Возрастная группа: подготовительная.
Тема НОД: «Воздух - богатство нашей планеты»
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное
развитие (ознакомление с миром природы)
Цель: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха,
расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных,
растений.
Задачи:
Образовательные: познакомить со способами обнаружения воздуха; развивать
навыки проведения опытов.
Способствовать развитию воображения дошкольников, используя современные
нетрадиционные методы и приемы, посредствам внедрения в воспитательно-
образовательный процесс игровой квест-технологии, способствующий формированию
у детей самостоятельного мышления, развитию фантазий и познавательной
активности.
Развивающие: развивать умение самостоятельно делать выводы на основе
практического опыта
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру,
умение работать в группе, бережное отношение к воздуху
Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и
фольклора, двигательная, музыкальная, познавательно-исследовательская, игровая.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, загадка, ситуативные
разговоры, музыка, игра с мячом, стих.
Формы организации: фронтальная.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, видеофильм,
шкатулка, мяч, карточки, схема, резиновые игрушки, ластик, противогаз.
На каждого: веер, стаканчики с водой, кусочек почвы, халаты, салфетки.
Методы и приемы:
практические: рассматривание шкатулки, проведение опытов, игра с мячом.
наглядные: сюрпризный момент, схема демонстрация вопросов.
словесные: беседа, инструкции, выводы, вопросы.
Предварительная работа: Наблюдения. Беседы. Опыты.
Содержание непрерывной образовательной деятельности.
Вводная (мотивационная) часть
Введение в игровую ситуацию
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, кто-то нам
прислал видеофильм, хотите
посмотреть его?
Видеофильм от «Фиксиков»
«Чему учит экология»
Кто прислал нам фильм. О чём он?
Правильно. Молодцы.
Дети смотрят видеофильм.
Ответы детей: герои
мультфильма «Фиксики»,
фильм о природе, её надо беречь.
Привлечени
е внимания,
создание
мотивации
(1 смс) Ребята, что это?
Дорогие ребята! Мы Симка и Нолик
приготовили для вас сюрприз. Он
находится в шкатулке.
- А где-же шкатулка?
-А хотите посмотреть, что в ней?
Послушайте загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем.
-Что же находится в шкатулке?
Правильно. В шкатулке находится
воздух.
на электронную почту пришло
сообщение,
Ответы детей: Дети ищут и
рассматривают шкатулку.
Шкатулка пустая
Ответы детей.
Воздух
Основная часть
Воспитатель: (смс) Фиксики нам
прислали ещё картинку, посмотрите
на экран что это?
-Как вы думаете для чего он нам
нужен? Что мы вдыхаем?
Правильно. А сейчас попробуйте не
дышать. Сделайте глубокий вдох и
задержите дыхание.
Легко вам было не дышать?
А кто еще не может жить без
воздуха?
Правильно. Всему живому нужен
воздух.
-А хотите узнать, какой бывает
воздух?
Посмотрите на экран, Фиксики
прислали ещё картинку. Что вы
видите? Для чего нам нужен веер?
-Так какой же стал воздух?
-А каким воздухом полезно дышать?
Если воздух загрязнён, например,
при пожаре сильный дым.
-С помощью чего дышат пожарные?
-А хотите посмотреть, как выглядит
настоящий противогаз? Вечером мы
поиграем в игру «Пожарные»
Чтобы узнать побольше о воздухе,
хотите отправиться в нашу
лабораторию. Сейчас мы с вами
превратимся в настоящих учёных, а
для этого нам нужно переодеться в
Ответы детей.
Нос.
Чтобы дышать.
Воздух
Дети задерживают дыхание.
Ответы детей.
Человек не может жить без
воздуха, и животные, растения,
рыбы, птицы. Воздух нужен всем.
Ответы детей:
Веер. Когда жарко, чтобы
охладить воздух.
Воздух холодный, прохладный.
Чистым.
Ответы детей: с помощью
маски, противогаза.
Ответы детей:
соблюдать тишину, не перебивать
Введение
детей в
деятельност
ь.
Расширяют
знания о
значении
воздуха для
всего
живого.
Активизиро
вание
мыслительн
ой
деятельност
и.
специальную одежду.
В лаборатории надо соблюдать
определенные правила: какие как вы
думаете ?
Посмотрите на экран, что это? Как
вы думаете для чего нам эта схема?
Правильно мы по этой схеме
отправимся в лабораторию и будем
проводить опыты. Посмотрите
внимательно куда мы отправимся?
Опыт №1
Посмотрите что находится на
столах?
- Как вы думаете, есть ли в почве
воздух?
- Хотите проверить. В стакан с водой
бросим комочек почвы.
Посмотрите внимательно, что
происходит?
Какой можно сделать вывод?
Правильно. В почве есть воздух.
Опыт №2
Посмотрите на схему, куда мы
дальше отправимся?
Как вы думаете, имеет ли воздух
вес? Ребята, из какого материала
сделаны предметы?
Возьмем ластик и опустим его в воду
что произошло? А теперь опустим в
воду резиновую игрушку. Почему
она не тонет?
Что внутри игрушки?
Что мы этим доказали?
Молодцы.
Опыт №3
Отправляемся дальше.
Возьмите стакан и на дно его
положите бумажную салфетку,
затем, повернув стакан отверстием
вниз, резко его опустили в контейнер
с водой, а потом быстро его вынули
из воды и потрогали салфетку, она
оказалась сухой. Какой вывод можем
сделать? Молодцы.
Опыт №4
Посмотрите на схему, куда мы
продолжим свой путь?
друг друга, не мешать друг другу,
работать тихо, аккуратно,
внимательно, приступать к
выполнению опыта только после
показа взрослого.
Ответы детей: Схема,
мы по этой схеме отправимся в
лабораторию
Дети проходят к столам, где стоят
стаканы с водой, почвой.
Рассматривают. Лежат комочки
почвы, стаканы с водой.
Из почвы начинают выделяться
пузырьки воздуха
Ответы детей:
В почве есть воздух
Ответы детей:
резиновая игрушка, ластик
Дети осуществляют эксперимент.
Ластик утонул
Игрушка на тонет.
Внутри игрушки воздух
Вывод: воздух имеет вес, но он
легче, чем вода.
Осуществляют эксперимент.
Ответы детей. Это доказывает,
что в стакане находился воздух,
который не пустил воду в стакан.
А раз воды нет, значит, она
намочить салфетку не может
Активизиро
вание
мыслительн
ой
деятельност
и
Развитие
навыка
проведения
опытов
Активизиро
вание
мыслительн
ой
деятельност
и. Умеют
взаимодейс
твовать
друг с
другом
А как вы думаете, что происходит с
воздухом при нагревании?
А. что происходит с воздухом при
охлаждении?
Я вам сейчас покажу. Воздушный
шарик надеть на горлышко
пластиковой бутылки и опустить
бутылку в горячую воду. Что вы
видите?
Шарик надулся, а почему?
Ставим бутылку в холодную воду,
что вы видите?
Шарик сдулся, почему?
Правильно. Молодцы снимаем
халаты и немного отдохнем.
Ответы детей:
В бутылке находится воздух, он
нагревается, расширяется и
наполняет шарик.
При охлаждении воздух
сжимается и шарик сдулся.
Заключительная часть (рефлексия).
Воспитатель подводит итог.
(дети садятся на ковёр, воспитатель
катает мяч к ребёнку и задаёт
вопросы)
Вы так замечательно и дружно
работали, что у меня поднялось
отличное настроение.
- А у вас какое настроение?
- О чём мы сегодня говорили?
- А что мы узнали о воздухе?
- Скажите, вам понравилось
проводить опыты?
- Какой опыт вам показался более
интересным?
-Можете ли вы научить кого-либо
проводить опыты так же?
-Что вам показалось самым
трудным?
- С чем вы справились легко?
Молодцы, ребята. Вы все были
внимательными, активными. Я хочу
вам прочитать стихотворение
«Богатство нашей планеты Земля-
Это Воздух!
Без него не прожить никогда!
Беречь его надо всегда!» На память я
вам дарю воздушные шары
Ответы детей:
отличное
настроение,
хорошее, весёлое,
радостное.
Дети делятся
впечатлениями.
Подведение итогов НОД,
закрепление свойств
воздуха, обмен
впечатлениями.