Сценарий сюжетно - ролевой игры "Космос"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Халевина Оксана Михайловна

Чтобы дети лучше поняли что такое Космос и какие космические профессии существуют предлагаю поиграть с ними в сюжетно - ролевую игру. вся жизнь детей дошкольного возраста состоит из игре с помощью игры дети лучше познают окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_syuzhetno-rolevoy_igry_kosmos.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Космический полёт»

в старшей группе детей дошкольного возраста

Цель руководства игрой: постепенное наращивание игрового опыта детей по воплощению сюжетного События в разных его проекциях (функциональной, ролевой, пространственной), стимулирование сюжетного движения от одного События к другому, связанному с ним по смыслу.

Задачи:

1. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей.

2. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

3. Закреплять умения усложнять игру путём расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Прогнозируемый результат:

1. Дети разворачивают содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

2. Повышение уровня развития коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнёра).

3. Формирование умения объединять разные тематические сюжеты в единый игрой сюжет.

4. Проявление умений у дошкольников развёртывать в самостоятельной деятельности специфические ролевые действия, вести ролевой диалог.

Предварительная работа:

- ООД «Этот загадочный космос», «Что такое Луна? Млечный путь? Созвездие?» «Первый космонавт»;

- наблюдения за звёздным небом в вечерние часы (прогулка);

- рассматривание альбома «Ю. А. Гагарин», «Летчики – космонавты СССР»;

- просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» (по рассказам К. Булычёва), К. Булычёв «Алиса на планете загадок»;

- беседы: «Почему в космос летают на ракете?», «Зачем летать в космос?» «Почему солнце такое горячее?», «Тёмный космос», «Почему всё падает на землю?»;

- рассматривание и чтение детских энциклопедий (раздел космос).

- ознакомление с художественной литературой:

Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?», «Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Жил да был звездочёт»; В. Бороздин «Первый в космосе»; Ю. Яковлев «Трое в космосе», А. Леонов «Шаги над планетой»; Н. Носов «Незнайка на Луне»; В. Медведев «Звездочёт Брунька», В. Драгунский «Удивительный день».

- составление альбома детских рассказов с иллюстрациями «Дети о космосе».

-художественная деятельность: рисование - «Знаки зодиака», «Человек полетел в космос», «Этот загадочный мир», «Скафандр для космонавта». лепка- «Мы космонавты»; оригами «Полёт на ракете на Луну», аппликация – «Космическое путешествие (все виды техники в космосе); изготовление коллажа «Пришельцы из космоса»

 - разучивание физкультминуток с текстовым содержением о космосе;

 - проведение театрализованных этюдов «Невесомость»; «Лунная походка»; «Рождение звезды».

 Куст ролей

3инопланетяне

 

 

Дополнительные роли 

 4

Сюжеты: подготовка к полёту; полёт в космос; встреча с инопланетянами.

Атрибуты: крупный строительный материал, планы, карты, схема звёздного неба, шлем космонавта, продукты для космического полёта в тюбиках, фотоаппарат, аптечка, книги.

Игровые действия: смотрит карту звёздного неба, наблюдает за приборами, ведёт наблюдение за планетами в иллюминатор ракеты. Экипаж покидает корабль и выходит в открытый космос, обследуют планету, общается с инопланетянами.

Речевые обороты:

  • Приготовиться к полёту…
  • Все готовы к полёту…
  • Подняться на предстартовую площадку
  • Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.
  • Объявляется минутная готовность – начинается обратный отсчёт…
  • Корабль вышел на орбиту…
  • Посмотрите, какая красота за стеклом иллюминатора.
  • Чтобы веселее был наш путь, вспомним любимые песни.

Игровые действия к каждой роли:

- капитан корабля - набирает команду, отдаёт приказы на борту, держим связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;

- космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;

- инструктор по полёту – руководит полётом с космодрома;

- инопланетяне – наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами;

- репортёры – ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;

- мед. персонал – проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян;

- родственники – провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.

- бортинженер–внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.

-диспетчер–принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.

-повар - готовит и высушивает продукты, расфасовывает по пакетам, упаковывает в тюбики.

Примерный ход игры (проектирование взрослого)

Мотивация детей к деятельности

У меня на телефон пришло сообщение, послушай… Что это может быть? Я знаю, что раньше такие звуки как азбуку Морзе использовали моряки, путешественники. Три точки три тире. Это точно SOS. Кто-то нуждается в моей помощи. О, есть еще сообщение: «Мы жители планеты Альфа Центавра, самой близкой к вам звезды просим о помощи. Прилетайте». Я точно отправляюсь к ним. Не хочешь со мной? Наверное, вдвоем нам не справиться.

 - Друзья, мы организуем экспедицию к звезде Альфа Центавра, нам нужны помощники. Кто хочет?

Постановка детьми цели предстоящей деятельности

- Ребята, а как мы туда отправимся? (Сделаем ракету полетим в космос на звезду).

- Я с вами согласна, но сначала нам надо сформировать экипаж.

Совместная работа детей по нахождению способов деятельности

Формирование экипажа (Распределение ролей).

- Выбираем командира (Можно буду я?) Все согласны? Чем занимается командир? Давай в полете ты будешь управлять полетом, а сейчас давай ты будешь руководить постройкой ракеты?

- Кто необходим еще в полете? (космонавт-исследователь, он ведет наблюдение за звездами. Я хочу им быть).

- Я знаю, еще нужен штурман. (Можно я буду?)

- А еще нам нужен врач, который будет осматривать космонавтов перед полетом и по возвращению их на Землю, а также следить за их здоровьем во время полета. (Я хочу быть врачом). Друзья, вы согласны?

(А ,можно я буду диспетчером – оператором и следить за вашим полетом с Земли?). Конечно можно!

- Ребята, а можно я буду журналистом? Хорошо. Экипаж мы сформировали. А на чем можно полететь в космос? (На ракете). Давайте договоримся, какой будет наша ракета? А из чего мы будем ее строить? Приступаем к постройке!

2. Построение ракеты из модулей.

3. Игровое действие «Подготовка к полёту»

Полёт.

Космонавты занимают свои места. Даётся сигнал к отправлению ракеты. Диспетчер-оператор и космонавты готовятся к взлёту.

Диспетчер: Проверка скафандров.

Командир: Есть проверка скафандров!

Диспетчер: Ключ на старт.

Командир: Есть ключ на старт.

Диспетчер: Зажигание.        

Командир: Есть зажигание.

Диспетчер: Начинаем отсчет. 10,9,8….Пуск!

Командир: «Земля», «Земля», на связь вызывает «Салют». Как слышите? Прием!

Диспетчер: «Салют», «Салют», слышу вас хорошо! Мимо чего вы сейчас пролетаете? Прием!

Штурман: Мы в космосе, пролетаем возле планет.

Запускается видеоролик «Солнечная система».

- Мы ведем свой репортаж из космического корабля! Внимание! Мы пролетаем мимо планет солнечной системы!

Диспетчер: Расскажите пожалуйста, как выглядит земля из космоса. На что похожа?

Космонавт-исследователь: Наша земля кажется маленьким шариком. Мы видим на ней синие пятна – это океаны, моря, реки, озера. Есть и белые пятна – ледники в горах, коричневый цвет – суша.

Диспетчер: А что вы видите перед собой? Может это уже Альфа Центавра?

Капитан: Да! Внимание! Мы приближаемся к Альфа Центавре. Всем членам экипажа надеть скафандры!

Диспетчер: «Салют», как слышите меня? Как прошла посадка? Как чувствуете себя?

Врач отвечает за состояние здоровья.

(Готовимся к выходу на планету Альфа Центавра. Надеваем скафандры и выходим)

Встреча с жителями Альфа Центавра.

- Здравствуйте, инопланетяне!  Мы услышали ваш сигнал из космоса и прилетели на помощь с планеты Земля! Что у вас случилось?

Инопланетяне: У нас закончилась энергия. Помогите нам, пожалуйста.

- Мы покажем, как мы на Земле заряжаемся энергией, повторяйте за нами!

Инопланетяне: Спасибо! Вы нам очень помогли!

Диспетчер: «Салют», «Салют», приём. Пора возвращаться!

Космонавты возвращаются на Землю.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Мне тоже очень понравилось с вами играть! Как вы думаете, а  почему нам было интересно друг с другом играть. В какие сюжеты игры вы хотите ещё поиграть?

- Давайте еще после сон часа поиграем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сюжетно - ролевой игры "Город мастеров"

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, ...

Сценарий сюжетно - ролевой игры «К кукле в гости» во второй младшей группе

Цель:Формировать у детей представление о том кто мальчик и кто девочка, которые  заботятся друг о друге.Задачи:1.Учить детей быть внимательными друг к  другу;2.Закреплять навыки связной речи...

Сценарий сюжетно -ролевой игры «Школа»

Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми...

Сценарий сюжетно-ролевой игры "Морской круиз"

Сюжетно -ролевая игра для детей старшей группы "Морской круиз"...

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Лиса с лисятами»

Сценарий сюжетно-ролевой игры "Лиса с лисятами" для 2 младшей группы....

Сценарий сюжетно-ролевой игры "Мы идем в театр"

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Мы идем в театр». Для детей среднего дошкольного возраста.Цель: закрепить правила поведения детей в общественном месте (в автобусе, в театре); развивать актерские н...

Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...