Актуальность проекта:
Дошкольное детство - это пора постоянных открытий. Взрослым необходимо создавать условия радости этих открытий, которые помогут формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Ведь начало патриотизма начинает формироваться в дошкольном возрасте.
Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине: к тому месту, где человек родился и вырос. Воспитание любви и уважение к малой родине является составляющей нравственного патриотического воспитания.
А Знакомство с родным краем служит фундаментом патриотизма. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию КМНС необходимо начинать с детства. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им знакомо, близко и дорого.
Отсюда вытекает важная проблема: помочь подрастающему поколению узнать о своей малой родине – Сахалин. Для того чтобы работа с детьми была успешной, лучше всего и доступнее применить проектный метод.
На острове Сахалин веками живут коренные малочисленные народы: Айны, Нанайцы, Нивхи, Эвенки, Уйльта (ороки). Они прошли сложный путь исторического развития, сумев сохранить, укрепить свою этническую традиционную культуру.
Актуальность данной темы в том, что среда обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне.
Наша задача научить детей видеть, понимать и ценить красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими рядом, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства.
Поэтому мы решили, что в нашей группе необходимо глубже изучить историю и традиции коренных жителей нашей малой родины, а чтобы наши знания были интересны, увлекательны и запоминающиеся мы использовали сказки малых народов, подвижные игры, фотографии и иллюстрации, дошедшие до наших дней.
В сказках и легендах коренных народов Севера раскрываются их думы, мысли, мечты о прекрасном будущем, сохраняются предания древней истории. Например, нивхские сказки о медведе и бурундуке, «мудрой» нерпе, тюлене и камбале высмеивают жадность, хитрость, лесть, коварство; в них всегда выходит победителем честный, смелый герой.
Народные игры – важный и доступный способ передачи традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах и правилах поведения. Участвуя в играх, изучая сказки, рассматривая фотографии, дети познают не только материальную, но и духовную культуру народа, проникаются его духом.
Проживая в экстремальных условиях, КМНС научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как естественные факторы закаливания. Знакомя детей с народными играми северян, не только сохраняются знания об их жизни, труде, быте, народа, а также обогащаются физические навыки детей. Ведь интерес побуждает не только детей, но и взрослых получить как можно больше информации о родном крае, желание узнать что-то новое о своей малой Родине.
Паспорт проекта
«Знакомство с историей и традициями коренных малочисленных народов севера Сахалина»
Тема проекта | «Знакомство с историей и традициями коренных малочисленных народов севера Сахалина» |
Цель проекта | - Сохранение и развитие национальной культуры коренных малочисленных народов севера Сахалина. - Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к культуре традициям коренных народов Севера, их укладу жизни. - Духовное богатство, физическое совершенство, крепкое здоровье, знание и изучение национального достояния. - Проанализировать роль нивхских сказок, игр в воспитании детей. |
Задачи | Образовательные: - Расширять знания детей о родном крае, географическом положении, истории, коренных народах, проживающих на Сахалине, растительном и животном мире, подвижных играх и состязаниях коренных народов Севера через комплексные занятия; - Дополнить программу дошкольников играми народов Севера, в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс. Развивающие: - Развивать интерес к национальным играм детей КМНС. - Способствовать развитию интереса и стремление к познавательной активности в ходе образовательной деятельности. - Развивать потребность в сохранении и укреплении здоровья. - Формировать волевые качества в играх, состязаниях; - Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции. - Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. Воспитательные: - Воспитывать чувство любви и гордости за свою малую Родину. - Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к себе, своему здоровью и окружающему миру. - Воспитывать толерантное отношение к другим народам. - Формировать чувство сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию коренных народов Сахалина. |
Тип проекта | Информационно-творческий. |
Вид проекта | Среднесрочный, групповой, игровой, информационный, творческий |
Срок реализации | 3 месяца (февраль, март, апрель, 2021.) |
Участники проекта
| дети подготовительной логопедической группы, воспитатели, родители воспитанников. |
Принципы | - Целенаправленность. - Систематичность. - Доступность. - Наглядность. - Интегрированный подход. - Воспитывающего и развивающего обучения. -Сотрудничества. -Воздействия на семью через ребенка. |
Формы реализации проекта
| - Непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях. - Подвижные игры, сказки. - Познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире. - Рассматривание иллюстраций, открыток. - Просматривание мини- фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире народов севера, устройстве быта, традиции, игрушки и игры коренных жителей. - Экскурсия в мини-музей группы «История и традиции коренных малочисленных народов севера Сахалина»». - Экскурсия в музей. - Работа с родителями. |
Этапы реализации проекта |
Подготовительный (1-2 неделя февраль)
| - Обзор проблемы, подбор материала, изучение литературы. -Обновление содержания предметно-развивающей среды; - Составление конспектов, картотек игр КМНС, опытов, пособий; -Определение тем консультаций и мероприятий для родителей. - Подборка слайдов, музыки, ИКТ-информации. |
Основной (15.02.2021 г.- 23.04.2021.г.) | Познавательное развитие - Утренние беседы о Сахалине (животный, растительный мир, чем богат ). - Беседа о героях Сахалина (памятники, поселки названые их именами). - Рассматривание герба Сахалина, герба города Оха. - Рассматривание флага острова, города Охи. НОД тема: « Животный мир острова Сахалин». НОД тема: « Растительный мир острова Сахалин». НОД тема: « Герои земли сахалинской». Выставка фотографий «Красив природой Сахалин». Экскурсии к памятным местам. Наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания. Д/игра « Собери картинку из частей». Игра на внимание «Что изменилось». «Что здесь лишнее». Рассматривание фотографий, книг о Сахалине, карты острова. Показ детям мультфильмов о Сахалине, о коренном народе Нивхи. Социально-коммуникативное развитие НОД тема: Рассматривание и составление рассказа по картине «Дети Севера». НОД тема: Составление описательных рассказов «Я живу на острове Сахалин». НОД тема: «Я живу в городе Оха». Д/игра « Продолжи предложение» Я люблю свой Сахалин, потому что… - Игры - пазлы «Достопримечательности города Охи». - Игра «Национальная одежда коренных жителей». - Настольная игра «Построй жилище по всем традициям». - Игра на развитие ловкости «Рыбаки». - Дидактическая игра «Четвертый лишний». - Сюжетно-ролевая игра «Я родом с Сахалина». - Игровая викторина «экологическая почемучка». - Экскурсия по территории группы посещение мини-музея. - Экскурсия в музей. - «Познавательная прогулка по красивым местам города Охи» - Речевое развитие - Чтение художественной литературы Сказки: «Медведь и лиса», «Тюлень и камбала», «Кыкык», В. Санги « Как появилась земля». Стихи о Сахалине. Физическое развитие - Разучивание подвижных игр: «Хейро», «Олени и пастухи», «Куропатки и охотники», «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера», «Рыбаки и рыбки», «Отбивка оленей», «Полярная сова и евражки», «Оленьи упряжки», «Волк и олени», «Перетягивание каната», «Рыбаки», «Охота на курапаток», «Ловкий оленевод». - Нод: «Путешествие», «Мой Сахалин!», «Состязания и игры коренных народов Севера». - Утренняя гимнастика Кто на севере живет? Кто там ест и кто там пьет? Звери необычные к холоду привычные. Вот песец из норки смотрит. Белый мишка важно ходит, Ну, а морж, как капитан Покоряет океан. Гордый северный олень Грузы возит целый день. | Хлопки ладошки – кулачки, попеременно. «Замок» - меняя положение пальцев Соприкосновение подушечек пальцевс большим пальцем образовывая «колечки». Пальчики – «шагают» Ладони «лодочкой» двигаются вперед. Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты. Растирание ладоней движениями вверх, вниз |
- Дыхательная гимнастика: «Дуем на снежинку», «Ветерок», «Южный и северный ветер», «Вьюга». - Расслабление, релаксация «Отдых на стойбище». Художественно-эстетическое развитие Прослушивание песен « Ну, что тебе сказать про Сахалин», «Человек, влюбленный в Сахалин» И. Николаев; Шиленко Сергей «Остров Сахалин». Разучивание песни «Родина», песни «Остров Сахалин». - Прослушивание музыки народов Севера; - Разучивание музыкальной хороводной игры «Северная ягода» - Музыкальная игра «Важенка и оленята» - Разучивание танца к сказке «Спор северных ягод» - Свободная деятельность по художественному творчеству «Рыбак», «Северные дары», «Лукошко с грибами», «Ягоды севера», «Осень в лесу», «Птицы на юг улетают», «Народы крайнего севера» (рисование), «Учимся рукоделию» (вышивка нитками). |
Работа с родителями | - Консультация «Игры и игрушки КМНС Сахалина»; - Папка-передвижка «Животные и растения Сахалина» - Фоторепортажи для родителей «Знакомимся с родным краем», - Мастер – класс по изготовлению игровой куклы. - Совместная подготовка атрибутов в мини-музей. - Помощь в изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм по теме проекта. - Пополнение «Сундучка северных мастериц» (бусинки, тесьма, лоскуты ткани…) для сюжетных игр «Хозяйка чума». |
Заключительный (26.04.2021 г.- 30.04.2021 г.) | - Оформление музея - Выставка работ в разной технике исполнения «Северные мотивы» - Путешествие в мини-музей. |
Ожидаемые результаты:
| - Пополнятся у детей знания о красоте природы Сахалина. - Расширить представления об истории, традициях жизнедеятельности и быте народов севера. - Пополнится запас знаний в области познавательного развития. - Расширить и пополнить уголки группы информационными материалами (картины, иллюстрации, картотеки, дидактические игры). - Пополнить атрибутами физкультурный уголок для подвижных игр. |
Результат
| У детей расширились знания о коренном населении Югры, об их образе жизни, о быте, традициях, фольклоре малых народностей. • Знают традиции празднования народных праздников Ханты: «День оленевода» и «Вороний день». • Вырос интерес родителей к совместной деятельности детей и взрослых. • В проекте приняли участие все родители (12 человек) группы по дополнительному образованию детей по программе «Любимый край люби и знай!». - У детей расширились знания о коренных народах Сахалина, об их образе жизни, о быте, традициях, фольклоре малых народностей. - Дети с интересом играют в игры «Перетяни палку», «Хейро» и др… - Знают название национальной одежды. - Проявляют интерес в творческой деятельности (вышивание, украшение одежды, раскраска орнамента на одежде). - Проявляют желание стать сильными и выносливыми, вести ЗОЖ, быть, как жители КМНС не смотря на суровые погодные условия всегда крепки и сильны духом. - Вырос интерес родителей к совместной деятельности детей и взрослых. - Пополнилась развивающая среда играми и игрушками. - Создали мини-музей. - Изготовили Лэпбук «Сказочный остров», вертушку «Коренные малочисленные народы Сахалина, альбомы: « Коренные народы севера», «Что мы знаем о Сахалине». В рамках сотрудничества МБДОУ детский сад №20 «Снегурочка» с краеведческим музеем городского округа Охинский для нашего детского сада была проведена презентация «Музей в чемодане». |
Перспективы
| - Продолжать использовать методическую разработку в дальнейшей работе. - Пополнить картотеку игр народов Севера. - Пополнить оборудование для игр народов Севера. - Распространять опыт работы по проекту среди ДОУ. |
Список литературы:
1. Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Программа для дошкольных образовательных учреждений.
2. Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html
3. Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»)».
4. Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru.wikipedia.org › wiki/Народы_Севера.
5. Журнал «Инструктор по физической культуре» 2012, №6, стр. 102-108.
6. http://pkds4.ru/wp-content/uploads/2017/12/Kartoteka-podvizhnyih-igr-narodov-Severa.pdf
7. http://kras-dou.ru/303/images/17-18/str-ped/grigorjeva/metod_kop/kartateka_igry_severa.pdf
8. https://www.maam.ru/detskijsad/sportivnyi-dosug-podvizhnye-igry-narodov-severa.html
9. https://solovushka-61nv.edusite.ru/p154aa1.html