Международный день птиц
материал по окружающему миру (младшая группа)
Конспект занятия по теме:
«1 апреля - Международный день птиц»
для детей младшего дошкольного возраста.
Цели:
1) Познакомить детей с названиями перелётных птиц, стремление больше узнать о них, об их жизни в весенний период;
2) Научить выделять и называть их характерные особенности; дать сведения о звуковых сигналах птиц.
3) Развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь, умение отгадывать загадки, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе.
Тип занятия: Знакомство с живой природой.
Педагогические принципы:
– учет индивидуальных и возрастных особенностей;
– принцип доступности;
– принцип развивающего обучения;
– принцип рефлективности.
Сопутствующие методы:
– игровой;
– объяснительно – иллюстративный;
– практический.
Способы оценки результатов:
– анализ;
– самоанализ;
– рефлексия;
– подведение итогов.
Предварительная работа:
беседы и наблюдения за птицами на прогулке, прослушивание записи с пением птиц; рассматривание иллюстраций с птицами, загадывание загадок, заучивание и чтение стихов, чтение сказок и рассказов о птицах.
Ход занятия
Ребята, а вы знаете, что сегодня у всех птиц будет «день рождения». Этот день называется «Международный день птиц». Поэтому, сегодня наше занятие будет посвящено птицам.
Воспитатель:
Встаньте рядышком друг с другом
Словно месяц полукругом
И послушайте загадку
Дайте правильно отгадку.
Загадка: Она приходит с ласкою
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Воспитатель:
-Ребята, расскажите, что бывает только весной? (тает снег, расцветают подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, день становится длиннее, появляется первая травка, с юга прилетают птицы).
Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые прилетают с юга.
Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовём так же.
Закличка:
Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам,
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
(вместе с детьми подходим к иллюстрациям с птицами).
Посмотрите, какие красивые птицы изображены на наших картинках.
Посмотрите внимательно.
Скажите, каких птиц вы узнали? (ласточка, кукушка, грачи, скворец, жаворонок, соловей.) - Дети поочерёдно показывают.
Как, одним словом можно назвать этих птиц? (перелётные).
А какие птицы прилетают из тёплых стран первыми? (грачи).
Воспитатель:
Грачи не боятся холодов и пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека.
Стих по грачей
На проталинах грачи
Белоносые врачи -
Землю ковыряют,
Будто проверяют:
Как здоровье у неё?
Чем и как лечить её?
А какие птицы прилетают последними (ласточки).
А как вы догадались, что это ласточка? (У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, что это за птица?
Дети:
Скворец.
Стих про скворцов
- Это что за молодЕц?!
- Чёрный маленький скворец!
Он по огороду ходит,
Червячков в земле находит!
У нас в скворечнике живёт,
Прилетает каждый год!
Он - заботливый отец,
Этот чёрненький скворец!
Слышите, пищат птенцы?
Скоро вырастут – скворцы
Воспитатель:
А как вы догадались, что это скворец? Давайте рассмотрим скворца (Скворец весь чёрный, клюв прямой длинный; клювом скворцы добывают червяков, жуков из земли).
Воспитатель:
Это кто?
Дети:
Соловей.
Воспитатель:
А по каким признакам догадались, что это соловей? (Сверху соловей окрашен в тёмно-каштановый цвет, снизу оперение светло-серое, грудка и горлышко белые, а хвост красновато-бурый).
Воспитатель:
Это кто?
Дети:
Кукушка.
А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кукушка». (ВСТАЕМ В КРУЖОК)
Вместе: К нам кукушка в огород
Прилетела и поёт,
Ты глаза не открывай,
Кто позвал, тебя, узнай!
Воспитатель:
Ребята, а какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнёзда и построить новые). Из чего строят гнёзда птицы? (Из веточек, соломинок, глины, земли, из сухих травинок, лоскутков, пушинок). Где птицы строят свои гнёзда? (На деревьях, на земле, под крышей, в кустах).
- Ласточки строят гнёзда под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал — это глина, земля, а склеивается всё слюной самой птицы. Ласточки прилетают к нам в середине мая.
- Соловьи поселяются в густых зарослях черёмухи, ивы или камыша. Устраивают гнёзда прямо на земле.
- Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь птице.
- Грачи строят гнёзда на высоких деревьях. Грач приносит ветки, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но от гнезда одна из птиц не улетает, иначе гнездо займёт другая пара птиц.
Вот, когда гнёзда готовы, какая следующая забота у перелётных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов).
А кто заботится, высиживает, бережёт их? (Мама-птица-самка).
Кто кормит маму и птенцов? (Папа-самец).
Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать и развесить скворечники).
Молодцы! А вы знаете, ребята, что птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. Песни у птиц бывают разные. Иногда голос одной и той же птицы меняется. Для птиц весенние песни – это серьёзное и важное дело. Надо сказать, что поют только самцы.
А сейчас сядьте поудобнее послушайте, и посмотрите на природу в весеннем лесу и пение птиц. Догадайтесь, какое у них настроение.
Звучит аудиозапись с птичьими голосами.
Воспитатель:
Ребята, а давайте поиграем в игру «Кто лишний?» посмотрите внимательно, все ли птицы у нас на картинках перелётные? Кто здесь лишний? (Синица, снегирь, голубь.)
Воспитатель:
И так, зачем, ребята нужны нам птицы? (они уничтожают вредных насекомых, жуков, мошек, радуют нас своим пением, внешним видом, чудной окраской своего оперения, являются санитарами леса, создают красоту природы).
Послушайте стихотворение.
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
Вот и подошло к концу наше занятие.
А теперь ребята давайте вместе с вами мы сделаем подделку для наших пернатых друзей.
Самоанализ занятия
В НОД основная образовательная область – Познание была в интеграции с образовательными областями: коммуникация, социализация
При планировании были учтены возрастные особенности детей.
Цели:
1) Познакомить детей с названиями перелётных птиц, стремление больше узнать о них, об их жизни в весенний период;
2) Научить выделять и называть их характерные особенности; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении;
3) Познакомить детей с обрядовыми песнями - заклички, игры, продолжая приобщать к народной культуре;
4) Развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь, умение отгадывать загадки, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе.
Тип занятия: Знакомимся с живой природой
Педагогические принципы:
– учет индивидуальных и возрастных особенностей;
– принцип доступности;
– принцип развивающего обучения;
– принцип рефлективности.
Сопутствующие методы:
– игровой;
– объяснительно – иллюстративный;
– частично – поисковый;
– практический.
Способы оценки результатов:
– анализ;
– самоанализ;
– рефлексия;
– подведение итогов.
Предварительная работа:
беседы и наблюдения за птицами на прогулке, прослушивание записи с пением птиц; рассматривание иллюстраций с птицами, загадывание загадок, заучивание и чтение стихов, рассказов о перелётных птицах.
Занятие состояло из 3 блоков взаимосвязанных между собой. Данная структура вполне оправданна, так как каждая часть НОД направлена на решение определённых педагогических задач.
Вводная часть НОД предполагала организацию детей организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность.
Основная часть НОД – это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных задач.
Выполнению поставленных задач помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы дети могли на равных участвовать в работе. В середине занятия для снижения утомляемости проведена игра малой подвижности. Старалась обеспечить быструю сменяемость приемов. На протяжении всего занятия поддерживала интерес детей, чередуя деятельность.
В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод обобщения.
Вовремя НОД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», старалась быть в позиции рядом.
Деятельность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста. Считаю, что удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной и интересной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Международный день птиц Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ и технологий: детское экспериментирование, оригами.
На протяжении долгого времени дети проводили наблюдения на территории детского сада и в лесопарке Александрино, развешивали кормушки в зимнее время и подкармливали птиц. Прочитали много книг о птицах....
Конспект НОД Образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Досуг: " Международный День Птиц" для старшей группы.
Музыкально-познавательный досуг с песнями, развивающими, подвижными играми. Продуктивная деятельность-оригами....
Презентация к досугу"Международный день птиц" старший возраст
Слайдшоу "Перелётных птиц" в природе к музыкально- познавательному досугу "Международный день птиц"...
Международный День птиц в младшей группе_01 апреля 2016
Развитие речи детей в процессе музыкально-эстетического воспитания, посредством приобщения их к живой природе....
Презентация "1 -апреля" Международный День птиц" - первенцы весны
Россия- страна славящаяся своей длинной зимой, которая порой может длиться вплоть до конца марта. Год от года люди с нетерпением ждут прихода весны, ведь именно это время года является отличной п...
Международный день птиц
"Снегири" Тихо-тихо сидят снегири на снегумеж стеблей прошлогодней крапивы;я тебе до конца описать не смогу,как они и бедны и красивы! Тихо-тихо клюют на крапиве зерно,–без кормежки прожить ...
Отчёт "Международный День птиц"
Основная задача нас, воспитателей – это закрепить ранее полученные знания дошкольников о птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц; • Формировать з...