Творческий проект "Деревья и кустарники"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Расширить представления о многообразии растительного мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.docx | 131.82 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №123 « Гармония» комбинированного вида г.Орска»
Творческий проект
"Деревья и кустарники"
Подготовила воспитатель:
Косягина Татьяна Николаевна
Краткосрочный творческий проект воспитателя логопелической группы №7 «Непоседы» Косягиной Татьяны Николаевны
Дата реализации проекта: с 02.10.2017 по28.10.2017 года.
Тип проекта: краткосрочный, творческий, познавательно-игровой.
Участники проекта: дети логопедической группы, родители воспитанников и воспитатель.
Место проведения проекта: МДОАУ «Детский сад №123»Гармония»
Дата разработки проекта: октябрь 2017;
Краткое описание проекта: Совместная работа детей, родителей по формированию представлений о деревьях и кустарниках.
Цель проекта:
- Расширить представления о многообразии растительного мира.
- Формировать умение классифицировать деревья.
- Обобщение и систематизация представлений у детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев и кустарников осенью.
Задачи проекта:
- Обобщение и систематизация знаний детей по данной теме.
- Расширение, обобщение, активизация и актуализация словаря по теме «Деревья и кустарники осенью». Закрепление знаний деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки.
- Развивать творческие способности и креативные возможности каждого ребёнка с помощью формирования у детей практических навыков в развитии связной речи и других психических функций.
- Вызывать потребность внимательно и бережно относится к природе, развивая наблюдательность и интерес к окружающему, прививать чувство единения с природой, ответственности за свои поступки.
Предмет исследования: деревья и кустарники наших лесов и садов.
Предполагаемый результат:
- Формирование у детей целостного образа окружающего мира в рамках проекта «Деревья и кустарники»
- Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной, продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности ребёнка.
- Создание продуктов детской творческой деятельности для итоговых мероприятий:
* выставки детских работ («Дорисуй лист», аппликации из листьев, коллективная работа «Осенний дуб»)
* гербарий «Деревья и кустарники»
* изготовление мобиля для дыхательной гимнастики «Листья-гномики».
Итоговые мероприятия проекта – Познавательно-развлекательная игра
«Что? Где? Когда?».
Перспективный план краткосрочного группового проекта «Деревья и кустарники» в подготовительной логопедической группе.
Неделя (дата) | Организационная деятельность с детьми | Деятельность с родителями | Взаимодействие воспитателей и детей. |
02.10-08.10 | Сбор и высушивание листьев родителями и детьми. Рассматривание деревьев и кустарников около дома, в саду. | ||
10.10 | 1.Разучивание физкультминутки «Осенние листья» 2.Изготовление на групповом занятии гномиков для дыхательной гимнастики. 3.Разучивание новой пальчиковой гимнастики «На березе, на осине..» | Информация для в родительском уголке. | 1.Работа в альбомах по обучению грамоте (формирование пространственных представлений ). Упр. Дорисуй и раскрась березку ранней и поздней осенью. |
11.10 | 1.Занятие по формированию лексико- грамматических категорий «Деревья и кустарники». 2.Групповое занятие по развитию мелкой моторики( «Дорисуй лист») 3. Пальчиковая гимнастика и физкультминутка. | Выставка работ для родителей. | |
12.10 | Изготовление на групповом занятии аппликации из листьев. | Индивидуальные занятия с детьми во второй половине дня (упр. «С какого дерева лист», «Помоги Незнайке») | |
13.10 | 1.Занятие по формированию лексико- грамматических категорий «Деревья и кустарники (дидактический синквейн ». 2. Коллективная работа «Осенний дуб». 3. Изготовление на групповом занятии аппликации из листьев. | Выставка для родителей «Осенний дуб» | |
14.10 | Итоговое мероприятие познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?». | Выставка работ для родителей «Осенняя аппликация» |
Приложение№1
Конспекты занятий по формированию лексико-грамматических категорий.
Занятие №1
Тема: Деревья и кустарники.
Цели:1.Воспитывать бережное отношение к природе. Уточнять и закреплять знания о деревьях и кустарниках. Развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли. Способствовать развитию познавательного интереса. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа. Совершенствовать ориентировку в пространстве. Закреплять в речи относительные прилагательные. Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Оборудование: картинки деревьев и кустарников, мобиль для дыхательной гимнастики «Гномы-листья», сухие листья, карточки для упр. «Дорисуй».
Ход занятия.
Орг. момент:
- Ребята, я приглашаю вас всех в гости, а куда - отгадайте.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
Дети:
- Это лес!
(стих. А.С. Пушкина отрывок их стих. "Осень"):
- Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
1. Отгадывание загадок про деревья и кустарники.
- Тихо в лесу. Птицы улетели на юг. Деревья стоят в праздничном осеннем уборе. Отгадайте их названия.
- Что же это за девица?
не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (ставлю елку) (Елка)
"Береза"
По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки,
Золото –сережки.
- Я. береза. Про меня и песни поют, и хороводы водят, и называют березонька белая, береза кудрявая. У меня кора белая с черными пятнами. И сережки у меня есть, очень красиво они на тоненьких веточках висят. Почки мои любят птицы.
- Ребята, а чем каждой весной береза нас угощает? (березовым соком)
Есть народная примета: если из березы течет много сока. то лето будет дождливое.
- А что применяют в медицине? (березовые почки)
С расплетенною косой
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит. (Ставлю осину)
- А это что за дерево? (Липа)
- Выросла я, липка
Тоненькой и гибкой.
Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Я-липка. Из моих цветов вырастут плоды-орешки. Пчелы меня очень любят, мед собирают. Листья у меня как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут
Берет не найдут (желуди) (показ. иллюстр. дуба)
- Я дуб. Меня называют могучим богатырем. Посмотрите, какой у меня могучий ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые. Видите, из-под листьев выглядывают любопытные желуди мои.
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)
Я-рябина. Плоды у меня красные и листья красновато-бурые сейчас. Меня называют деревом-кормушкой, т.к. ягоды мои любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.
- Вы знаете ребята, есть еще народная примета: если много рябины, то зима будет холодной.
2.Физкультминутка.
«Осенние листья» (О.С. Гомзяк стр.14)
- Посмотрим, отгадаете ли вы названия кустарников?
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина)
- Я ни разу так похож,
Как он красив, пригож!
А красивые плоды
Всем пригодны для еды (шиповник)
- А что вы знаете о шиповнике? (ответы детей)
Шиповник - родственник обычной розы. Плоды шиповника настоящая сокровищница витаминов. Так, что розы дарят людям не только красоту, но и силу.
- Ребята, шиповник, малина очень полезные ягоды, они полезны от простуды.
3. Образование относительных прилагательных.
- Наварит мама и бабушка вам варенье из малины и вы его едите. Какое оно? (Малиновое)
- А из смородины? (Смородиновое)
- А сварят вам компот из малины, значит, он какой компот? (Малиновый)
- А из смородины? (Смородиновый)
- Что можно делать с ягодами? (варить, мыть, сушить. тереть, есть, срывать, перекручивать).
4. Сравнение дерева и кустарника.
- Ребята, а что общего и у деревьев и у кустарников? (корень, ветки, листья).
- А чем различаются деревья и кустарники (у дерева 1 ствол, а у кустарника их несколько; кустарник ниже деревьев)
- А знаете ли вы ребята, как называется лес, где растут одни сосна? (сосновый бор)
- А если одни березы? (березовая роща)
- А если одни дубы? (дубрава)
- В парках люди сажают с 2-ух сторон аллеи одинаковые деревья.
- Если тополя, то это какая аллея? (тополиная)
5. Родительный падеж сущ. во мн. числе.
- В березовой роще, много, каких деревьев? (берез)
- В сосновом бору много? (сосен)
- В дубраве много? (дубов)
- На тополиной аллее растет много (тополей)
- На липовой аллее растет много (лип)
6. Игра «Чей лист?»
Лист осины- осиновый.
Лист дуба-…
Лист сливы-…
Лист клена-…
Лист сирени-…
Веточка сосны-…
Веточка ели-…( на доску выставляются засушенные детьми листья).
7.Дыхательное упражнение «Веселые гномы» (дети дуют на гномы-листочки , сделанные своими руками).
8. Игра «Три листа» (у каждого ребенка по три листа)
Дети их раскладывают и говорят , как они располагаются. Например, осиновый лист между кленовым и березовым, дубовый справа от липового и т.д.)
9. Упражнение «Дорисуй» (Детям раздаются листы, на которых приклеены половинки осенних листьев, нужно симметрично дорисовать вторую половину и попытаться разукрасить похожим цветом.
10 Итог занятия.
Занятие №2
Тема: Деревья и кустарники.(дидактический синквейн)
Цели:
Коррекционно-образовательные цели:
- уточнить и систематизировать знания детей об осени, деревьях;
- расширить словарь по теме существительными, прилагательными, глаголами;
- закреплять знания о словах-предметах, словах-художниках, словах-действиях;
- совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде и числе;
- формировать умение образовывать относительные прилагательные;
- формировать умение составлять рассказ-описание по схеме синквейна;
- закреплять умение наращивать предложение.
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, пространственные представления;
- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;
- развивать мелкую моторику, формировать координацию общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе,
- воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: конверт с письмом, предметные картинки с изображением осенних деревьев, листья деревьев, ковролин, разборное плоскостное изображение дуба, мяч, магнитофон, альбомные листы, карандаши, карточки-символы для обозначения существительных, прилагательных, глаголов.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед: Дети, сегодня к нам в детский сад пришло письмо (показывает детям конверт, достает письмо). А в этом письме загадка. (Логопед читает загадку.)
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая туча в окошко глядит.
О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится об осени.
Логопед: Правильно.
II. Основная часть.
1. Активизация и актуализация номинативного, предикативного, атрибутивного словаря по теме.
Логопед: (Вывешивает картинку осень). Это письмо нам прислала осень. Осень – моё любимое время года. А вы любите осень?
Дети отвечают.
Логопед: А почему вы любите осень?
Дети отвечают полным предложением.
Логопед: Вспомните, что происходит с деревьями осенью?
Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.
Логопед: Как называется явление в природе, когда с деревьев листья опадают?
Дети: Это листопад.
Логопед: В конверте лежат опавшие листья. Давайте рассмотрим их и подумаем, с какого дерева упал лист?
Дети называют: Этот лист упал с берёзы. Этот лист упал с клёна. Этот лист упал с рябины. Этот лист упал с дуба. Этот лист упал с осины.
Логопед при назывании ребёнком дерева вывешивает картинку с изображением этого дерева.
2. Образование относительных прилагательных.
Логопед: А теперь назовём, какой это лист. Например: лист берёзы – берёзовый лист.
Под каждым деревом поместим подходящий лист.
Дети называют, определяют место листьям.
3. Называние слов-предметов. Игра в слова с мячом.
Логопед: Посмотрите на наши картинки. Как вы думаете, какие слова-предметы здесь спрятались? (Логопед вывешивает символ слова-предмета – карточку с горизонтальной прямой). Назовите их.
Дети называют: дуб, берёза, осина, рябина, клён, лист.
Логопед: А теперь поиграем в мяч.
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
Ну-ка, мяч передавай
И слова-предметы называй.
Я предлагаю вам, передавая мяч по кругу, назвать слова-предметы на тему «Осенние деревья».
Дети называют: листопад, ветка, ствол, плод, лист, дуб и т. п.
Логопед: Посмотрите на наши картинки. Каких листьев больше всего было в осеннем конверте.
Дети: Больше всего было дубовых листьев.
Логопед: Каждый из вас возьмёт по дубовому листочку и пойдёт за мной по тропинке в осенний лес полюбоваться на дуб.
Дети выполняют.
4. Называние слов-художников.
Логопед: Посмотрите на этот дуб. Осенний ветер сдул листочки. Давайте прикрепим принесённые листочки, при этом будем называть слова-художники, говоря какой дуб. Каждый листочек – это слово-художник. (Логопед вывешивает символ слова-признака – карточку с горизонтальной волнистой линией).
Дети: Могучий, крепкий, красивый, толстый, огромный, жёлтый.
5. Называние слов-действий.
Логопед: Вспомните, какие плоды вырастают на дубе.
Дети: На дубе вырастают жёлуди.
Логопед: Давайте повесим на дуб жёлуди. При этом будем называть слова-действия, говоря, что делает дуб. Каждый жёлудь – это слово-действие. (Логопед вывешивает символ слова-действия – карточку с двумя горизонтальными линиями).
Дети: Растёт, стоит, возвышается, качается, желтеет, зеленеет, цветёт, ветвится, радует, веселит.
6.Физкультминутка «Осенние листья».
7. Создание синквейна совместно с логопедом.
Логопед: Молодцы. А теперь сядем за столы.
Дети выполняют.
Логопед: Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о дубе. (На доске размещены: в первом ряду карточка-символ для слова-предмета, во втором ряду – две карточки-символы для слов-художников, в третьем ряду – три карточки-символы для слов-действий, в четвёртом ряду – графическая схема предложения, в пятом ряду карточка-символ для слова-предмета). Посмотрите на мой рисунок дуба. Давайте при помощи карточек-символов составим рассказ. Начнем: назовите слово-предмет.
Дети: Дуб.
Логопед: Вспомните названные нами слова-художники. Выберите и назовите два слова-художника.
Дети: Огромный, могучий.
Логопед: Вспомните названные нами слова-действия. Выберите и назовите три слова-действия.
Дети: Растёт, желтеет, качается.
Логопед: Дети вспомните или придумайте предложение о дубе.
Дети: Я люблю осенний дуб.
Логопед: Дети назовите слова-предметы, которые вы вспоминаете, говоря слово дуб.
Дети: Дерево.
8. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.
Логопед: Пользуясь схемой на доске, расскажите о вашем дубе.
Дети выполняют. (Ребёнок встаёт и рассказывает своё произведение, другие дети внимательно его слушают; по окончании рассказа аплодируют; оценивают, говоря комплименты). Дуб растёт в лесу. Дуб красивый и могучий. Дуб летом стоит зелёный, осенью желтеет, качается на ветру. Я любуюсь осенним дубом. Дуб – лиственное дерево.
9. Логопед: Дети, у вас на столах лежат листы бумаги. Дорисуйте ваш листочек до какого –нибудь предмета. Дети выполняют.
Логопед: Какие красивые рисунки у вас получились.
III. Подведение итогов.
Логопед: Вам понравились картинки и рассказы о дубе?
Дети: Очень понравились.
Логопед: Давайте пожелаем дубу и всем деревьям хорошо отдохнуть зимой, а весной вновь радовать нас молодыми зелёными листочками. (Далее логопед оценивает достижения детей).
Познавательно-развлекательная игра
«Что? Где? Когда?»
Тема: «Деревья и кустарники»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация»
Цель: Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их отличительных особенностях.
Задачи: «Коммуникация»
- Совершенствовать связную речь детей, умение последовательно формулировать свои мысли;
«Познание»
- Активизировать мыслительную деятельность детей, используя различные приемы и методы (загадки, дидактические игры, схемы описательных рассказов);
Развивать внимание, активность, быстроту мышления;
«Художественное творчество»
3.Развивать воображение, аккуратность в выполнении аппликации из листьев;
«Социализация»
4.Воспитывать культуру общения в процессе игры;
5.Доставить детям удовольствие.
Методы и приемы: Практические: игровое упражнение «Четвертый лишний», «Собери листок», аппликация из природного материала. Словесные: загадывание загадок, рассказывание по схеме
Наглядные: рассматривание картинок с изображением деревьев и кустарников, схема описательного рассказа о деревьях.
Материал: конверты с заданиями для команд, схема описательного рассказа о деревьях, природный материал (листья, семена деревьев), цветной картон для фона коврика, салфетки, клеёнки, эмблемы, звездочки для награждения победителей.
Ход игры:
В игре принимают участие две команды «Желтые листья» и «Красные листья». Участники располагаются за столами. В середине стоит стол, разделенный на сектора, где расположены конверты с заданиями. Игроки поочередно от каждой команды берут по конверту с заданиями, обсуждают в течение одной минуты, затем отвечают. На вопрос отвечает один игрок или вся команда (на усмотрение капитана).
Оценивает ответы жюри по 2-х бальной системе. Результаты оценок вывешиваются на магнитную доску. В конце игры жюри объявляет итоги. Всего игроки выполняют по 5 заданий.
После каждых 2-х вопросов объявляется музыкальная пауза: музыкальная игра «Осенние листики»: Мы листики осенние, на ветках мы сидели. Дунул ветер, полетели и на землю тихо сели. Ветер снова побежал и листочки все поднял. Закружились, полетели и на землю тихо сели. Этюды с показом деревьев: тонкой березы, плакучей ивы, могучего дуба.
Примерные вопросы и задания
Команда «Желтые листья»
1.Назовите лиственные деревья
2.Загадка:
Шишки на зеленых лапах,
От коры смолистый запах,
Тут и там иголочки
Что же это?...(елочки)
Составить описательный рассказ о еле по схеме.
3.Игра «Зоркий глаз». За одну минуту найти на картинке все листья , правильно их назвать.
4. Игра «Четвертый лишний». Определи лишнее дерево.
Объясни выбор.
5. Конкурс капитанов. Примерные вопросы:
- Какое дерево напоит сладким соком? (береза)
- Какое дерево самое старое в мире? (драконовое)
- Назови различия между деревом и кустарником.
6. Блиц – турнир. За одну минуту отгадать как можно больше загадок.
1. Без рук, без ног, а ворота отворяет? (ветер)
2. Висит сито не руками свито (паутина)
3.С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет (лист)
4.Я на розу так похож
разве что не так хорош
Но зато мои плоды всем пригодны для еды (шиповник)
5.Клейкие раскрылись почки
Нарядился он в листочки
Летом в пух оделся щеголь
Догадались, это….(тополь)
6. Ветви в воду опустила
И о чем -то загрустила
Посмотрите как красиво
Над рекой склонилась (ива)
Команда «Красные листья»
- Назовите кустарники.
- Загадка:
В сарафане белом ходит
И в один из летних дней
Май сережки дарит ей. (береза)
Составьте описательный рассказ про березу по схеме.
3. «Зоркий глаз». За одну минуту найти на картинке все листья , правильно их назвать.
4.Игра «Четвертый лишний» (сосна, береза, клен, липа)
Объясни выбор.
5.Конкурс капитанов. Примерные вопросы
-Какое дерево называют вечнозеленым? (ель)
- Кто любит лакомиться корой осины и яблони? (заяц)
- Назови части дерева (корень, ствол, ветки, листья)
6.Блиц- турнир. За одну минуту отгадать как можно больше загадок.
Пушистая вата плывет куда- то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе (туча).
2.Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо)
3.Весной вырастают, осенью опадают (листья).
4.У меня иголки длиннее чем у елки
Очень прямо я расту в высоту
Если я на опушке
ветки только на макушке (сосна).
5. Желто-красная одежка
Каждый лист как на ладошке
Осенью всех ярче он
Догадались - это….(клен)
6. На листочке там и тут
Растет сиреневый салют
Это в теплый майский день
Распускается (сирень).
7.Падают с ветки золотые монетки (листья)
Заканчивается игра тем, что дети дарят свои аппликации из осенних листьев на память друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Во саду ли, в огороде" часть 2 "Плодовые кустарники"
Презентация по окружающему миру по ознакомлению детей с плодовыми кустарниками....
конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему "Деревья и кустарники"
Данное занятие знакомит детей с природой (деревьями и кустарниками), позволяет научить детей правильно рисовать деревья и кустарники. В занятии использованы методы:игровой, словесный, практическ...
Лексическая тема Деревья и кустарники.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ TEMЫДети должны знать:названия основных (в данной местности) деревьев, их классификацию (лиственные, хвойные, смешанные, фруктовые, лес — бор — чаща — сад);внешнее...
Творческий проект "Деревья и кустарники".
Краткосрочный, творческий, познавательно-игровой проект учителя-логопеда подготовительной логопедической группы Антоненко Н.В. Это совместная работа педагогов, детей и родителей по формированию предст...
Лексическая тема "«Деревья и кустарники»" 2-ое занятие – «Кустарники»
Представлены изображения на тему "Кустарники", загадки, корневая система сходства и различия...
Планирование в старшей группе.«Деревья и кустарники. Деревья, кустарники в наших парках, лесопарках, на участке».
Планировыание в старшей группе "Деревья и кустарники........