«Эффективность проектно- исследовательской деятельности в формировании экологических знаний у дошкольников.
консультация по окружающему миру (средняя группа)
Выступление из опыта работы по экологическому воспитанию для работников дестских садов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление из опыта работы | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №58»
Выступление из опыта работы
«Эффективность проектно-исследовательской деятельности в формировании экологических знаний у дошкольников»
Воспитатель МБДОУ №58 I кв. категории: Реутова И.Г.
г. Альметьевск, 2021 г.
«Эффективность проектно- исследовательской деятельности в формировании экологических знаний у дошкольников.
«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала»
(Питер Клайн).
Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования».
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Цель проблемного обучения дошкольников в экологическом воспитании - это формирование способов умственных действий, навыка самостоятельно добывать знания, и применять их в решении новых познавательных задач.
Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в зоне ближайшего развития осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого.
Л.С. Выготский говорил, «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно»
Экологическое воспитание, является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения, и является направлением работы нашей группы. В протяжении последних лет, в работе стараемся использовать самые интересные инновационные и продуктивные методы. Одним из которых является проектно-исследовательская деятельность. Проекты используем как краткосрочные, так и долгосрочные.
Нами были реализованы ряд проектов.
1.Информационно-творческий проект: «Накормим птиц зимой!»
Проект реализовывался, с ноября по февраль 2019-2020 учебного года.
Участниками проекта являлись воспитатели, дети группы, родители воспитанников. Привлечь внимание детей и родителей к данной проблеме мы решили, организовав акцию «Покормите птиц зимой». Данная акция позволила детям больше узнать о жизни зимующих птиц, о том, как правильно и из каких материалов можно сделать кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей. Так родился проект. В течении трех месяцев мы изучали зимующих птиц нашего края.
Читали художественную и научную литературу, знакомились с журналами для детей по экологии. Занимались продуктивной деятельностью: Рисовали, лепили, делали аппликации, поделки и организовывали выставки детского творчества. С родителями провели конкурс на лучшую кормушку «Мы мастера». Их развесили на территории детского сада, подкармливали птиц в течении зимы. Наблюдали за птицами и узнали много новых и увлекательных вещей о жизни птиц. Родители с удовольствием нам помогали и следили за нашими успехами.
2. «Витаминный огород- на окошке растет!» Данный проект являлся научно- исследовательский и реализовывался с марта- по май 2020 года.
Целью проекта было расширение представления детей об окружающем мире. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Расширять знания об их полезных свойствах. Формировать положительное отношение к труду.
В результате реализации проекта, дети научились ухаживать за растениями, и познакомились с условиями их содержания, видят красоту растительного мира и бережно стали относиться к нему. У детей обогатились знания об особенностях роста и развития растений, по пяти признакам живого: растет, дышит, питается, двигается, размножается. С помощью исследовательской работы дети выявили разнообразие посевного материала. Таким образом , сформировалась экологическая культура детей и родителей, уважительное отношения к труду. Был создан в группе огород на подоконнике, дневник наблюдений за растениями, в огороде на подоконнике. Родители активно и с интересом участвовали в реализации проекта вместе с детьми.
С данным проектом мы участвовали в мероприятии, который проводился совместно с Государственным Комитетом Республики Татарстан по биологическим ресурсами и получили диплом «За активное участие, в природоохранных мероприятиях».
В текущем учебном году мы так же продолжаем нашу исследовательскую деятельность. И с начала года уже успели реализовать краткосрочный проект по изучению охраняемых животных, птиц, растений под названием: «По страницам Красной книги»
Проект являлся информационно-практико-ориентированный.
Участниками проект , так же являлись дети , воспитатели, родители.
Цель проекта: продолжить знакомство детей с Красной книгой; узнать, какие растения в нее включены и почему. Прививать чувства сопереживания к проблемам окружающей природы; побудить их быть активными защитниками природы.
В ходе работы дети узнали историю создания Красной книги и Красной Книги Татарстана. Основные причины сокращения численности растений, птиц, животных.
Был подобран занимательный игровой материал для занятий.
Составили «правила друзей природы» и добились, чтоб ребята их выполняли.
Провели выставку поделок из природного и бросового материала. Дети с родителями подготовили сообщения о животных и птицах введенных в Красную книгу.
- собрали информацию о растениях «Красной книги»
- создали в группе необходимые условия по формированию гуманного отношения к природе у детей. В результате проекта получили сплочение детей и педагогов и родителей в процессе активного сотрудничества.
- возросло желание бережно относится к природе.
Так же мы приняли участие в Республиканском конкурсе детских поделок
«Красная Книга - и Я». Наша работа была отмечена комиссией.
В данный момент идет реализация проекта по знакомству с «Заказником Степной», который находится в Лениногорском районе Республики Татарстан.
Цель: Расширять знания детей о заказниках и заповедниках Республики Татарстан.
Задачи:
- Познакомить с понятием «Заказник» с работой которая ведется и людях которые там работают.
- Обогащать знания детей о охраняемых животных, птицах, редких растениях и насекомых.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Мы знакомимся с заказником «Степной», с людьми которые там трудятся, его обитателями и природой. Растительным миром. Смотрим видео и презентации, читаем литературу, играем в игры, рисуем, делаем, вместе с родителями, поделки и з бросового и природного материала. Дети готовят сообщения и рассказывают о них остальным воспитанникам нашей группы. Родители с желанием помогают детям. Так нами была создана выставка детского творчества. Где мы поместили наши работы. В ходе работы у детей появляется интерес к живой природе, расширяется кругозор, обогащаются знания о животных и птицах, растениях, деревьях, находящихся в заказнике. В данный момент мы продолжаем работу по проекту.
Мы считаем, что использование в своей работе технологию проблемного обучения, у детей формируют элементарные умения решать проблемы (задачи) с помощью различных источников; развиваются мыслительные процессы (внимание, память, восприятие, логическое мышление, любознательность); речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Детям в будущем будет легче находить способы разрешения проблемных жизненным ситуаций. Мы надеемся в будущем воспитать экологически грамотных граждан нашего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологических знаний у дошкольников через музыкально-дидактические игры.
Музыкальное воспитание детей имеет не маловажное значение не только для развития музыкального, но и общего развития ребенка. У ребенка формируются способности ценить красоту не только в музыке,...
Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Универсальным средством образовательного процесса дошкольника выступ...
"Творческая деятельность в процессе формирования экологических знаний у дошкольников"
Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели природы и культуры....
Роль проектной деятельности в формировании экологических знаний и бережного отношения к природе у старших дошкольников.
На современном этапе развития педагогики повышается актуальность экологического воспитания дошкольников. Во многом это вызвано увеличением проблем загрязнения природы, а также необходимости формирован...
"Формирование экологических знаний у дошкольников через экологические игры"
дидактические экологические игры...
Доклад на тему:«Методы и приемы, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса по формированию экономических знаний у дошкольников»
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимо...
«Использование метода проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий старших дошкольников»
Проектно-исследовательская деятельность дошкольников позволяет: активизировать познавательную деятельность и обеспечивает формирование положительной мотивации к самостоятельной познавательной де...