«Путешествие в космос»с применением разноуровнего обучения в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру

Абдулаева Наталья Сергеевна

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Развивать память, внимание. Продолжать закреплять умения уделять внимание анализу эффективности источников информации.

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Физическое развитие»«Художественно-эстетическое развитие».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Путешествие в космос»с применением разноуровнего обучения в подготовительной группе

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Развивать память, внимание. Продолжать закреплять умения уделять внимание анализу эффективности источников информации.

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Физическое развитие»«Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Познавательное развитие. Развивать познавательный интерес детей, систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы и звёздах. Совершенствовать порядковый, обратный счёт в пределах 10. Уточнить представления о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться в пространстве; группировать предметы по существенным признакам. Речевое развитие. Обогащать словарный запас словами«вселенная», название планет, и др. Закрепить умение произносить слова правильно и отчётливо. Социально – коммуникативное развитие. Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками, обладать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; воспитывать бережное отношение к своей планете, внимательное и бережное отношение к её природе; вырабатывать взаимопомощь, чувство дружбы.

Материал и оборудование:

Презентация, глобус, фонарик(лампа), воздушные шары по количеству детей, планшет, альбом для рисования, именные «удостоверения космонавтов» по количеству детей.

Предварительная работа:

Просмотр презентаций о космосе ЭОР; чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедий «1001 Вопрос и ответ», М., ОНИКС, 21 век, 2001г. под ред. В. Иген и Н. Чемпион, «Книга рекордов» М., Астрель АСТ, 2001 г. пер. с англ. О. И. Перфильева; «Космос» (Моя первая энциклопедия, М., АСТ, 2015 г., Д. В. Кошевар; настольные игры «Медвежонок в космосе»«Космические приключения»; чтение детям стихотворений Р. Алдониной «Млечный путь», из Радионяни» А. Хайта, «Планета» Я. Акима; загадки о космосе; раскрашивание раскрасок на космическую темуконструирование ракет из бумаги и бросового материала;, настольные игры «Танграм»«Тико».

Ход занятия

Воспитатель.  Здравствуйте, ребята.  Скажите, пожалуйста, какой праздник   отмечается 12 апреля.  Правильно День космонавтики. И я, предлагаю вам, сегодня вместе со мной ненадолго отправится в космос, и увидеть все то, что видят космонавты и узнать, что же находится там за облаками нашей любимой планеты.

Дети выполняют упражнения.

Все готово для полета:

(Дети поднимают руки сначала вперед, затем наверх)

Ждут ракеты всех ребят

(Соединяют пальцы над головой, изображая ракету)

Мало времени для взлета,

(маршируют на месте)

Космонавта встали в ряд.

(Прыжком ставят ноги на ширине плеч, держа руки на поясе)

Поклонимся влево, вправо,

(делают наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон.

(Наклоняются вперед)

Вот ракета полетела

(Прыгают на двух ногах)

Опустел наш космодром.

(Приседают и встают).

-  А теперь нужно крепко зажмуриться  и громко – громко сказать поехали! Три, четыре!

(Гасится свет, на экране загораются слайды.)

Воспитатель.В необъятных просторах космоса вращается наша планета.

Как называется наша планета? (Земля)

Как называется модель Земли, уменьшенная во много раз? (Глобус)

Опыт «Земля на глобусе»

Глобус – это уменьшенная копия, модель Земли. Земля движется вокруг Солнца, которое освещает и обогревает ее неравномерно. На полюсах всегда холоднее, чем на экваторе.

Давайте найдем с вами на глобусе Северный и Южный полюса и экватор. Как вы думаете, почему на экваторе теплее, чем на полюсах? (Потому что экватор расположен ближе к Солнцу)

Существует четыре стороны света: север, запад, юг, восток. На рисунке или чертеже они обозначаются сокращенно начальными буквами : север – С, юг – Ю, восток – В, запад – З. Если повернуться лицом к северу, то справа будет восток, слева – запад, а сзади – юг. Разный цвет на глобусе нужен для того, чтобы обозначить, где находятся леса, горы, моря, океаны, реки, озера и др.

Каким цветом на глобусе обозначаются вода и суша? Найти материк на котором мы живем. Определить местоположение нашей страны, города и отметить флажком.

Опыт «Смена дня и ночи».

Ребята, задумывались ли вы, почему день сменяется ночью, а потом приходит опять день?

Мы видим, что солнце утром поднимается из-за линии горизонта, движется по небу, а вечером заходит за линию горизонта. Но это только кажется. На самом деле не Солнце обходит Землю, а земля вращается в пространстве вокруг своей воображаемой оси. Земля вращается плавно, ровно с запада на восток. И мы движемся вместе с нею. С нами вращаются все предметы, окружающие нас, поэтому мы не замечаем вращения Земли. Некоторые явления в жизни помогают понять, как это получается.

Наша земля – непрозрачный шар. Источником света для нее служит Солнце. Оно освещает только ту половину Земли, которая обращена к Солнцу. На освещенной половине – день, на неосвещенной – ночь. Полный оборот вокруг своей вооброжаемой оси Земля делает за 24 часа. Это время называется сутками.

А теперь давайте покажем опыт как день сменяет ночь.

Как мы с вами уже сказали, Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси.  Вращаясь, планета подставляет солнечным лучам то одну, то другую сторону.  На освещенной половине земного шара – день, на неосвещенной – ночь.

Земля – одна из планет Солнечной системы. Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг  – Солнца.

Ребята, а вы знаете, сколько планет в солнечной системе?Назовите планеты Солнечной системы.Какая по счету наша планета Земля?

 Планет всего девять, все они разные. В глубокой космической мерзлоте, на границе солнечной системы, движутся планеты – небольшие тела изо льда, пыли и камней.  

Опыт «Далеко – близко»

Давайте зажжем лампу и представим, что это Солнце.  Поместим термометры на расстоянии 10 и 100 см (вдоль метра) от лампы и определим, где будет температура выше. Дети, как вы думаете где она будет выше?

А пока идет процесс нагревания давайте с вами немного поиграем в игру «Доскажи словечко»

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить

Млечный Путь увидеть чтоб,

Нужен мощный…  ( Телескоп)

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя … (Астроном)

Астроном – он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше всех видна

В небе полная … (Луна)

До луны не может птица

Долететь  и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая… (Ракета)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски  «астронавт»

А по – русски … (Космонавт)

Воспитатель. Наш полет продолжается. Ребята вы знаете, кто был первым космонавтом? Правильно. Первым человеком, покорившим космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Полет продолжался 1 час 48 минут. Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг  Земли. Так выглядел  корабль «Восток».

Воспитатель. Ребята, какими качествами должны обладать космонавты, как вы думаете? Правильно они должны быть здоровыми, крепкими, сильными, выносливыми. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку.

Физкультминутка

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться   и  опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

А теперь давайте подойдем к столу и посмотрим какой термометр сильнее нагрелся.От лампы идут лучи света – тепло, и термометр, расположенный ближе, получит больше энергии и больше нагреется). Вывод: чем дальше  лампы, тем больше расходятся в сторону лучи и тем меньше попадает на второй термометр, следовательно, они не смогут сильно его нагреть.

А теперь давайте рассмотрим модель солнечной системы и определим удаленность разных планет от Солнца. На какой из планеттеплее всего? (Меркурий). Какая планета самая холодная? (Плутон)

Ребята, скажите мне, пожалуйста, сколько дней длится на земле один год? А как вы думаете, на всех ли планетах год длится одинаково?

Опыт «Чем ближе, тем быстрее».

А теперь давайте определим на всех ли планетах, как на Земле, год длится 365 дней. За это время Земля совершает оборот вокруг Солнца. Мы сделали два пластилиновых шарика размером с грецкий орех. Поместим один из них на конец линейки, а другой – на конец более длинной рейки. Ставим линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Затем одновременно опускаем рейку и линейку.

Вывод: шарик, прикрепленный к линейке упал быстрее. Эти действия напоминают движение планет, которые непрерывно вращаются вокруг Солнца (Меркурий – за 88 земных дней,  Венера – 255 дней, Марс – 1 год 322 дня, Юпитер – 11 лет 313 дней, Сатурн – 29 лет 155 дней, Уран – 83 года 273 дня, Нептун – 163 года 253 дня, Плутон за 250 земных лет). Чем ближе планета к солнцу, тем короче на ней год, так как она быстрее вращается вокруг него.

Воспитатель. Ребята, наш полет подходит к концу. Нам с вами пора отправляться на Землю, ведь  на ней  нас ждет еще много интересного. Понравилось вам в космосе?  Что вам именно понравилось? А опыт какой нибудь запомнился больше всего?

В ряду десятилетий, каждый год

Мы метим новыми космическими вехами,

Но помним: к звездам начался поход

С гагаринского русского «Поехали!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые задания по обучению грамоте и лексической теме "Космос" для детей с ОНР, ФФНР (подготовительная группа )

Разнообразные и в том числе авторские игровые задания направлены на развитие языкового анализа у детей с нарушением речи помогут родителям и воспитателям в работе по лексической теме "Космос"....

Конспект НОД «Математическое путешествие» с применением технологии разноуровневого обучения в подготовительной группе

Задачи: Обучающие: закрепить счет в пределах от 0 до10;- упражнять в умении решать примеры в одно или два действия;                    ...

«Математические приключения Незнайки» с применением разноуровневого обучения в подготовительной группе

Цели: продолжать учить сравнивать смежные числа, определять место в натуральном ряду, устанавливать их последовательность, устный счёт до 10 в прямом и обратном порядке, закреплять умение делить предм...

Конспект итогового занятия «Путешествие в космос» по ФЭМП и Обучению грамоте в подготовительной группе

Цель: Закрепление знаний по математике и обучению грамоте на основе познавательной активности и любознательности.Задачи:Обучающие: (образовательные)• Способствовать формированию умения ...

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие к горе Белухе" с применением технологии синквейн в подготовительной группе.

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие к горе Белухе" с применением технологии синквейн в подготовительной группе....

Весёлые старты "Путешествие в космос", соревнования между командами старшей и подготовительной групп

Спортивное развлечение для старшего дошкольного возраста, посвящённое дню космонавтики....