НОД Петербурговедение . Коломна. Памятники архитектуры. Старшая группа
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Михеева Эльвира Эдуардовна

Занятие посвященно истории образования Петербургской Коломны. Её историческим памятникам:  Николо-Богоявленскому морскому собору, Старо-Калинискому мосту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod._aprel.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

НОД Петербурговедение средняя группа.
Коломна. Памятники архитектуры..

Цель:

Продолжать знакомство с историей и достопримечательностями района Коломна: соборами, мостами, дворцами.
Уточнить знания детей о профессиях людей, трудившихся над их созданием.

Формировать у детей представление  о  Санкт-Петербурге, как мегаполисе, закреплять знания домашнего адреса.
Учить видеть красоту города, понимать его уникальность.
Узнавать свой город на картинках и иллюстрациях.

Образовательная задача:

Расширение представлений о родном городе.
Активизация словарного запаса детей.

Развивающие задачи:

Расширять словарь за счет имен существительных (слобода, страна, город,  россиянин, петербуржец, мегаполис, );

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к родному городу, гордость (я – Петербуржец);

Вызвать познавательный интерес к Санкт-Петербургу,

Развивать память, воображение, речь.



                                                    Ход занятия:


Коломна - петербургский уголок,
Известный с восемнадцатого века.
При Анне Иоанновне поток
Всех погорельцев двинулся за реку,
Найти себе работу и постой,
Одной общиной поселившись густо.
Переселенцы слободы Морской
Каналов наших углубили русла. 
Нева, Фонтанка, Мойка, и канал
С названьем Крюков, узенькая Пряжка
Переплелись, здесь неба пелена
Глядится в темень вод, и, словно стражи,
Возносят храмы шлемы-купола.

   Коломна - один из старейших районов Санкт-Петербурга. Сегодня мы поговорим о том, как возник наш район Петербурга:
  А для начала вспомним кто основал наш город? (ответы.)
 Правильно, царь Пётр1, (показываю фото).
 С чего начиналось строительство нашего города?
 Правильно, с Петропавловской крепости.(фото)  Со временем, вокруг крепости, на правом и левом берегу реки Невы стали селиться люди, мастера, стали образовываться районы, назывались они «слобода»: морская слобода, артилерийская , ямская( ямщики, извозчики).
И вот в середине 18 века в Петербурге вспыхнул сильный пожар, а так как все постройки были деревянными, они почти полностью выгорели. И вот людям пришлось переезжать чуть дальше, так и началось заселение нашего района, слободы,   будущей Коломны.

Сейчас Коломна уже не окраина города, а его центр. Здесь много прекрасных дворцов, соборов и мостов. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них.

Самый известный собор Коломны (показываю фото), узнали?
Никольский морской собор, первый в России морской собор, перед морскими походами, моряки приходили в храм и просили благословение, чтобы поход был успешным. При храме была школа, больница и женский приют.
Посмотрите, как он прекрасен:  построен из кирпича. По преданию Петр Первый, побывавший в Астрахани, увидел там Успенский собор, собор настолько понравился Петру первому, что он захотел у себя в столице, Петербурге построить такой же. Но построить его удалось только в 1762г, уже после смерти Петра Первого.
Посмотрите на купола храма, какие они, покрытые золотом, золоченные:
       - белоснежные колонны,
       - лепные наличники в виде цветочных гирлянд,
       - балконы с кованными узорными решётками,
       - золотые купола.

Ребята, давайте собирём разрезные картинки с видом Никольского собора.
( разрезные картинки собора с разных ракурсов выдаются на пары, собираются картинки,  дети рассматривают.)

Физминутка:

Целый день - тук да тук!

Раздается звонкий стук-тук-тук-тук.

Молоточки стучат-ат-ат-ат.

В мастерской у ребят - ят - ят - ят.

Будем строить мы мосты,

Для красавицы Невы.

Чтоб сдружиться берегам,

И проехать к островам.

Над широкой Невой -

Мост Дворцовый, разводной.

Над бурливой Невой -

Мост гранитный и цепной.

Над могучею Невой -

Мост с решеткой резной.

А над узкой рекой -

Деревянный мост, резной.

Стучат кулачек о кулачек.

Хлопают в ладоши три раза.

Правая рука в кулачке, стучит по ладошке.

Выполняют ритмичные хлопки руками.

Руки в замок и дугой перед собой.

Плавные движения двумя руками «волны»

Соединят ладошки вместе перед грудью.

Ладошки вместе, повороты вправо-влево.

Разводят руки широко в стороны.

Ладошки вместе, затем разводят и вверх.

Выполняют кулачками круговые движения.

Сцепляют пальцы правой и левой руки.

Качают правой и левой рукой - вперед-назад.

Показывают раскрытые ладони обеих рук.

Вытягивают вперед руки соединяют их вместе.

Пальцы соединить в замок, руки поднять над головой.



Мостов в нашем городе огромное множество, 800, разных: больших и малых, металлических, каменных и деревянных.  Интересно, но Пётр Первый вообще не хотел в своём городе строить переправы, мосты, дабы по городу его жители передвигались на шлюпках. Государь желал видеть в своих согражданах исключительно моряков. Пётр Первый хотел видеть свою столицу крупнейшим морским портом мира, а мосты мешали судоходству, поэтому царь приказал строить мосты только в самых крайних случаях.

Сегодня мы поговорим об одном из старейших мостов города. Старо-Калинкин мост.(фото)
С 1733 года на этом месте был построен деревянный мост, через Фонтанку, он разводился и
под ним проходили лодки с грузом. Он является башенным мостом, почему?
Таких мостов через Фонтанку было построено 7, но до наших дней дожили только 2: Старо-Калинкин и Ломоносовский( фото) они похожи, как близнецы братья.
За свою жизнь мост несколько раз перестраивался, постоянно расширялся, сейчас он: автомобильный, трамвайный и пешеходный.
 А своё название он получил от названия Калинкиной деревни, которая располагалась рядом.
 Посмотрите, как он красив: он сделан в виде гранитных арок, сверху 4 гранитные башни, увенчанные карнизом и купалом, тратуары отделены от проезжей части гранитными барьерами и цепью. ( рассматриваем мост с разных ракурсов, собираем разрезные картинки.)

Рефлексия:
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Вам хочется погулять по городу и увидеть морской Никольский собор, Старпо-Калинкин мост?
Предложите своим родителям погулять и полюбоваться нашим городом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятники архитектуры города Москвы. Усадьба Кусково.

Непосредственно образовательная деятельность. Конспект лучше использовать с презентацией и после нескольких занятий по ознакомлению детей с архитектурой....

Памятники архитектуры в России подготовительная группа

Возраст: подготовительная группа Особенности: материал постоянно дополняется и обогащается в зависимости от ООП и НОД. Печатный вариант является дополнение к презентации. Область применения:...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

Патриотическое воспитание детей занимало и по сей день занимает одно из центральных мест среди направлений педагогической деятельности и работы с дошкольниками. Него можно рассматривать в нескольких а...

Петербурговедение. Животный в архитектуре СПб

Петербург – город богатой архитектуры и всевозможных памятников. Но человек, создавая свои искусственные постройки, всегда помнил о природе, откуда он сам пришел. Вот почему в декоре петербургск...

ДОМ. ЕГО ЧАСТИ.АРХИТЕКТУРА.Старшая группа

РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРОЕНИИ ЗДАНИЙ,НАЗВАНИИ ИХ ЧАСТЕЙ; ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЕМ «АРХИТЕКТУРА»; РАССМОТРЕТЬ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОДНОГО ГОРОДА И ДОМОВ РАЗНЫХ НАРОДОВ....

Занятие по Петербурговедению в старшей группе «Памятник Петру I «Медный всадник»»

Конспект занятия по Петербурговедению в старшей группе «Памятник Петру I «Медный всадник»»Цель: Расширить знания и представления детей о родном городе. Познакомить с памят...