Конспект занятия "Животные холодных стран"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бегумбетова Елена Сергеевна

Формировать у детей представление о животных холодных стран.

Программные задачи Образовательные: - формировать умение детей по внешнему виду животного делать сравнительный анализ; - расширять и активизировать словарь детей. Развивающие: - развивать связную речь, слуховое внимание; - развивать наглядно-образное мышление; - развивать логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непосредственно организованной образовательной деятельности по теме

«Животные холодных стран»




Выполнила: воспитатель

Бегумбетова Е.С.






Челябинск 2022

Тема: «Животные холодных стран »

Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» Художественно-эстетическое развитие.

Цель: расширить представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Задачи:

  • уточнить с детьми названия животных, их внешних признаков;
  • формировать элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания (живут в дикой природе, медведь накапливает жир);
  • активизировать и расширить словарь признаков: медведь – белый, неуклюжий и т.д.
  • прививать любовь к животным.

Материалы: «Животные Севера» - муляжи, схемы – загадки.

Предварительная работа:  телеграмма от доктора Айболита; снежинки из салфеток; разрезные картинки по количеству детей с изображением тюленя и белого медведя; одна большая разрезная картинка с изображением нескольких обитателей севера; конверт для отправления картинок доктору Айболиту; витамины для детей; глобус.

Ход совместной деятельности:

ВоспитательЯ сегодня получила телеграмму. Как вы думаете от кого? (Ответы детей).

ВоспитательОна от доктора Айболита. Что у него могло случиться? (Ответы детей).

Воспитатель(читает текст телеграммы).

Приезжайте, доктор,

На Север поскорей.

И спасите, доктор,

Наших малышей!

Воспитатель. Беда в том, ребята, что доктор Айболит не знает, где находится Север, кто из животных там обитает. Как тогда ему их лечить!

Поможем доктору Айболиту?

ВоспитательДавайте собираться в путешествие на Север, в холодные страны. А почему их так называют? (Ответы детей).

Воспитатель. На Севере, в холодных странах зима долгая и очень холодная. Лето короткое и прохладное. Даже летом там лежит снег и не тает лёд.

(Воспитатель берёт глобус).

ВоспитательВы знаете, что это такое? (Ответы детей).

Воспитатель. Это модель нашей планеты Земля – глобус.

Что обозначено на нём голубым цветом? (вода).

Что жёлто-зелёным? (суша).

На нем я вам покажу, где находятся холодные страны. Они расположены на полюсах – Северном и Южном. Их ещё называют снежным материком. Вот туда-то мы и отправимся в путешествие.

Воспитатель: Чтобы узнать, кто ещё живёт среди снегов и льда, нужно отгадать загадку. 

Длинный мех бел, как снег.

Ест рыб на обед.

Он отличный пловец 

И заботливый отец.

Трёхметровый великан, весит тыщу килограмм!

И в любую непогоду 

Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь)

  Белый медведь. Это самый крупный зверь на Северном полюсе. Тело его покрыто белой длинной шерстью. Толстый слой жира под кожей и густая длинная шерсть предохраняет медведя от холода. Белый цвет делает его незаметным на снегу и это позволяет ему незаметно подкрадываться к тюленям, моржам, на которых он охотится. Медведь хорошо плавает, может охотиться на рыбу, он хищник.

Воспитатель: Правильно, это белый медведь. Он приготовил вам несколько вопросов о себе.

Воспитатель: Чем питается белый медведь?

Дети: Рыбой

Воспитатель: Почему не холодно белому медведю?

Дети: Толстый подкожный слой жира.

Дидактическая игра «Сравни медведей» 

Дети отвечают на вопросы воспитателя в индивидуальном порядке полными предложениями.

ВоспитательГде живут медведи? (Бурый медведь живёт в лесу, а белый – на севере, на льдине.)

Какого цвета шерсть у медведей? (У бурого шерсть коричневая, у белого – белая.).

Что едят медведи? (Бурый медведь ест малину, мёд, рыбу, а белый медведь – рыбу и тюленей).

Где спят медведи? (Бурый медведь спит в берлоге, а белый медведь в снегу) 

Воспитатель. Как вы думаете, смогли бы медведи поменяться места и почему? (Ответы детей).

Воспитатель. Бурый медведь замёрз бы среди снегов, а белому медведю было бы очень жарко летом. А ещё у белого медведя лапы покрыты шерстью даже с нижней стороны, чтобы не скользить на льду. 

ВоспитательБелые медведи очень заботливы родители, они опекают своих малышей.

Воспитатель: Молодцы. Идем дальше. . А вот загадка.

Толстый в складку богатырь 

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте-ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж).

  У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Толстая кожа покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цвета. Ласты помогают им передвигаться по суше, плавать и нырять. Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому что под кожей у них толстый слой жира. Моржи могут спать не только на суше. Моржи питаются моллюсками, рачками, червями, которых они достают со дна.

Воспитатель: А теперь немножко отдохнем

Физминутка «Пингвины».

Идут вразвалочку пингвины (ходят друг за другом по кругу)

Друг за другом все гуськом,

По снегу прямо босиком.

Вот и море, остановка (останавливаются, поворачиваются

Начинаем подготовку, поворачиваются лицо в круг)

Чтоб рачка в воде поймать,

Нужно воздуха набрать. (надувают щёки)

Растопырили ладошки (руки вдоль туловища,

ладошки оттопыривают)

И попрыгали немножко. (прыгают на двух ногах)

Воспитатель: Отдохнули, двинемся дальше.

Что за хищник за такой, с шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны –

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец) 

 Песец. Песец напоминает лисицу, но по размеру меньше. У песцов густая длинная шерсть, бывает белого и голубого цвета. Питаются мышами.

Словно царскую корону, носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга. (Олень) 

 Северный олень. Они хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. На голове – длинные рога, тело покрыто густой шерстью, которая защищает оленя в суровые морозы. Питаются олени травой, грибами.

Ребята, а что это за птицы на льдинах? (картинка пингвин)

В Антарктиде кто не знает,
Птицу ту, что не летает,
Что ныряет в море с льдин!
Ах, да это же ….. (пингвин)

Дети: Пингвин.

Воспитатель.: Правильно, пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. При необходимости пингвин может провести под водой до 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама пингвиниха снесёт единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом. Мама же отправляется к морю в поисках еды.

Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка с чужим, даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам в гости.

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель раскладывает карточки с изображениями животных. Дети рассматривают картинки и отбирают лишнюю, оставляя только те, на которых изображены животные севера. Называют их, и рассказывают о них в двух, трёх предложениях: внешний вид и чем питаются.

 Тюлень. Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них удлиненное тело, короткая шея. Большую часть времени они проводят в воде, быстро в ней передвигаются, ловко ныряют. Тело тюленя покрыто короткой жесткой шерстью. Тюлени питаются рыбой, рачками.

Игра «Назови правильно».

У медведя толстые лапы. Значит какой он? – Толстолапый.

У песца острые зубы. Значит какой он? – Острозубый.

У тюленя короткая шерсть. Значит какой он? – Короткошерстный.

У оленя быстрые ноги. Значит какой он? – Быстроногий.

У моржа толстая кожа. Значит какой он? – Толстокожий.

.

Подводят итог.

Воспитатель: А наше путешествие подошло к концу.

Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути. Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. Все эти животные – белый медведь, северный олень, тюлень и пингвин занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "Животные жарких и холодных стран" для детей подготовительной к школе группы

Это занятие направлено на творчество детей  и свободу  выбора техники  исполнения....

Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с животными жарких и холодных стран"

Дать представление о диких животных жарких и холодных стран. ...

План-конспект занятия. Тема: «Животные и птицы холодных стран. Звуки и буквы Т-Д»

Занятие по формированию фонетико-фонематических представлений и подготовке к овладению грамотой детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект логопедического досуга в подготовительной к школе группе "Письмо от Умки"(итоговое мероприятие по лексической теме "Животные холодных стран")

Конспект досуга выдержан в едином сюжете, разработан с целью обобщить знания детей, полученные за неделю по лексической теме "Животные холодных стран" и закрепить навыки звуко-буквенного анализа....

Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «животные жарких, холодных стран, средней полосы» КВН «кругосветное путешествие»

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет детского сада по теме "животные жарких, холодных стран, средней полосы" проводится в форме игры. Используемые технологии: моделирование, мнемотехника,...

Конспект подгрупповой совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Животные жарких и холодных стран"

Совместная  непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, ОНР....

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме: “ Животные жарких и холодных стран"

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР  по лексической теме: “ Зоопарк”.Данное занятие было проведено для ПМПК.В ходе занятие отмечалась динамика развития детей с ТНР....