Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Наши помощники — органы чувств»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бондарчук Ольга Владимировна

Цель: Закрепление ранее полученных знаний детей об органах чувств человека. О их роли в нашей жизни. Как они нам помогают лучше воспринимать окружающую нас среду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ozn_s_okruzh_ograny_chuvstv_21.docx341.53 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

«Наши помощники — органы чувств»

D:\Backup\Desktop\учб. 17-18г 5груп\ФОТО ОТчет\20170518_102721.jpg

Подготовила: воспитатель

Бондарчук О.В.

2021г

Цель: Закрепление ранее полученных знаний детей об органах чувств человека. О их роли в нашей жизни. Как они нам помогают лучше воспринимать окружающую нас среду.

Задачи:

Развивающие:

-учимся при помощи зрительных, слуховых, тактильных и вкусовых ощущений определять предмет.

Образовательные:

-закрепляем знания детей о человеческом мозге, об органах

чувств (зрение, вкус, слух, обоняние, осязание) .

-уточняем, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии ими окружающего нас мира.

Воспитательные:

-воспитывать у детей аккуратность и чистоплотности по отношению к своему телу, в данном случае к органам чувств.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация) ;

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ) ;

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент) ;

Практические (упражнения, опыты) .

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Средства обучения:

Демонстрационный материал: ИКТ

Баночки с различными на вкус продуктами.

Дети входят в группу, их встречает доктор в белом халате.

Воспитатель: – Здравствуйте ребята. Меня зовут доктор Медуница. Сегодня я хочу пригласить вас в познавательную сказку, которая называется «Мое сказочное чувство».

Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Сегодня мы с Вами поговорим о нашем здоровье. От того как работают различные органы нашего организма и как мы о них заботимся, зависит наше здоровье.

Воспитатель: - Хотите узнать что-нибудь о них?

Воспитатель: - (Да).

Воспитатель: - Очень хорошо, я с радостью вам о них расскажу. Для начала мне бы хотелось задать вам один не простой вопрос. «Кто такой командир?» (Ответы детей)

Воспитатель: - А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

(Педагог показывает детям картинку с изображением мозга.)

Воспитатель: - Вы догадались, что это такое? (Ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы. Все правильно, это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.) .

Воспитатель: - Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Это то, что мы с вами видим в зеркале. Голову. Внутри нее спрятан мозг. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.

Воспитатель:  –А теперь подумайте на что она похожа? На кой из орехов? (Ответы детей)

(Показываю половинку грецкого ореха и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга.)

Воспитатель: - Посмотрите, какой интересный узор у извилин головного мозга. У каждого из нас эти извилины различные.

- Я вам сейчас открою один секрет. У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запомнить множество запахов, картинок, звуков и никогда их не забывать.

Скажите, а какие органы помогают нашему мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)

Медуница: - Молодцы, правильно. Это наши глаза, уши, нос, язык и руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы их можем заслуженно назвать нашими помощниками.

У меня для вас есть одна загадка.

Загадка

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Воспитатель:  - Молодцы!

Воспитатель: - Наши глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

Воспитатель: – Теперь я хочу вам предложить провести один эксперимент, с помощью которого мы с вами выясним, зачем нам с вами нужны глаза. Мы с вами поиграем.

Игра.

Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.

Воспитатель:  - Так зачем же человеку глаза? (Ответы детей.)

Воспитатель:  - Правильно, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но для того чтобы наши глазки хорошо видели, к ним нужно относиться очень бережно и аккуратно. Вы знаете, как правильно нужно относиться к глазкам? Какие существуют правила? (Дети перечисляют правила)

• Нельзя тереть глаза грязными руками.

• Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

• Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

• Нельзя долго играть в компьютерные игры

• Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Воспитатель:  - Молодцы, вы правильно все сказали. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала, - (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

- Ну-ка, дятел, посмотри - (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три! -

Пообедал дятел с белкой - (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. - (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

Теперь я вам загадаю еще одну загадку:

Загадка.

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше: (ушки)

Воспитатель: - Слух - это самая большая ценность. Для того чтобы наши ушки были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо их беречь и хорошо за ними ухаживать.

Воспитатель: – Давайте проверим хороший ли у вас слух.

Проводится игра: "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Ваня, Полина, Керим и т. д.,

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: "Ау! ".

Глаза закрывай,

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Медуница: - Вот еще одна загадка для вас.

Загадка.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

Воспитатель:  – Скажите мне, а для чего нам с вами нужен нос? (Ответы детей.)

Воспитатель: – Молодцы. А теперь мы с вами выполним одно упражнение для носа, чтобы он хорошо дышал.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше.

И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз.)

Воспитатель:  – Как хорошо у вас получилось. А теперь проверим, как наши носики дышат. Под этими салфетками я для вас кое - что спрятала. Вы понюхайте и попробуйте определить, что под ними находится.

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится под салфетками. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)

Воспитатель: – А как еще можно определить, что это за продукт, если мы его не видим и не можем понюхать? (На вкус.)

Воспитатель: – А какой орган нам поможет это определить? Правильно язычок.

Воспитатель: - На нашем языке есть участки, которые воспринимают каждый свой определенный вкус. Скажите мне, а какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными) .

Воспитатель: - Ребята, а знаете ли вы, что наш язык может не только определять продукты на вкус, но и с помощью него мы с вами разговариваем.

Воспитатель: – А вот для того чтобы наш язык хорошо мог чувствовать и мы с вами могли правильно произносить все звуки. И мы могли разговаривать. Мы сейчас сделаем гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика: "Улыбка"

Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

"Покусывание кончика языка"

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

"Подуть на кончик языка"

Воспитатель: - Ну вот, а теперь мы проверим, на сколько наши язычки чувствительны. Дети закрывают глазки и пробуют определить на вкус продукт, который они едят: яблоко, банан, морковь, капусту.

Воспитатель: – А теперь я вам загадаю еще одну загадку.

Загадка.

Твои помощники, взгляни,

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (Пальцы)

Воспитатель: – Давайте теперь сделаем с вами зарядку для наших пальчиков чтобы они у нас были здоровы.

Пальчиковая гимнастика:

Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;

средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается) .

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

в домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем - дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой палец прижат к ладони)

И блины горой стоят -

Угощенье для ребят.

Воспитатель: Ну, вот мы и потренировали наши пальчики. Теперь мы можем их проверить, мы с помощью пальцев попробуем определить, что лежит в нашем волшебном мешочке.

(Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.)

Воспитатель: – Молодцы. У вас все получилось. Сегодня мы с вами побывали в сказке оздоровления и чувства. Попробуйте закрыть глазки и представить, что перед вами большой волшебный экран, а на нем показывают все то, что мы с вами сегодня делали, от начала и до конца. Все вспомнили, о чем мы с вами говорили? Вы вспомнили о том, насколько важны для нас органы чувств? О том, как они нам помогают? Что "командир" нашего тела называется… (дети продолжают).

Что у нашего мозга есть память. А его помощниками являются (органы чувств).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Наши помощники — органы чувств»

Материал подготовлен для занятий по ознакомлению с окружающим миром,для детей  в средней группы....

НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Наши помощники — органы чувств»

Демонстрационный материал , ИКТ ,  баночки с различными на вкус продуктами ....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе тема: «В мире облаков»

Цель:формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе через поисково – познавательную деятельность.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с круговоротом в...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: « В мире игрушек»

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема:  « В мире игрушек»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".

Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны   (металл, резин...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"...