Конспект образовательной деятельности
материал по окружающему миру (старшая группа)
"Как хорошо у нас в светелке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад №13»
ТЕМА : «Как хорошо у нас в светелке»
Направление развития: социально-нравственное.
Доминирующая область: познавательное развитие.
Возрастная группа: старше-подготовительная.
Цель: познакомить с историей и традициями русского народа.
Задачи:
Воспитательные:
- формировать интерес и уважение к традициям на Руси;
- воспитывать нравственные качества личности.
Развивающие:
- повторить значение старинных предметов быта;
- вызвать у детей радость от повторения (проговаривание и подговаривание) знакомых потешек, колыбельных песен, частушек, загадок, пословиц;
- развивать игровые навыки и умения.
Образовательные:
- научить понимать обычаи и обряды;
- активизировать интерес к истокам и истории своего народа;
- способствовать становлению выразительной интонационной речи.
Словарная работа:
завалинка, светёлка, посиделки, лучина, небосвод, хоровод, горелки, быт людей, сусеки, досуг, прялка, прядь, пряха, прясть, пряжа, прядение, прядильня, ярмарка, гончар.
Предварительная работа:
экскурсия в русскую избу, знакомство со старинными предметами быта, пение колыбельных песен, знакомство с потешками.
Создание среды для проведения и организации ОД:
русская изба: русская печь, стол, самовар, скамейки, прялка, лавочки, деревянная посуда на столе, колыбелька, куклы.
Для украшения избы: рушники, вышитые полотенца, салфетки, коврики.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: рассматривание иллюстраций, книг, старинных предметов быта, комментирование.
2. Приёмы активизации детей: создание развивающей среды, игровые приёмы, сюрпризные моменты, анализ, выводы.
3. Приёмы организации практической деятельности детей:игровые действия с куклой, с музыкальными инструментами, малые фольклорные песни.
4. Приёмы поддержания интересов детей:музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
5. Приёмы оценки и самооценки: поощрение, совместно с педагогом и детьми определения качества игровой деятельности, взаимопомощь детей.
Виды детской деятельности в ОД:
Игровая.
Познавательная.
Музыкальная.
Коммуникативная.
Двигательная.
Планируемые результаты:
Личностные: активизация познавательного интереса, формирование интереса к устному народному творчеству.
Интеллектуальные: расширение и обогащение словарного запаса.
Художественные: использование малых фольклорных форм в игровой деятельности.
Критерии оценки деятельности детей в ОД:
- Активность.
- Самостоятельность.
- Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- Эмоциональность и др.
Взаимодействие с родителями.
- Беседа родителей с детьми на тему: «Семейные традиции».
- Изготовление атрибутов и костюмов.
- Организация чаепития.
ХОД НОД
Хозяйка в светелке ждет гостей
Хозяйка:
Светит, светит месяц
Высоко, не низко.
Где же гости дорогие
Далеко ли? Близко?
Красны девицы
Да добры молодцы
Поскорее наряжайтесь
Да на посиделки собирайтесь!
Звучит русская народная мелодия(Со вьюном я хожу), входят дети в русских народных костюмах:
Дети : Здравствуй, хозяюшка.
Хозяйка: Здравствуйте, гости, дорогие.
Давно вас поджидаю.
Милости прошу, садитесь.
Дети рассаживаются на скамейках, а хозяюшка ведет рассказ.
Хозяйка: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки ,пели, водили хороводы , рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шуткой , песней да весельем и работа спорилась.
1-ая девочка: Игла –барыня ,княгиня.(шьют)
Весь мир нарядила,
Нарядила , обшила
Сама нагая ходила.
2-ая девочка: Она тонка да длинна,
Одноуха,остра,
Одноуха, остра,
Всему миру красна.
1-ая девочка: А я тычу-потычу!
В носик стальной
В носик стальной
Хвостик льняной.
2-ая девочка: Хвостик нитяной
Тяну-тяну за собой,
Сквозь холст он проходит,
Конец себе находит.
Девочки пересаживаются за пряху , прядут , наматываю нитку на клубок
Хозяйка: Какова пряха
Такова на ней и рубаха.
Песня «Прялица» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
На ковре сидят девочки играют в куклы.
1-ая девочка : Легкий тоненький ветерок, не вей, не вей,
У воротиков не гуди , не гуди,
Вольный темненький лесок, не шуми, не шуми,
Мою куколку не буди, не буди.
2-ая девочка: Баю,баю,баю,бай,
Ты , собачка, не лай,
Петушок, не кричи,
Мою куколку не буди.
Песня «Колыбельная»(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Хозяйка: Издавна русский народ славился трудолюбием.
Дети читают пословицы.
-«Дело мастера боится»
-«Без дела жить – только небо коптить»
-«Маленькое дело лучше большого безделья»
-«Есть терпенье – будет и уменье»
Хозяйка: Послушайте еще одну : «Спишь, спишь , а отдохнуть некогда». Уж не про нашего ли Дрему она?
Девочка подходит к печке , на которой спит Дрема.
1-ая девочка: Дремя дремлет, спать хочет.
Тебе полно, Дрема дремать,
Тебе пора, Дрема вставать.
Встань, колокольцы звенят,
Встань, часы, говорят.
Дрема: слезает с печи,потягивается
Мне давно бы вставать,
Мне кругом походить,
Мне людей посмотреть,
Мне себя показать.
Ну что ж?
Давайте , ребята , в «горелки» играть,
Веселой игрой гостей развлекать!
Игра «Горелки»
Хозяйка: Как у нашего соседа
Весела была беседа,
А у нас на весь двор
Еще лучше разговор:
- Утки
Дети: В дудки
Хозяйка: Кошки
Дети: В ложки!
Хозяйка: Тараканы
Дети: В барабаны!
Хозяйка: Чайки
Дети: В балалайки!
Хозяйка: Кукушки
Дети: В колотушки!
Хозяйка: А веселые скворцы
Заиграли в бубенцы!
Играют, играют,
Всех потешают!
1-ый мальчик:
Инструменты возьмем в руки
И, чтоб не было здесь скуки,
Мы сыграем при народе.
Игра на музыкальных инструментов.
Хозяйка : Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленый погляжу.
1. Кто приходит, кто уходит.
Все ее за ручку водят (дверь).
2. Межи деревянные,
А поля стеклянные (окна).
3. В избе изба,
На избе – труба.
Зашумело – в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет (печь).
4. Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (стол).
5. В небо дыра, в землю дыра,
А в середине огонь да вода (самовар).
Хозяйка: Но в старину на посиделках не только пели, плясали, играли, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется.Пока мы веселились , мой котенька – коток все клубки разматал.нужно клубочки смотать . чтобы можно было вязать.
Ну - ка, девицы – рукодельницы , выходите,
Свое уменье покажите!
Игра «Намотай нитку в клубок»
Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.
А какие же посиделки без частушек?
Ну и удаль, ну и стать,
Молодою снова б стать,
Как певали мы частушки.
Вы их знаете . подружки?
Частушки
1-девочка
Как частушки нам не знать!
Любим петь мы и плясать
Выходите-ка, подружки,
Пропоем мы вам частушки.
1- Мальчик:
Эй, девчонки - хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
2-девочка:
Станем, девицы, рядком,
Да частушки пропоем.
1-Мальчик:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!
2-Девочка:
Пропоем мы вам частушки,
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!
2-Мальчик:
Кабы, кабы да кабы,
На носу росли грибы,
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися!
1-Мальчик:
На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе,
Умирает со смеху!
2-Мальчик:
Девочки - беляночки,
Чем вы набелилися?
1-Девочка:
Мы вчера коров доили,
Молоком облилися!
2-Девочка:
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася!
1-Мальчик:
Если б не было воды,
Не было бы кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
2-Мальчик:
На окошке два цветочка,
Голубой да аленький,
Я мальчонка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Все
Мы частушки вам пропели,
И садимся в решето,
Чтобы всюду и кругом
Было с нами хорошо!
1-ый ребенок:
Скучно, скучно так сидеть
Друг на друга все глядеть.
Так петь умеет всяк,
А играть умеет так?
Игра «Ручеек»
Хозяйка: Не красна изба углами, а красна - пирогами!
Хозяйка достает пироги из печи.
Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Гостей чаем угощать!»
Девочка Любим чай мы с пирогами,
С баранками, кренделями. Да блинами!
Песня «Блины»
Хозяйка: - За самоваром на Руси собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали семейные дела. Мне хочется, чтобы все, что вы сегодня узнали, осталось с вами навсегда, чтобы вы умели принять гостей, чтобы ваш дом был всегда радостным и уютным, а на сердце у каждого, вошедшего в него, было тепло от этого. Не забывайте о русских традициях. А сейчас я приглашаю вас на чаепитие.
Чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»
Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...