Беседы познавательные для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ
СТАРШАЯ ГРУППА
Выполнила: Валева. Е.С
№1 Беседа «О чем поют весной птицы»
Цель беседы: уточнять и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Ход беседы:
Как приятно проснуться, встать. Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна. Что солнце и утро прекраснее сна.
Ребята, птицы весело и громко пели свои песни, когда я шла в детский сад, на улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц? (Из теплых стран, с юга.)
- Почему птицы прилетели к нам? (Они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло.)
- Наступила весна. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.)
- Какие чудеса происходят весной? (Снег превращается в воду, появляются первоцветы - подснежники, лопаются почки, и появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробивающейся травки и т. д.)
- Но самое главное чудо - это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.
- Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные.)
Игра «Хорошо - плохо».
- Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло: голодно, птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в теплых странах насекомые водятся круглый год.)
- Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги и т. д.)
- Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелетных птиц? Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц за кличкой. Давайте и мы с вами их позовем так же.
Уж вы пташечки, щебетушечки, Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную Принесите нам.
- Что за чудо-дерево! Какие красивые типы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали? (Соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, иволга, жаворонок.)
- Как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелетные.)
- А как вы догадались, что это ласточка? (У нее голова, крылья, спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)
Как вы догадались, что это иволга? (У нее желтое оперение, а крылья и кончик хвоста - черные.)
- А по каким признакам догадались, что это скворец? (Он весь черный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.)
Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своею оперения, но и своими песнями. Окружающий человека мир полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц. А если бы птицы могли петь так, как люди, словами, о чем бы они нам рассказали в своих весенних песнях? (О том, как они любят свою родину, как прекрасна и неповторима наша земля, какие чудеса они видели в дальних странах, как долог и труден был их путь к себе домой, как они спешили и радовались встрече с нами и т.д.)
- Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется. Почему? (Выражает радость, тревогу, волнение, страх и т.д.)
- Кто враги у птиц? (Ястреб, коршун, сокол, кошка, лиса, куница и т.д.)
- А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение.
Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу».
- Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (Радостное, веселое, легко на душе и т.д.)
Мы слышали, как в вышине Поют свои нам песни птицы, Поют о солнце и весне, И о родимой стороне, И нет их песенок чудесней.
- А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнезда и построить новые.)
- Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
- Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, под балконом, в кустах).- Грачи, вороны, сороки строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями.
Иногда на дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд.
А вот посмотрите, как ловко устроено гнездо зяблика: свито из тонких прутиков, из сухих прошлогодних стеблей. А чтобы кто-нибудь из врагов гнездо не заметил, в стенки его вплетены лишайники, те самые, что на дереве растут, и ленточки бересты, чтобы хорошо было замаскировано гнездышко, не скоро найдешь.
Гнездо дрозда устроено в самой развилке сучков. Да так хорошо, прочно оно устроено, все стенки глиной промазаны.
А гнездо иволги похоже на корзиночку, устраивает она его на деревьях высоко от земли, в разветвлении тонких веточек.
Обычно соловей поселяется в густых зарослях черемухи, ивы или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле.
Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится только из комочков размокшей после дождя земли или глины.
А вот дятлы строят гнезда в дупле, которое легко определить по круглому входному отверстию, вытянутому сверху вниз.
- Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов.)
- А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? (Мама-птица, самка.)
- Кто заботится, кормит маму и птенцов? (Папа, самец.)
- Кто вскармливает и растит потомство? (Родители, обе птицы.)
- Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд и т.д.)
А давайте теперь попробуем выложить птиц из геометрических фигур. (Работа у столов). Какая у тебя птица? А у тебя? (Дети фантазируют, придумывают разных птиц).
А еще можно сделать птиц из пальчиков,
Пальчиковая игра «Птички»
- Пальчики - головка, крылышки - ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы - головка, остальные сомкнугые пальцы - крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)
К нам сорока-белобока Прилетела издалека,
Не сказала, где была. Но зато она, ребята.
Интересные загадки На хвосте нам принесла.
Кто загадку отгадает,Тот картинку открывает.
Черный, проворный. Кричит: «Кракк», Червякам враг. (грач)
Молод конь, за морем бывает. Спереди шильце, сзади вильце, На груди - белое полотенце. (ласточка)
Рано-рано на рассвете Средь листвы затрепещит. То споет на зависть флейте.
То, как кошка, запищит (иволга)
Гнездо не строит никогда. Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
Птичка-невеличка, А поет - лес дрожит. (соловей)
Верещунья-белобока, А зовут се... сорока.
- Спасибо вам, наши верные и преданные друзья - птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.
-А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Произойдет экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)
Послушайте рассказ ребята:
Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.
- Не разоряй гнезда! - сказал мальчику отец, - Весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик. Мальчик послушался отца. Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, веселых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг, старого гнездышка. Работа закипела; ласточки таскали в острых носиках глину и ил из ближнего ручья. И скоро гнездышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то перышки, то стебелек мха. Прошло еще несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остается в нем постоянно. «Видно, нанесла яичек и сидит теперь на них», - подумал мальчик. В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышко.
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперед, как неутомимо добывали пищу своим деткам.
(К.Д. Ушинский)
Итог беседы:
Ребята для чего нам нужны птицы?
Как мы называем птиц, которые прилетают к нам весной?
Каких перелетных птиц вы знаете?
Что вам больше запомнилось в беседе?
№ 2 Беседа «Перелетные птицы»
Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
Ход беседы: воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака, дети стоят)
На дворе звенит капель, по полям бегут ручьи,
На дорогах лужи, Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.
Ребята о каком времени года говорится в стихотворении С. Я. Маршака? Правильно, о весне.
- Сейчас у нас какое время года?
- Как называются весенние месяцы?
- Сейчас какой по счету месяц?
- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта. (Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне).
ДЕТИ: Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Весной хочется говорить красивые слова, будем придумывать красивые слова о весне. «Весна, какая?» (кто называет, садится на своё место).
ДЕТИ: Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т.д…
А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? ( перелетные).
(картинки с изображением птиц: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка, журавль ).
Почему этих птиц называют перелётными? ДЕТИ: Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
Почему птицы улетают осенью? ДЕТИ: Потому что становится холодно и нечем питаться.
Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод? ДЕТИ: Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
А зачем они к нам возвращаются из тёплых стран? ДЕТИ: У них здесь родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу.
Правильно, а как же интересно птицы летят до нас? - Могут лететь: клином, стаей, по одному (Воспитатель показывает слайды 1,2,3).
Отгадайте, пожалуйста, загадки:
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней? Кто же это? (соловей) (слайд 4)
- Послушайте как поет соловей. (аудиозапись)
Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка) (слайд 5)
- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка (аудиозапись).
Под крышей я леплю гнездо, Из комочков глины.Для птенчиков стелю на дно Пуховую перину (Ласточка) (слайд 6) (включается аудиозапись).
Что общее есть у всех птиц? (дети по очереди рассказывают)
Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца (плакат).
Хорошо! Давайте поиграем, встаём и делаем круг!
Физкультминутка: «Весёлый шарик».
Ты катись весёлый шарик Быстро – быстро по рукам,
У кого весёлый шарик Называет птицу нам.
Познавательно-исследовательский этап.
Ребята, чем весной занимаются птицы? Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы. (пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки). Собирают всякий мусор, зачем он им? Ребята, как вы думаете, для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки? ДЕТИ: Строят птицы гнезда.
Правильно, ребята. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые. Ребята, а Вы знаете, где птицы строят гнезда? ДЕТИ: На земле, на деревьях, под крышей, под балконом, в кустах.
Грачи строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам - выстилают сухой травой и тонкими ветками.
Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится только из комочков размокшей глины и земли после дождя.
Соловей поселяется в густых зарослях черемухи, ивы, или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле.
Скворцы любят старые парки и леса, где много дуплистых деревьев. В дуплах они и строят гнезда. А еще селится в скворечниках, которые им делают люди. Выстилают его мягким мхом, пухом, травинками. Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? ДЕТИ: Отложить яйца, вывести птенцов. Как называются птенцы?
Дидактическая игра «Назови птенцов».
У утки – утята
У гуся – гусята
У аиста – аистята
У грача – грачата
У скворца– скворчата
У соловья – соловьята
У журавля – журавлята
У кукушки – кукушата
Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?
Дидактическая игра « Четвертый лишний? ( по картинкам)
ласточка, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, ласточка.
Голубь, кукушка, цапля, журавль
6. Береги природу.
Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему. (Дети составляют предложения по картинкам – символам).
ДЕТИ:
- Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
- Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
- Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
ДЕТИ:
Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.
Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.
Мы никогда не услышим их чудных песен.
Чтоб от вредных насекомых Сады цветущие не гибли зря,
Всегда в любое время года Берегите всяких птиц, друзья!
Теперь вам понятно, почему говорят: Птицы - наши помощники и друзья
Итог беседы:
Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?
- О каких перелётных птицах мы говорили?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.
- Молодцы! Самым активным ребятам я даю призы – раскраски, оживите цветными карандашами этих птиц.
№3 Беседа «Птицы прилетели— весну принесли»
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Ход беседы: Праздником близкой весны считается прилет птиц к родным гнездовьям. В деревнях 22 марта справляли детский праздник Сорок сороков. В народе говорили, что к этому дню «сорок сороков птиц прилетает из заморских стран». По обычаю, пекли из ржаного теста фигурки птиц –«жаворонков» - певцов полей, особенно любезных душе крестьянина.
«Хоровод»
Жаворонки прилетите, Студёну зиму унесите, Теплу весну принесите : Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела, И соломку подобрала, И мякинку подняла. Уж вы, куличики-жаворонки, Солетайтеся, сокликайтеся.
- Развлечением деревенской молодежи были «Веснянки» -особые песни с хороводами и играми
Игра «Хорошо - плохо».
- Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, голодно, птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в теплых странах насекомые водятся круглый год.)
- Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги и т. д.)
Воспитатель показывает детям презентацию.
- А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнезда и построить новые.)
- Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
- Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, под балконом, в кустах.)
- Грачи, вороны, сороки строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Иногда на дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд.
А вот посмотрите, как ловко устроено гнездо зяблика: свито из тонких прутиков, из сухих прошлогодних стеблей. А чтобы кто-нибудь из врагов гнездо не заметил, в стенки его вплетены лишайники, те самые, что на дереве растут, и ленточки бересты, чтобы хорошо было замаскировано гнездышко, не скоро найдешь.
Гнездо дрозда устроено в самой развилке сучков. Да так хорошо, прочно оно устроено, все стенки глиной промазаны
А гнездо иволги похоже на корзиночку, устраивает она его на деревьях высоко от земли, в разветвлении тонких веточек
Обычно соловей поселяется в густых зарослях черемухи, ивы или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле.
Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится только из комочков размокшей после дождя земли или глины.
А вот дятлы строят гнезда в дупле, которое легко определить по круглому входному отверстию, вытянутому сверху вниз.
- Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?(Отложить яйца, вывести птенцов.)
- А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? (Мама-птица, самка.)
- Кто заботится, кормит маму и птенцов? (Папа, самец.)
- Кто вскармливает и растит потомство? (Родители, обе птицы.)
- Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд и т. д.)
Пальчиковая игра «Птички»
- Пальчики - головка, крылышки - ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)
Воспитатель; - Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь, - хлопайте в ладоши.
«Прилетели птицы — голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы — голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы — голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»
- Отгадайте загадки про птиц.
Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот И в полях поет, поет. (Жаворонок)
Эту птицу всякий знает На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает Да трещит весь день. (Скворец)
Весной прилетает птица. Поле вспашут – там любит кормиться. (Грач)
Птичка-невеличка, А поет - лес дрожит (соловей)
На лету хватает мошек, Хвостик – тонкие косицы, Предсказать погоду может,
Вам знакома эта птица. (ласточка)
Динамическая пауза:
Ласточки летели, (бегать по кругу и махать руками) Все люди глядели. (руки биноклем возле глаз) Ласточки садились, (присесть) Все люди дивились (подняться и развести руки в стороны) Сели посидели. (присесть) Взвились, полетели.
Спасибо вам, наши верные и преданные друзья — птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину. А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Произойдет экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)
Итог беседы:
- С какими птицами мы сегодня познакомились? (перелетными)
- Почему их так называют?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что было самым трудным? Самым интересным?
- Ребята, птицы вас благодарят за то, что вы много знаете о них и дарят вам свою весеннюю песенку (аудио «Голоса весеннего леса»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Познавательная деятельность детей старшей группы, как средство интеллектуального развития в ходе реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Позновательная деятельность детей старшего возраста...
Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...
Конспект беседы по ознакомлению детей старшей группы с трудом взрослых
Задачи:1. Учить детей отвечать на вопросы педагога, обогащать словарный запас, поддерживать диалог.2.Прививать интерес к труду взрослых, развивать желание поддерживать чистоту и порядок...
Конспект беседы «Формированию у детей старшей группы понимания своей гендерной принадлежности».
Тема которая беспокоит многих родителей и воспитателей, как правильно до ребенка донести его гендерную пренадлежность. В этой беседе есть все....
Беседа-развлечение для детей старшей групп на тему: «Масленица краса»
Цель: Развивать познавательный интерес и способности. Развивать мышление, речь. Воспитывать уважение к русским народным традициям....
Беседа по ознакомлению детей старшей группы с книгой В. Бианки «Лесные домишки»
Беседа по ознакомлению детей старшей группы с книгой В. Бианки «Лесные домишки»...
Беседа – занятие для детей старшей группы «Безопасность на дорогах»
Цель: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях. Задачи: 1. Расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофор...