Конспект НОД по ФЦКМ на тему: «Зимующие птицы»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Цель: формирование экологической культуры у детей.
Задачи:
• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
• совершенствовать диалогическую речь;
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Зимующие птицы" | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
По ФЦКМ
на тему: «Зимующие птицы»
Цель: формирование экологической культуры у детей.
Задачи:
• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
• совершенствовать диалогическую речь;
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.
Ход НОД.
Воспитатель. Послушайте стихотворение «Письма» А.Тараскина.
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)
Воспитатель. А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)
Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)
Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.
Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей, Я бывалый...(Воробей)
Картинка с изображением воробья появляется на слайде.
Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Ребёнок читает стихотворение.
Чик-чирик, чик-чирик! Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки. По ночам кочует, Зёрнышки ворует!
Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)
Картинка с изображением голубя появляется на слайде.
Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).
Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)
Воспитатель. Следующая наша гостья
Не сидит она на месте, На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока. Но горда собой… ( Сорока)
Картинка с изображением сороки появляется на слайде.
Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель. Прилетела к нам
Особа всем известная, Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную, Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона, Красавица-ворона.
Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель. О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой! (Дятел)
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Ребёнок читает стихотворение.
Дятел – врач лесного царства, Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели, Чтоб росли и не болели.
Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это ... (Снегири)
Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.
Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Воспитатель читает стихотворение.
Алой кисточкой заря Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу Не замёрз он на снегу.
Воспитатель. Что это за птица? Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
На слайде появляется картинка с изображением синицы.
Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Воспитатель читает стихотворение.
Пусть снег вокруг искрится И зимний ветер злится –
Поёт не уставая Синица расписная.
Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?
Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка И не козодой.
Но эта вот птичка, Хоть и невеличка,
Выводит птенцов Только лютой зимой. (Клёст)
Картинка с изображением клёста появляется на слайде.
Воспитатель. О ком речь?
Всю ночь летает - Мышей добывает.
А станет светло - Спать летит в дупло. (Сова)
Днём спит, Ночью летает, Прохожих пугает. (Филин)
Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)
Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Эти птички с хохолком И красивые притом,
На рябину прилетели. Птички эти — … .(Свиристель)
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.
Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)
Физкультминутка
Плавно руками помашем – Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – Крылья мы сложим назад.
Крылья расправим, Клювик почистим И все вернёмся назад.
Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало?»
(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)
Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо. Небогаты их корма,
Горсть одна нужна, Горсть одна – и не страшна
Будет им зима. Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело! А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло. Разве можно забывать:
Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми.
Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.
Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)
Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия на тему «Зимующие птицы» для детей с ОНР (подготовительная группа)
В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия, приложение с карточками для игры "Угадай по части целое" и карточками-опорами для составления описательного рассказа. Занятие п...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Зимующие птицы»Цели:формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знание детей о з...
Конспект занятия по "Познанию" на тему "Зимующие птицы"
Интересное занятие для старшей группы для закрепления....
Конспект НОД по ФЦКМ на тему "Зима"
Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ на тему "Зима"...
ФЦКМ по теме "Зимующие птицы"
Формирование целостной картины мира по теме "Зимующие птицы"...
Конспект по ФЦКМ на тему "Зимующие птицы" в средней группе
Конспект по ФЦКМ на тему "Зимующие птицы" в средней группе...
Конспект НОД по ФЦКМ на тему: «Зимующие птицы»
Цель: формирование экологической культуры у детей.Задачи:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;• совершенствовать диал...