Образовательный проект «Расти цветок»
проект по окружающему миру
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с комнатными растениями начинается с первых лет жизни малыша. Они привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства комнатных растений, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rasti_rostok.docx | 156.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципальное образование «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида № 22»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Расти цветок»
Проект разработан:
Зароченцевой Ю.А.
воспитателем первой квалификационной категории
г. Бугуруслан
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький
цветок» Г.Х.Андерсен.
Актуальность проблемы
Обычно в любом детском учреждении в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие. Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с комнатными растениями начинается с первых лет жизни малыша. Они привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства комнатных растений, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Наблюдая за детьми своей группы я увидела, что многие дети затрудняются называть комнатные растения, их отличительные признаки, правильно ухаживать за комнатными растениями, практические умения и навыки ухода за комнатными растениями недостаточно сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращаются за помощью к воспитателю.
Передо мной встала задача - расширить знания о комнатных растениях: называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев (овальные, круглые и др.), продолжать учить детей находить сходства и различие в форме, величины, окраске листьев и цветов, формировать интерес и любовь к растениям, умение замечать изменения в их развитии. Научить детей наблюдать, делать простейшие выводы на основе сравнения знакомого и незнакомого.
Началом моей работы стал проект «Расти цветок». Дети научатся ставить цель, решать проблему, делать выводы. Познакомятся с разнообразием комнатных растений, их строением, условиями, необходимыми для их роста.
Формы взаимодействия с родителями
Консультации «О пользе комнатных растений», «Наши комнатные друзья», советы родителям «Как приучить ребенка ухаживать за комнатными растениями», изготовления альбомов «Комнатные растения», «Комнатные растения в детском саду» (паспорт комнатных растений), игра викторина «Знатоки комнатных растений» (с участием родителей и детей).
Цели и задачи организации проекта
Участники проекта | Цель организации проекта | Задачи организации проекта |
Дети | Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и правилах ухода за ними. | -Познакомить детей с комнатными растениями: герань, бальзамин. -Учить детей описывать растения, отмечая при этом различие и сходство по характерным признакам внешнего вида: стебель, лист, цветок. - Уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни и роста комнатных растений. -Приучать к выполнению простейших поручений взрослых: поливать комнатные растения, рыхлить землю, опрыскивать, обрезать сухие листья. -Формировать интерес к комнатным растениям, умение замечать характерные отличительные признаки комнатных растений и рост растений. -Воспитывать чувство прекрасного, желание любоваться красотой комнатных растений. |
Педагоги (воспитатели) | Создание в группе условий для углубления и расширения знаний детей о комнатных растениях, способах ухода за ними. | - Изучить информацию, подобрать литературу, иллюстрации о комнатных растениях. -Познакомить детей с приемами ухода за комнатными растениями, последовательностью выполнения работы. - Продолжать воспитывать у детей интерес комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. |
Родители | Способствовать активному вовлечению родителей в деятельности ДОУ, просвещению родителей в вопросах способа ухода за комнатными растениями . | - Привлечь родителей к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта. - Пополнить «Зеленый уголок» комнатными растениями - Изготовить альбомы «Комнатные растения». «Комнатные растения в детском саду» (паспорт комнатных растений), - создать условия для бережного и заботливого отношения к комнатным растениям |
Участники проекта: воспитатели, воспитанники средней группы «Непоседы» и их родители.
Срок реализации: апрель 2017г.
Основание проекта
Проект реализуется на основе использования интеграции образовательных областей: социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое и физическое развитие.
Образовательная область социально - коммуникативное развитие:
-труд в уголке природы: полив комнатных растений, рыхление, протирание крупных плотных листьев, опрыскивание; размножение отпрысками комнатного растения хророфитум;
- ведение дневника наблюдения, составление мнемотаблиц: «Как ухаживать за комнатными растениями», « Орудия труда по уходу за комнатными растениями», «Что нужно для роста растений» ;
- наблюдение за трудом воспитателя по уходу за растениями;
- дидактические игры: «Узнай растение по описанию.»,«Найди такой же», «Что изменилось?», « Найди растение по названию», «Где спряталась матрешка», «Опишите, я отгадаю», «Чего не стало?» и др;
-сюжетно – ролевая игра «Магазин цветов»;
Образовательная область познавательное развитие:
- наблюдение за комнатными растениями: продолжать учить различать растения, закреплять знания об их строении, описывать растения, отмечая при этом различие и сходства между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида : их части, форма листа, величина и окраска листьев и цветов)
- рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением комнатных растений;
- ОД «Мир комнатных растений», «Сравнение комнатных растений (герань и бальзамин), « Как поливать, рыхлить комнатные растения»;
- беседы – обсуждения «Что необходимо растению для жизни?», « Как поливать, рыхлить комнатные растения»;
- ситуативные разговоры «Чем полезны цветы», «Как помочь растению»; - опыты «Может ли растение дышать?», «Нужен ли воздух комнатному растению», «Движение к свету», «Как растение растет в тени и на свету», «Растения пьют воду», «С водой и без воды»;
Образовательная область речевое развитие:
- чтение художественной литературы Е.Благинина «Бальзамин», «Бегония» «Кактус», Б.Заходер «Алоэ», Н. Нищева «Фиалка», «Комнатные растения», В.Каратов «Комнатные растения», Н.Буранова «Герань», О.Аленкина «Кактус», Б.Ферпер «Бегония», А.Барто «Кактус»;
-заучивание стихов Е.Благинина «Цветок- огонек», Н. Нищева «Герань»,
- отгадывание загадок;
-составление описательных рассказов о комнатных растениях;
-рассматривание картин на тему «Уход за комнатными растениями»;
Образовательная область художественно – эстетическое:
-рисование: «Кактус», «Хлорофитум», раскрашивание раскрасок «Комнатные растения» ;
Игровые упражнения:«Дорисуй цветок», «Нарисуй цветок по точкам»;
- пластилинография: «Фиалка в горшке»;
-аппликация «Бальзамин»;
Образовательная область физическое развитие:
-подвижные игры: «Посади цветы», «Раз, два, три к цветку беги», «На лужайке», «Кузнечики, травы, бабочки, цветы», «Живая клумба».
Условия реализации проекта.
Внутренняя среда специально организованная развивающая предметно – пространственная среда в группе.
Предметно – методическое обеспечение:
Центр «Зеленый уголок»
Труд в уголке природы: полив комнатных растений, рыхление, протирание крупных плотных листьев, опрыскивание
(инвентарь для ухода за растениями: лейки, палочки для рыхления земли, щеточки, тряпочки, губки, фартуки, тазы, клеенки);
Развивающий центр «Хочу все знать» альбомы «Комнатные растения», «Уход за комнатными растениями», иллюстрации комнатных растений, картины по теме «Уход за комнатными растениями»;
Развивающий центр «Мы играем» дидактические игры: «Узнай растение по описанию.»,«Найди такой же», «Что изменилось?», « Найди растение по названию», «Где спряталась матрешка», «Опишите, я отгадаю», «Чего не стало?» и др;
-сюжетно – ролевая игра «Магазин цветов»;
Развивающий центр «Здоровички»
-подвижные игры: «Посади цветы», «Раз, два, три к цветку беги», «На лужайке», «Кузнечики, травы, бабочки, цветы», «Живая клумба»,
Центр творчества «Умелые ручки»
материалы для художественно- творческой деятельности ( карандаши, краски, кисточки, пластилин, дощечки, стеки, салфетки, цветная бумага, клей, ножницы), раскраски;
Центр книги «В гостях у книги»
художественная литература;
Внешняя среда - выставочный зал (выставки работ местных художников) ;
Научно – методическое обеспечение
1.М.М.Марковская Уголок природы в детском саду. М.Просвещение 1984
2.В.Г.Нечаева Воспитание дошкольника в труде. М.Просвещение 1983
3.С.Н.Николаева Методика экологического воспитания в детском саду. М.Просвещение 2000
4.С.Н.Николаева Программа экологического воспитания дошкольников Москва 1993
5.О.В.Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Санкт – Петербург « Детство Пресс» 2002
6.В.А. Дрязгунова Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями М.Просвещение 1981
7.С.А. Веретенникова Ознакомление дошкольников с природой М.Просвещение 1973
Форма реализации проекта.
Образовательный проект реализуется на основе субъект – субъектного взаимодействия всех участников образовательных отношений и предполагает следующие организационные формы: совместная деятельность взрослого и детей: (наблюдения за комнатными растениями, беседы-обсуждения, рассматривание картин, ситуативные разговоры, дидактические игры, опыты и экспериментирование, труд в уголке природы);
самостоятельная деятельность детей: ( художественное творчество, рассматривание иллюстраций о комнатных растениях)
Этапы реализации проекта.
№ этапа | Название блока | Сроки |
1. | Подготовительный этап - Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет- ресурсы) | апрель 1 неделя |
2. | Основной этап(реализация проекта)
| апрель2-3 нед |
3. | Заключительный этап - Презентация проекта «Расти цветок»; - выставка детских работ; - презентация книги «Рождение - гераньки» - презентация мини- проекта «Цветы на подоконнике» | апрель 4 неделя |
План реализации проекта «Расти цветок»
Этапы проекта | Деятельность детей | Деятельность педагога | Взаимодействие с семьей | |
Подготовительный | Планирование деятельности детей по ознакомлению с комнатными растениями на основе « трех вопросов» ( что знаем?, что хотели бы узнать?, где это можно узнать?) | Беседы о комнатных растениях, составления плана работы над проектом, обсуждение предложений детей и нахождений общих решений по планированию ознакомлению детей с комнатными растениями и ухода за ними. | Обсуждение с родителями тематики мероприятий в реализации проекта | |
Основной | -труд в уголке природы: полив комнатных растений, рыхление, протирание крупных плотных листьев, опрыскивание; - дидактические игры: «Узнай растение по описанию.»,«Найди такой же», «Что изменилось?», « Найди растение по названию», «Где спряталась матрешка», «Опишите, я отгадаю», «Чего не стало?»; -сюжетно – ролевая игра «Магазин цветов»; - рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением комнатных растений; -рисование: «Кактус» «Хлорофитум», раскрашивание раскрасок «Комнатные растения» ; Игровые упражнения: «Дорисуй цветок», «Нарисуй цветок по точкам»; - пластилинография: «Фиалка в горшке»; -аппликация «Бальзамин». | - ОД «Мир комнатных растений», «Сравнение комнатных растений (герань и бальзамин), «Как поливать и рыхлить комнатные растения»; - беседы – обсуждения «Что необходимо растению для жизни?», « Как поливать комнатные растения»; - ситуативные разговоры «Чем полезны цветы», «Как помочь растению»; - опыты «Может ли растение дышать?», «Нужен ли воздух комнатному растению», «Движение к свету», «Как растение растет в тени и на свету», «Растения пьют воду», «С водой и без воды»; -чтение художественной литературы Е.Благинина «Бальзамин», «Бегония» «Кактус», Б.Заходер «Алоэ», Н. Нищева «Фиалка», «Комнатные растения», В.Каратов «Комнатные растения», Н.Буранова «Герань», О.Аленкина «Кактус», Б.Ферпер «Бегония», А.Барто «Кактус»; -заучивание стихов Е.Благинина «Цветок- огонек», Н. Нищева «Герань», -отгадывание загадок, -составление описательных рассказов о комнатных растениях. | консультации «О пользе комнатных растений», «Наши комнатные друзья», советы родителям «Как приучить ребенка ухаживать за комнатными растениями», изготовления альбома «Комнатные растения», | |
Заключительный | - выставка детских работ; - презентация книги «Рождение гераньки» - презентация мини- проекта «Цветы на подоконнике» | - Презентация проекта «Расти цветок»; | Участие в познавательной деятельности в качестве зрителей |
Мини – проект Ильи М.
Тема: Цветы на подоконнике.
План индивидуального маршрута ребенка
Срок | Деятельность ребенка | Форма реализация проекта |
апрель | Уход за комнатными растениями, наблюдения за их ростом. презентация мини- проекта «Цветы на подоконнике» | Совместная деятельность взрослого и детей |
Рассказ Ильи М. « Цветы на подоконнике.
У моей бабушке есть много цветов. Я ей помогаю за ними ухаживать. Самый любимый мой цветок – это герань. У нее белые цветы. Я всегда его поливаю, он очень быстро растет. Второй цветок –это фикус. Чтобы он рос нужно его поливать и протирать с листочков пыль.
Наши комнатные растения очень любят солнышко. Когда оно светит, цветы начинают тянуться к солнышку и от этого становятся краше.
Мне правится наблюдать за тем, как наши цветы становятся с каждым разом всё выше и красивее.
Мини – проект Маши К.
Тема: «Рождение гераньки»
План индивидуального маршрута ребенка
Срок | Деятельность ребенка | Форма реализация проекта |
апрель | Уход за комнатными растениями, наблюдения за их ростом. - создание книги «Рождение гераньки» -презентация книги «Рождение гераньки» | Совместная деятельность взрослого и детей |
Рассказ Маши К « Мой цветочек – герань»
Что бы появился новый цветок, нужно взять росток у взрослого цветка герани. Поставить росток в бокал с водой на окошко, что бы ему было светло и тепло. Когда у цветка появятся корешки, его нужно посадить в горшок с землей. На дно горшка мы кладем камешки, что бы корешки дышали. Сажаем аккуратно наш росток герани и засыпаем землей. Потом поливаем водой из лейки. Теперь у нас новый цветочек. Поставим его на окошко и не забудем его поливать. Тогда он будет расти, цвести и радовать нас. Мы с мамой написали рассказ «Рождение гераньки».
Ожидаемый результат.
Дети:
-осуществляют проектную деятельность вместе со взрослыми; - умеют описывать растения, отмечая при этом различие и сходство между ними по характерным признакам внешнего вида; - сформированы знания о жизненно необходимых условиях для комнатных растений; - приучены выполнять простейшие поручения взрослых: поливать комнатные растения, рыхлить землю, опрыскивать, обрезать сухие листья.
Родители:
- активно участвуют в реализации проекта, знакомя детей с комнатными растениями и способах ухода за ними;
-оказывают помощь в пополнении развивающей предметно – пространственной среды группы ( литература, наглядно – демонстрационный материал );
- создают дома условия для бережного и заботливого отношение к комнатным растениям.
Педагоги:
- повышают педагогическую компетентность по теме проекта «Расти цветок»;
- организуют образовательную деятельность на основе интеграции всех видов детской деятельности;
- разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образовании и в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среднесрочный образовательный проект "Растим патриотов России" образовательная область "Музыка" "
Основная цель проекта - привитие патриотических качеств, любви к родному Отечеству....
Детско-родительский образовательный проект «Мы растили огород»
проект направлен на развитие познавательных интересов детей...
Образовательный проект: "Растим патриотов России".
Цель проекта. Прививать детям национальные ценности: любовь к России,своему народу, своему краю, своей малой родине, служение Отечеству; долг перед Отечеством, старшим поколени...
Экологический проект для детей средней группы "Расти цветок".
Данный проект является исследовательским....
Образовательный проект «Расти здоровым малыш!».
Цель: Оздоровление детей, формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.Задачи: Обучающие...
Экологический проект в подготовительной группе "Расти цветок".
Экологический проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста "Расти цветок"....
Презентация проекта "Расти цветок"
Многие дети затрудняются называть комнатные растения, их отличительные признаки, правильно ухаживать за комнатными растениями, практические умения и навыки ухода за комнатными растениями н...