Конспект поисково - исследовательской деятельности " Мы - следопыты".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Пыжьянова Светлана Викторовна

На ветках плотные комочки,

в них дремлют клейкие листочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_sledopyty.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим

                 « Мы  - следопыты».

Цель: Дать представление об изменениях  в жизни диких животных весной. Учить отвечать на вопросы  полными ответами. Закрепить знания о признаках весны. Развиваем творческие способности – умение передавать в движении походку, характер животного. Развиваем мелкую моторику, логическое мышление – отгадывать загадки.

Оборудование: мнемотаблица « Весна», указка, предметные картинки « Дикие животные», « детеныши диких животных», демонстрационная картина « Где чьи следы», бумага для рисования.

Предварительная работа: Показываю детям мнемотаблицу, и по очереди показывая на картинки, читаю рифмовку:

                         Солнце припекает, снег повсюду тает.

                         Лопаются почки, растут, растут, листочки.

                         Травка появляется, мишка просыпается.

                         Звери дикие линяют – шубы зимние меняют.

                         Весной родились малыши: у всех зверей – детеныши.

Уточнить ,кто всю зиму спал. Не только медведь, но и ёж: « Еще с осени ежик зарылся в опавшие листья и проспал там все холода и метели. Но солнышко припекло ,стало тепло – проснулся ёжик, зафыркал: « Ф-Ф- Ф – вставать пора – весна пришла!»

Рассказать детям, что все лесные жители рады весне: « Зимой было голодно и холодно, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики – надоело им всю зиму грызть ветки да кору, хочется отведать свежей зелени. На прогретую  землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться. Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех  густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая  шерсть – мех становится редким. Теперь не так жарко  будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только  линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной  стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться  легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.  Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу и заметишь».

Закончив рассказ, задаю детям вопросы. Кто зимой спал, а кто нет? Дай скорее ответ? Почему медведь и ёж весной проснулись? Почему звери линять – шубы зимние меняют? У  каких диких животных летом мех не такого цвета, как зимой?  Для чего это нужно?

Рассказать детям, что весной у всех диких животных появляются детеныши. Показываю детям картинки с изображенными детенышами этих животных и назовите их ( заяц, лиса, белка, волк, ёж, медведь).

Ход занятия: Ребята, встаньте на дорожку, и подравняйте ножки.  Сегодня мы с вами отправимся в весенний лес.  Я расскажу вам много интересного, и вы что- то увидите. Посмотрите на доску. Давайте мы с вами составим рассказ  о весне по мнеотаблице. Весной ярко светит солнце. Весной тает снег.  Весной вырастает травка и листочки на деревьях. Весной просыпаются медведь и ёж.  Весной животные линяют. Весной у диких животных появляются  детеныши. Молодцы, теперь проходите на стульчики. Послушайте загадки. Показываю иллюстрации их соответствующими движениями или звукоподражанию.

            Этот зверь живет в бору, у стволов грызет кору.

            Летом в шубке серенькой, а зимою – в беленькой.

                                                                  ( заяц, показываю картинку, как заяц

                                                                   Грызет кору).

Проснулся медведь, да как начал реветь: « Э –э –э … есть хочу!» Ребята, а что ест медведь ( корни, травы, жуков, мышей, зайцев).

             

            Зверька узнаем мы с тобой.

           По двум таким приметам: он в шубке серенькой зимой,

           А в рыжей шубке – летом.

                                                     ( Белка).

          « Цик – цик –цик», - говорит белочка, - это я!

            Пуста кладовочка моя.

           Надо из дупла выбираться – за едой отправляться».

Скажите, чем питается белка? Шишками, орехами.

             Всю зиму между елками, проспал мешок с иголками.

            « Ф –ф –ф –хватит спать, пора вставать.

                                                                         ( ёж).

Чем питается ежик? Жуками, червяками, мышами.

                Серый и зубастый. Воет в день ненастный: У –у –у ( волк)

Чем питается волк?  Ловит мышей, зайцев, овец.

                Хвост пушистый, мех золотистый.

                В лесу живет, в деревни кур крадет.

                                                                        ( Лиса)

Чем питается лиса? Мышами, зайцев ловит.

Ребята, у всех диких животных  весной появляются детеныши. Но случилась беда в лесу – все малыши разбежались кто куда. Загоревали звери родители.  Посмотрите на картинки, и ответьте с интонацией.

Говорит медведь: « Где мой медвежонок? Нет моего медвежонка. ( с печалью в голосе)

Говорит волк: « Где мой волчонок?» Нет моего волчонка ( с печалью в голосе).

Ребята, давайте поможем зверям найти своих детенышей. Для этого  рассмотрите на доске на доске следы диких животных. Такие следы звери оставляют на снегу или влажной земле.  Обратите внимание, на то, что следы некоторых зверей похожи, но отличаются по размеру.  Например, следы зайца и белки, следы волка и лисы. Если вы будете внимательными следопытами, то сможем распутать цепочки звериных следов на лесной поляне и узнать, куда убежали их детеныши животных. Показываю картинку « Где, чьи следы?» Вызываю одного ребенка, предлагаю показать диких животных, куда убежали их детеныши. Для этого, надо провести указательным пальцем по цепочке следов каждого из них.

Обрадовались звери, что надо узнали, где надо искать своих детенышей, и отправились вслед за ними. ( Предлагаю показать ,как идет каждый зверь: заяц, медведь, волк, лиса, ёж ). Дети должны постараться предать походку животного и даже, его характерные движения, и даже голос, чтоб детеныши сразу узнали свою маму.

Звери обрадовались, что нашли своих детенышей. Показываю две картинки, спросить: Где мама, а где детеныш? Как вы поняли? Правильно, мама большая, а детеныш маленький.

               У лисы нос, а лисенка носик.

                У лисы рот, а у лисенка ротик.

                У лисы усы, а у лисенка, усики.

                У лисы лапы, а у лисенка лапки.

               У лисы хвост, а у лисенка, хвостик.

                У лисы спина, а у лисенка спинка.

                У лисы живот, а у лисенка животик.

                У лисы уши, а у лисенка, ушки.

Молодцы ребята, что помогли  зверятам  найти их мам, теперь вы настоящие следопыты.

Проводится игра « Закончи фразу». Уточнить какое время года до весны, после весны.

 Послушайте внимательно и закончите начатую фразу:

              Зимой в лесу холодно,  а летом…..( тепло).

              Зимой волк голодный, а летом…..( сытый).

              Зимой медведь худой, а летом…..( толстый).

              Зимой у лисы мех густой, а летом…(редкий).

              Зимой заяц в белой шубке, а летом….( в серой).

              Зимой белка серая,  а летом….( рыжая).

Предлагаю детям  нарисовать  красками « Первые листочки».

                  На ветках плотные комочки,

                  В них дремлют клейкие листочки.

                  Что же это за комочки?

                   Отвечайте – это …( почки).

Объясняю, как надо нарисовать листочки, как только лесные жители узнают о том, что в лесу распустились первые зеленые листочки, прибегут и прилетят на эту полянку.

Молодцы ребята, со всеми заданиями справились.

                 

             

               

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Перспективный план работы по теме: «Познавательно-исследовательской деятельности «Мы почемучки и следопыты»

Перспективный план работы по теме:  «Познавательно-исследовательской деятельности «Мы почемучки и следопыты»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...