Воздух и его свойства
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.37 КБ |
![]() | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности
Количество детей: подгруппа
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; - познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развиватъ умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия.
Словарь: атмосфера, воздушный, Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ 'обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь;
- воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов;
- ветер - движение воздуха
Словарь: атмосфера, воздушный,
Предварительная работа: чтение сказки В Сухомлинского «Ласковый ветер и холодный ветер, рассматривание иллюстраций «Дела ветра», беседа «Как воздух надо охранять», наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по
выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование: сундучок с письмом, письмо- маршрут поиска клада, весы самодельные, звукозапись «звуки ветра», свечка, фарфоровое блюдце, спички, иллюстрация-планета Земля, музыкальные инструменты ( дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка; киндеры с «запахом» и без запаха по одному на ребенка, миски с водой· на каждого ребёнка, картинки - красивый двор и картинка дым идёт из трубы, соломинки для коктейля, бумажные веера, снежинки из салфеток, зубочистки; целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, знаки- кружочки (зелёные и красные), панно «Чистый воздух вокруг нас».
Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка. Изготовление «ракеты»:
1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край.
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам (я привязала к· ручкам дверей)
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Найди клад». Поможет нам схема поиска. (Дети по схеме ищут клад, находят сундучок)
В: -Интересно, что в нём?( открывают сундучок, в нём -письмо-загадка)
В-Ребята, что это может быть? Я ничего не вижу, а вы? (варианты ответов)
На обратной стороне письма - подсказка –рисунок «весёлые человечки- газообразные» и еще одна загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не сможем
Дети: Воздух .
В- Правильно. Теперь мы знаем, что в сундучке находится воздух.
Я такой большой, что нахожусь везде
Я такой маленький, что в любую щель пролезу.
Отгадайте, что я, узнайте, какой я.
Расскажите, для чего я
В: IIриглашаю вас в нашу лабораторию « Почемучек» чтобы исследовать воздух.
Эксперимент мы проведём- воздух мы везде найдём!
-Присядьте, пожалуйста, на стулья.( Выставить на доску картинку с изображением
планеты Земля.)
Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли - называется атмосфера.
Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос - воздух, сфера - шар.
Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие
учёные.
В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Дети: Нет, не видим.
В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
(Ответы детей).
В.: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. (Поймаем воздух)
В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Д: В пакете ничего нет, он пустой.
В.: .Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? Д: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.
В.: Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
Д: Из пакета выходит воздух.
В: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Д: В нём нет воздуха, он весь вышел.
В.: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт 2 (Воздух в человеке)
В: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем
глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули (воздух). Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что
происходит?
Д: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть
воздух.
В.: А сейчас попробуйте: не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание
Долго человек может не дышать?
Дети: Нет, без воздуха человек умрет.
В. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Опыт 3 (Воздух можно услышать.)
В.: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
Д: Он внутри шариков.
В.: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит? Дети: Воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.
В.: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети: Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: звук- возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Опыт 4 (Ветер - это движение воздуха)
В.: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?
-Ребята, нам сегодня пригодиться веер, который мы с вами когда-то делали.
А теперь помашите веером перед лицом.
В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться,
Поэтому в лицо дует ветерок.
В.: Какой делаем вывод?
Вывод: когда воздух движется, получается ветер.
В- Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем
пронаблюдать, как красиво ветерок играет со снежинкой. Возьмите веер и помашите: им над салфеткой-снежинкой. Почему снежинка движется? У строим метель ?(дети машут веерами над салфетками –снежинками -получился снегопад.)
Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет
двигаться нашу снежинку. Наш опыт показывает, что ветер - это движение воздуха.
Физминутка. «Ветерок»
-Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий и ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает.
-Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.
Опыт 5 (Воздух не имеет запаха)
В.: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Д: Если воздух чистый, то он не имеет запаха.
В.: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.)
В.: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами . Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Дети: У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
В.: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт 6 (Воздух легче воды)
В.: Ребята, у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте их
«утопить», почему они не тонут?
Д: Внутри киндеров и игрушек есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт 8(Воздух занимает место)
В: Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? Дети, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что
появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? Мокрая. Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.
Опыт 7. (Воздух может двигать предметы)
В. Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт,
начинаем отсчёт 5,4,3,2, 1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую: край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
В.: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?
Д: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.
Вывод: Воздух может двигать предметы.
Итог:
В. -Итак, что же такое воздух?
Дети: воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.
Игра «Условные знаки»
В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка: один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете: показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
- Воздух окружает нас со всех сторон.
- Воздух можно услышать.
- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
- Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
- Человек может жить без воздуха.
- Ветер - это движение воздуха.
- Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух», «поймать» в оболочку.
- Воздух может двигать предметы.
- Воздух тяжелее воды.
Игра «Собери картинки»
В: Ребята, посмотрите, у меня есть картинки их надо собрать помогите мне, пожалуйста. (Дети собирают картинки)
В: Посмотрите внимательно, чем они отличаются?
Дети: На одной завод с трубами, которые дымят, а на другой красивый двор.
В: На какой улице вы бы хотел жить и почему?
Д: На второй, где красивый двор и нет дыма.
В: А как вы думаете к чему может привести дым и грязный воздух? Дети: К гибели.
Опыт8 (Пламя загрязняет воздух)
Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнить воздух? Подержите над
пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) стекло или фарфоровую чашку. Через
некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел- покрылся слоем копоти.
- Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить воздух.
Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух?
Ответы детей: дым заводов, пожары, мусорные свалки, дым сигарет, машины.
Предложите варианты очистки воздуха. .
Ответы: на заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают · воздух; необходимо вовремя убирать мусор; специальные машины поливают
тротуары и дорожки; люди сажают деревья, цветы и т. д.
- Да, ребята, важными очистителями воздуха и поставщиками кислорода являются
растения.
В.: Ребята, вы молодцы, хорошо работали.
Предлагаю вам закончить панно «Чистый воздух вокруг нас» (на готовом панно дети зачёркивают те объекты, которые загрязняют воздух.)
На память о нашем занятии я подарю вам воздушные шары. Дома вы расскажете . родителям всё. Что вы узнали о воздухе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лаборатория « Почемучек»
Опыт 1. «Поймаем воздух»
Опыт 2 «Воздух в человеке»
Опыт 3 «Воздух можно услышать»
Опыт 4 «Ветер - это движение воздуха»
Опыт 5 «Воздух не имеет запаха»
Опыт 6 «Воздух легче воды»
Опыт 7 «Воздух занимает место»
Опыт 8 (Воздух может двигать предметы)
Игра «Собери картинки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)
Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....

Воздух и его свойства. Охрана воздуха
При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ....

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»
Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...