Патриотическое воспитание средствами экологии.
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект"Моя малая Родина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_sredstvami_ekologii.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание средствами экологии
«Формирование экологического сознания у дошкольников как средство воспитания основ патриотизма»
Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Работа в этом направлении позволяет реализовать решение задач и целей только на необходимом и достаточном материале. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.
Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.
Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка.
Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями: «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество», «Безопасность», «Музыка». Кроме того, природоведческие знания интегрируются:
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников) ;
- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий) ;
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и др.)
При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе, ресурсное обеспечение педагогического процесса. Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней. Многие экологические проблемы: экологические связи, полезные и «вредные» животные, пищевые цепочки решаются на региональном уровне.
Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач:
- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;
- обогатить знания детей о природе;
- формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей;
- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Для формирования позитивного отношения к так называемым «вредным» животным Хакасии организуется интегрированная деятельность. В результате этой деятельности дети усваивают основное правило экологии: в природе все взаимосвязано, нет «вредных» и полезных животных, каждый из них выполняет свою функцию.
Темы деятельности: «Волк – ты какой на самом деле? »
«На что нужны мыши»
«Кому страшна лисица»
«Даже царевна была лягушкой»
«Кто это долбит деревья в лесу? »
В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся познавательные беседы «Мой край родной». Цель бесед: воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края; формировать бережное отношение к природе родного края.
В ходе бесед дети знакомятся с произведениями писателей (стихи, рассказы, сказки, легенды) Произведения писателей и поэтов дают детям полезные знания о природе, учат их наблюдательности и любви к природе родного края. Стихи и рассказы о животных и птицах доступны и легко запоминаются, отражают характерные признаки поведения животных родного края.
Кроме чтения природоведческой литературы с детьми проводятся «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формирование положительного эмоционального отношения к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Темы уроков доброты: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе? », «Кого можно считать заботливым? », «Любить – это что значит? » и т. д.
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. Для воспитания позитивного отношения детей к природе родного края регулярно проводятся экологические развлечения, которые создают наиболее оптимальные условия для воспитания и обучения. В игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.) . В ходе развлечений используются различные формы познавательной деятельности: создание ситуаций, дающих возможность каждому ребенку проявить себя; ролевые познавательные и дидактические игры; решение кроссвордов, альтернативных экологических задач.
Все виды экологических развлечений построены на основе природоведческого материала.
Экологический КВН «Москва – мой родной город».
Экологические праздники: «Природные богатства Подмосковья»,
«Весенние секреты».
Конкурс: «По следам Красной книги».
Развлечения на экологическую тему: «Мама и ее детеныши»,
«Что мы сажаем, сажая леса? ».
Викторины: «Есть ли в Подмосковье заповедные места?»,
«Моя экологическая культура».
Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта решения экологических задач в соответствии с принятой на себя ролью, является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.
Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. Консультации для родителей на тему «Великий учитель – природа» убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд «Что мы знаем о природе Подмосковья и ее охране», «Тайны природы» и др., совместные посещения зоопарка и музеев.
Предлагаемая система работы по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию патриотических чувств.
Проект «Моя малая Родина» как средство нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников
Актуальность
проекта
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Тематическое поле
Развитие чувства ответственности за малую Родину и уважения к предкам;
Формирование и развитие личности через патриотическое воспитание;
Расширение кругозора.
I – этап проекта
(организационно-подготовительный)
цель проекта:
Показать возможность и эффективность формирования у детей младшего дошкольного возраста основ нравственно-патриотического знания.
задачи проекта:
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, культурному наследию своего народа;
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Содержание патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста включает в себя:
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, с детским садом с городом.
проведение целевых наблюдений за животным и растительным миром, организация сезонного труда в природе;
организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных.
участники проекта:
дети младшей группы;
воспитатели;
музыкальный руководитель;
родители.
вид проекта:
групповой;
творческий.
срок реализации:
январь - май
Сценарий совместных действий
по решению задач
(основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (конспекты занятий, консультация для родителей, воспитателей, сценарии развлечений, праздников, презентация проекта.
описание продукта:
Презентация «Моя малая Родина»;
Оформление альбома «По знакомым местам»;
Выставка рисунков (родителей) ;
Создание мини-музея «Солдатские шапки».
ожидаемый результат
Для детей:
Интерес к родному поселку;
Умение понимать смысл образного содержания стихов, пословиц, поговорок;
Умение определять наименование родственных отношений между близкими и членами семьи;
Активизация словаря детей.
Для родителей:
Желание родителей заниматься изучением истории своего поселка;
Желание участвовать в жизни детского сада.
Формы работы
Развлечения и праздники;
Посиделки «У самовара»;
Посещение мини-музея «Солдатские шапки»;
Сюжетно-ролевые игры: «Если армия сильна – непобедима и страна! »
Подвижные игры;
Наблюдения;
Чтение художественной литературы;
Разучивание песен, стихов;
Беседы.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание в детском саду»;
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»;
Изготовление семейных альбомов «Моя семья»;
Круглый стол для родителей «Маленький гражданин»;
Презентация проекта «Моя малая Родина».
Работа с педагогами
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
Посещение мини-музея;
Презентация проекта «Моя малая Родина».
II – этап проекта (основной)
План работы по реализации проекта
технологическая карта
Образовательная область Вид детской деятельности Содержание деятельности
Физическая культура Двигательная активность П/игры «Бабушкины игры»;
Народные игры: «Полярная сова», «Волк и олени», «Догонялки», «Ручейки и озера»
Речевая Беседы, чтение художественной литературы Беседы с детьми: «Мы дружная семья», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;
Чтение русских народных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят»;
Пальчиковая гимнастика: «Кто в доме живет», «Моя семья»;
Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок;
Отгадывание загадок
Познание Познавательно-исследовательская Занятия: «Любимый поселок», «Путешествие кораблика», «Солдатские шапки»;
Посиделки «У самовара»
Художественно-эстетическая Продуктивная, музыкально-художественная Рисование: «Мой дом»;
Лепка: «Угощение для мамы», «Оладушки для бабушки»;
Аппликация: «Флаг моей Родины», «Осенний букет»;
Игра на народных ударных инструментах;
Разучивание песен: «У меня есть шапка со звездой», «Пограничники», «Во поле береза стояла»;
Конструирование: «Наш детский сад», «Мой дом»
Социально-коммуникативная Игровая, коммуникативная Д/игры: «Кто, что делает», «Мир растений», «Мой поселок», «Путешествие по малой Родине»;
С/р. «Семья»;
С/р. игра сопровождающаяся примеркой костюмов «Наша армия сильна»
дополнительная информация необходимая для выполнения проекта:
Использование интернет ресурса:
«Мультимедийные презентации»
«Моя малая Родина»
«Мой любимый детский сад»
материально – технические ресурсы необходимые для реализации проекта:
иллюстрации;
фотографии;
художественная литература;
DVD диски.
результативность проекта:
У детей раскрылись патриотические чувства;
Активизировался словарный запас детей, память;
Дети с большим желанием участвуют в ролевых играх: «Наша Армия сильна» и т. д. ;
Дети научились узнавать знакомые здания и улицы родного поселка.
используемая литература:
Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
Антонов Ю. Е. Левина Л. В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
Буре Р. С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М. : Просвещение, 2004.
Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Зверева О. Л. Социальное развитие ребенка. – М. : А. П. О., 1994.
Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская П. И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.
использование интернет ресурсов:
http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/patrioticheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html#a_menu
http://sadriabinushka.ucoz.ru/index/razvlechenie_po_nravstvenno_patrioticheskomu_vospitaniju_detej_mladshej_gruppy/0-614
http://prudnikov.ucoz.ru/publ/patrioticheskie_stikhi/4
http://dohcolonoc.ru/conspect/5635-integrirovannoe-zanyatie-nasha-rodina.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-vo-vtoroi-mladshei-grupe-moja-malaja-rodina.html
http://dohcolonoc.ru/conspect/6378-puteshestvie-po-nashej-rodine.html
приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию якутского края"
приобщить детей дошкольного возраста к совокупности культурных ценностей, общечеловеческой культуры, нравственным традициям своего народа, определяющим историческое единство человека и природы, накопл...
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края"
В настоящее время нравственное воспитатние является серьезной и актуальной проблемой....
НОД по экологии через нравственно-патриотическое воспитание в подготовительной группе «Белокурая береза – символ России»
Занятие направленно на знакомство детей с народным символом России - береза, которое способствует формированию у детей патриотических чувств....
Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»
Тема:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края.
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьёзной и актуальной проблемой.Воспитание патриота - сложный прцесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспита...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»
Воспитание начинается с дошкольного возраста...
Непосредственно-образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию через экологию родного края для средней группы.
Непосредственно-образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию через экологию родного края для средней группы. Тема: «Путешествие по лесам родного края»Цель: ф...