Конспект НОД по экспериментированию "Свойства бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Красильникова Алла Павловна

Дети отгадывают загадку, узнают историю возникновения бумаги. Совместно с воспитателем определяют с помощью опытов свойства бумаги. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_eksperimentirovaniyu.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по экспериментированию

во 2 младшей группе на тему:

«Бумага и её свойства»

Цель: формирование познавательной  активности у детей младшего возраста через экспериментирование.

Задачи:

  • познакомить детей со свойствами бумаги;
  • учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта, научить обобщать, давать более полные ответы;
  • развивать речь и память детей;
  • воспитывать в детях аккуратность;
  • продолжать учить детей наблюдать;
  • прививать интерес к исследованию.

Предварительная работа:  Заранее организуются экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части. Беседы о разных жанрах картин. Рассматривание разных видов книг, фотографий, книжек-самоделок.

 Интеграция областей: коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, познание, социализация, безопасность, здоровье.

Методы и приемы: словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок), наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей), практический метод (самостоятельная работа детей по изодеятельности в нетрадиционной технике: рисование мятой бумагой), информационно – рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов), проблемный метод (постановка проблемных вопросов), игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика), аналитический метод (анализ работы детьми).

Виды детской деятельности: отгадывание загадок, слушание рассказа воспитателя об истории возникновения бумаги; проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с воспитателями по определению основных свойств бумаги (мнется, рвется, намокает, распадается, выполнение творческих работ по изо деятельности).

 

Материалы: проектор, ноутбук, тазик с водой, образцы разных видов бумаги: салфетки, альбомный лист, картон, цветная бумага, бутылки, трубочки, камешки.

 Обогащение словаря: прочный – непрочный, рвётся, мнётся, промокает и разваливается.

Ход НОД:

  1. Организационный момент:

Придумано кем – то просто и мудро

При встречи здороваться «Доброе утро!» 

«Доброе утро!» - солнцу и птицам.

«Доброе утро» - улыбчивым лицам.

- А сейчас улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки и скажите доброе утро!

II.  Основная часть: Введение в тему.

-Сегодня мы с вами поговорим об одном материале. А о каком, вы можете узнать, отгадав загадку:

Я белая как снег

Дружу с карандашом

Где он пройдет,

Заметочку на мне  кладет. (Бумага) 

 – Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой. А где и как человек использует бумагу? (Для рисования, книги, журналы, газеты, салфетками мы вытираем рот, коробки, упаковка, туалетная бумага…)

– Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг  и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей: тетради, книги, фотографии, альбомы, коробки).

– Ребята, вы назвали разные предметы, а теперь скажите про какие предметы можно сказать:

– бумажный…… (конверт, пакет, стаканчик),

 – бумажная …..(салфетка, коробка),  

– бумажные ……(игрушки, цветы) 

– А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут).

-Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

– Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим.

 -Как вы думаете, всегда ли существовала бумага? А вот послушайте, что я вам сейчас расскажу.  (Краткая история с показом презентации)

-Раньше у людей бумаги не было, но им, как и нам, очень хотелось писать и рисовать, поэтому стали рисовать на камнях металлическими стержнями. (Слайд 2)

Затем начали писать на глиняных табличках острыми палочками. (Слайд 2)

Но это было очень тяжело и занимало много времени. Прошло много лет, и люди научились изготавливать бумагу, которую мы с вами используем и в настоящее время. (Слайд 3 -12)

-А какими волшебными свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем. Я предлагаю вам отправиться в лабораторию, где мы  и проведём эксперименты. Согласны? Здесь есть правила поведения. Нельзя шуметь, мешать своему товарищу, бегать, ничего не трогать без разрешения, а нужно внимательно слушать и соблюдать технику безопасности. (Показ запрещающих знаков. (Слайд 13).

III. Экспериментирование:

Опыт 1: «Какая бумага?»

-Посмотрите сколько здесь бумаги. (На столе лежат образцы бумаги: цветная, белая, плотная, тонкая, шершавая, гладкая).  Она вся разная. Посмотрите на неё, потрогайте. Какая она на ощупь, по цвету? (Дети рассматривают, определяют и отвечают)

 Вывод: Бумага бывает разная на ощупь: тонкая, толстая, гладкая, мягкая, и т.д.

Опыт 2: «Летающая бумага»

 Подойдите к другому столу. (На нём лежат салфетки, пластиковая бутылка, трубочки, камешки).

-Как вы думаете, может ли бумага летать? (Ответы детей)

А вот  мы  сейчас и узнаем. Возьмите салфетки. Какая она салфетка?

(Лёгкая, рвётся, белая) Нарвите их на мелкие кусочки, насыпьте в бутылку.

Теперь возьмите трубочку и вставьте её в бутылку и подуйте в неё. Что мы увидели? Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Бумага лёгкая и может летать на ветру, как снежинки.

 -А для сравнения я сейчас вам покажу ещё один эксперимент. Я насыплю в бутылку предметы из другого материала (камешки) и попробую тоже на них подуть. Смотрите, что же получается?  Предметы совсем не двигаются, а почему? (потому что они тяжелее, чем бумага)

 

Опыт 3: «Шуршащая или поющая бумага».

-Дальше изучаем свойства бумаги. Подойдите к следующему столу. Что же здесь у нас такого интересного? Перед вами лежат листочки бумаги

- Может ли бумага издавать звуки, петь?

-Давайте послушаем, как звучит бумага? Возьмите листочки, пошуршите ими и послушайте. Что происходит? (Для этого опыта  предлагаю взять бумагу и выполнять движение «стирка белья»).

Вывод:  Бумага шуршит, скрипит – издаёт звук

Опыт 4: «Мнущаяся бумага»

-Давайте как следует сомнём наши листочки, сделаем комочки бумаги.  (Дети мнут бумагу)

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

Лист бумаги мы сжимаем,

И ладошки разминаем.

Мы стараемся, катаем,

Дружно в шарик превращаем.

-У всех бумага смялась? У всех.

-А всем было легко смять?

-Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (Ответы детей). 

-Чем толще бумага, тем она крепче.

Вывод: «Бумага мнется»

Опыт 5:»Плавающая бумага»

Не дадим мы им скучать,

Будем в воду их бросать.

-Перед вам таз с водой. Как вы думаете, что может произойти с бумагой в воде? (Она намокла и стала непрочной) 

Вывод: «Бумага намокает и распадается» 

Опыт 6: «Горящая бумага»

-Опасное свойство бумаги. Ребята, что произойдет, если бумагу поднести к огню? (Бумага загорится)

Педагог держит бумагу над пламенем свечи, бумага загорается и педагог быстро её гасит при помощи воды в ванночке.

Надо быть осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой.

Вывод: «Бумага горит».

-Ребята посмотрите и вспомните, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, шуршит, лёгкая, рвется, намокает, опасное свойство –  бумага горит.

– Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относится  к вещам, сделанным из бумаги.

 

Вы сегодня  много узнали о бумаге и ее свойстве. А вы знаете, что с помощью бумаги можно  создавать красивые вещи, даже произведении искусства? (Ответы детей) 

Опыт 7: «Волшебная бумага»

Предлагаются детям альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета, карандаши и мелки. 

Вывод: бумагу можно использовать для рисования.

Продолжим наши исследования. Дети садятся за стол, где лежат заготовки – квадраты из цветной бумаги, карандаши)

-А сейчас я предлагаю сделать на память о нашем путешествии небольшие поделки из бумаги.  Мы уже с вами узнали, что бумага очень легко        складывается, и поэтому мы сейчас её будем сгибать.

-Какой по форме листочек. (Квадратный)

Согнём наш квадрат от уголка к уголку  и получаем какую фигуру? (Треугольник). А сейчас нам нужно каждый уголочек загнуть вниз, вот так, и у нас получатся ушки. И чтобы наша собачка стала весёлой, нарисуем ей глазки и носик. Какие красивые, весёлые и добрые собачки у нас получились.

IV. Рефлексия:

-Где  мы были сегодня? С чем познакомились? Что узнали про бумагу? Какая она бывает? Что с ней можно делать? Как вы думаете, почему из бумаги не шьют одежду? Не строят дома?

Не будем забывать, о том, что бумагу можно легко повредить. Вот поэтому нужно аккуратно рассматривать книги, журналы, альбомы. Потому что если помнёте страницы книжек, то прежними,  красивыми и  новыми они уже не станут. А будут мятыми, старыми и не красивыми. 

Заключение

С детьми подводим итоги:

  1. Бумага легко рвётся.
  2. Бумага мнётся. При смятии издаёт звук.
  3. На бумаге можно рисовать.
  4. Бумага боится воды. Намокает и распадается.
  5.  Бумагу можно склеивать.
  6.  Бумага разлетается при ветре.
  7. Бумага горит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство с бумагой"

Задачи:Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов, научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами. Оборудование:Конверт с набором бумаг...

Конспект игры – экспериментирования с бумагой в средней группе «Путешествие на Бумажную планету»

экспериментирования с бумагой в средней  группе по программе Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А..Васильевой "От рождения до школы"...

Конспект интегрированного занятия "Свойства бумаги"

Конспект интегрированного занятия...

Конспект занятия конструирование из бумаги (оригами) Тема: «Лисичка»

Задачи:Формировать у детей умение использовать способ складывания бумаги пополам, совмещение противоположных сторон и углов.Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс ...

Конспект по конструированию из бумаги

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по конструированию из бумаги в средней группе. Тема занятия  "Елочки"...

Конспект игры – экспериментирования с бумагой во второй младшей группе "Мы делили апельсин"

Программное содержание.·         Обогатить представления детей о разнообразных качествах (мягкая, тонкая, плотная) и свойствах (рвется, мнется, намокает) бумаги...