Экологическое образование и процесс педагогической диагностики
статья по окружающему миру
Удивительный мир природа…. Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать и думать. Человек часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающейся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становится мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_proskurina_e.p.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое образование и процесс педагогической диагностики.
Удивительный мир природа…. Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать и думать. Человек часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающейся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становится мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.
Известный педагог Ян Амос Каменский писал: «…. Нужно учить так, чтобы люди, насколько это, возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и букв, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышение их экологической грамотности и культуры. От экологической ситуации в регионе, в стране, в целом, и даже в конкретном доме зависит наше здоровье. Вопрос экологического воспитания детей очень важный, интересный и актуальный. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения.
Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой. Экологическое воспитание - неотъемлемая часть общего образования детей. Это подтверждается в статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании», где задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач социализации обучающихся: «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».
Что же означает «экологическое образование»? Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью».
Состояние развития экологической культуры обучающихся является обязательным компонентом процесса экологического образования, это первый шаг в технологии формирования экологической культуры личности, определяющее условие оптимизации этого процесса. Опишу общую процедуру (алгоритма) осуществления педагогической диагностики в процессе экологического образования. Диагностировать - значит поставить диагноз! Смысл этого слова в прямом переводе означает определение, распознавание, изучение. Сообразуясь с тем, что назначением педагогического процесса, педагогической деятельности является развитие участников педагогического процесса, а развитие есть качественное и количественное изменение состояния чего-либо, можно определить педагогическую диагностику как процесс изучения (распознавания, выявления, определения) состояния, изменения состояния и причин изменения состояния участников педагогического процесса в результате их взаимодействия. Сущность и назначение педагогической диагностики в экологическом образовании состоит в том, чтобы: обнаружить и зафиксировать изменения состояния экологической культуры учащихся -как цели экологического образования, зафиксировать состояние самого процесса экологического образования; увидеть норму или отклонения в состоянии экологической культуры школьников, процесса ее формирования (ориентируясь на эталон, стандарт); определить степень (уровень) развития экологической культуры.
Как же установить закономерности, причины, вызывающие изменения в состоянии экологической культуры учащихся, а также в самом процессе экологического образования; отрефлексировать, проанализировать полученные факты; опираясь на результаты диагностики, выработать обоснованный и конкретный план дальнейшего педагогического взаимодействия в целях более оптимального развития экологической культуры обучающихся, совершенствования процесса экологического образования. Педагогическая диагностика в процессе экологического образования представляется нам как сложное системное явление, в содержании которого можно выделить следующие компоненты:
- диагностика развития экологической культуры (выявление состояния экологической культуры; определение степени сформированности различных компонентов экологической культуры; фиксирование уровня готовности учащихся к успешному осуществлению экологической деятельности);
- диагностика эколого-педагогической деятельности (выявление состояния экологической культуры педагога; определение уровня эколого-педагогической компетентности педагога; констатация степени владения педагогом различными педагогическими средствами формирования экологической культуры учащихся и т.д.);
- диагностика педагогического взаимодействия в процессе экологического образования (выявление состояния, характера отношений, взаимодействий между педагогом и учащимися в процессе экологического образования; определение степени качества процессов экологического образования и воспитания; выявление степени эффективности используемых педагогических средств, создаваемых педагогических условий формирования экологической культуры личности и др.).
Сама процедура (алгоритм) педагогической диагностики в процессе экологического образования предполагает следующую логику операций (действий):
1) определение объекта и предмета диагностики;
2) постановку цели диагностики в контексте предмета диагностики;
3) определение критериев, показателей предмета диагностики;
4) отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы) по реализации цели диагностики;
5) реализацию методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализацию диагностической программы);
6) осмысление (анализ) результатов диагностики;
7) выделение уровней развития предмета диагностики;
8) учет, фиксирование результатов диагностики.
При осуществлении педагогической диагностики реализатор этой процедуры определяет критерии и показатели предмета диагностики. Ведущими среди критериев развития экологической культуры обучающихся следует выделить: мотивы экологической деятельности, поведения учащихся в природе; осознание своей ответственности за состояние окружающей среды в ближайшем окружении; полноту и разносторонность экологических знаний; экологические интересы и потребности; осознание многосторонней ценности природы; осознание самоценности природы; потребность в общении с природой; проявление чувств и эмоций в общении с природой; поведение и деятельность школьников в природе; сформированность практических экологических умений и др. Например, при диагностике состояния экологических интересов учащихся критериями их развития, на мой взгляд, можно считать:
-спектр, систему экологических знаний воспитанника;
-круг чтения учащегося по экологическим проблемам;
-потребность и умение задавать вопросы в контексте взаимодействия человека и природы; -проявление чувств и эмоций в экологической деятельности;
- эколого-познавательную эрудицию;
-сообразительность;
-время, отводимое на чтение специальной литературы;
- позитивное отношение к учебным предметам, изучающим взаимодействие человека и окружающей среды;
- успеваемость по этим предметам;
-актуализацию знаний в конкретных ситуациях;
-участие в олимпиадах, турнирах, конкурсах по экологической тематике.
Система экологического образования дошкольников строится на деятельностном подходе, с учетом деятельностей, доступных для данного возраста ребенка, поскольку именно деятельность строит психику ребенка. Основными видами деятельности дошкольников в экологическом образовании являются игра и поисковая деятельность (в первую очередь, экспериментирование и наблюдение).
Так же доказано, что экологическое просвещение родителей включает познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты. Реализация данных компонентов происходит по нескольким направлениям: совместная деятельность с детьми; участие в природоохранных акциях и т.п.
Я глубоко убеждена в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче.
Формирование знаний в экологическом воспитании - не самоцель. Они - необходимое условие воспитания осознанно-бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что ребенок старшего дошкольного возраста, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде.
Проблематика исследования обусловлена тем, что жизненный путь человека с самого первого его шага немыслим вне живого мира. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важна для воспитания подрастающей личности.
Задания для старшего дошкольного возраста/ младшего школьного.
Задание 1. Определение уровня знаний характерных особенностей представителей мира животных
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование: Три большие карты: первая разделена на 3 части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
Фигурки птиц и животных.
Вопросы:
1. Как называется животное (птица, насекомое) ?
2. Что ты можешь рассказать о нем ?
3. Твое отношение к ним ?
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (3 балла). Ребенок разделяет представителей по видам; аргументируя свой выбор. Соотносит представления фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомые.
Протокол обследования знаний:
№ Фамилия и имя ребенка
Уровень развития - высокий,- средний,- ниже среднего
Задание 2. Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование: Комнатные растения герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра и бальзамин султанский, лейка для полива; распылитель воды, палочка для рыхления; тряпочка, поддон.
Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
Вопросы:
1. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений ?
2. Как правильно ухаживать за комнатными растениями ?
3. Покажи, как правильно это нужно делать ? (на примере одного растения).
4. Для чего нужны людям комнатные растения ?
5. Нравится ли тебе комнатные растения и почему ?
Затем педагог предлагает из представленных выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза)
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина)
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника)
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан)
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (3 балла). Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предложенных растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассматривает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Протокол обследования знаний:
№ Фамилия и имя ребенка
Уровень развития- высокий, -средний,- ниже среднего
Задание 3. Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: Три баночки ( с песком, с камнями, с водой)
Вопросы:
1. Какие свойства песка ты знаешь ?
2. Где и для чего человек использует песок ?
3. Какие свойства камней ты знаешь ?
4. Где и для чего человек использует камни ?
5. Какие свойства воды ты знаешь ?
6. Где и для чего человек использует воду ?
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (3 балла). Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень (2 балла). Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют объекты неживой природы.
Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Протокол обследования знаний:
№ Фамилия и имя ребенка
Уровень развития –высокий, -средний, -ниже среднего
Задание 4. Определение уровня знаний времен года
Проводится индивидуально или маленькими подгруппами.
Цель: Определить уровень знаний времен года.
Оборудование: Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Вопросы:
1. Какое время года тебе больше нравится ?
2. Нарисуй картинку, где будет изображено это время года ?
3. Назови время года которое наступит после твоего любимого времени года ?
4. Когда это бывает ?
Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
Деревья покрытые снегом, дети катаются с горки на санках.
С деревьев падают листья, птицы улетают в теплые края.
На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (2 балла). Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускается незначительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему ?» отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.
Протокол обследования знаний:
№ Фамилия и имя ребенка
Уровень развития –высокий, - средний, -ниже среднего
Задание 5. Определение уровня отношений к миру природы
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень отношений к миру природы.
Вопросы:
1. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными ?
2. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в ДУ?
3. Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке ДУ всегда росли растения ?
4. Как мы можем помочь зимующим птицам ?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (3 балла). Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень (2 балла). Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего(1 балл). Ребенок затрудняется ответить на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, растений, птиц. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Протокол обследования знаний:
№ Фамилия и имя ребенка
Уровень развития – высокий, -средний, -ниже среднего
Список литературы:
1. Сборник текстов для чтения по экологии для детей младшего возраста «Сказка — ложь, давней намек...». — Тамбов: ИПКРО, 1994.
2. Невидимые ниточки природы. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: Международный университет, 1995.
3. Я и природа. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: Линка-Пресс, 1996.
4. Семейный опыт: учимся, отдыхая //Что такое «школьная зрелость»? Справочник для родителей будущего первоклассника. — М.: ACT, 1999.
5. Необыкновенная экспедиция или в гости к опасным растениям (книга для детей). — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1989.
6. Сказка о Человеке и Золотой Рыбке. Экологическая сказка для детей и взрослых (серия «Поиграем в сказку»). — М.: Карапуз, 1998.
7. Ребенок и природа / Справочник для родителей будущего первоклассника. М.: ACT,— 2000.
8. Использование элементов сказки в экологическом образовании детей / Экологическое образование в России: проблемы и практика.— М.: РАО. — 1995
9. В гости к деревьям (конспект занятия на экологической тропе) / школьное воспитание. — 1995.
10. Сказки и экологическое образование / Вестник АсЭкО. — 1995. — №4(8)
11. День Земли. Как поздравить Землю / Обруч.— 1997. — № 2.
12. Экологический бумеранг/ Обруч.—1997. — № 2.
13. Опыты с песком и глиной / Обруч.— 1998. — № 2. — С.18-20.
14. Экологическое воспитание дошкольников в контексте концепции «Устойчивого развития» // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: Материалы Российской конференции. — М.: ВООП, 1998.
15. Экологизация развивающей предметной среды / Дошкольное воспитание.— 1999.
16. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда детского сада / Экологическое образование в школе, до школы, вне школы.— 1999.
17. Экологическое образование младших школьников / Тезисы Всероссийской конференции «Опыт и проблемы экологического образования школьников». Пенза.1993.
18. Обучение студентов методике экологического образования / Тезисы Российской конференции «Фундаментальная подготовка будущего специалиста по экологии».— Орел. 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 ПредставленияЗадание 1.1Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.Используется метод индивидуальной беседы, ...
Консультация "Экологическое образование- непрерывный процесс воспитания и развития ребенка".
Консультация.Тема: «Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка»....
педагогическая диагностика образовательного процесса в доу
педагогическая диагностика образовательного процесса в подготовительной к школе группе доу...
Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования (Педагогическая диагностика)
Необходимость преемственности отдельных ступеней системы образования — проблема давняя. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения ( в частности, с появлением в нашей стра...
выступление на педсовете на тему: "Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения."
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Экологиче...
Педагогический проект «Экологическое образование дошкольников в процессе ознакомления с природой»
Цель проектаФормирование у детей целостных представлений об окружающей природе, природе родного края средствами игровой деятельности....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Карагашян Марина Лусегеновна, воспитатель МОУ СОШ № 33 дошкольное отделение 2 «Ивушка»
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования. Описаны ключевые методы и подходы, способствующие развити...