Конспект образовательной деятельности
материал по окружающему миру (старшая группа)

Кучер Мария Ивановна

"Как хорошо у нас в светелке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_kak_horosho_u_nas_v_svetelke.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад №13»


ТЕМА : «Как хорошо у нас в светелке»

Направление развития: социально-нравственное.

Доминирующая область:  познавательное развитие.

Возрастная группа: старше-подготовительная.

Цель: познакомить с историей и традициями русского народа.

Задачи:

Воспитательные:

- формировать интерес и уважение к традициям на Руси;

- воспитывать нравственные качества личности.

Развивающие:

- повторить значение старинных предметов быта;

- вызвать у детей радость от повторения (проговаривание и подговаривание) знакомых потешек, колыбельных песен, частушек, загадок, пословиц;

- развивать игровые навыки и умения.

Образовательные:

- научить понимать обычаи и обряды;

- активизировать интерес к истокам и истории своего народа;

- способствовать становлению выразительной интонационной речи.

Словарная работа:

завалинка, светёлка, посиделки, лучина, небосвод, хоровод, горелки, быт людей, сусеки, досуг, прялка, прядь, пряха, прясть, пряжа, прядение, прядильня, ярмарка, гончар.

Предварительная работа:

экскурсия в русскую избу, знакомство со старинными предметами быта, пение колыбельных песен, знакомство с потешками.

Создание среды для проведения и организации ОД:

русская изба: русская печь, стол, самовар, скамейки, прялка, лавочки, деревянная посуда  на столе, колыбелька, куклы.

Для украшения избы: рушники, вышитые полотенца, салфетки, коврики.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.   Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: рассматривание иллюстраций, книг, старинных предметов быта, комментирование.

2. Приёмы активизации детей: создание развивающей среды, игровые приёмы, сюрпризные моменты, анализ, выводы.

3. Приёмы организации практической деятельности детей:игровые действия с куклой, с музыкальными инструментами, малые фольклорные песни.

4. Приёмы поддержания интересов детей:музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.

5. Приёмы оценки и самооценки: поощрение, совместно с педагогом и детьми определения качества игровой деятельности, взаимопомощь детей.

Виды детской деятельности в ОД:

Игровая.

Познавательная.

Музыкальная.

Коммуникативная.

Двигательная.

Планируемые результаты:

Личностные: активизация познавательного интереса, формирование интереса к устному народному творчеству.

Интеллектуальные: расширение и обогащение словарного запаса.

Художественные: использование малых фольклорных форм в игровой деятельности.

Критерии оценки деятельности детей в ОД:  

  1. Активность.
  2. Самостоятельность.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  4. Эмоциональность и др.

Взаимодействие с родителями.

  1. Беседа родителей с детьми на тему: «Семейные традиции».
  2. Изготовление атрибутов и костюмов.
  3. Организация чаепития.

ХОД НОД

Хозяйка в светелке ждет гостей

Хозяйка:

Светит, светит месяц

 Высоко, не низко.

 Где же гости дорогие

 Далеко ли? Близко?

 Красны девицы

 Да добры молодцы

 Поскорее наряжайтесь

 Да на посиделки собирайтесь!

Звучит русская народная мелодия(Со вьюном я хожу), входят дети в русских народных костюмах:

Дети : Здравствуй, хозяюшка.

Хозяйка: Здравствуйте, гости, дорогие.

 Давно вас поджидаю.

 Милости прошу, садитесь.

Дети рассаживаются на скамейках, а хозяюшка ведет рассказ.

Хозяйка: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки ,пели, водили хороводы , рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шуткой , песней  да весельем и работа спорилась.

1-ая девочка: Игла –барыня ,княгиня.(шьют)              

                           Весь мир нарядила,

                           Нарядила ,  обшила

                           Сама нагая ходила.

2-ая девочка: Она  тонка да длинна,                                    

                            Одноуха,остра,

                            Одноуха, остра,

                            Всему миру красна.

1-ая девочка: А я тычу-потычу!                            

                             В носик стальной

                              В носик стальной

                              Хвостик льняной.

2-ая девочка:    Хвостик нитяной                        

                              Тяну-тяну за собой,

                              Сквозь холст он проходит,

                              Конец себе находит.

Девочки пересаживаются за пряху , прядут , наматываю нитку на клубок

Хозяйка:              Какова пряха

                               Такова на ней и рубаха.

Песня «Прялица» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

На ковре сидят девочки играют в куклы.

1-ая девочка : Легкий  тоненький ветерок, не вей, не вей,  

                           У воротиков не гуди , не гуди,

                           Вольный темненький лесок, не шуми, не шуми,

                           Мою куколку не  буди, не буди.

2-ая девочка: Баю,баю,баю,бай,                                                                                        

                         Ты , собачка, не лай,

                         Петушок, не кричи,

                         Мою куколку не буди.

Песня «Колыбельная»(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Хозяйка: Издавна русский народ славился трудолюбием.

Дети читают пословицы.

-«Дело мастера боится»                                                        

-«Без дела жить – только небо коптить»                          

-«Маленькое дело лучше большого безделья»              

-«Есть терпенье – будет и уменье»                                    

Хозяйка: Послушайте еще одну : «Спишь, спишь , а  отдохнуть некогда». Уж не про нашего ли Дрему она?

Девочка подходит к печке , на которой спит Дрема.  

1-ая девочка: Дремя дремлет, спать хочет.          

                            Тебе полно, Дрема дремать,

                             Тебе пора, Дрема вставать.

                            Встань, колокольцы звенят,

                            Встань, часы, говорят.

Дрема: слезает с печи,потягивается                 

                Мне давно бы вставать,

                 Мне кругом походить,

                 Мне людей посмотреть,

                 Мне себя показать.

                Ну что ж?

                Давайте , ребята , в «горелки» играть,

                Веселой игрой гостей развлекать!

Игра «Горелки»

Хозяйка: Как у нашего соседа

              Весела была беседа,

                А у нас на весь двор

                Еще лучше разговор:

               - Утки

           Дети: В дудки

           Хозяйка: Кошки

          Дети: В ложки!

          Хозяйка: Тараканы

          Дети: В барабаны!

         Хозяйка: Чайки

        Дети: В балалайки!

        Хозяйка: Кукушки

      Дети: В колотушки!

     Хозяйка: А веселые скворцы

   Заиграли в бубенцы!

   Играют, играют,

  Всех потешают!

1-ый мальчик:

Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем при народе.

Игра на музыкальных инструментов.

Хозяйка : Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленый погляжу.

1.     Кто приходит, кто уходит.

Все ее за ручку водят (дверь).

2.     Межи деревянные,

А поля стеклянные (окна).

3. В избе изба,

На избе – труба.

Зашумело – в избе,

Загудело в трубе.

Видит  пламя народ,

А тушить не идет (печь).

4. Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки (стол).

5. В небо дыра, в землю дыра,

А в середине огонь да вода (самовар).

Хозяйка: Но в старину на посиделках не только пели, плясали, играли, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется.Пока мы веселились , мой котенька – коток все клубки разматал.нужно клубочки смотать . чтобы можно было вязать.

Ну -  ка, девицы – рукодельницы , выходите,

Свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубок»

Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.

А какие же посиделки без частушек?

Ну и удаль, ну и стать,

Молодою снова б стать,

Как певали мы частушки.

Вы их знаете . подружки?

Частушки

1-девочка                                              

Как частушки нам не знать!            

 Любим петь мы и плясать

 Выходите-ка, подружки,

 Пропоем мы вам частушки.

1- Мальчик:                                                      

Эй, девчонки - хохотушки,

 Запевайте-ка частушки,

 Запевайте поскорей,

 Чтоб порадовать гостей.

2-девочка:                                                      

Станем, девицы, рядком,

 Да частушки пропоем.

1-Мальчик:                                

Да и мы, пожалуй, встанем,

 От подружек не отстанем!

2-Девочка:                                                  

Пропоем мы вам частушки,

 Замечательны таки,

 Что пойдут плясать старушки,

 Затанцуют старики!

2-Мальчик:                                                

Кабы, кабы да кабы,

 На носу росли грибы,

 Сами бы варилися,

 Да и в рот катилися!

1-Мальчик:                                                                  

На болоте, на снегу,

 Укусил комар блоху,

 Сидит заяц на березе,

 Умирает со смеху!

2-Мальчик:                                              

Девочки - беляночки,

 Чем вы набелилися?

1-Девочка:                                              

Мы вчера коров доили,

 Молоком облилися!

2-Девочка:                                              

Не хотела я плясать,

 Стояла и стеснялася.

 А гармошка заиграла,

 Я не удержалася!

1-Мальчик:                                          

Если б не было воды,

 Не было бы кружки,

 Если б не было девчат,

 Кто бы пел частушки?

2-Мальчик:                                        

На окошке два цветочка,

 Голубой да аленький,

 Я мальчонка боевой,

 Хоть и ростом маленький.

Все  

Мы частушки вам пропели,

 И садимся в решето,

 Чтобы всюду и кругом

 Было с нами хорошо!

1-ый ребенок:                              

Скучно, скучно так сидеть

Друг на друга все глядеть.

Так петь  умеет всяк,

А играть умеет  так?

Игра «Ручеек»

Хозяйка: Не красна изба углами, а красна - пирогами!

Хозяйка достает пироги из печи.

Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Гостей чаем угощать!»

Девочка  Любим чай мы с пирогами,    

С баранками,   кренделями. Да блинами! 

Песня «Блины»

Хозяйка: - За самоваром на Руси собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали семейные дела. Мне хочется, чтобы все, что вы сегодня узнали, осталось с вами навсегда, чтобы вы умели принять гостей, чтобы ваш дом был всегда радостным и уютным, а на сердце у каждого, вошедшего в него, было тепло от этого. Не забывайте о русских традициях. А сейчас я приглашаю вас на чаепитие.                  

Чаепитие.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...