План-конспект по познавательному развитию "11 января-День заповедников и национальных парков"
план-конспект занятия по окружающему миру

Адъютантова Светлана Алексеевна

План-конспект по познавательному развитию "11 января-День заповедников и национальных парков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurily.docx24.81 КБ
Файл kurily.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:

                         План-конспект занятия по познавательному развитию

                        «11 января – День заповедников и национальных парков»

Цель: способствовать систематизации представлений о разнообразии природного мира.

Задачи:

  • Расширять представления детей о разнообразии природного мира, о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу; формировать представления о заповедных местах, в том числе родного края.
  • Обогащать и активизировать природоведческий словарь детей;
  • развивать зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры;

Интеграция образовательной области: речевая, социально- коммуникативная

Материалы и оборудование:

Проектор, экран, презентация,

                                                                             Ход НОД

  • Воспитатель: Ребята, вот и закончились новогодние праздники, но в нашей стране отмечается еще один праздник, не такой шумный и веселый, как Новый год, но очень важный. Этот праздник посвящен охране окружающей природы. Он называется «День заповедников и национальных природных парков» - Ребята, вы знаете, что такое заповедник?
  •  (ответы детей
  • Воспитатель: Это большой природный парк, в котором птицы и звери живут не в клетках, а на воле. В заповедниках часто живут редкие животные и птицы, занесенные в Красную книгу. В заповедниках нельзя строить дома, дороги. Только ученые могут приходить в заповедник, чтобы изучать животных и растения. Так хочется попасть в эти красивые природные места и посмотреть на пейзажи, на зверей и птиц. – Ребята, а вы хотите туда попасть и все посмотреть? 
  • (ответы детей
  • Воспитатель: А был ли кто-нибудь из вас в таком парке?
  •  (ответы детей: если были, дети делятся впечатлениями)
  • .Воспитатель: Слышали ли вы о заповеднике, который называется «Курильский»? – Этот заповедник находится на Курильских островах. Как вы думаете, почему он так называется?
  •  (ответы детей)
  •  Воспитатель: Хотите сходить на экскурсию в этот парк? Кто нам поможет показать этот удивительный природный парк? Конечно экскурсовод! Это сотрудник парка, который знает обо всем национальном парке и проводит экскурсии. Экскурсию для вас сегодня проведу я.

Организуется виртуальная экскурсия в заповедник «Курильский»

  • Воспитатель: Уважаемые гости, добро пожаловать в заповедник – «Курильский»! Мы рады, что вы сможете увидеть удивительные природные места, птиц и зверей. В парке нужно соблюдать правила: нужно ходить только по тропинкам; разговаривать тихо и спокойно; фотографировать, не нанося вред природе; наблюдать за животными на безопасном расстоянии. Рвать цветы, ягоды, орехи и грибы запрещается! Запрещается также охотиться на птиц и зверей! Если вы будете внимательными, то увидите много интересного! Национальный парк «Лосиный остров» расположен Москвы и Московской области. Это уникальная территория. Здесь можно увидеть редкие растения, редких животных, хищных птиц. В заповеднике есть экологические тропы для экскурсий. Сегодня я предлагаю пройти по маршруту, который называется «Такой знакомый лес». – Путь предстоит долгий, поэтому я предлагаю вам немного размяться. 
  • Проводится физкультминутка по стихотворению Н. Рыжовой «Лесные правила»

В лес пришли гулять, (идут друг за другом по кругу)

                          Свежим воздухом дышать, (поворачиваются лицом в круг, руки в стороны)

Бегай, прыгай и играй, (бег на месте)

Только, чур – не забывай:

Что в лесу нельзя шуметь, (подносят указательный палец к губам)

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки, (руки прижимают к груди, дрожат)

с лесной опушки. (бег на месте)

Здесь не нужно всех ловить, (загибают пальцы на руке по одному)

Топать, хлопать, палкой бить.

в лесу всего лишь гость. (руки прижимают к сердцу)

хозяин - дуб и лось. (руки в стороны)

Их покой побереги,

они нам не враги (низкий поклон)

Воспитатель-экскурсовод: А теперь, ребята, присаживайтесь на полянку и тихонько понаблюдайте за природой.

                                               Демонстрируется презентация.

От кордона до берега океана – метров 300, правда по тропинке через лес. Помним о мерах безопасности, поэтому по одному никуда не ходим и пока идем – шумим. Уж больно не хочется с мишкой на узкой тропинке нос к носу встретиться.

Пока еще было светло, решили пройти по берегу океана в сторону реки Саратовки. На берегу, как и положено, множество чаек. Завидев нас, они лениво взлетают и тут же дружно приземляются. Вроде как политесс соблюден, они показали, что нас увидели, но коли мы не принесем им никакого вреда, то и улетать незачем.

В волнах раз от раза появляются забавные мордашки тюленей. Люди тут ходят не часто, а потому тюленям явно интересно за нами наблюдать. Однако, любое резкой движение и все, мордочка тут же исчезает, словно и не было.

На утро, во время отлива, метрах в 100 от берега наблюдаем тюленей, отдыхающих на камнях, на нас они не обращают никакого внимания, видимо понимая, что в воду мы не полезем. На Кунашире обитают два вида тюленей – ларги и антуры (Phoca vitulina stejnegeri). Антуры занесены в Красную Книгу России как уязвимый вид, подлежащий особой охране. В России антуров можно наблюдать на Курильских и Командорских островах, а так же на Камчатке.

Неспеша наползают сумерки. Мы разворачиваемся обратно в сторону кордона. Среди выброшенного океаном мусора мелькает рыжее пятно.

Лиса! Замираем. Но лиса и не думает убегать, а наоборот, выходит к нам. Может ждет, что у нас с собой есть что-то съестное. Не дождавшись угощения, зверь продолжил свой путь до ближайших бревен, за которыми, как оказалось, лежала приличная рыбина, видимо выброшенная штормом.

Вулкан Тятя (айнское Чача-Нупури, буквально — «отец-гора», японское 爺爺岳 тятя дакэ) по праву считается одним из самых красивых в мире вулканов после Фудзи и Везувия. По сути Тятя не просто вулкан, а вулкан в вулкане, по-научному красиво это называется сомма-везувий. Если говорить проще, то после извержения в кратере образовался новый вулкан..Последний раз Тятя извергался в 1973 году, устроив серьезные пожары в заповеднике “Курильский”, на территории которого он и находится. Сейчас вулканологи фиксируют только слабую фумарольную активность в центральном кратере.

Кальдера вулкана Головнина – одно из самых популярных у туристов мест заповедника. Если вулкан Тятя находится на севере Кунашира, то вулкан Головнина – самый южный вулкан острова.

Последнее извержение вулкана было в 1998 году. Кальдера диаметром до 4,7 км окружена гребнем высотой до 541 м. На дне кальдеры 4 небольших вулканических купола и 2 взрывных кратера, в одном из которых озеро Кипящее; в северо-восточной части кальдеры — озеро Горячее.

На скалах, на фоне острова, отдыхают стаи японских и беринговых бакланов. Над головой наматывает круги орлан-белохвост. Под ногами цепочки медвежьих и лисьих следов. Часть их них уже подразмыта волнами, а часть – совсем свежие. На всякий случай раз от раза дудим в гудок, обозначая косолапым наше присутствие

Экологическая тропа «Столбовская»

Экотропа «Столбовская» проходит в охранной зоне заповедника, а потому для ее самостоятельного посещения не нужно оформлять разрешений.

ропа начинается от 15 км автодороги Южно-Курильск — Головнино и выводит туристов на берег Охотского моря. Тропа не очень длинная, в одну сторону примерно 3 километра. В конце тропы можно искупаться в естественных горячих источниках, а потому нелишним будет прихватить с собой купальник, полотенце и резиновые тапочки.

Во время приятной неспешной прогулки по «Столбовской» можно познакомиться с растениями, обитающими на Кунашире. Везде стоят информационные таблички, так что, даже если идти без сопровождения, все равно можно понять что где растет.

Необычная флора – это то, что поразило нас в первые же минуты пребывания на Кунашире. Весь остров, словно одет в зеленую шубу, покрыт густыми зарослями бамбучника (Sasa kurilensis), не путать с бамбуком, это разные растения. Вся зелень на фотографиях это не трава, как многие могут подумать, это бамбучник! Пройти через его заросли, если нет тропы, человеку крайне сложно. А потому в какой-то степени бамбучник является естественной защитой природы острова от людей. И при этом – это отличное укрытие для мелких грызунов и птиц. А еще, первым делом, всех знакомят с очень опасной лианой – иприткой. Особенно хороша она осенью, когда листья из зеленого перекрашиваются в ярко-красный. Но вот дотрагиваться до нее очень рискованно, можно получить сильные ожоги. Даже пыльца от цветов ипритки и то способна вызвать аллергическую реакцию. Кунашир лес уснея.

В конце тропы нас, как и всех тех, кто решит погулять по «Столбовской», ждал подарок от местной природы – горячие источники. Для туристов сформированы две небольшие ванны-купальни. Поплавать в них нельзя, можно либо сидеть, либо лежать, наслаждаясь теплой, а то и очень горячей водичкой. Правда стоит помнить, что это не вода из водопровода, все здешние источники очень насыщены серой и другими минералами, а значит больше 20-25 минут в воде находиться не стоит.

Если остались силы, время и желание, то от конца экотропы можно дойти до одного из самых красивых мест острова – до мыса Столбчатый, что мы и сделали.

Воспитатель: А сейчас я узнаю, внимательно ли вы слушали меня и смотрели фильм. Проведу викторину «Знатоки природы». За каждый правильный ответ вы будете получать фишку.

Воспитатель-экскурсовод:  Наша экскурсия закончилась. Пора нам возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня были? А как мы попали на экскурсию? Узнали что-то новое?

 (ответы детей)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заповедник «Курильский». Удивительная природа далекого острова

Слайд 3

Центральная усадьба заповедника расположилась на окраине «столицы» Кунашира – Южно-Курильска. Здесь же, рядом с офисом, есть мини-гостиница для гостей заповедника .

Слайд 18

Мыс Столбчатый . О дин из самых красивых мест острова Кунашир .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 января - День заповедников и национальных парков

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы...

11 января - День заповедников и национальных парков для средней группы

   Цель: познакомить с заповедниками крымского полуострова - красотой природы, которую требуется беречь для сохранения неповторимого природного наследия будущим поколениям Задачи...

«11 января — День заповедников и национальных парков»

Конспект занятия «11 января — День заповедников и национальных парков» подготовительная группа...

11 ЯНВАРЯ. ДЕНЬ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ.

Программные задачи:1. познакомить детей с понятием «заповедник» и ролью человека в жизни его обитателей;2. познакомить детей с географической картой Москвы и Московской области с местополо...

11 января - день заповедников и национальных парков.

11 января - день заповедников и национальных парков. ...

Конспект нод "11 января- день заповедников и национальных парков "

Конспект нод "11 января- день заповедников и национальных парков"...

План-конспект занятия по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте «11 января – День заповедников и национальных парков».

План-конспект занятия по познавательному развитию.«11 января – День заповедников и национальных парков».Цель: формировать у детей представление о заповедных местах, национальном...