вызывать желание ухаживать за ними: поливать, рыхлить почву; воспитывать бережное отношение к природе. Театрализованные игры: инсценировка «Однажды хозяйка с базара пришла…» | Обсудить последовательность событий, которые могут произойти с луковицей (в зависимости от условий): - засохнет без воды; - погибнет в темноте; - прорастет, если будет свет, влага и тепло; Сделать зарисовки для «Дневника наблюдений» Работа с родителями: предложить родителям принять участие в мастер-классе по изготовлению традиционной народной куклы - веснянки «Лучок и Лукерья» |
Среда 27. 04 Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Художественно – эстетическое развитие. Лепка тема «Сажаем лук» Цель: закреплять умение детей отбирать из полученных впечатлений то, что можно изобразить в лепке; совершенствовать правильные приемы лепки развивать воображение. Учить самостоятельно выбирать материалы и инструменты для работы Активизирующая ситуация: - Какие овощи посадим на грядке? - Что нам понадобиться для этого? | Обсуждение полученного промежуточного результата. Корректировка зарисовок на схеме: - день посадки; - 3 день; - 5 день; - 7 день; Работа с родителями: предложить подготовить материал по теме «Овощи-целители», «Лук – от семи недуг», «Народные рецепты»; |
Четверг 28. 04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
ФЭМП: «В гостях у Чиполлино» Цель: закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов по образцу (без счета и называния числа); совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты словами большой – маленький; упражнять в определении пространственных направлений и обозначать их словами впереди - сзади, слева – справа. Физкультминутка «Лук делает зарядку» Активизирующая ситуация: - Кто из героев вам понравился? | Наблюдение за объектами исследования. Зарисовки (схемы) в «Дневнике наблюдений»: Опыт 1 (вода + свет + тепло) = появились корешки Опыт 2 (земля + вода + тепло) = первый росток (стрелка) Опыт 3 (свет + тепло, без воды) =? Опыт 4 (без воды, тепла и света) =? Опыт 5 (вода + тепло (без света) =? Работа с родителями: предложить установить взаимосвязь строения и функций всех систем растения (сделать зарисовки, коллаж, мини-презентацию) |
Пятница 29. 04. Первая половина дня. Занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащения с детьми РППС. |
Художественно-эстетическое развитие. Рисование: тема «Вершки и корешки» Цель: учить задумывать содержание своего рисунка; выбирать материалы для создания обложки «Дневника наблюдений»; формировать правильное положение руки и кисти, добиваясь слитного, непрерывного движения; учить самостоятельно подбирать сочетания красок; развивать эстетическое восприятие. Активизирующая ситуация: - Что изобразить на обложке «Дневника», чтобы было понятно, о чем он? - Дети самостоятельно выбирают материалы и инструменты для зарисовок. | Обсуждение полученного результата, сравнение с промежуточным. При благоприятных условиях саженцы лука проснулись на 3 - 5-й день, корешки появился на 5 - 7-й день, росток-стрелка на 10 день, на 12 - 13-й день корешки окрепли, появились зеленые перья, которые на 14 день можно употреблять в пищу. Выяснить соответствие (не соответствие) с предполагаемым результатом. Выполнить зарисовки. Рассматривание, демонстрация саженцев и «Дневника наблюдений» родителям. |
Возрастные особенности развития ребенка | Результат продукта проекта | Системная паутинка проекта |
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно - деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление Для детей 2-3 лет характерно то, что формирование экологических представлений только начинается и может идти на протяжении всего дошкольного возраста. Дети проявляют интерес и любознательность при ознакомлении с объектами и доступными явлениями природы; могут различать по внешнему виду овощи (лук, помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.), умеют выделять их характерные особенности, рассматривать растения и животных, не нанося им вред; у них формируется бережное отношение к окружающей природе. В младшем дошкольном возрасте происходит формирование первичных ценностных представлений, развитие способности к общению; развитие саморегуляции, развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, Одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды. | Социально-коммуникативное: дети проявляют интерес к трудовым действиям, демонстрируют желание ухаживать за растениями; имеют элементарные представления о посадке овощей; могут сажать лук, вести наблюдение за всходами; выполняют различные поручения, связанные с уходом за растениями (поливать комнатные растения, рыхлить почву). Познавательное развитие: дети имеют элементарные экологические представления, понимают, что за растениями необходимо ухаживать; способны различать один и много предметов и обозначать их количество словами, «один, много»; могут сравнивать два предмета по величине, используют в речи слова «большой – маленький». Речевое развитие: дети задают вопросы по поводу ближайшего окружения, употребляют в речи существительные с предлогами; умеют составлять небольшие рассказы на заданную тему с помощью воспитателя; могут поддерживать беседу, высказывать согласие или несогласие с ответом товарища, при обсуждении, как правильно ухаживать за саженцами. Художественно-эстетическое развитие: дети способны самостоятельно определять содержание своего рисунка; изображают знакомые предметы, состоящие из нескольких частей; могут правильно передавать относительную величину частей предмета; составлять в лепке композиции определенного содержания из готовых фигур. Закрепили знания об уже известных цветах. |
|
Анализ проектной деятельности
В ходе проекта дети проявили заинтересованность и любознательность, овладели некоторыми трудовыми навыками (посадка лука в грунт, рыхление, полив). Дети научились не только ухаживать за растениями, но и наблюдать за ними, замечать изменения, делать зарисовки в дневнике наблюдений. РППС группы была пополнена художественной и научно - популярной литературой, дидактическим материалом, играми, моделями и схемами развития семян и роста растений.
Дети активно и с интересом рассматривали журналы и книги о многообразии мира растений. Вместе с родителями дома подбирали дополнительную литературу по теме проекта, наблюдали за изменениями в природе весной, делали иллюстрации.
Дети знают и называют части растения (луковица, донце, корни, росток-стрелка, росток-перо), с удовольствием участвуют в экспериментировании. Имеют представления об условиях, необходимых для пробуждения семян, их дальнейшего роста и развития (вода, свет, тепло).
Научились составлять небольшие рассказы. Продолжили совершенствовать связную речь, ее диалогическую форму, грамматический строй, звуковую культуру. Способны поддерживать беседу, высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.
Могут, задумывать содержание рисунка, находить выразительные средства для его выполнения. Умеют создавать знакомые предметы, правильно передавать величину и количество частей, составлять несложные композиции из отдельных предметов.
Больше всего в РППС группы детей привлекал уголок, в котором были представлены модели и схемы развития растений, а также экспериментальные образцы саженцев. Дети с удовольствием их рассматривали, обсуждали происходящие изменения и были увлечены процессом экспериментирования с луковицами. Результаты проекта нашли отражение в зарисовках для «Дневника наблюдений».
Первая неделя эксперимента протекала более спокойно. Дети приносили из дома книги, журналы, тематические альбомы, фотографии растений, рассматривали их, делали рисунки к историям, фантазировали на тему, что могло бы случиться с луковицей.
В течение второй недели дети чаще наблюдали за развитием корневой системы луковиц, помещенных в благоприятные и неблагоприятные условия. Учились анализировать свои наблюдения, обсуждать результаты наблюдений и делать выводы. Ежедневно делали зарисовки для «Дневника наблюдений»
Вопрос дня на неделе: «Почему корешки появились первыми?»
Дети сами придумали игру, в которой Лучок и Лукерья ищут своих родственников (три брата Луковки: Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый). Также инсценируют превращения семечка в растение.
Обсуждают: «Может ли вырасти на подоконнике помидор, капуста, арбуз?» и «Какой у нас будет урожай?»
Строят: дачу, огород и грядки. Рисуют: различные овощи, фрукты, цветы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Посадка лука"
Иследование, загадки, стихи, слайдовая презентация...
Исследовательский проект «Посадка лука»
Цель: Формировать основы исследовательской деятельности у детей в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом...
Проект «Посадка лука»
Экологический проект....
проект "Посадка лука"
Цель:Вызвать у детей интерес к посадке растений; желание употреблять лук в пищу, заботиться о своем здоровье.Программные задачи:1. формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольни...
Исследовательский проект «Посадка лука» 1 младшая группа
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего возраста...
Проект «Зайкин огород» Посадка лука на подоконнике Вторая группа раннего возраста
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятель...
Проект «Зайкин огород» Посадка лука на подоконнике Вторая группа раннего возраста
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятель...