Долгосрочный образовательный проект в средней группе «Неизведанное рядом» Руководитель: Грибович Татьяна Александровна, воспитатель МБОУ Школа №21 (Дошкольные группы)
проект по окружающему миру (средняя группа)

Грибович Татьяна Александровна

Цель проекта:

Создание условий: для развития элементарных естественно научных представлений о неживой природе.

 

Задачи проекта:

  1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира.
  2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
  3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
  4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
  5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
  6. Учить объяснять, наблюдать и фиксировать результаты доступными методами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_21-22.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Школа № 21имени В.С. Антонова» городского округа Самара

Россия 443061, г. Самара,  ул. Силаева, 1телефон 3301-770, 3301-624 факс 3301-770 bestschool@mail.ru

Долгосрочный образовательный проект в средней группе
«Неизведанное рядом»

Руководитель:

Грибович Татьяна Александровна,

воспитатель МБОУ Школа №21 (Дошкольные группы)

Самара, 2021 год

Тип проекта: групповой, познавательно — исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный 9 месяцев.

Сроки реализации проекта: сентябрь - май.

Вид проекта:

Групповой «Неизведанное рядом».

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.

Цель проекта:

Создание условий: для развития элементарных естественно научных представлений о неживой природе.

Задачи проекта:

  1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира.
  2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
  3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
  4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
  5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
  6. Учить объяснять, наблюдать и фиксировать результаты доступными методами.

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное

ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению необходим воздух, нужна влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, плодоносит и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Этапы проекта:

I Подготовительный этап.

• Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта.

  • Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
  • Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
  • Создание клуба «Неизведанное рядом».
  • Один раз в квартал проводятся совместные «заседания» клуба (родители и дети) в форме развлечений, игр — занятий, досугов, консультаций.
  • Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки — передвижки).
  • Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме

III Заключительный этап.

  • Диагностика и подведение результатов работы.
  • подведение итогов работы над проектом;
  • мониторинг качества освоения материала детьми;
  • презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Предварительная работа:

  • Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей
  • Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
  • Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
  • Изучение методической литературы по теме проекта.

Методы работы:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные
  • словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования
  • релаксация;
  • игровой: (сюрпризный момент, игры)
  • творческие

Формы работы:

  1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
  2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству
  3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
  4. Игры — занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
  5. Проведение занятий-опытов.

Формы работы с родителями

В совместной работе с родителями мы широко использовали: беседы, тематическое экспериментирование, консультации, папки – передвижки, сбор информации от родителей, из интернета, чтение познавательных книг и журналов.

Формы работы с детьми.

Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, нами был разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах и образовательных областях детской деятельности.

Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно — экспериментальная деятельность).

Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

План работы с детьми:

Сентябрь, разработка проекта. Подбор методической литературы.

Октябрь. Тема «Какая вода?» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, не имеет цвета и запаха.

Предполагаемый результат: Дети усвоят свойства воды такие как: прозрачная, текучая, является растворителем, не имеет цвета и запаха, имеет вес.

Тема: Что в пакете? Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Предполагаемый результат: Дети узнают, что воздух занимает всё окружающее пространство.

Ноябрь.

Тема: Легкий - тяжелый. Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие - тяжелые).

Предполагаемый результат: Научатся определять

вес предметов и группировать предметы по весу (легкие - тяжелые).

Тема: Мы - фокусники. Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Предполагаемый результат: Познакомятся со свойствами магнита и с предметами которые вступают во взаимодействие с ним.

Декабрь.

Тема: Как согреть руки? Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Предполагаемый результат: Научатся нагревать предметы при помощи трения, движения и выявят условия сохранения тепла.

Январь. Тема: Стекло, его качества и свойства. Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Предполагаемый результат: Познакомятся со стеклом, его свойствами. Научатся определять его качества.

Февраль. Тема: Металл, его качества и свойства. Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Предполагаемый результат: Познакомятся с металлом, его свойствами. Научатся определять его качества.

Тема: Волшебная рукавичка. Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Предполагаемый результат: закрепить свойства магнита и выявить с какими предметами он вступает во взаимодействие.

Март. Тема: Резина, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Предполагаемый результат: Познакомятся с резиной, её свойствами. Научатся определять её качества.

Тема Из чего птицы строят гнезда? Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Предполагаемый результат: Узнают некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Апрель. Тема: Пластмасса, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Предполагаемый результат: Познакомятся с пластмассой, её свойствами. Научатся определять её качества.

Тема: Прозрачность воды. Цель: Подвести к обобщению «чистая вода- прозрачная», «грязная - непрозрачная».

Предполагаемый результат: Познакомятся со свойством воды «прозрачность», научатся определять прозрачная вода.

Май. Тема: «Бумажные комочки». Цель: Познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.

Предполагаемый результат: Познакомятся с новым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.

Мониторинг.

В ходе работы над проектом мы стараемся обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.

В период работы над проектом особое внимание уделяем обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.

В ходе экспериментальной деятельности у детей развивается воображение, мышление, формируются навыки элементарной исследовательской деятельности. В мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, поэтому целенаправленно заниматься опытно — экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.

Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно — творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни — школьным годам.

Методическое обеспечение проектной деятельности:

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4 — 5 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008

Дошкольное воспитание № 7 2000 г.

Дошкольное воспитание № 10 2003 г.

2. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.

Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.

Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. - Воронеж, 2009.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Творческий центр, 2004.

Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно - методический комплект по

экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2008

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по конструированию во второй младшей группе «Строительство грузовой машины» Воспитатель: Грибович Татьяна Александровна

Цель: Закреплять умение создавать из строительного материала простейшие модели реальных объектов.Задачи:1.Развивать воображение, мышление, память2. Выделять в предмете его основные части, определ...

Социально-значимый долгосрочный образовательный проект «Ветеран живет рядом» для детей старшего дошкольного возраста

Социально-значимыйдолгосрочный образовательный проект «Ветеран живет рядом» для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация опыта работы музыкального руководителя Бойковой Татьяны Александровны для конкурса "Воспитатель года"

Опыт работы «Использование цветной грамоты для обучения старших дошкольников игре на диатонических колокольчиках»...

Проект «Неизведанное рядом». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе

Особое значение для развития детей дошкольного возраста имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мир...

Тип проекта: познавательно-творческий Продолжительность: долгосрочный Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Актуальность:         В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной...

ГБОУ Школа№830"Крепыш" Проект "Часы и Время" подготовительная группа, Руководитель Рослова Лия Александровна- воспитатель группы.

Проект "Часы и Время"рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.Данный проект предусматривает совместную деятельность педагога и детей.А в процессе деятельности у воспитанников развива...

Буклет для родителей "Цвет и цветотерапия в воспитании детей". Авторы: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель, Тихомирова Татьяна Григорьевна, воспитатель

Буклет для родителей "Цвет и цветотерапия в воспитании детей". Авторы: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель, Тихомирова Татьяна Григорьевна, воспитатель...