Статья «Ознакомление детей с природой и окружающим миром в играх»
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

 Крылова Валентина Николаевна

Дошкольный возраст – это возраст игры. Дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задания взрослого, если оно имеет игровую форму.

О важности игры в жизни детей свидетельствует отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра для развития дошкольников имеет решающее значение. Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, можно направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений, развивать любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формировать умение распоряжаться знаниями в различных условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Крылова В. Н., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 113 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Статья «Ознакомление детей с природой и окружающим миром в играх»

       Дошкольный возраст – это возраст игры. Дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задания взрослого, если оно имеет игровую форму.

О важности игры в жизни детей свидетельствует отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра для развития дошкольников имеет решающее значение. Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, можно направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений, развивать любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формировать умение распоряжаться знаниями в различных условиях.

    Особым видом игровой деятельности детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Дидактическая игра позволяет педагогу:

- руководить деятельностью детей, не вставая в позицию учителя;

- создавать действенную для дошкольника игровую мотивацию, делая тем самым деятельность привлекательной для него, учитывающей его потребности и интересы;

- ставить близкую и понятную для дошкольника цель, которая непосредственно связана с игровым мотивом;

- обеспечить вариативность ситуаций, в которых ребенок применяет полученные знания, интеллектуальные умения и навыки, обобщенные способы действия;

- стимулировать активность всех детей.

Дидактическая игра дает возможность педагогу воспитывать и обучать детей без назиданий и дидактизма, выступая одновременно в роли советчика, источника знаний и равноправного партнера, участника игры. В процессе дидактической игры создается атмосфера сотрудничества взрослого с ребенком и складываются благоприятные условия для развития личности.

  Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У детей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства группировать их. В экологическом воспитании детей необходимо применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы.

Игры по экологии направлены на уточнение, закрепление, расширение знаний о предметах и явлениях природы, животного и растительного мира. В таких играх используются листья, плоды декоративных деревьев, овощи, фрукты и т.д. Они используются на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, ОБЖ, конкретизируют познания детей о свойствах и качестве объектов природы. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях природы и закономерностях.

Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе. Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей дошкольного возраста:

- о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

- о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы); о человеке как части природы; культуре поведения в природе.

Дидактические игры, содержание которых направлено на развитие эмоционально-ценностного отношения к природе включают два блока:

- игры для развития эстетического восприятия природы (чувство прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

- игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

       В дидактических играх для развития эстетического восприятия природы дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдении, прикосновении к объекту природы) должны рассказать об особенностях внешнего вида, роста, развития, ухода или случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным. Такие игры необходимо проводить в естественной природной среде, чтобы дети могли подойти к растению прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние. В результате ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нем происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе, у него формируется непосредственная эмоциональная отзывчивость.

      В основе дидактических игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе лежат определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, идет поиск собственных решений в трудных ситуациях. Игры этого блока не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят к их собственным выводам и заключениям. Участие детей в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное, гуманное отношение к природе является важным показателем экологической образованности дошкольников.

Дидактические игры для приобщения старших дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности отличаются от предыдущих игр большей занимательностью, динамичностью (содержат элементы подвижных игр). Основной целью этих игр является формирование у дошкольников мотивации к природным объектам; эмоционально настроить их на тот или иной вид труда; активировать в процессе выполнения поручений.

В системе экологического образования большое значение имеют творческие игры: строительные с применением природного материала и сюжетно-ролевые игры. Строительные игры с природным материалом оказывают положительное влияние на процесс познания детьми специфических свойств и качеств предметов природы. Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практико-исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов. Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у детей правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

Оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации, которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач экологических занятий.

Игровая обучающая ситуация – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра, ее характеризуют следующие моменты: короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного или литературного произведения, которое хорошо знакомо детям; оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой; специально организованной предметно-пространственной средой. В содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей. Игру проводит воспитатель: он объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает игровую ситуацию в соответствии с сюжетом, следит за развитием сюжета, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые осуществляется дидактическая цель.

Существует три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями: с привлечением игрушек -  аналогов; с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям; игровые обучающие ситуации типа путешествий. Сюжетно-ролевую игру необходимо не просто привнести в педагогический процесс ознакомления детей с природой, ее необходимо наполнить экологическим содержанием, в этом случае игра, наряду с другими видами деятельности, становится методом экологического воспитания. Это означает, что использование предметной игрушки и включение ее в сюжет игровой обучающей ситуации, она рассматривается как существо, которое имеет свою «среду обитания». Куклы – персонажи сказок, разыгрываемые в игровых обучающих ситуациях, основанных на литературной биографии, отражают экологическую формулу взаимосвязи организма и среды. В сюжет игры - путешествий включается разное содержание, основанное на этой же экологической формуле. Игровая деятельность, представленная в игровых обучающих ситуациях, становится методом экологического воспитания дошкольников, так как решает воспитательные и образовательные задачи экологического занятия. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование  на тему «Маленькие исследователи большого мира»...

Методическая разработка по ознакомлению детей ясельной группы с окружающим миром с элементами сюжетно-ролевой игры

Формирование представлений о природных изменениях в родном крае и о труде человека....

Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»

Сообщение на тему:«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»...

Статья на тему "Формирование представлений об окружающем мире через игры-эксперименты в младшем дошкольном возрасте"

В статье представлены основные аспекты влияния экспериментальной деятельности младших дошкольников на расширение предтавлений об окружающем мире....

Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование и игру

    В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной...

Методическая разработка по ознакомлению детей ясельной группы с окружающим миром с элементами сюжетно-ролевой игры.

Формирование представлений о природных изменениях в родном крае и о труде человека....

Статья на тему Проектная деятельность как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром

Наиболее эффективной системой экологического образования в ДОУ, основанную на интегрированном подходе, интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деяте...