Образовательный проект «Расти цветок»
проект по окружающему миру

Зароченцева Юлия Альбертовна

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с  комнатными растениями начинается с первых лет жизни малыша. Они привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства комнатных растений, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rasti_rostok.docx156.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципальное образование «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида № 22»

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Расти цветок»

Проект разработан:

Зароченцевой  Ю.А.

воспитателем первой                                                                                   квалификационной категории  

                                     

                                               г.  Бугуруслан

                                         

                                         «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький

                                                       цветок»   Г.Х.Андерсен.            

                                       

                                          Актуальность проблемы

Обычно в любом детском учреждении в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие. Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с  комнатными растениями начинается с первых лет жизни малыша. Они привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства комнатных растений, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. 

Наблюдая за детьми своей группы я увидела, что многие  дети  затрудняются называть комнатные растения, их отличительные признаки, правильно ухаживать за комнатными растениями, практические умения и навыки ухода за комнатными растениями недостаточно сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращаются  за помощью к воспитателю.

Передо мной  встала  задача - расширить знания о комнатных растениях: называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев (овальные, круглые и др.), продолжать учить детей находить сходства и различие в форме, величины, окраске листьев и цветов, формировать интерес и любовь к растениям, умение замечать изменения в их развитии. Научить детей наблюдать, делать простейшие выводы на основе сравнения знакомого и незнакомого.

Началом моей работы стал проект «Расти цветок». Дети научатся ставить цель, решать проблему, делать выводы. Познакомятся с разнообразием комнатных растений, их строением, условиями, необходимыми для их роста.

                             Формы взаимодействия с родителями

Консультации «О пользе комнатных растений», «Наши комнатные друзья», советы родителям «Как приучить ребенка ухаживать за комнатными растениями», изготовления альбомов «Комнатные растения», «Комнатные растения в детском саду» (паспорт комнатных растений), игра викторина «Знатоки комнатных растений» (с участием родителей и детей).

                   

                             Цели и задачи организации проекта

Участники проекта

Цель организации проекта

Задачи организации проекта

Дети

Способствовать расширению знаний  детей о комнатных растениях и  правилах ухода за ними.

-Познакомить  детей   с  комнатными растениями: герань, бальзамин.

-Учить детей описывать растения, отмечая при этом различие и сходство по характерным признакам внешнего вида: стебель, лист, цветок.

- Уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни и роста комнатных растений.

-Приучать к выполнению простейших поручений взрослых: поливать комнатные растения, рыхлить землю, опрыскивать, обрезать  сухие листья.

-Формировать интерес к комнатным растениям, умение замечать характерные отличительные признаки  комнатных растений и рост растений.

-Воспитывать чувство прекрасного, желание любоваться красотой комнатных растений.

Педагоги

(воспитатели)

Создание в группе условий для углубления и расширения знаний детей о комнатных растениях,  способах ухода за ними.

- Изучить информацию, подобрать литературу, иллюстрации о комнатных растениях.

-Познакомить детей с приемами ухода за комнатными растениями, последовательностью выполнения работы.

- Продолжать воспитывать у детей интерес комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Родители

Способствовать активному вовлечению родителей в деятельности ДОУ, просвещению родителей в вопросах  способа ухода за комнатными растениями .

- Привлечь родителей к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта.

- Пополнить «Зеленый уголок» комнатными растениями

- Изготовить альбомы «Комнатные растения». «Комнатные растения в детском саду» (паспорт комнатных растений),

- создать условия для бережного и заботливого отношения к комнатным растениям

        Участники проекта:    воспитатели, воспитанники средней группы        «Непоседы» и их родители.

     Срок реализации:   апрель 2017г.

                                Основание проекта

Проект реализуется на основе использования интеграции образовательных областей: социально- коммуникативное, познавательное,  речевое, художественно - эстетическое и физическое развитие.

Образовательная область социально - коммуникативное развитие:

 -труд в уголке природы: полив комнатных растений,  рыхление, протирание крупных плотных листьев,  опрыскивание; размножение отпрысками  комнатного растения хророфитум;

- ведение дневника наблюдения, составление мнемотаблиц: «Как ухаживать за комнатными растениями», « Орудия труда по уходу за комнатными растениями», «Что нужно для роста растений» ;

- наблюдение за трудом воспитателя по уходу за растениями;

- дидактические игры: «Узнай растение по описанию.»,«Найди такой же», «Что изменилось?», « Найди растение по названию», «Где спряталась матрешка», «Опишите, я отгадаю», «Чего не стало?» и др;

-сюжетно – ролевая игра «Магазин цветов»;

Образовательная область познавательное развитие:

- наблюдение за комнатными растениями: продолжать учить  различать растения, закреплять знания  об их строении, описывать растения, отмечая при этом различие и сходства между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида : их части, форма листа, величина и окраска листьев и цветов)

- рассматривание  иллюстраций, фотографий с изображением комнатных растений;

- ОД «Мир комнатных растений», «Сравнение комнатных растений (герань и бальзамин), « Как поливать, рыхлить комнатные растения»;

- беседы – обсуждения «Что необходимо растению для жизни?»,  « Как поливать, рыхлить комнатные растения»;

- ситуативные разговоры «Чем полезны цветы», «Как помочь растению»;       - опыты «Может ли растение дышать?»,  «Нужен ли воздух комнатному растению», «Движение к свету», «Как растение растет в тени и на свету», «Растения пьют воду», «С водой и без воды»;

Образовательная область речевое развитие:

- чтение художественной литературы  Е.Благинина «Бальзамин», «Бегония» «Кактус», Б.Заходер «Алоэ»,  Н. Нищева «Фиалка», «Комнатные растения», В.Каратов «Комнатные растения», Н.Буранова «Герань», О.Аленкина «Кактус», Б.Ферпер  «Бегония», А.Барто «Кактус»;

-заучивание стихов Е.Благинина «Цветок- огонек»,  Н. Нищева «Герань»,

- отгадывание загадок;

-составление описательных рассказов о комнатных растениях;

-рассматривание картин на тему «Уход  за комнатными растениями»;  

Образовательная область художественно – эстетическое:

-рисование: «Кактус», «Хлорофитум», раскрашивание раскрасок  «Комнатные растения» ;

Игровые упражнения:«Дорисуй цветок», «Нарисуй цветок по точкам»;

- пластилинография: «Фиалка в горшке»;

-аппликация «Бальзамин»;

Образовательная область физическое развитие:

 -подвижные игры: «Посади цветы», «Раз, два, три к цветку беги», «На лужайке», «Кузнечики, травы, бабочки, цветы», «Живая клумба».  

                             Условия реализации проекта.

Внутренняя среда специально организованная развивающая предметно – пространственная среда  в группе.

Предметно – методическое обеспечение:

  Центр «Зеленый  уголок»

Труд в уголке природы: полив комнатных растений,  рыхление, протирание крупных плотных листьев,  опрыскивание

 (инвентарь для ухода за растениями: лейки, палочки для рыхления земли, щеточки, тряпочки, губки, фартуки, тазы, клеенки);

Развивающий центр «Хочу все знать» альбомы «Комнатные растения», «Уход за комнатными растениями», иллюстрации  комнатных растений, картины  по теме «Уход за комнатными растениями»;

Развивающий центр «Мы играем»  дидактические игры: «Узнай растение по описанию.»,«Найди такой же», «Что изменилось?», « Найди растение по названию», «Где спряталась матрешка», «Опишите, я отгадаю», «Чего не стало?» и др;

-сюжетно – ролевая игра «Магазин цветов»;

Развивающий центр  «Здоровички»

-подвижные игры: «Посади цветы», «Раз, два, три к цветку беги», «На лужайке», «Кузнечики, травы, бабочки, цветы», «Живая клумба»,  

  Центр творчества «Умелые ручки»  

материалы для художественно- творческой деятельности ( карандаши, краски, кисточки, пластилин, дощечки, стеки, салфетки, цветная бумага, клей, ножницы), раскраски;

Центр книги «В гостях у книги»

художественная литература;

Внешняя среда - выставочный зал (выставки работ местных художников) ;  

                       Научно – методическое обеспечение

1.М.М.Марковская Уголок природы в детском саду. М.Просвещение 1984

2.В.Г.Нечаева Воспитание  дошкольника в труде. М.Просвещение 1983

3.С.Н.Николаева Методика экологического воспитания в детском саду. М.Просвещение 2000

4.С.Н.Николаева Программа экологического воспитания дошкольников Москва 1993

5.О.В.Воронкевич Добро пожаловать  в экологию!  Санкт – Петербург « Детство Пресс» 2002

6.В.А. Дрязгунова  Дидактические игры для ознакомления дошкольников  с растениями  М.Просвещение 1981

7.С.А. Веретенникова Ознакомление дошкольников с природой М.Просвещение 1973

                                        Форма реализации проекта.

Образовательный проект реализуется на основе субъект – субъектного взаимодействия всех участников образовательных отношений и предполагает следующие организационные формы: совместная деятельность взрослого и детей: (наблюдения за комнатными растениями, беседы-обсуждения, рассматривание картин, ситуативные разговоры, дидактические игры, опыты и экспериментирование, труд в  уголке природы);

самостоятельная деятельность детей: ( художественное творчество, рассматривание иллюстраций о комнатных растениях)

                       

                         Этапы реализации проекта.

№ этапа

Название блока

Сроки

        1.

Подготовительный этап

- Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет- ресурсы)

апрель 1 неделя

        2.

Основной этап(реализация проекта)

 

апрель2-3 нед

        3.

Заключительный этап                          

- Презентация проекта «Расти цветок»;

- выставка детских работ;

- презентация книги «Рождение - гераньки»

- презентация мини- проекта «Цветы на подоконнике»

апрель 4 неделя

                          План реализации проекта «Расти цветок»

Этапы проекта

Деятельность детей

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьей

Подготовительный

Планирование деятельности детей по ознакомлению с комнатными растениями на основе « трех вопросов» ( что знаем?,  что хотели бы узнать?, где это можно узнать?)

Беседы о комнатных растениях, составления плана работы над проектом, обсуждение предложений детей и нахождений общих решений по планированию ознакомлению детей  с комнатными растениями и ухода за ними.

Обсуждение с родителями тематики мероприятий в реализации проекта

Основной

-труд в уголке природы: полив комнатных растений,  рыхление, протирание крупных плотных листьев,  опрыскивание;

- дидактические игры: «Узнай растение по описанию.»,«Найди такой же», «Что изменилось?», « Найди растение по названию», «Где спряталась матрешка», «Опишите, я отгадаю», «Чего не стало?»;

-сюжетно – ролевая игра «Магазин цветов»;

- рассматривание  иллюстраций, фотографий с изображением комнатных растений;

-рисование: «Кактус» «Хлорофитум», раскрашивание раскрасок  «Комнатные растения» ;

Игровые упражнения: «Дорисуй цветок», «Нарисуй цветок по точкам»;

- пластилинография: «Фиалка в горшке»;

-аппликация «Бальзамин».

- ОД «Мир комнатных растений», «Сравнение комнатных растений (герань и бальзамин), «Как поливать и рыхлить комнатные растения»;

- беседы – обсуждения «Что необходимо растению для жизни?»,  « Как поливать комнатные растения»;

- ситуативные разговоры «Чем полезны цветы», «Как помочь растению»;

- опыты «Может ли растение дышать?»,  «Нужен ли воздух комнатному растению», «Движение к свету», «Как растение растет в тени и на свету», «Растения пьют воду», «С водой и без воды»;

-чтение художественной литературы Е.Благинина «Бальзамин», «Бегония» «Кактус», Б.Заходер «Алоэ»,  Н. Нищева «Фиалка», «Комнатные растения», В.Каратов «Комнатные растения», Н.Буранова «Герань», О.Аленкина «Кактус», Б.Ферпер  «Бегония», А.Барто «Кактус»;

-заучивание стихов Е.Благинина «Цветок- огонек»,  Н. Нищева «Герань»,

 -отгадывание загадок,

-составление описательных рассказов о комнатных растениях.

консультации «О пользе комнатных растений», «Наши комнатные друзья», советы родителям «Как приучить ребенка ухаживать за комнатными растениями», изготовления альбома «Комнатные растения»,

Заключительный

  - выставка детских работ;

- презентация книги «Рождение гераньки»

- презентация мини- проекта «Цветы на подоконнике»

- Презентация проекта «Расти цветок»;

Участие в познавательной деятельности в качестве зрителей

                                           

                                 Мини – проект Ильи М.

                                Тема: Цветы  на подоконнике.

                          План индивидуального маршрута ребенка

Срок

 Деятельность ребенка

Форма реализация проекта

апрель

Уход за комнатными растениями, наблюдения за их ростом.

презентация мини- проекта «Цветы на подоконнике»

Совместная деятельность взрослого и детей

                   Рассказ Ильи М. « Цветы  на подоконнике.

У моей бабушке есть много цветов. Я ей помогаю за ними ухаживать. Самый любимый мой цветок – это герань. У нее белые цветы. Я всегда его поливаю,  он очень быстро растет. Второй цветок –это фикус. Чтобы он рос нужно  его поливать и протирать  с листочков пыль.

 Наши комнатные растения очень любят солнышко. Когда оно светит, цветы начинают тянуться к солнышку и от этого становятся краше.

Мне правится наблюдать за тем, как наши цветы становятся с каждым разом всё выше и красивее.

                           

                               Мини – проект Маши К.

                               Тема: «Рождение гераньки»

                       План индивидуального маршрута ребенка

Срок

 Деятельность ребенка

Форма реализация проекта

апрель

Уход за комнатными растениями, наблюдения за их ростом.

- создание книги «Рождение гераньки»

-презентация книги «Рождение гераньки»

Совместная деятельность взрослого и детей

               

                         Рассказ Маши К  « Мой цветочек – герань»

Что бы появился новый цветок, нужно взять росток у взрослого цветка герани. Поставить росток  в бокал с водой на окошко, что бы  ему было светло и тепло. Когда у цветка появятся корешки, его нужно посадить в горшок с землей. На дно горшка мы  кладем камешки, что бы корешки дышали. Сажаем аккуратно наш росток герани и засыпаем землей.  Потом поливаем водой из лейки. Теперь у нас новый цветочек. Поставим его на окошко  и не забудем  его поливать. Тогда он будет расти, цвести и радовать нас. Мы с мамой написали рассказ «Рождение гераньки».

                                   

                                  Ожидаемый результат.

                                                Дети:

-осуществляют проектную деятельность вместе  со взрослыми;                          - умеют описывать растения, отмечая при этом различие и сходство  между ними по характерным признакам внешнего вида;                                                 - сформированы знания о жизненно необходимых условиях для комнатных растений;                                                                                                                      - приучены  выполнять  простейшие поручения взрослых: поливать комнатные растения, рыхлить землю, опрыскивать, обрезать  сухие листья.

                                             Родители:

- активно участвуют в реализации проекта, знакомя детей  с комнатными растениями  и способах ухода за ними;

-оказывают помощь в пополнении развивающей предметно – пространственной среды группы ( литература, наглядно – демонстрационный материал );

- создают дома условия для бережного и заботливого отношение к комнатным растениям.

                                               Педагоги:

- повышают педагогическую компетентность по теме проекта «Расти цветок»;

- организуют образовательную деятельность на основе интеграции всех видов детской деятельности;

- разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образовании и в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесрочный образовательный проект "Растим патриотов России" образовательная область "Музыка" "

Основная цель проекта  - привитие патриотических качеств, любви к родному Отечеству....

Детско-родительский образовательный проект «Мы растили огород»

проект направлен на развитие познавательных интересов детей...

Образовательный проект: "Растим патриотов России".

Цель проекта.     Прививать детям национальные ценности: любовь к России,своему народу, своему краю, своей малой родине, служение Отечеству; долг перед Отечеством, старшим поколени...

Экологический проект для детей средней группы "Расти цветок".

Данный проект является исследовательским....

Образовательный проект «Расти здоровым малыш!».

Цель: Оздоровление детей, формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.Задачи:         Обучающие...

Экологический проект в подготовительной группе "Расти цветок".

Экологический проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста "Расти цветок"....

Презентация проекта "Расти цветок"

Многие  дети  затрудняются называть комнатные растения, их отличительные признаки, правильно ухаживать за комнатными растениями, практические умения и навыки ухода за комнатными растениями н...