Конспект основной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ:«Книга знаний»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Что такое "Айрис фолдинг?" Вы познакомитесь с нетрадиционной техникой "Айрис фолдинг", а так же историей создания книги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект основной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
с использованием ИКТ
Тема: «Книга знаний»
Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении.
Программные задачи:
- обучающие:
- продолжать обогащать представления детей о мире предметов;
- познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают;
- закреплять умение складывать бумагу вдоль пополам;
- закреплять умение приклеивать полоску линией сгиба к линии на шаблоне от 1 и до конца по – порядку;
- закрепить знания о правилах обращения с книгой;
- развивающие:
- развивать умение поддерживать беседу;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитательные:
- воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение;
- развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование:
- экран;
- проектор;
- ноутбук;
- самодельные глиняные книги
- папирус
- восковая табличка
- береста
- современная книга
- музыкальное сопровождение: «Танец с шарами»- физкультурная минутка, «Давайте любимые книжки откроем», «Новая книжка», «В небе ангелы летают», «Вечная музыка», «Волшебная страна».
Предварительная работа:
- изготовление страниц «Книги знаний» в технике «Айрис фолдинг»;
- работа с мнемотаблицей «Бережное отношение к книге»;
- утренник, посвященный «Международному дню детской книги»;
- чтение рассказа А. Баркова и Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга»;
- чтение сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций;
- заучивание стихов о книге;
- изготовление книжек-малышек совместно с родителями.
Ход НОД.
Звучит фонограмма «Давайте любимые книжки откроем». Воспитатель с детьми заходят в группу.
Воспитатель. Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети. Здравствуйте.
Видят разбросанные и книги, у нескольких книг обложки отделены от книг.
Воспитатель: Ребята, по – моему, кроме приглашенных гостей у нас непрошенные гости, и к тому же они еще и безобразники. Почему книги везде разбросаны, да еще и в таком состоянии? Кто же это сделал?
Выходит Незнайка.
Незнайка: Привет, вы меня узнали? Ну и кто я? Ещё бы.
Воспитатель: Незнайка, а не ты ли разбросал книги?
Незнайка: Конечно я, их вообще надо выбросить. Зачем они нужны? Ведь сейчас есть компьютер, телефон и другие гаджеты. Вышел в интернет, набрал нужный запрос и вся необходимая информация перед тобой. А эти книжки, только место занимают и пыль собирают. Я пришел к вам, чтобы объяснить это и избавить вас от этой макулатуры.
Воспитатель: Незнайка, по – моему ты не прав. Ребята, а вы как думаете нужны ли книги?
Примерные ответы детей:
Дети: Я думаю, что книга нужна, потому что кто читает книги, тот учиться красиво говорить.
Дети: Я думаю, что книга нужна, потому что когда читаешь книгу, ты представляешь себе то что читаешь, как будто смотришь фильм или мультик.
Дети: Я думаю, что книга нужна, она на примере других показывает, как надо и как не надо поступать.
Дети: Я думаю, что книга нужна, потому что она учит думать.
Воспитатель: Как много можно узнать и научиться благодаря книгам. Но чтобы книга долго служила людям, к ним необходимо бережно относиться.
Незнайка: А вы знаете, что значит бережно относится к книгам?
МНЕМОТАБЛИЦА.
Дети:
- брать книгу чистыми руками;
- не перегибать книгу – от этого выпадают страницы;
- не загибать страницы, пользоваться закладкой;
- не читать книгу во время еды;
- чтобы книга дольше служила, обернуть в обложку;
- не делать в книге пометок;
- если книга порвалась – подклеить её.
Воспитатель: Незнайка, ребята, а вы знаете, всегда ли книга выглядела как сейчас?
(Ответ детей.)
Воспитатель: Тогда мы отправляемся в путешествие на много лет назад и познакомимся с историей книги.
Слайд 1
Слайд 2, 3 Воспитатель: Давным-давно были времена, люди не умели не читать не писать, но передавать свои знания люди стремились всегда. Люди жили, в основном, в пещерах и рисовали то, что их окружало: сцены охоты, растения, животных. Мы их называем наскальные рисунки. Такова была первая информация, дошедшая до нас с древних времен.
Слайд 4
А вот первая книга была из глины.
Появилась она в древней Месопотамии и была она глиняная. На еще влажной и мягкой глине острой палочкой выдавливали слова – значки. Далее глиняную дощечку сушили и обжигали. Такие записи назывались клинопись. Один лист глиняной книги был такой толстый, как теперь вся книжка и похож на современный кирпич. Такие книги хранили в больших деревянных ящиках.
Воспитатель: Как вы думаете, удобно было читать такие книги. (Ответы детей.)
Дети. Нет, неудобно. Они тяжёлые, листать их неудобно.
Слайд 5
Кроме глиняных использовали восковые таблички. На таблички был нанесен слой воска, на котором можно было оставлять надписи. Преимуществом их было то, что после заполнения таблички, можно было растопить восковой слой, и начать писать на ней снова, поэтому восковые таблички использовали для обучения письму таких же детей, как и вы.
Слайд 6
А сейчас перенесемся в Древний Египет, страну пирамид и фараонов. Именно там появились книги из папируса. Что же такое папирус?
Слайд 7 Папирус – это болотное растение с высоким более 5 метров и толстым стеблем.
Египтяне использовали только ту часть стебля, которая находилась под водой, она была гибкой и мягкой. Эти стебли разрезали на широкие пластины, разглаживались и высушивались на солнце под прессом. После этого, пропитывали материал специальным раствором, который уменьшал растекание чернил. В результате получали достаточно прочное и тонкое полотно, на котором можно было писать. Тексты писали заострёнными палочками.
Слайд 8 Листы папируса склеивали в длинные книги, которые сворачивали в свитки. Свитки эти после прочтения аккуратно хранили в футлярах.
Слайд 9
А сейчас нас ждет древняя Греция, именно там появилась книга из пергамента. В греческом городе Пергам, откуда и пошло название, листы пергамента выделывались из шкур животных. Для того, чтобы сделать одну такую книгу, требовалось целое стадо животных.
Слайд 10 Неудивительно, что такие книги стоили очень дорого и купить книгу мог только богатый человек.
Слайд 11
Далее наш путь пролегает в Древний Китай., подаривший миру много изобретений, в том числе и бумагу.
Слайд 12 Считается, что изобретателем бумаги является Китайский ученый Цай Лунь.
Слайд 13 Сначала делали клейкую массу из воды и бамбука, затем из этой массы раскатывали листы и высушивали их на солнце. Секрет изготовления бумаги Китайцы хранили почти 500 лет.
А сейчас нас ждет Германия.
Слайд 14
Книги были доступны только очень богатым людям, так как изготавливалась и писалась вручную.
Чтобы увеличить производство книг немецкий ученый Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок.
Слайд 15 Для того, чтобы печатать книги он использовал металлические пластины с буквами. На пластины выкладывались буквы, наносилась краска, затем сверху укладывалась бумага. Таким образом получали отпечаток текста.
Благодаря изобретению печатного станка в год смогли выпускать не 1 книгу, как раньше, а 300.
И, наконец, наше путешествие приближается к родным берегам.
Слайд 16 Киевская Русь.
Испокон веков Русь славилась своими лесами и люди писали на самом доступном материале – коре березы, бересте.
Слайд 17
Археологи данные находки называют берестяные грамоты.
Слайд 18
Позднее и на Руси появилась и бумажные книги.
Слайд 19
В XVI веке в Москве появилась первая книгопечатня,
Слайд 20
а первым книгопечатником стал Иван Федоров. Первая печатная книга «Апостол» вышла в свет 1 марта 1564 года.
Слайд 21
Теперь для изготовления книг используются современные скоростные печатные машины, которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час. Используются поточные линии, которые без вмешательства человека обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготавливают переплёт, чтобы книга служила дольше.
Вот такой длинный путь прошла книга.
Незнайка: Как это все интересно и познавательно. Скажите, а мы сами можем изготовить книгу?
Воспитатель: Не только можем, мы уже начали изготавливать книгу знаний о животных, в ней не хватает одной важной детали. Ребята, какой?
Дети: Обложки.
Воспитатель: Предлагаю сегодня закончить изготовление наших книг знаний, сделать обложку для книги. Согласны? Отлично.
Незнайка: Но прежде предлагаю потанцевать. (Физ. минутка)
Воспитатель: Приглашаю всех за столы. Посмотрите, у нас на столе лежит полоски цветной бумаги, шаблоны, клей, кисточки, клеёнка и салфетки. Изготавливать обложку мы будет в полюбившейся вами технике «Айрис фолдинг». Напомните, как работать в этой технике.
Дети.
- Сложить полоску бумаги пополам.
- Нанести немного клея на концы полоски.
- Приклеивать необходимо линией сгиба полоски к линии на шаблоне от 1 и до конца по – порядку.
- Снять скрепки и приклеить лист бумаги с изнанки.
Практическая часть (Музыка):
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь
Воспитатель: Ребята, какие интересные обложки у вас получились. Покажите Незнайке и гостям книги знаний, которые вы изготовили.
Воспитатель: Незнайка, скажи, а ты поменял свое отношение к книгам?
Незнайка: Да, конечно, мне очень понравилось сегодняшнее путешествие в историю книги. Эта история очень длинная. Люди собрали в книгах всю мудрость поколений, приложили для этого очень много сил, знаний, умений. Теперь я книги буду беречь и любить. Они этого достойны.
Воспитатель: Ребята. Благодаря вам Незнайка понял очень важное, что книги надо любить и беречь.
Воспитатель: Полина и Никита подготовили стихотворения о книге.
Итог занятия:
Воспитатель:
- Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
- Перечислите, какие книги были раньше? (Ответы детей.)
Воспитатель: Вот какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы её знаем теперь. Вот и закончилось наше увлекательное путешествие, спасибо всем, гостям за внимание, ребятам за работу. ЛЮБИТЕ, БЕРЕГИТЕ, ЧИТАЙТЕ КНИГИ.
Неговора Инна Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ «Детский сад №30»,
1 квалификационная категория.
Источник:
Создано: 01.08.2019 | Автор: Каржень Светлана Сергеевна
- http://drukarstvo.com/ru/istoriya-sozdaniya-knigi/ © Полиграфический портал
Автор pavlofox
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (с нарушение речи) "Красная книга"
Дать детям представления о Красной книге, об исчезающих, по вине человека, растениях и животных....
Конспект Организованной Образовательной Деятельности в подготовительной к школе группе ДОУ по теме: "Путешествие по страницам Большой Книги Знаний"
Обобщение и систематизирование знаний дошкольников подготовительной к школе группы. Приоритетная образовательная область "Познавательное развитие"....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Изобразительная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Путешествие по весенним дорожкам
уточнить представления детей о характерных признаках весны...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в Страну Знаний» )
Образовательная область- Речевое развитие (подготовка детей к обучению грамоте...
Конспект методической разработки основной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему "Мы волшебники" (экспериментальная деятельность по образованию статического электричества)
Программные задачи:Образовательные:...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр. «Мебель»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихолог
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр.«Мебель»...