Проект «Улицы нашего города»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Конспект проекта по приобщению детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ulitsy_nashego_goroda.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 213» Октябрьского района г. Саратова
410004 г. Саратов, ул. Дегтярная, 11А, т/ф 8(452)29-33-53 E-mail: d.sad-213@yandex.ru
Проект
в средней группе «Фантазеры»
«Улицы нашего города»
Выполнили: воспитатели Чаусова А.С., Степанова Е.В.
Саратов - 2021
Актуальность проекта:
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и парк, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом...
Четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, -школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, универмаг, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Исследования показывают, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе, дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, многие родители затрудняются в знании истории города, а также не имеют возможности посещать культурные учреждения из-за высокой занятости. Современные дети очень мало знают о родном городе, об улице, на которой они живут, о центральной улице города. Очень часто дети не знают даже названия улицы. В связи с этим, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Важной задачей взрослых является воспитание в детях бережного отношения к окружающему, формирование осознания себя частью семьи, города, страны. Мы должны научить детей ориентироваться в ближайшем окружении (называть здания, которые находятся на улице). Закреплять умение рассказывать об улицах города и о своей родной улице; Ребенку полезно объяснить, в честь кого или чего названы улицы города. Его можно познакомить с памятными местами родного города. Задача педагогов и родителей воспитывать в детях любознательность, любовь к родному городу, интерес к его истории.
Цель: Приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.
Задачи:
- Сформировать представления детей об улицах родного города (улицы на которых живут дети, улица, где находится детский сад). Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города.
- Дать элементарные знания об истории улиц родного города, познакомить с названиями улиц, на которых живут дети.
- Умение применять познавательные, коммуникативные навыки общения (рассказывать о самых красивых местах родного города, других его достопримечательностях, отображать полученные знания в сюжетно-ролевых играх)
- Развивать творческие способности детей при передаче своих впечатлений в продуктивной деятельности.
- Ценностное отношение к родному городу, родному краю, уважение к труду взрослых, обустраивающих улицы города.
Реализация принципа интеграции
через систему задач по теме «Улицы нашего города»
Образовательная область | Образовательные задачи |
Речевое развитие | Участвовать в беседе, рассуждать и высказывать свое мнение по данной теме, отвечать на вопросы воспитателя. Развивать умение правильно строить фразы. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать интерес о литературе, стихам о родном городе. Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи. |
Познавательное развитие | Формировать у детей элементарные представления о родном городе, о названии улиц; дать знания об улице, на которой находится детский сад; об объектах, находящихся около детского сада. Закрепить знания детей о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники) |
Социально – коммуникативное развитие | Развивать представления о правилах поведения в общественном месте, на дороге, в общественном транспорте, о правилах безопасного поведения на улицах города. Объяснить, как важно знать каждому ребёнку свой адрес. |
Художественно – эстетическое развитие | Развивать и совершенствовать творческие способности детей при использовании разнообразных изобразительных материалов. Закрепить навыки композиционного построения рисунка, смешивания красок. |
Физическое развитие | Формировать физические качества детей, умение координировать свои действия посредством их участия в подвижных, хороводных, пальчиковых играх. |
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
По доминирующему методу: познавательно-творческий.
По характеру содержания: познавательный.
По количеству участников: групповой.
Сроки реализации проекта: 2 недели
Материально-техническое обеспечение проекта: альбомы для рассматривания; подборка художественных и музыкальных произведений по данной теме; дидактические, подвижные игры, физкультминутки; материал для продуктивной деятельности.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- Беседа с детьми «Что такое улица?»; продумывание вопросов для детей;
- Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;
- Разработка плана по реализации проекта.
- Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
- Подбор иллюстративного материала, предметных и сюжетных картинок;
- Подбор дидактических, словесных и подвижных игр по данной теме.
Основной (практический):
- Беседы с детьми: «Правила поведения на улице», «Зачем нужно знать свой адрес», «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах»
- Чтение и обсуждение художественных произведений: С. Михалков «Моя улица», Е. Запесочная «Путешествие по городу», С. Дрожжин «Улицей гуляет», А. Дуйсенбиев «На веселой улице», М. Паншина «Сказка про город, который никто не любил»
- Использование дидактических игр
- Прослушивание музыкальных произведений
- Разучивание физкультминуток, пальчиковых гимнастик
- Разучивание подвижных игр
- Продуктивная деятельность: рисование «Красивые дома нашего города», коллективная аппликация «Сказочная улица», конструирование «Улица нашего города»
- Просмотр видеофильма, фотографий. «Чьи имена носят наши улицы».
- Игра «Путешествие по городу», «Что было раньше, что сейчас»
- Проблемные ситуации «Переходим улицу», «Улица не место для игр», «Встреча с незнакомцем»
- Целевая прогулка «Что такое улица?»
- Экскурсия с ребенком по улице, на которой они живут: как называется улица, почему она так называется, отметить здания, интересные места, сфотографировать ребенка на фоне своей улице.
- Создание фотоальбома «Это улица моя»
- Консультации для родителей: «Безопасность ребенка на улице», «Как знакомить детей с окружающим миром»
- Буклет «Прогулки с детьми по городу»,
Заключительный:
- Обработка результатов по реализации проекта
- Создание макета «Улица»
- Презентация проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Дети знают и называют свой адрес, знают названия улиц города.
- Повышение уровня знаний о своем городе, о его объектах и достопримечательностях.
- Дети знают и выполняют элементарные правила поведения на улицах города.
- Появление у родителей интереса к образовательному процессу в группе, желания участвовать в жизни группы.
Перспективный план работы над проектом
Образовательная область |
| Совместная деятельность взрослого с ребенком |
Познавательное развитие | «Мой город» Цель: Продолжать закреплять название родного города, знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свой город. | Беседа «Что такое улица» Цель: Расширять представления детей об улице (дома на улице имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т. д.; машины движутся по проезжей части улицы.) Беседа «Зачем нужно знать свой адрес» Цель: Продолжать учить свой адрес. Закрепить знание названий близлежащих улиц. Целевая прогулка «Что такое улица» Цель: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Использование дидактических игр: «Фотограф», «Где находится здание», «Жилое-нежилое», «Путешествие по городу», «Что было раньше, что сейчас» |
Речевое развитие |
| Чтение и обсуждение художественных произведений: С. Михалков «Моя улица», Е. Запесочная «Путешествие по городу», С. Дрожжин «Улицей гуляет», А. Дуйсенбиев «На веселой улице», М. Паншина «Сказка про город, который никто не любил», А. Пономарев «Соблюдайте правила» Использование дидактических игр: «Какой дом», «Скажи ласково», «Придумай название улицы» |
Художественно-эстетическое развитие |
| Рисование «Красивые дома нашего города» Цель: Продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы. Закреплять представление о форме предметов, величине. Развивать творчество, умение работать самостоятельно. Воспитывать аккуратность в работе. Коллективная аппликация «Сказочная улица» Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах; представление о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в вырезывании по прямой, по косой, по кругу. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточками, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Конструирование «Улица нашего города» Цель: Умение анализировать постройку, выделяя основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, окна, у заборчика – загородки). Развивать способность различать и называть строительные детали (кубик, брусок, пластина, кирпичик, конус, цилиндр). Приобщать к совместной деятельности – умению объединятся в небольшие группы. |
Социально-коммуникативное развитие |
| Беседа «Правила поведения на улице» Цель: Продолжать знакомить детей с основными правилами поведения на улице. Закрепить знания правил дорожного движения Беседа «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах» Цель: провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице, дать представление детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе, научить необходимым мерам предосторожности Проблемные ситуации «Переходим улицу», «Улица не место для игр», «Встреча с незнакомцем» Использование дидактических игр: «Дорога и дорожные знаки» |
Физическое развитие |
| Физкультминутки: «Город», «Автобус», «Кран». Пальчиковые игры: «Правила дорожного движения», «Транспорт» Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль», «Веселый пешеход», «Умный водитель», «Сигналы светофора», «Светофор». |
История возникновения города.
Саратов основан в (2)12 июля 1590 года, в день памяти положения пояса Пречистой Богородицы. Он был заложен как сторожевая крепость на месте города Увека. Увек был третьим по величине городом Золотой Орды, однако в 1395 году он был разрушен. Зимой 1613 года в Саратове случился пожар, город полностью уничтожен и вновь отстроен на левом берегу Волги. В 1670 году Степан Разин подверг город трехдневному грабежу. Весной 1674 года по указу царя, город переносят а правый берег реки Волги. В 1708 году был в осаде войск Булавина. 6 августа 1744 года армия Емельяна Пугачева окружила, а после боя 7 августа взяла город. Но 11 августа Саратов перешел под контроль правительственных войск. В 1780 году город становится центром Саратовского наместничества, переименованного позже в Саратовскую губернию.
Набережная Космонавтов Саратова.
Набережная. Все знают это место. Большая протяженность, 3 уровня, большие посадки деревьев. Пройдитесь по набережной Космонавтов и насладитесь красотами великой русской реки Волги. Эта набережная ведет к знаменитому автомобильному мосту, который соединяет два города Саратов и Энгельс. Мост бы построен в 1965 году и на момент постройки являлся самым длинным в Европе (2800).
Сегодня Набережная представляет собой облагороженный берег Волги. К ней так же прибывают суда, только уже пассажирские. Пароходные туры рассчитаны на прогулки по Саратовской области и другие города Поволжья. Между ярусами сделаны клумбы, на которых высажены цветы в виде герба Саратова. На втором ярусе Набережной возвели памятник первому космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину.
Вдоль тропинок тянутся аллеи с лавочками. Есть места для занятия спортом. Роллерам, велосипедистам, скейтбордистам отведены специальные площадки. Зимой на нижнем ярусе заливают каток для всех желающих.
Еще на нижнем ярусе есть памятник влюбленным. Открыт был этот памятник в 2000 году, когда город отмечал своё 410-летие. Выполнен монумент в современном стиле, из листов железа вычеканены лица влюбленных, обращенные друг к другу и заключенные в круг. Круг установлен на колонну, тоже железную. Этот памятник превратился в ритуальное место, его посещают все молодожены города.
Улица имени Н.Г.Чернышевского
Начинается у Заводской улицы и заканчивается у подножия Соколовой горы. Улица- в числе самых протяженных в городе: на семь километров она тянется вдоль Волги и проходит по территории Заводского, Октябрьского и Волжского районов города Саратова. Это самая древняя улица, начавшая складываться со времен перенесения Саратова на правый берег. Во 2-й половине 18 века она пересекает весь город- от Глебова оврага до ворот городского вала, откуда уже начиналась дорога на Царицын. Поэтому улицу, ведущую к Царицынской дороге, жители называли Царицынской.
Это название сохраняется за ней до 70-хх годов 19 века. Но в отличии от параллельной Малой Царицынской улицы она стала именоваться Большой Царицынской. Появилось у нее и второе название по церкви, стоящей у Пешего базара, -Большая Никольская. К этому времени были застроены кварталы, продолжавшие улицу на горах. Горная часть улицы одно время называлась Затонской.
Улица росла и в сторону леса. Она давно вышла за пределы городского вала. Главной ее достопримечательностью стала церковь Сергия Радонежского, которую обычно называли Сергиевской. По этой церкви улица получает новое имя- Большая Сергиевская. В 1880-х годах это название закрепляется как официальное уже за всей улицей: от горных кварталов до границы города.
В сентябре 1918 года Совет городских комиссаров переименовал Большую Сергиевскую улицу в улицу Чернышевского.
Улица В.И.Чапаева
Начинаясь от Ильинской площади, улица Чапаева пересекает центральную часть города и заканчивается в районе Большой Садовой улицы.
Во второй четверти прошлого столетия улица, начинавшаяся у площади, на которой стояла церковь Ильи Пророка, стала называться Ильинской. В начале 30-хх годов нашего века Ильинская улица была переименована в память о народном герое гражданской войны, командире 25-й дивизии В.И.Чапаеве в улицу Чапаева.
Василий Иванович Чапаев (1887-1919) родился в бедной крестьянской семье. Вместе с родителями десятилетним мальчиком приехал в село Балаково, где прожил шестнадцать лет.
В годы первой мировой войны Чапаев участвовал в боях и за отвагу награжден четырьмя Георгиевскими крестами. Осенью 1916 года он был тяжело ранен и находился на излечении в одном из госпиталей Саратова, где его застала Февральская революция 1917 года.
Используемая литература, методические рекомендации, документы:
1. Энциклопедия «Архитекторы Саратова» Е. Максимов, Б. Донецкий;
2. «В небесах и на земле» А. Жаворонский;
3. «Адрес на конверте — Саратовъ» М. Лапушкин, Г. Иванов и В. Цыбин;
4. «Волжские пленники» В. Тотфалушин;
5. Серия книг по истории волжского пароходства и флота В. Цыбин;
6. «Времен связующая нить» Ю. Сафронов;
7. Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального образовательного учреждения «Детский сад № 213» Октябрьского района г. Саратова (далее Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (авторский коллектив под руководством Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, издание 4-е 2016 г.);
8. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира с детьми 3-7 лет;
9. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Дыбина О.В.;
10. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Павлова Л.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-практико-ориентированный проект "Улицы нашего города"
Формирование у детей любви к Родине – это накопление ими социального опыта и знаний о своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к...
Проект "Улицы нашего города"
Творческий проект по патриотическому воспитанию....
Паспорт проекта "Улицы нашего города".
Данный проект поможет сформировать у детей младшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на дороге в процессе игровой деятельности....
Проект "Улицы нашего города"
Данная работа способствовала развитию у детей интереса к своей малой родине,улицам, домам; воспитанию любви к большому городу....
Проект "Улицы нашего города".
Информационный проект....
Проект "Улица нашего города"
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются им...
проект "Улицы нашего города"
Проект для детей старшего дошкольного возраста для воспитания чувства гордости, уважения и любви к родному краю через знакомство с достижениями знаменитых людей, прославивших город....