Как Щука друга искала
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Сценарий открытого занятия по познавательному развитию по теме "Рыбы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_shchuka_druga_iskala.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе
на тему: «Как щука друга искала».
Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников при решении проблемных ситуаций.
Задачи:
1. Расширять знания и представления о рыбах, их внешнем виде, повадках, местах обитания.
2. Закреплять ранее полученные знания о морях и океанах, о том, что реки впадают в моря.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
3. Активизировать речевую деятельность детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
4. Показать детям возможности дружеского общения.
5. Развивать чувство уверенности в своих силах, стремление прийти на помощь.
6. Закреплять умение решать математические задачи, выполнять действия в уме или при помощи счетного материала.
7. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа:
- чтение «Морских рассказов»,
- рассматривание рыб на картинках, в книгах, в аквариуме;
- наблюдение за их поведением;
- проведение опытов, связанных с наличием воздуха в воде; с наличием более высокой плотности соленой воды;
- совместное рисование рыб с педагогом, изготовление поделок из бумаги;
- лепка морских животных из природных материалов;
- создание макета моря с морскими обитателями.
Оборудование: игрушка Щука, карта, музыкальное сопровождение, картинки рыб, счетный материал для решения задач, цветная бумага, рисунок щуки, фломастеры, пластилин, стеки, бумага для рисования, цветная бумага, клей и ножницы для аппликаций.
Ход занятия
В.: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь возьмемся за руки и зарядимся друг от друга хорошим настроением. Начинаем разминку. Я задаю вопрос, вы отвечаете «Вот так!» и сопровождаете ответ каким-либо движением.
Разминка.
- Как живешь? - Вот так!
- А плывешь? - Вот так!
- Машешь вслед? - Вот так!
- Ждешь обед? - Вот так!
- Как бежишь? - Вот так!
- Вдаль глядишь? - Вот так!
- Ночью спишь? - Вот так!
- А шалишь? - Вот так!
В.: Зарядились хорошим настроением? Вот и отлично! Сядем в круг, я хочу задать вам несколько вопросов.
- Вы любите сказки? Назовите свои любимые сказки. Кто из героев вам нравится? Почему? А вы бы хотели обладать такими же качествами, как и ваши любимые герои?
- Хорошо. Ребята, а если бы вы очутились в сказке, как бы вы себя повели?
В этот момент в группу заносят игрушку щуки в ведре и говорят, что нашли ее в раздевалке.
- Спасибо. Вот сказка сама к нам и пришла. Ребята, да это же… (щука)! Как же она могла оказаться в нашем садике?
Предположения детей.
В.: Да, скорее всего ее принес Емеля, т.к. знает, что здесь живут дружные ребята, которые не откажут в помощи тому, кто их об этом попросит. Посмотрите на щуку, какая-то она грустная. Может она поранилась, пока к нам добиралась? Давайте ее осмотрим.
Туловище в порядке. (Рыба передается по кругу, и дети осматривают всю щуку, называя части тела. Дети делают вывод, что щука здорова).
В.: Хорошая новость. Щука здорова, но почему-то она все равно грустит. Давайте подумаем, когда мы здоровы, но грустим, какие причины могут быть для этого?
Ответы детей. Приходим к выводу, что причин может быть много. Надо узнать у самой щуки.
Как же нам вызвать ее на разговор? Может, кто-то вспомнит, какие слова надо сказать щуке, чтобы она заговорила?
Дети с В. вспоминают волшебные слова и произносят их:
- По щучьему веленью, по нашему хотенью, расскажи, щука, почему ты грустишь?
Щ.: Мне действительно грустно. Сегодня собрались все речные и озерные рыбы и сказали, что не будут больше со мной дружить. Уходи, говорят, щука, куда глаза глядят. Вот я к вам и пришла. Помогите мне, ребята.
В.: Да, проблема. Тяжело тебе, щука, будет друзей найти. Ты же не только играешь с рыбками, ты же еще и питаешься ими.
Но и без друзей плохо. Надо тебе помочь. Мы тебя с ребятами в беде не оставим. Ребята, что делать? Как мы можем помочь щуке?
Ответы детей.
В.: Да, ребята, вы верно говорите, что кроме озер и рек есть и другие водные объекты. Это моря и океаны.
- Давайте покажем щуке на карте, как выглядят моря и океаны, реки и озера.
Дети подходят к карте и отвечают на вопросы.
- Как на карте нарисованы реки, озера, моря? Что такое океан, море? Что больше море или океан? Какие они по размеру по сравнению с озером или рекой?
Щ.: Ура, раз море такое большое, значит, и рыб в нем много? Может, они со мной будут дружить?
В.: Надо попробовать. Но сначала нам надо попасть туда. Давайте по карте посмотрим, как мы будем добираться.
- Ребята, как мы попадем в море?
Дети отвечают, что все реки текут к морю. Нам просто надо плыть по реке и попадем в море. По карте дети показывают щуке путь до моря.
В.: Щука поплывет за нами, а мы на… корабле.
Физкультминутка.
Ходят волны на просторе,
Вы узнали? Это — море.
Чайка над волной взмывает,
Чайка чайку догоняет.
Посмотрите, пароход
По волнам плывет вперед.
Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь, смотрит там.
То в бинокль, то в трубу —
Влево, вправо, за корму.
Шум моря.
В.: Вот мы и на месте. Ребята, кто-то плывет. Чтобы узнать, надо отгадать загадку.
Передние – ласты, а задние - лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая.
Дети отвечают, что это морская черепаха. Объясняют ей, что ищут друга для щуки.
Ч.: Хорошо. Я согласна стать другом для щуки, если она, как и я, любит задачки и умеет их решать.
В.: Мы с ребятами поможем решить задачки.
Дети подходят к столам, на которых лежит счетный материал.
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две, равно…
Под деревом четыре льва.
Один ушел, осталось…
Дети решают задачи.
В.: Черепашка, щука пока не умеет решать задачки. Но ребята ее обязательно научат. Не уплывай, побудь еще с нами.
В.: Ребята, я еще кого-то вижу.
В глубине солёных вод
Чудо в щупальцах живёт.
Нет смешнее существа -
Восемь ног и голова.
Дети здороваются и объясняют осьминогу, что они щуке друга ищут.
О.: Я огромный осьминог!
У меня есть восемь ног!
Я умею танцевать...
И на ноги наступать...
А попробуйте вы сами
Столькими шагнуть ногами!
В.: Ребята, давайте попробуем изобразить осьминога с восемью ногами.
Дети обхватывают друг друга, чтобы получилось 8 ног. Педагог дает задание: идите вправо, потом два шага влево. У детей плохо получается. Все делают вывод, что иметь восемь ног, это сложно. Можно и запутаться.
В.: Осьминожек, у щуки нет ног, только плавники, но она тоже быстро умеет плавать. Вы сможете вместе играть в догонялки.
Давайте все вместе поиграем!
Подвижная игра «Рыбак и рыбки».
В.: Как весело! Ребята, а наша щука снова загрустила. Говорит, по дому соскучилась. По своей речке, по своим друзьям-маленьким рыбкам. Не зря говорят: «В гостях хорошо, а дома – лучше». Давайте попрощаемся с черепашкой и осьминогом и отправимся домой.
Под музыку дети возвращаются домой.
В.: Ребята, где мы сегодня побывали? А почему мы отправились в такое далекое путешествие? Помогли мы щуке найти новых друзей? Почему же она не осталась в море навсегда?
Ответы детей, что в море соленая вода, а щука – пресноводная рыба. И в море много хищных рыб. Щука бы не смогла там жить. Надо найти общий язык с речными обитателями.
В.: Ребята, пока мы отсутствовали, речные рыбы заболели. Оказывается, щука, питаясь рыбками, в первую очередь поедает слабых и больных. Тем самым спасает всех остальных рыб от болезней. Не зря щуку еще называют речным волком. Рыбки поняли, что зря обидели щуку. Обещают снова подружиться с ней.
Ну что, будем прощаться со щукой. До свидания, щука!
В.: Ребята, спасибо за вашу помощь щуке. Вы ей очень помогли. Она нашла новых друзей, а мы поняли, что вместе любое дело по плечу.
Занятие заканчивается. Дети в свободной игровой деятельности под музыку начинают играть по желанию, создавать друзей-рыбок для щуки разными изобразительными средствами (рисуют, лепят из пластилина, вырезают из бумаги).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная игра по сказке: "Как собака друга искала".
Театрализованная игра по сказке «Как собака друга искала»Программное содержание: Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия. Учить в...
Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».
Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...
Конспект организационной образовательной деятельности по физической культуре с элементами театрализации по мотивам мордовской народной сказки «Как собака друга искала»
Занятие способствует укреплению здоровья детей, развитию основных видов движений, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи. Прививает любовь к мордовским народным сказкам....
"Как собака себе друга искала" - музыкальная игра - сказка.
Сказка - это один из любимых детьми видов художественного творчества. Сказка, озвученная музыкой, привлекательна для ребенка вдвойне, так как эмоциональное содержание музыки усиливает впечатлени...
Конспект открытого занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Как Щука друга искала».
Конспект открытого занятия по окружающему мирув подготовительной группе«Как Щука друга искала»....
Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию (с включением д/и на ИКТ оборудовании и элементами продуктивной деятельности, чтение сказки Б. М. Аверина «Как собака друга искала») в старшей группе «Без друга на сердце вьюга»
Образовательные области: речевое развитие, приобщение к художественной литературе, художественно-эстетическое развитие...