"Природа и мы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней. Например, выброс нефти, техногенные катастрофы, безрассудное потребление природных ресурсов, взрывы на атомных электростанциях ведут к нарушениям разумного взаимоотношения с природой.
В связи с этим экологическое воспитание и образование детей – актуальная проблема настоящего времени. Подростковый возраст является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Это начальный этап становления личности и в этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе и экологической.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формировать стремление беречь природу как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
Задачи:
1. Образовательные: систематизировать знания обучающихся о природе, экологии, их значении в жизни человека.
2. Развивающие: корригировать познавательный интерес, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы посредством разгадывания темы занятия, дидактической игры, беседы, индивидуальной и групповой работы.
3. Воспитательные: Воспитание чувства ответственности за свои поступки к объектам природы, раскрытие важности использования и охраны окружающей среды.
Образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, проблемный подход в обучении, ИКТ
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Оборудование: карточки с заданием для работы в парах, мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, музыкальные файлы для оформления занятия, видеоматериал.
- Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада видеть всех вас здесь в добром здравии и хорошем настроении! Очень надеюсь, что сегодняшнее занятие пройдет успешно и продуктивно.
Упражнение: «Мы одна команда!» (Слайд 1)
Цель: создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и уверенности.
Воспитатель: Прежде, чем начать наше занятие, я хочу провести с вами небольшое упражнение. Называется оно «Мы одна команда!». Приглашаю вас, ребята, встаньте в круг. Подержите свою руку возле сердца, наполните её теплотой. Я предлагаю вам свою руку, свою помощь и желаю вам успеха. (Ребята повторяют за воспитателем). А теперь все вместе произнесем: «Мы одна команда!»
Рефлексия: Ребята, вы почувствовали тепло наших сердец и уверенность в себе? Улыбнитесь друг другу. Занимайте свои места.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам выполнить задание на карточках. Если вы всё сделаете правильно, то мы узнаем тему нашего занятия. (Дети выполняют задание). (Слайд 2,3)
Воспитатель: Тема нашего занятия: «Природа и мы». Скажите, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (О природе, о ее значении в жизни человека, о том, что её необходимо беречь и охранять). (Слайд 4)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о природе, о богатствах природы, о том, что нас окружает.
Постараемся выяснить, что нужно сделать, чтобы ее сберечь.
- Основная часть.
Читает ребенок (Слайд 5):
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Просмотр видеоролика «Как прекрасен этот мир» на фоне песни «Как прекрасен этот мир» 3,41мин.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран: какой удивительный мир окружает нас! Всё то, что мы называем природой: необъятные поля и степи, глубокие озёра, зеленые леса, животные, птицы и насекомые – все это всегда было источником красоты, энергии и гармонии. Посмотрите, как прекрасен мир вокруг нас! Он разноцветный и яркий. И эту красоту придают ему объекты природы.
Словарная работа. (Слайд 6)
Воспитатель: Что такое природа? (ответы детей). Природа – это материальный мир Вселенной, естественная среда обитания всё, что не создано человеком.
Воспитатель: Что такое окружающая среда? (ответы детей). Окружающая среда - среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир.
Воспитатель: Наш окружающий мир разнообразен и ярок, но чаще мы все же слышим такие выражения: «Голубая планета Земля» или «Земля - наш зелёный дом». Почему так говорят люди? (Слайд 8,9)
Ответы воспитанников (Потому что на Земле много лесов и воды).
Воспитатель: Да, действительно, океаны, моря, реки, озёра – вот она и голубая! Обилие лесов – вот она и зелёная! А ещё и поля, горы, сады! Как много всего в этом замечательном доме! И в нём бок о бок живут: растения, животные и человек.
Воспитатель: Как прекрасны эти творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли. Сегодня мы с вами поговорим о Красной книге. Узнаем, что это за книга, для чего она нужна и зачем?
Доклад ребенка. (Слайд 10). Красная книга - это книга, большой список, в который занесены редкие животные, растения и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны.
Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему ее назвали Красной? Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им. Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета. (Слайд 11)
- Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.
- Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.
Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.
- На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.
- Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.
- На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.
Воспитатель: Кто же виноват в этих нарушениях, ребята?
Ответы воспитанников (человек и его деятельность) (Cлайды12)
Воспитатель: Недавно мы смотрели ролик «Самые ужасные катастрофы в мире». Какие из них вам очень запомнились и почему?
Ответы воспитанников: (последствия испытаний ядерного оружия – погибло очень много видов животных и птиц, насекомых;
отравление опасными токсичными веществами;
утечка нефти в водоемах – погибли птицы, рыбы, морские животные; вредные выбросы в атмосферу и в водоёмы;
осушение водоемов, рек;
аварии на химических заводах и ядерных реакторах и т.д.) (Cлайды13-16)
Вывод: Человек и его деятельность пагубно влияют на состояние природы. Гибнут животные, растения – гибнет все живое на Земле.
Игра «Экологический светофор». (Слайд17)
Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Экологический светофор».
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
• Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
• Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
• Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
• Я буду называть конкретную ситуацию, а вы должны подумать и показать мне соответствующий кружок.
Воспитатель: Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается. (Cлайд18)
1. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
2. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
3. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
4. Ученики очищают парк от мусора. (с)
5. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
6. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
7. Дети сильно шумят в лесу. (ч)
8. Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
9. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
10. Дети вешают кормушку. (с)
11. Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
12. Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)
13. Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
14. В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
15. Дети приехали в лес и громко включили музыку. (к)
Воспитатель: Наступила пора нам немного отдохнуть. Приглашаю на физминутку.
Физминутка. «Мишки Гамми»
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что:
- бумага, брошенная вами, будет лежать около двух лет,
- консервные банки – более 30 лет,
- полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет?
Воспитатель: Вот видите, насколько важно беречь нашу природу! Земля – единственная планета, на которой есть жизнь, поэтому она просит защиты.
Воспитатель: Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети могут внести свой посильный вклад? (Ответы детей). Что же могут делать дети и вы в том числе для сохранения окружающего мира? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте проверим, как вы усвоили правила поведения на природе.
Дайте мне сейчас ответ,
Только «Да» иль только «Нет»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Воспитатель: Все правильно вы ответили, ребята, все в нашем мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна, одна на всех и другой такой не будет.
- Итог.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Кто же должен беречь нашу природу, Землю, наш общий дом?
(Ответы детей).
Воспитатель: Беречь природу – дело каждого человека. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас будет бережно относиться к ней.
Рефлексия. Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета: (Слайд 20)
Воспитатель: Ребята, прошу подойти к дереву и сделать свой выбор.
Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.
Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.
Красный – если ты не бережешь природу, не заботишься о ней и будешь наносить ей вред.
В заключении песня «Не уроните шарик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...