"Голубая планета"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №22»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Голубая планета»
Направление деятельности: «Познавательно-исследовательская»
Образовательная область «Познание».
Форма организации деятельности: Лаборатория
Возрастная группа: подготовительная логопедическая (6-7 лет)
Кадырова Н.Г.
воспитатель высшей
квалификационной категории
МАДОУ «Д/с № 22»
Бугуруслан
Тема: «Голубая планета»
Цель: Развивать познавательно-исследовательскую деятельность у детей.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде, аккуратность при работе.
- воспитывать в детях уверенность, понимание роста возможностей и достижений.
Развивающие:
-развивать творческие способности, воображение, мыслительную активность, любознательность, стремление к экспериментированию, инициативу, самостоятельность детей в деятельности.
Образовательные:
- формировать навыки проведения лабораторных опытов, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
-закрепить умение пользоваться приборами и материалами при опытах;
-обобщить представления о том, что вода очень важна для всех живых существ; ее свойствах;
- владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
-прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Работа над словарем: глобус, водохранилище, лаборатория, фильтр, жидкость, растворитель, журчит, плещется.
Приемы руководства деятельностью детей:
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемная ситуация - беседа о загрязнение воды в природе человеком;
- слайды «Какая бывает вода».
- Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:
-приглашение в полет на космической ракете;
Приемы организации практической деятельности детей: опыты: «Вода- жидкость», «Вода- растворитель», «Вода не имеет вкус», «Вода - отражатель», «Как очистить воду».
- подготовка материала для опытов;
- подбор музыкального произведения;
- оформление фотовыставки;
- внесение в уголок исследовательской деятельности оборудования для самостоятельной игры;
- Приемы поддержания интереса у детей:
-просмотр слайдов «Какая бывает вода»;
- рисование «Чистая река»;
-организация опытов детьми;
- чтение стихотворения Рыжовой Н.А. «Вы слыхали о воде?».
- Приемы оценки и самооценки:
- словесное поощрение в ходе проведения опытов;
- удовлетворенность от проделанной работы.
Создание среды для организации и проведения НОД:
- В зоне творчества: акварель, кисточки, баночки, подставки, салфетки, палитра, ватные палочки, трубочки, листья деревьев; фотоальбом «Какая бывает вода».
- В зоне учебной деятельности: магнитофон, диск с записью, мультимидийное оборудование, глобус.
- В зоне экспериментирования: материал для экспериментирования (пипетки, стеклянная банка и др.)
Дети свободно передвигаются по группе.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Музыкально-художественная.
Чтение художественной литературы.
Планируемые результаты:
Личностные: вступает во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, с удовольствием участвует в исследовательской деятельности.
Интеллектуальные: применяет навыки проведения лабораторных опытов в самостоятельной деятельности, умеет делать выводы, решает интеллектуальные и личностные задачи.
Физические: развитие моторики.
Художественные: развитие продуктивной деятельности детей в рисунке.
Критерии оценки деятельности детей в НОД
Ребенок активен, задает вопросы, проявляет самостоятельность, ребенок активно общается с взрослым, со сверстниками, сопереживает, эмоционально реагирует, проявляет волевое усилие, обращается за помощью к взрослому.
Интеграция образовательных областей:
Области | Интеграция | Решаемые задачи |
Познание | Рассматривание глобуса. Полет над «Голубой планетой», Практические действия: проведение опытов (С, К) | Формировать умение делать выводы, умозаключения. Принимать активное участие в деятельности. Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью. |
Коммуникация | Беседа о планете Земля, воде (П) | Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве); Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. |
Музыка | Мелодия «Шум воды» (П) | Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками. |
Художественное творчество | Рассматривание слайдов, глобуса. Рисование нетрадиционными техниками. Показ слайдов последовательности техники рисования. (С, К, П) | Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при рисовании «Чистая река» |
Физическая культура | Физминутка» (З) | Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. |
Чтение художественной литературы | Чтение стихотворения Рыжовой Н.А. «Вы слыхали о воде?» (П) | Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста. |
Здоровье | Дыхательная и пальчиковая гимнастики (К) | Обобщить и углубить представления детей о том, как поддерживать, укрепить и сохранить здоровье. Совершенствовать мелкую моторику рук. Учить детей регулировать силу воздушной струи. |
План НОД
1.Вводная часть: Создание проблемной ситуации - беседа о загрязнении воды в природе человеком Создание мотива для деятельности детей - приглашение в полет над Землей Определение цели. Выводы. 2. Основная часть: Показ, дискуссия – показ глобуса, дискуссия о необходимости чистой воды в природе. Планирование - проведение детьми опытов с водой, рисование водоема с рыбками нетрадиционными методами. Физкультурная пауза - «Как приятно в речке плавать» Дыхательная гимнастика Пальчиковая гимнастика - «Моем руки» 3.Заключительная часть: Оценка деятельности детей и самооценка - словесное поощрение Подведение итогов НОД. Длительность НОД 30мин | 2 мин 1мин 2мин 3 мин 15мин 2мин 1 мин 1мин 2мин 1 мин |
Ход
непосредственно образовательной деятельности
Части НОД | Содержание | Области |
1. Вводная часть. Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. Анализ обследование, выводы. | В: - Ребята, вы хотите принять участие в полете вокруг земли? Д. – Да, желаем. В: - На чем мы с вами полетим? Д: - На самолете, ракете, ковре-самолете, звездолете и др. В: - Вы уверены, что наша ракета взлетит? Д:- Да, нет. В:- Это нужно заранее рассчитать. Ошибка в расчетах может привести к катастрофе или к срыву полета. Необходимо решить расчетные задачи: 1. На сеанс связи с Землей у радиста уходит 1 минута. Сколько сеансов связи может провести радист за 3 минуты? (3). 2. Полет происходит на третий день недели. Какой это день? (среда) В: - Ответы верные. Все готово. Прошу всех занять места, (дети садятся на стульчики). Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. Внимание! До старта осталось 10 секунд, (дети хором считают :10, 9,8,7,6,5,4,3,2,1, Старт!). В:- Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша земля из космоса (показываю глобус). В: - Что такое глобус? Д: - Это макет нашей планеты, макет земного шара. В: - Какого цвета на глобусе больше? Д:- Синего. В: - Что обозначают на картах и глобусе синим цветом? Д:- Синий цвет – вода, это моря, океаны, реки. В:- Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный – голубой. Это потому, что этой краски, действительно больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. В:- Так почему Землю называют «голубой» планетой? Д: Много воды, она занимает большую часть планеты. В: - Ребята, представьте, что это вся вода, которая есть на Земле, а – это вода, которую можно употреблять человеку. (Показываю трехлитровую банку и стакан с водой). Так много или мало пресной, чистой воды на земле? Д: - Мало. | Коммуникация Художественная литература Познание Социализация |
2.Основная часть. Показ, комментирование, дискуссия. Определение способа изготовления. Планирование. Изготовление. Обыгрывание Физкультурная пауза Демонстрация. Образец составления рассказа. Составление рассказов детьми из личного опыта | Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, море, океане, Водопроводном кране. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить, Без нее нам не прожить. В: - А где вы видели воду? Д: - В кране, чайнике, бассейне, реке, аквариуме, пруду, море, озере, ручейке, океане, луже. В:- Как вы думаете какая вода в водоемах? Д:- Грязная, чистая, пресная, соленая. В: - Всю воду, которая есть на земле может использовать человек? Д: - Нет, можно пить только чистую воду В: - Кому еще нужна чистая вода? Д: - Растениям, птицам, зверям, насекомым. В: - Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек. И поэтому всегда всем Везде нужна вода. В: - Что будет, если мы не будем ее беречь, экономить? Д: - Погибнут животные, деревья, цветы, насекомые. Люди не смогут жить без воды. .В:- Как мы можем ее беречь и экономить? Д: - Закрывать кран, зря не лить, не оставлять краны открытыми. В: - От загрязнения страдает всё живое: погибают в грязной реке растения и рыбы, грязная вода вредна для животных, птиц и здоровья человека. Как сделать, чтобы чистой воды было больше? Д:- Очистить воду, не мыть машины на берегу, не кидать мусор в реки. В: - Где можно очистить воду и как? Д: - Дома, профильтровать в барьерах, лабораториях, строить очистные сооружения. В: - Как можем мы с вами сделать воду чистой? Д:- Очистить ее, профильтровать. В:- Где мы с вами можем очистить воду? Д: - В нашей лаборатории. В:- Прежде, чем приступить к работе вспомним правила поведения в лаборатории. Д:- Не шуметь – этим мы мешаем другим; Аккуратно обращаться с посудой; Помнить, что стекло можется биться и им легко порезаться; Внимательно слушать. В:- Молодцы! Я вижу, вы готовы. Проходите в лабораторию. (Дети надевают халаты и подходят к исследовательскому уголку, где находятся стаканы с грязной и чистой водой, пустые стаканы, лежат бумажные и тряпочные салфетки, вата, песок, трубочки, ложки, сахар, соль, воронки). В:- Мы с вами увидели, как мало чистой воды на планете. Как вы думаете, вода, которая есть в нашей лаборатории, пригодна человеку? Д:- Нет, в одном стакане вода грязная. Ее пить нельзя, можно заболеть. В:- Почему вы думаете, что она грязная? Д:- На дне стакана лежит песок. В: - Что нужно сделать, чтобы вода стала чистой? Д: - Очистить. Пропустить через фильтр. В:- Из чего мы можем сделать фильтр? Д:- Из ваты, салфетки, бинтика. (Дети выбирают необходимый им материал для изготовления фильтра) Выполнение действий детьми. В: - У всех получилось? Какие вы молодцы! Что произошло с водой: какая она стала? Д:- Чистая, прозрачная. В:- Почему это произошло? Что стало с песком? - Д: Потому что профильтровали. Песок остался на фильтре, его задержал фильтр. В: - А как вы думаете, все ли фильтры одинаково очистили воду? У кого вода чище? Д: - На фильтре из ваты песка осталось больше. Значит, фильтр из ваты плотнее и вода в этом стакане чище. В:- Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы встречаем каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из водохранилища, затем она попадает в специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода попадает в водопровод и ее можно пить. Это питьевая пресная вода. В:- Как вы считаете: есть ли вкус у воды? Д: - Нет, у воды нет вкуса. В:- Можно ли изменить вкус воды? С помощью чего? Д:- Можно добавить сахар, лимон, соль, варенье, сироп. (Дети подходят к столу и выбирают себе необходимый материал: сахар, соль, сироп и кладут в свои стаканчики) В: - Какая по вкусу получилась вода у тебя, Сережа? Почему? Д: - Соленая, я положил соль. В:- А у тебя, Лера? Д: - Сладкая, потому что я положила сахар. В:- Что случилось с сахаром и солью? Какая стала вода? Д:- Они растворились в воде, исчезли, а вода приняла вкус того вещества, которое в нее добавили. В: - Как вы думаете, все ли растворяет вода? Д:- Нет. Песок осел на дно стакана, он не растворился, а сахар и соль растворились. Значит, вода растворяет не все вещества. (Дети подходят к столу и смотрят в таз с водой). В:- Загляните в таз с водой, что вы там видите? Д:- Свое лицо, отражение. В:- Где еще можно увидеть отражение? Д: - В зеркале, в витрине магазина, на речке. В:- Что будет, если сильно подуть на воду? ( Дети дуют на воду с разной силой) Д:- Отражение становится неясным, размытым, вода неспокойна. В: - Неплохо бы отдохнуть. Как вы считаете? Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!» Движения выполняются согласно тексту. Как приятно в речке плавать! Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.) Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.) Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.) Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.) Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.) А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться. Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.) И на травке отдыхаем. (Показ слайдов свойств воды, воды в природе на фоне мелодии «Шум воды») В:- Что можно сказать о воде, которую вы слышите и видите? Д:- Она журчит, плещется, сверкает, течет, бурлит и т.д. Выводы детей: Вода - жидкость, она может отражать предметы, растворять одни вещества и не растворять другие, не имеет вкуса, но может принять вкус. В:- Как вы считаете: какая бывает вода? Д:- Минеральная, газированная, холодная, речная, прозрачная, болотная, родниковая и т.д.. В:- Как человек использует воду? Д:- Умывается, стирает, моет посуду, поливает огород, сады, готовит обед и т.д.. Игра « Вода хорошо – почему? Вода плохо - почему?» (технология ТРИЗ)
Вывод; без воды жить нельзя.
В:- Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. С какими свойствами воды вы встретились? ( Дети перечисляют свойства воды) В:- Человек! Запомни навсегда: Символ жизни на земле – вода! Экономь ее и береги Мы ведь на планете не одни! В:- Посмотрите, какая красивая у нас планета! Мне бы очень хотелось, чтобы вы ее берегли и помогали ей. Пора возвращаться на Землю. Расчетное время полета подходит к концу. Посадка через десять секунд, Приготовились, начинаем отсчет: 1,2,3.,4.5,6,7,8,9.10. Полет закончен. С благополучным возвращением на родную землю. Я очень рада, что вы были сегодня очень внимательны, любознательны. Настоящие исследователи! Мы с вами путешествовали недолго, но успели много увидеть и узнать о воде. Пальчиковая гимнастика «Моем руки» Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! (имитация мытья рук) Брызги – влево, брызги - вправо! Мокрым стало наше тело! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду) полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень быстро! (энергичные движения имитируют поочередное вытирание рук полотенцем) Мы узнали, что чистая вода необходима всему живому на Земле: человеку, птицам, рыбам. Как мы можем помочь нашей реке, чтобы она ожила? Д:- Запустить рыбок! В:- Каким образом вы это будите делать? Д: - Можно рыбку нарисовать, слепить, вырезать из бумаги. Изобразительная деятельность детей в зоне творчества (рисование нетрадиционными техниками по желанию детей.) Показ слайдов последовательности нетрадиционных техник рисования (монотипия, кляксография (с трубочкой), тычкование колпачком и ватной палочкой, рисование на мятой бумаге, оттиск пробкой и листьями). В:- Молодцы, ребята! Какие необычные рыбки живут в реке вот рыбка – золотая, красивая какая. Вот черные и красные, и все они прекрасные! | Познание Коммуникация Художественное творчество Художественная литература Труд Безопасность Музыка |
3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка Подведение итогов НОД. | В: Ребята, чем мы сегодня занимались? Д: Проводили опыты, рисовали, играли. В: Что вам больше всего запомнилось? Д: Как я очистил воду фильтром. А мне понравилось рисовать рыбок В: Какие новые свойства воды вы узнали сегодня? Д: Что вода жидкость, она приобретает форму сосуда в котором находится; приобретает вкус; растворяет вещества, но не все (песок, глина); отражает, как зеркало. В: Что вы будете делать, что бы вода всегда оставалась чистой? Д: Мы не будем кидать мусор в реки, закрывать кран, зря не лить воду, беречь и охранять ее, строить очистные сооружения. | Коммуникация Социализация |
Длительность НОД: 30 минут.
Список литературы:
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011
- Квинько Л. Секреты природы – это так интересно!. – М.: Линка – Пресс, 2004
- Кожохина С.К., Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче, Ярославль; ПК «Химический завод» «Луч», 2007
- Рыжова Н.А. Волшебница – вода, М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1997
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников.-2-е издание., испр.-М:ТЦ Сфера, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель земного шара из папье- маше "Наша голубая планета" ( авторская разработка Побединской И.В.)
Для изготовления этой поделки потребуется:1. воздушный шарик из плотной резины ;2. палочка - подставка для шарика;3. обойный клей;4. голубая и зелёная ( желательно двухсторонняя) цветная бумага...
Проект "Голубая планета, какая ты?"
Данный проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей) посредством пр...
Статья "Заступники Голубой Планеты"
Статья предназначена в основном, для педагогов дошкольного и начального школьного образования....
Статья "Заступники Голубой Планеты"
Статья предназначена в основном, для педагогов дошкольного и начального школьного образования....
Голубая планета
Совершенствование знаний детей о значении воды для всего живого на Земле....
Занятие " ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА, КАКАЯ ТЫ
Познавательное занятие...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе “Земля – наша голубая планета”
Конспект предназначен для закрепления знаний детей о материках Земного шара, их природе и обитателях, научит детей определять местоположение материков на глобусе.Цель: развивать интерес, бережно...