Конспект НОД по экспериментированию "Свойства бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Дети отгадывают загадку, узнают историю возникновения бумаги. Совместно с воспитателем определяют с помощью опытов свойства бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_eksperimentirovaniyu.docx | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментированию
во 2 младшей группе на тему:
«Бумага и её свойства»
Цель: формирование познавательной активности у детей младшего возраста через экспериментирование.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами бумаги;
- учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта, научить обобщать, давать более полные ответы;
- развивать речь и память детей;
- воспитывать в детях аккуратность;
- продолжать учить детей наблюдать;
- прививать интерес к исследованию.
Предварительная работа: Заранее организуются экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части. Беседы о разных жанрах картин. Рассматривание разных видов книг, фотографий, книжек-самоделок.
Интеграция областей: коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, познание, социализация, безопасность, здоровье.
Методы и приемы: словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок), наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей), практический метод (самостоятельная работа детей по изодеятельности в нетрадиционной технике: рисование мятой бумагой), информационно – рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов), проблемный метод (постановка проблемных вопросов), игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика), аналитический метод (анализ работы детьми).
Виды детской деятельности: отгадывание загадок, слушание рассказа воспитателя об истории возникновения бумаги; проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с воспитателями по определению основных свойств бумаги (мнется, рвется, намокает, распадается, выполнение творческих работ по изо деятельности).
Материалы: проектор, ноутбук, тазик с водой, образцы разных видов бумаги: салфетки, альбомный лист, картон, цветная бумага, бутылки, трубочки, камешки.
Обогащение словаря: прочный – непрочный, рвётся, мнётся, промокает и разваливается.
Ход НОД:
- Организационный момент:
Придумано кем – то просто и мудро
При встречи здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро» - улыбчивым лицам.
- А сейчас улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки и скажите доброе утро!
II. Основная часть: Введение в тему.
-Сегодня мы с вами поговорим об одном материале. А о каком, вы можете узнать, отгадав загадку:
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет,
Заметочку на мне кладет. (Бумага)
– Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой. А где и как человек использует бумагу? (Для рисования, книги, журналы, газеты, салфетками мы вытираем рот, коробки, упаковка, туалетная бумага…)
– Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей: тетради, книги, фотографии, альбомы, коробки).
– Ребята, вы назвали разные предметы, а теперь скажите про какие предметы можно сказать:
– бумажный…… (конверт, пакет, стаканчик),
– бумажная …..(салфетка, коробка),
– бумажные ……(игрушки, цветы)
– А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут).
-Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
– Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим.
-Как вы думаете, всегда ли существовала бумага? А вот послушайте, что я вам сейчас расскажу. (Краткая история с показом презентации)
-Раньше у людей бумаги не было, но им, как и нам, очень хотелось писать и рисовать, поэтому стали рисовать на камнях металлическими стержнями. (Слайд 2)
Затем начали писать на глиняных табличках острыми палочками. (Слайд 2)
Но это было очень тяжело и занимало много времени. Прошло много лет, и люди научились изготавливать бумагу, которую мы с вами используем и в настоящее время. (Слайд 3 -12)
-А какими волшебными свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем. Я предлагаю вам отправиться в лабораторию, где мы и проведём эксперименты. Согласны? Здесь есть правила поведения. Нельзя шуметь, мешать своему товарищу, бегать, ничего не трогать без разрешения, а нужно внимательно слушать и соблюдать технику безопасности. (Показ запрещающих знаков. (Слайд 13).
III. Экспериментирование:
Опыт 1: «Какая бумага?»
-Посмотрите сколько здесь бумаги. (На столе лежат образцы бумаги: цветная, белая, плотная, тонкая, шершавая, гладкая). Она вся разная. Посмотрите на неё, потрогайте. Какая она на ощупь, по цвету? (Дети рассматривают, определяют и отвечают)
Вывод: Бумага бывает разная на ощупь: тонкая, толстая, гладкая, мягкая, и т.д.
Опыт 2: «Летающая бумага»
Подойдите к другому столу. (На нём лежат салфетки, пластиковая бутылка, трубочки, камешки).
-Как вы думаете, может ли бумага летать? (Ответы детей)
А вот мы сейчас и узнаем. Возьмите салфетки. Какая она салфетка?
(Лёгкая, рвётся, белая) Нарвите их на мелкие кусочки, насыпьте в бутылку.
Теперь возьмите трубочку и вставьте её в бутылку и подуйте в неё. Что мы увидели? Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Бумага лёгкая и может летать на ветру, как снежинки.
-А для сравнения я сейчас вам покажу ещё один эксперимент. Я насыплю в бутылку предметы из другого материала (камешки) и попробую тоже на них подуть. Смотрите, что же получается? Предметы совсем не двигаются, а почему? (потому что они тяжелее, чем бумага)
Опыт 3: «Шуршащая или поющая бумага».
-Дальше изучаем свойства бумаги. Подойдите к следующему столу. Что же здесь у нас такого интересного? Перед вами лежат листочки бумаги
- Может ли бумага издавать звуки, петь?
-Давайте послушаем, как звучит бумага? Возьмите листочки, пошуршите ими и послушайте. Что происходит? (Для этого опыта предлагаю взять бумагу и выполнять движение «стирка белья»).
Вывод: Бумага шуршит, скрипит – издаёт звук
Опыт 4: «Мнущаяся бумага»
-Давайте как следует сомнём наши листочки, сделаем комочки бумаги. (Дети мнут бумагу)
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем.
-У всех бумага смялась? У всех.
-А всем было легко смять?
-Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (Ответы детей).
-Чем толще бумага, тем она крепче.
Вывод: «Бумага мнется»
Опыт 5:»Плавающая бумага»
Не дадим мы им скучать,
Будем в воду их бросать.
-Перед вам таз с водой. Как вы думаете, что может произойти с бумагой в воде? (Она намокла и стала непрочной)
Вывод: «Бумага намокает и распадается»
Опыт 6: «Горящая бумага»
-Опасное свойство бумаги. Ребята, что произойдет, если бумагу поднести к огню? (Бумага загорится)
Педагог держит бумагу над пламенем свечи, бумага загорается и педагог быстро её гасит при помощи воды в ванночке.
Надо быть осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой.
Вывод: «Бумага горит».
-Ребята посмотрите и вспомните, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, шуршит, лёгкая, рвется, намокает, опасное свойство – бумага горит.
– Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
- Вы сегодня много узнали о бумаге и ее свойстве. А вы знаете, что с помощью бумаги можно создавать красивые вещи, даже произведении искусства? (Ответы детей)
Опыт 7: «Волшебная бумага»
Предлагаются детям альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета, карандаши и мелки.
Вывод: бумагу можно использовать для рисования.
Продолжим наши исследования. Дети садятся за стол, где лежат заготовки – квадраты из цветной бумаги, карандаши)
-А сейчас я предлагаю сделать на память о нашем путешествии небольшие поделки из бумаги. Мы уже с вами узнали, что бумага очень легко складывается, и поэтому мы сейчас её будем сгибать.
-Какой по форме листочек. (Квадратный)
Согнём наш квадрат от уголка к уголку и получаем какую фигуру? (Треугольник). А сейчас нам нужно каждый уголочек загнуть вниз, вот так, и у нас получатся ушки. И чтобы наша собачка стала весёлой, нарисуем ей глазки и носик. Какие красивые, весёлые и добрые собачки у нас получились.
IV. Рефлексия:
-Где мы были сегодня? С чем познакомились? Что узнали про бумагу? Какая она бывает? Что с ней можно делать? Как вы думаете, почему из бумаги не шьют одежду? Не строят дома?
Не будем забывать, о том, что бумагу можно легко повредить. Вот поэтому нужно аккуратно рассматривать книги, журналы, альбомы. Потому что если помнёте страницы книжек, то прежними, красивыми и новыми они уже не станут. А будут мятыми, старыми и не красивыми.
Заключение
С детьми подводим итоги:
- Бумага легко рвётся.
- Бумага мнётся. При смятии издаёт звук.
- На бумаге можно рисовать.
- Бумага боится воды. Намокает и распадается.
- Бумагу можно склеивать.
- Бумага разлетается при ветре.
- Бумага горит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Знакомство с бумагой"
Задачи:Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов, научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами. Оборудование:Конверт с набором бумаг...
Конспект игры – экспериментирования с бумагой в средней группе «Путешествие на Бумажную планету»
экспериментирования с бумагой в средней группе по программе Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А..Васильевой "От рождения до школы"...
Конспект интегрированного занятия "Свойства бумаги"
Конспект интегрированного занятия...
Конспект занятия конструирование из бумаги (оригами) Тема: «Лисичка»
Задачи:Формировать у детей умение использовать способ складывания бумаги пополам, совмещение противоположных сторон и углов.Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс ...
Конспект по конструированию из бумаги
Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по конструированию из бумаги в средней группе. Тема занятия "Елочки"...
Конспект игры – экспериментирования с бумагой во второй младшей группе "Мы делили апельсин"
Программное содержание.· Обогатить представления детей о разнообразных качествах (мягкая, тонкая, плотная) и свойствах (рвется, мнется, намокает) бумаги...