Конспект Н ОД по экологии «Синичкин день» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, дать детям представление о русском народном празднике «Синичкин день».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinichkin_den.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект Н ОД по экологии «Синичкин день» в старшей группе
Цель: Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, дать детям представление о русском народном празднике «Синичкин день».
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Научить распознавать птиц по характерным внешним признакам.
3.Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах.
Развивающие:
1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением .
2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
3. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.
Интеграция образовательных областей: познание(формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, кормушки, муляжи птиц, блюдца с семечками, салом, ягодами рябины, хлебными крошками.
Предварительная работа: рассматривание плакатов, иллюстраций с изображением птиц; чтение художественной литературы по тематике; чтение и заучивания пословиц и поговорок; разучивание стихотворений о синицах; изготовление кормушек с детьми и родителями.
Список используемой литературы:
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. .-М: Просвещение 2012г.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.
Волчкова В.Н.,Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004г.
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?. Москва.: «Издательство ГНОМ и Д»2000г.
Воронкевич.О.А. Добро пожаловать в экологию!.-Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс» 2001г.
Ход ОД.
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: Да.
Воспитатель: А вот куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес.)
Дети отгадывают загадку. Проходят к интерактивной доске, где изображён лес.
Воспитатель: А в какой лес мы с вами попали? Кругом разноцветные листья, пожухлая трав?
Дети: В осенний лес.
Воспитатель:
Здравствуй, лес! Чудесный, лес!
Полон разных ты чудес!
Кто в твоей глуши таится?
Может зверь, а может птица?
Воспитатель: Ребята, как природа приготовилась к зиме? (ответы детей)
Птицы зимой не спят, часть птиц – улетает в тёплые края, часть осталась около нашего жилья? Почему? (ответы детей) .
Как называются птицы, которые остались на зиму?
А которые улетели на юг?
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц в нашем лесу. Птицы предлагают нам поиграть с ними. Поиграем? Нужно будет разместить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц - под солнышком.
Дидактическая игра (на интерактивной доске): «Одинаковые, но разные».
Воспитатель: Хорошо вы знаете зимующих и перелётных птиц.
Сегодня мы поговорим об одной зимующей птичке. А вот о какой мы сейчас узнаем.
Загадка.
Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощения наше ей снится.
Прилетает к нам часто… (синица).
С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.
В народе говорили :
«Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
« Синичка – воробью сестричка».
«Хвалилась синица хвостом море зажечь».
«Невелика синица, голосок востёр».
Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом? Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно. Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.
А сейчас послушайте стихотворение про синиц.
Ребенок :
Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится,
Клювиком в моё стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
Воспитатель: ребята, давайте поиграем с вами в интересную игру
Игра «Прилетели птицы».
- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
Дети топают.
Синичка Что неправильно?
Дети. Мухи!
Синичка А мухи – это кто?
Дети. Насекомые.
. Синичка Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
Дети топают.
Синичка Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!..
Куницы – вовсе не птицы.
Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи …
Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки …
Дети топают.
Синичка
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
воробьи, кукушки,
Черные грачи,
Лебеди, скворцы …
Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, синичка очень дружелюбная птичка и однажды она прилетит к вам со своими друзьями. А с какими вы узнаете из игры, которая называется
Игра «Угадай по части птицу».
В-ль показывает детям картинки с изображением птиц, прикрытые листками бумаги с «окошками». Объясняет, что в окошко им будет видна часть той или иной знакомой птицы и по ней они должны угадать, что за птица нарисована на картинке. В-ль подводит детей к выводу, что через окошки они видели характерные особенности птицы- то, что отличает одну птицу от другой.(чёрный длинный хвост и белый бок, красная грудка, «красная шапочка»-мощный клюв и т. д).
Воспитатель: молодцы ребята, птичкам так понравилось как вы узнаёте птиц и они предлагают спеть с ними. Хотите?
Дети: да
Проводится игра “Птичий концерт”
Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:
Воробьи – чирик – чирик
Синицы – тинь – тинь
Ворона – кар – кар
Дятел – тррр – тррр
Снегирь – дю – дю – дю
Клёст – цок – цок – цок
Свиристель – тюр –тюр – тюр
Воспитатель: Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Теремок”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки.
Дидактическое упражнение «Накорми»- (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).
Уберите лишнее, что птицы, есть не будут. Перед вами на каждой кормушке – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (отнесите блюдце с хлебом в кормушку этой птичке). Какая птица любит сало? А какая птица зимой питается ягодами рябины?
Как мы можем помочь птицам зимой? Ответы детей (смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц).
Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
- Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
- Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Игра «Птицы в гнездышках»
Ребята сидят на стульях,(обручах) – это их «гнезда».( стульев(обручей) на один меньше)
По сигналу синички «Птички, полетели!» все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» детки должны вернуться свои домики. Кто не успел занять домик (обруч), садится на место, взяв с собой стул(обруч). МУЗЫКА
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель: .
Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.
Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами! А сейчас мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыплем корм. Когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку:
«Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки».
Ребята! Мы с вами сделаем нужное, и полезное дело накормим птиц, а они в свою очередь, отблагодарят нас своим прелестным щебетанием, да и просто своим присутствием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект «Синичкин день» в старшей группе компенсирующей направленности
"Синичкин день"Место проведения: ЛГ МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»Дата проведения: декабрь, 2012 годаВоспитатель: Бейдиева Хамида НежвединовнаУчитель-логопед: Степанова Гузель ...
Сценарий экологического праздника «Синичкин день». для старшей группы.
Сценарий рекомендован для детей дошкольного возраста 5-6 лет...
Экологическое развлечение «12 ноября Синичкин день» средне-старшая группа.
Данное развлечение разработано для детей средней группы....
Конспект экологического развлечения «Синичкин день» в старшей группе.
Цель: Ознакомление детей с народным праздником - 12 ноября «Синичкин день». Задачи:1.Закрепление знаний детей о зимующих птицах региона, умение их различать, группировать, описывать в...
Статья «Синичкин день в старшей группе»
Статья «Синичкин день в старшей группе»Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал эколог...
Презентация "Синичкин день" для старшей группы
Птичка – невеличка, Воробью сестричка. Сама мелковата, Животиком желтовата.Это довольно яркая и красивая птичка – на голове у нее черная шапочка, щечки белоснежные, животик ярко-желтый, а ...
Развлечение "Синичкин день" в старшей группе
Конспект досуга в старшей группе...